Тема урока Форма, размеры и движения Земли урок № 4 |
|||
Тип урока Изучение нового материала |
|||
Дата урока |
|||
Образовательные ресурсы Глобус, презентация по теме, учебники географии для 5 класса издательства «Русское слово», раздаточный материал (задание) |
|||
План урока: 1. Роль И. Ньютона в формировании представлений о шарообразности Земли. 2. Размеры Земли: Полярный и экваториальный радиусы. 3. Движения Земли и их географические следствия. 4. Полюсы и экватор. |
Опорные знания: 1. Состав солнечной системы. 2. Классификация планет Солнечной системы. 3. Отличия планет от звезд. |
||
Цель: формирование представлений о форме Земли движениях Земли и их географических следствиях. Задачи: рассмотреть особенности формы, размеров Земли, ее движений; познакомить обучающихся с географическими следствиями движений Земли.; раскрыть особенности соотношения радиусов Земли; сформировать представления о полюсах, экваторе, полушариях Земли; продолжить формирование предметных и метапредметных ууд на основе тематического содержания урока. |
|||
Формы и методы обучения: коллективная, работа в парах, словесный, наглядный |
|||
Основные термины и понятия эллипсоид, полюс, экватор, суточное и годовое движение. |
|||
Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор. Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; Личностные: обладать ответственным отношением к учебе; быть осознанным, уважительным и доброжелательным по отношению к другому человеку, однокласснику, его мнению; |
|||
Организационная структура урока |
|||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Орг. момент |
Приветствует учащихся, проверяет готовности уч-ся к уроку. |
Приветствуют учителя |
|
Актуализация знаний
|
1. Тест «От плоской Земли к земному шару» (Приложение) 2. пересказывают (2-4 ученика) 3. Игра Что я знаю? «Да - нетка» 1.Земля имеет форму шара? 2. Земля вращается? 3.Сутки- это день? 4. Экватор- это океан? |
Выполняют тест пересказывают Самостоятельная работа в тетради. Взаимоконтроль. |
|
Изучение нового материала
|
Слайд 3. Побуждает учеников на определение темы урока и постановки цели. Утром солнышко встаёт, Спать ребятам не даёт! -Ну-ка, детки, подымайтесь, Умывайтесь, одевайтесь В полдень солнышко в зените, У него лучи, как нити, Дальше, дальше день бежит К вечеру скорей спешит. Ночью на небе - луна, Очень строгая она, Закрывайте дети очи. Говорит: «Спокойной ночи!» О чем говорится в стихотворении? Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи. Назовите времена года. Почему происходит смена времен года на Земле? Итак, сегодня мы продолжим разговор о движениях и форме Земли. 1.Организует работу в группах по самостоятельному чтению текста параграфа. 2. Организует обсуждение изученного материала между группами в сопровождении мультимедийной презентации. 2.Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, кто впервые рассчитал размеры Земли, - задаёт вопрос для выполнения задания к рис.10 на стр.21. -Найти в учебнике информацию о видах движения Земли 3.Стимулирует активное участие всех детей к практической части. 4.При необходимости корректирует результаты работы |
Дети осознанно воспринимают стихотворение, делают выводы о смене дня и ночи, времен года, формулируют тему и цель урока. Открывают тетрадь, записывают тему урока.
Ученики 1 группы, используя текст учебника, определяют особенности положения экватора, полушария и радиусов Земли. 2 группа, используя текст учебника, по тексту учебника изучают особенности суточного движения Земли. 3 группа, используя текст учебника, по тексту учебника рассматривают следствия годового движения Земли. 4 группа, используя текст учебника, находят определение понятию «год», «високосный год», их продолжительность.
Ученики проговаривают вслух изученный материал. |
|
Первичное осмысление и закрепление
|
Тематический практикум. 29 февраля. Потому что этот день бывает 1 раз в 4 года. Картографический практикум. Дает задания группам Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник,
аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли. 2. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?» 3.Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Если остаётся время выполнить задания из р.т. стр.12 (приложение) |
- выполняют задания |
|
Итоги урока. Рефлексия
|
Предлагает учащимся устно определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.-Я уверен в своих знаниях-------Мне комфортно_____- Я испытываю проблемы--------. |
|
|
Д/ задание |
прочитать § 4, предлагает выбрать для повторения простые или сложные вопросы |
Записывают в дневник д/ задание. |
|
Ответы: тест – карточка 1б, 2а, 3в, 4б, 5а, 6в, 7б, 8в, 9а, 10 1б,2в, 3а Ответы тпо стр. 8. 1 а, 2 в, 3в , 4 а, 5 а, 6. Аристотель, лунных, Эратосфен.
