Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС
Тема: «Географическое положение Северной Америки"»
Класс: 7
Учитель: Терешкова Татьяна Николаевна
Цели урока:
1. Создать условия для развития у школьников:
Ÿумений самостоятельной работы;
Ÿрешения проблемных ситуаций;
Ÿпотребности в творческой деятельности.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и знаний об особенностях географического положения, природы Северной Америки.
Метапредметные: формирование умений:
1) выявлять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
2) работать с текстом и картами;
3) сопоставлять карты различного содержания.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков. Способствовать формированию у обучающихся:
Ÿиндивидуального стиля учебной деятельности;
Ÿумения адекватно мыслить;
Ÿдействовать в условиях ситуации выбора .
ŸСовершенствовать навыки самоконтроля (ученика)
Основное содержание: особенности географического положения, крайние точки, размеры и очертания материка, мир Северной Америки.
Деятельность обучающихся: определять географическое положение материка.
Ценностный компонент урока: Северная Америка — материк природных контрастов.
Оборудование:
физическая карта полушарий, физическая карта Северной Америки, экран, географические атласы для 7 класса, контурные карты, учебник географии, карточки с географической номенклатурой, карточки с заданиями, Тип урока: изучение новых знаний
Методы: ассоциации, самооценки, рецензий ответов.
Формы работы: индивидуальная, парная.
Структура урока
I. Мотивация изучения нового материала. – 4 мин.
1. Создание положительного настроя.
2. Определение соответствия: материк – объект
II. Изучение нового материала
1. Формулировка обучающимися темы урока – 1 мин.
2. Актуализация субъектного опыта обучающихся . Создание образа материка на основе опережающего творческого домашнего задания. – 5 мин.
3. Формулировка обучающимися основных задач урока на основе рабочих листов. - 2 мин.
4. Организация самостоятельной работы (выполняется в парах или индивидуально по выбору) – 15 мин.
Характеристика ФГП Северной Америки по ранее изученному плану. Задания по выбору
5. Проблемная ситуация (работа в группах или индивидуальная работа, по выбору) –3- 4 мин.
6.Исследование Северной Америки. Компьютерная презентация, подготовленная учащейся. Заполнение таблицы. – 4 мин. Индивидуальная работа (элемент лекции)
III. Закрепление материала. Разноуровневые задания по выбору. Самоконтроль знаний. 4-5 мин.
IV. Результат самооценки.- 2 мин.
V. Рефлексия: (Степень участия, полезность) -1 мин
VI. Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор. 1-2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация изучение нового материала.
1. Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.
Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь.
- Мы с вами побывали уже на многих материках? Какие материки мы посетили?
- И мы с вами отправимся на новый материк. А вот на какой, вам предстоит угадать. Посмотрите на эти слова (напечатанные на листе бумаги, на доске) и скажите, о каком материке эти слова вызывают ассоциации. (джинсы, Долина Смерти, скауты, кофе, Дисней - Ленд )
Учитель: Вывод – это относится к материку Северная Америка.
III. Актуализация субъектного опыта обучающихся. Изучение нового материала
1. Формулировка обучающимися темы урока с помощью эпиграфа.
(Чтение эпиграфа к уроку).
Ребята, какие ассоциации (представления) вызывает у вас этот континент? Что вы о нем уже знаете?
2. Сейчас мы постараемся с вами создать образ материка на основе вашего домашнего задания.
Заслушать мини-выступления по защите своих творческих работ
(В качестве домашнего задания были предложены опережающие творческие задания: на основе своих знаний (используя дополнительную литературу) сочинить стих, нарисовать герб или рисунок о Северной Америке, книжку – раскладушку, коллаж.)
Кто хочет из вас побывать в Америке? А почему?
Итак, нам с вами предстоит совершить длительное и увлекательное путешествие по Северной Америке, чтобы познакомиться с особенностями природы этого материка.
(Провести самооценку творческих работ /домашнее задание/(справился успешно, справился, но были сомнения, частично справился, не справился.):
3. Самостоятельная формулировка обучающимися основных задач урока.
Ребята, почему изучение любого материка начинают с характеристики его географического положения.
- Что включает в себя понятие “географическое положение”? Вспомним план характеристики ФГП материка (учебник стр. 254)
(ученики уже имеют навыки работы с планом характеристики ФГП материка, и поэтому практическая работа организуется самостоятельно)
4. Организация самостоятельной работы (выполняется в парах или индивидуально по выбору)
Характеристика ФГП Северной Америки по ранее изученному плану. Работу будут проводить;
мореходы, землемеры, географы, исследователи, путешественники, картографы. Предлагаются разноуровневые задания, обучаащиеся сами выбирают задание в соответствии с уровнем сложности:
( картой, учебником, с атласом)
"Картографы”:
Проанализируйте физическую карту полушарий и сделайте вывод о положении материка:
Данные занесите в контурную карту.
