урок географии в 5 классе

  • doc
  • 09.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала форма, размеры и движения Земли.doc

Тема урока Форма, размеры и движения Земли    урок № 4

Тип урока Изучение нового материала

Дата урока

Образовательные ресурсы Глобус, презентация по теме, учебники географии для 5 класса издательства «Русское слово», раздаточный материал (задание)

План урока: 1. Роль И. Ньютона в формировании представлений о шарообразности Земли. 2. Размеры Земли: Полярный и экваториальный радиусы. 3. Движения Земли и их географические следствия. 4. Полюсы и экватор.

Опорные знания: 1. Состав солнечной системы. 2. Классификация планет Солнечной системы. 3. Отличия планет от звезд.

Цель: формирование  представлений о форме Земли движениях Земли и их географических следствиях.

Задачи: рассмотреть особенности формы, размеров Земли, ее движений; познакомить обучающихся с географическими следствиями движений Земли.; раскрыть особенности соотношения радиусов Земли; сформировать представления о полюсах, экваторе, полушариях Земли; продолжить формирование предметных и метапредметных ууд на основе тематического содержания урока.

Формы и методы обучения: коллективная,   работа в парах, словесный, наглядный

Основные термины и понятия эллипсоид, полюс, экватор, суточное и годовое движение.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров  Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом;

выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Личностные:  обладать ответственным отношением к учебе; быть осознанным, уважительным и доброжелательным по отношению к другому человеку, однокласснику,  его мнению;

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовности уч-ся к уроку.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

 

1. Тест «От плоской Земли к земному шару» (Приложение)

2. пересказывают (2-4 ученика)

3. Игра  Что я  знаю?    «Да - нетка»

1.Земля имеет форму шара?  2. Земля вращается?  3.Сутки- это день?  4. Экватор- это океан?

Выполняют тест

пересказывают

Самостоятельная работа в тетради. Взаимоконтроль.

Изучение нового материала

 

Слайд 3.  Побуждает учеников на  определение темы урока и постановки цели.

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

-Ну-ка, детки, подымайтесь,

Умывайтесь, одевайтесь

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Дальше, дальше день бежит

К вечеру скорей спешит.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она,

Закрывайте дети очи.

Говорит: «Спокойной ночи!»

О чем говорится в стихотворении? Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи. Назовите времена года. Почему происходит смена времен года на Земле?

 Итак, сегодня мы продолжим разговор о движениях и форме  Земли.

1.Организует работу в группах по самостоятельному чтению текста параграфа.

2. Организует обсуждение изученного материала между группами в сопровождении мультимедийной презентации.

2.Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти  в тексте учебника и узнать информацию о том, кто впервые рассчитал размеры Земли,

- задаёт вопрос   для выполнения  задания к рис.10 на стр.21.

-Найти в учебнике информацию о видах движения Земли

3.Стимулирует активное участие всех детей к практической части.

4.При необходимости корректирует результаты работы

Дети осознанно воспринимают   стихотворение, делают выводы о смене дня и ночи, времен года, формулируют тему и цель урока.

Открывают тетрадь,  записывают  тему урока.

 

 

Ученики 1 группы, используя текст учебника, определяют особенности положения  экватора, полушария и радиусов Земли.

 2 группа, используя текст учебника,  по  тексту учебника  изучают особенности суточного движения Земли.

3 группа, используя текст учебника, по тексту учебника рассматривают следствия годового движения Земли. 

4 группа, используя текст учебника, находят определение  понятию «год», «високосный год», их продолжительность.

 

Ученики проговаривают  вслух изученный материал.

Первичное осмысление и закрепление

 

Тематический практикум. 29 февраля. Потому что этот день бывает 1 раз в 4 года.

Картографический практикум.

Дает задания группам

Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

2. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?»

3.Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Если остаётся время выполнить задания из р.т. стр.12 (приложение)

- выполняют задания

Итоги урока.

Рефлексия

 

Предлагает  учащимся устно  определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков  на данном уроке.-Я уверен в своих знаниях-------Мне комфортно_____- Я  испытываю проблемы--------.

 

Д/ задание

прочитать § 4, предлагает выбрать для повторения простые или сложные вопросы

Записывают в дневник д/ задание.

Ответы: тест – карточка  1б, 2а, 3в, 4б, 5а, 6в, 7б, 8в, 9а, 10 1б,2в, 3а              Ответы тпо стр. 8. 1 а, 2 в, 3в , 4 а, 5 а, 6. Аристотель, лунных, Эратосфен.