От плоской Земли к земному шару.(тест)
1. Все планеты Солнечной системы имеют форму, близкую к: а) овальной, б) шарообразной, в) круглой.
2. Воображаемая линия, находящаяся на уровне глаз наблюдателя на открытой местности, называется: а) линией горизонта, б) экватором, в) земной осью.
3. Первые предположения о шарообразности Земли были выдвинуты в: а) Древнем Китае, б) Древней Руси, в) Древней Индии.
4. Первым ученым, выдвинувшим гипотезу о шарообразности Земли был: а) Птолемей, б) Пифагор, в) Пифей.
5. Первые доказательства шарообразности Земли привёл древнегреческий философ: а) Аристотель, б) Эратосфен, в) Сократ.
6. Доказательством шарообразности Земли, выдвинутым Аристотелем, стало наблюдение за: а) движением комет, б) солнечным затмением, в) лунным затмением.
7. Первым учёным, рассчитавшим истинные размеры Земли, стал: а) Пифагор, б) Эратосфен, в) Геродот.
8. Расчёты истинных размеров Земли древнегреческий учёный Эратосфен получил в результате измерений: а) пути первого кругосветного плавания, б) расстоянием между Афинами и Каиром, в) длин теней.
9. Длина окружности земного шара по экватору составляет около: а) 40000 км, б) 20000 км, в) 6800 км.
10. Установите соответствие между именем учёного и сделанным им географическим открытием:
Имя учёного Географическое открытие
1) Пифагор а) вычислил размеры Земли
2) Аристотель б) выдвинул гипотезу о шарообразности Земли
3) Эратосфен в) предложил доказательства шарообразности Земли
От плоской Земли к земному шару.(тест)
1. Все планеты Солнечной системы имеют форму, близкую к: а) овальной, б) шарообразной, в) круглой.
2. Воображаемая линия, находящаяся на уровне глаз наблюдателя на открытой местности, называется: а) линией горизонта, б) экватором, в) земной осью.
3. Первые предположения о шарообразности Земли были выдвинуты в: а) Древнем Китае, б) Древней Руси, в) Древней Индии.
4. Первым ученым, выдвинувшим гипотезу о шарообразности Земли был: а) Птолемей, б) Пифагор, в) Пифей.
5. Первые доказательства шарообразности Земли привёл древнегреческий философ: а) Аристотель, б) Эратосфен, в) Сократ.
6. Доказательством шарообразности Земли, выдвинутым Аристотелем, стало наблюдение за: а) движением комет, б) солнечным затмением, в) лунным затмением.
7. Первым учёным, рассчитавшим истинные размеры Земли, стал: а) Пифагор, б) Эратосфен, в) Геродот.
8. Расчёты истинных размеров Земли древнегреческий учёный Эратосфен получил в результате измерений: а) пути первого кругосветного плавания, б) расстоянием между Афинами и Каиром, в) длин теней.
9. Длина окружности земного шара по экватору составляет около: а) 40000 км, б) 20000 км, в) 6800 км.
10. Установите соответствие между именем учёного и сделанным им географическим открытием:
Имя учёного Географическое открытие
1. Пифагор а) вычислил размеры Земли
2. Аристотель б) выдвинул гипотезу о шарообразности Земли
3. Эратосфен в) предложил доказательства шарообразности Земли
Тематический практикум. Решите задачу.
Високосный год – год в календаре, продолжительность которого равна 366 дням, - на одни сутки больше продолжительности обычного, не високосного года. Високосным годом является каждый четвёртый год. Рассчитайте, какой ближайший год в календаре будет високосным, если известно, что в 2000году было 366 дней.
Картографический практикум
1.Остров, 2. Материк, 3. Остров, 4. Залив, 5. Полуостров, 6. Океан |
Картографический практикум 1- 1.Остров, 2. Материк, 3. Остров, 4. Залив, 5. Полуостров, 6. Океан |
Картографический практикум 1.Остров, 2. Материк, 3. Остров, 4. Залив, 5. Полуостров, 6. Океан |
Картографический практикум 1.Остров, 2. Материк, 3. Остров, 4. Залив, 5. Полуостров, 6. Океан |
Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник,
аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её
глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной
14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота
материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4
км)
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник,
аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её
глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной
14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота
материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4
км)
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник,
аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её
глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной
14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота
материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4
км)
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник,
аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её
глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной
14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота
материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4
км)
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник,
аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её
глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной
14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота
материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4
км)
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Задание. Поспорили бурильщик-нефтяник,
аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её
глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной
14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота
материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4
км)
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.