“v Мореходы”
Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу, нанесите на контурную карту и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку.
моря
океаны
моря
моря
“vЗемлемеры”:
Используя учебник (стр. 160), сделайте вывод о размерах материка и его площади.
Береговая лини: 75 600 км – самая длинная среди материков.
“vИсследователи берегов”:
Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Северная Америка. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше?
Заполните таблицу, используя карту:
“vГеографы”:
Определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты:
1.Крайняя северная точка - мыс Мёрчисон – 72 0 с.ш., 950 з.д. (на п-ове Бутия),
2.Крайняя западная точка - мыс Принца Уэльского - 650 с.ш., 1680 з.д. (в Беринговом проливе),
3.Крайняя южная точка - мыс Марьято - 70 с.ш., 800 з.д. (Панамский перешеек),
4.Крайняя восточная точка - мыс Сент –Чарльз - 52 0 с.ш., 550 з.д.
Защита работ у доски по физической карте полушарий и Северной Америки. Другие слушают и дополняют ответы, корректируют ошибки и заполняют контурную карту.
Самооценка. Учитель: ребята, были ли у вас сомнения при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? Учитывайте все это при самооценке
5. Проблемная ситуация
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на карту.
- Какую часть света образуют вместе Северная и Южная Америки? (Америка)
Хотя они и образуют единую часть света, но это не означает их природного сходства. В чем вы видите их различие, а в чем сходство?
v Работу выполняем по рядам: 1,3 ряд – сходство; 2 ряд – различия.
6. Исследование Северной Америки.
Заслушаем сообщение с показом презентации.
( подготовила ученица в качестве домашнего задания)
И во время сообщения и показа презентации обучающиеся заполняют таблицу в тетради. (элемент лекции).
История открытия и исследования Северной Америки
дата
Исследователи
События
?
Эрик Рыжий
Лейф Эриксон ( сын Эйрика Рыжего)
За 500 лет до Колумба был открыт Новый Свет
Х.Колумб
Открытие Америки принадлежит Колумбу. Христофор Колумб родился в 1451г в Генуе. Итальянец по происхождению под знаменем Испании положил начало освоению Американского материка европейцами. Мореплаватель умер 20 мая 1506 г. Смерть его прошла незамеченной. В 1492 г. Христофор Колумб убедил испанскую королеву снарядить экспедицию в Индию. 3 августа 1492 г. Колумб со своей экспедицией на трех кораблях отплыл из Испании. 6 сентября, покинув Канарские острова, корабли вышли в открытый океан. В те времена плавать вдали от берегов было не принято, и команда, не видя земли уже много дней, начала беспокоиться. Когда экспедиция достигла вод странного и загадочного Саргассова моря, многие потребовали вернуться.
Колумб обещал своим спутникам вернуться домой, если в ближайшие несколько дней не удастся обнаружить признаки земли. Но в своем дневнике он высказал твердое намерение продолжать плавание независимо от недовольства команды. 12 октября 1492 года они увидели землю. Это был остров Уотлинг, входящий в состав Багамских островов у побережья Америки
Дж. Кабот
Э. Кортес
Ж. Картье
Г. Гудзон
С. Дежнев
Р. Амундсен
IV. Закрепление материала: практическая работа № 13 «Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Северной Америки» - выполняли по ходу урока.
Самооценка.
Результат самооценки.
Кто на уроке поработал отлично?
Кто хорошо?
Кто старался и работал в меру своих сил и способностей?
Что вам особенно понравилось?
Что не понравилось? Чему я научился и что узнал нового?
VI. Рефлексия: Степень участия, полезности.
Учитель: наша работа заканчивается. Все хорошо поработали, и сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою деятельность и деятельность других на уроке. Раскрась флаг корабля: Зеленым цветом – все делал сам (а) – творческий уровень
Желтым – сделал сам (а) по алгоритму- достаточный уровень
Красным – помогали учитель, одноклассники
Отметь «галочкой»
«Победа» (регулятивные) – сформулировал цель урока, сравнил полученные результаты, оценил свою работу, сделал выводы.
«Стремительный» (познавательные) – нашел информацию, выполнил задания.
«Дружба» (коммуникативные) оцени работу товарищей в группе: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
Выставление отменок.
Закончить урок хочу словами Лапласа: «То, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно». Стремитесь к новому, получайте новые знания
VI. Домашнее задание: § 40; разноуровневые задания на выбор:
1 уровень: № 1 (стр. 165);
2 уровень: задание в контурной карте: нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка ( всем).
3 уровень: творческое задание: Кроссворд. Ключевое слово “Северная Америка”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.