От плоской Земли к земному шару.(тест)

1.       Все планеты Солнечной системы имеют форму, близкую к: а) овальной, б) шарообразной, в) круглой.

2.       Воображаемая линия, находящаяся на уровне глаз наблюдателя на открытой местности, называется: а) линией горизонта, б) экватором, в) земной осью.

3.       Первые предположения о шарообразности Земли были выдвинуты в: а) Древнем Китае, б) Древней Руси, в) Древней Индии.

4.       Первым ученым, выдвинувшим гипотезу о шарообразности Земли был: а) Птолемей, б) Пифагор, в) Пифей.

5.       Первые доказательства шарообразности Земли привёл древнегреческий философ: а) Аристотель, б) Эратосфен, в) Сократ.

6.       Доказательством шарообразности Земли, выдвинутым Аристотелем, стало наблюдение за: а) движением комет, б) солнечным затмением, в) лунным затмением.

7.       Первым учёным, рассчитавшим истинные размеры Земли, стал: а) Пифагор, б) Эратосфен, в) Геродот.

8.       Расчёты истинных размеров Земли древнегреческий учёный Эратосфен получил в результате измерений: а) пути первого кругосветного плавания, б) расстоянием между Афинами и Каиром, в) длин теней.

9.       Длина окружности земного шара по экватору составляет около: а) 40000 км, б) 20000 км, в) 6800 км.

10.   Установите соответствие между именем учёного и сделанным им географическим открытием:

Имя учёного                                                 Географическое открытие

1)      Пифагор                                                а) вычислил размеры Земли

2)      Аристотель                                           б) выдвинул гипотезу о шарообразности Земли

3)      Эратосфен                                            в) предложил доказательства шарообразности Земли

 

От плоской Земли к земному шару.(тест)

1.      Все планеты Солнечной системы имеют форму, близкую к: а) овальной, б) шарообразной, в) круглой.

2.      Воображаемая линия, находящаяся на уровне глаз наблюдателя на открытой местности, называется: а) линией горизонта, б) экватором, в) земной осью.

3.       Первые предположения о шарообразности Земли были выдвинуты в: а) Древнем Китае, б) Древней Руси, в) Древней Индии.

4.       Первым ученым, выдвинувшим гипотезу о шарообразности Земли был: а) Птолемей, б) Пифагор, в) Пифей.

5.       Первые доказательства шарообразности Земли привёл древнегреческий философ: а) Аристотель, б) Эратосфен, в) Сократ.

6.       Доказательством шарообразности Земли, выдвинутым Аристотелем, стало наблюдение за: а) движением комет, б) солнечным затмением, в) лунным затмением.

7.       Первым учёным, рассчитавшим истинные размеры Земли, стал: а) Пифагор, б) Эратосфен, в) Геродот.

8.       Расчёты истинных размеров Земли древнегреческий учёный Эратосфен получил в результате измерений: а) пути первого кругосветного плавания, б) расстоянием между Афинами и Каиром, в) длин теней.

9.       Длина окружности земного шара по экватору составляет около: а) 40000 км, б) 20000 км, в) 6800 км.

10.   Установите соответствие между именем учёного и сделанным им географическим открытием:

Имя учёного                                                 Географическое открытие

1.      Пифагор                                                а) вычислил размеры Земли

2.       Аристотель                                           б) выдвинул гипотезу о шарообразности Земли

3.       Эратосфен                                            в) предложил доказательства шарообразности Земли

 

Тематический практикум.  Решите задачу.

Високосный год – год в календаре, продолжительность которого равна 366 дням, - на одни сутки больше продолжительности обычного, не високосного года. Високосным годом является каждый четвёртый год. Рассчитайте, какой ближайший год в календаре будет високосным, если известно, что в 2000году было 366 дней.

 

 

 

 

 

 


Картографический практикум

 

1.Остров, 2. Материк, 3. Остров, 4. Залив, 5. Полуостров, 6. Океан

Картографический практикум

1-                                                      1.Остров, 2. Материк, 3. Остров, 4. Залив, 5. Полуостров, 6. Океан

Картографический практикум

1.Остров, 2. Материк, 3. Остров, 4. Залив, 5. Полуостров, 6. Океан

Картографический практикум

1.Остров, 2. Материк, 3. Остров, 4. Залив, 5. Полуостров, 6. Океан

 


Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

 

Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

 

Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

 

Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

 

Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

 

Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.