Урок химии 8 класс. Тема «Типы химических реакций на примере свойств воды».
Цель урока: организация деятельности обучающихся по систематизации и обобщению знаний об основных типах химических реакций на примере свойств воды.
Задачи, направленные на развитие обучающихся:
- в личностном направлении: способствовать формированию мотивации учебной деятельности обучающихся через создание проблемной ситуации и демонстрацию опытов, совершенствовать умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в парах и строить продуктивное взаимодействие;
- в метапредметном направлении: развивать умение формулировать проблему, осуществлять поиск информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта); выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; организовать применение полученных знаний в процессе самостоятельной работы через использование интерактивного задания и теста; развивать рефлексивные умения – самоконтроль, самооценку; способствовать экологическому воспитанию через бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу об окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.
- в предметном направлении: расширить знания обучающихся о типах химических реакций на примере свойств воды; рассмотреть понятия «химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; закрепить электролиз», «фотолиз», «гидролиз»; совершенствовать умение классифицировать умение использовать таблицы растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; описывать признаки и условия течения химических реакций с помощью родного языка и языка химии.
Ход урока.
1. Организационный момент (2 мин).
Приветствие.
Химия – это удивительная наука о веществах, их свойствах и превращениях. Это мир, полный загадок и тайн. И сегодня я приглашаю вас в этот мир тайн. Но помните, что тайное может стать явным!
2. Мотивация к учебной деятельности (8 мин).
Итак, ребята, мы начинаем.
Внимание, сейчас я прочту стихотворение Бориса Щипачёва, а Вы, прослушав его, ответите мне на вопрос. Внимание, на слайд!
Есть просто газ – легчайший водород,
Есть просто кислород, а вместе - это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Б. Щипачёв
О каком веществе идёт речь в этом стихотворении?
Ответы обучающихся (о воде). Ребята, вы правильно догадались, действительно речь в стихотворении идёт о воде. И сегодня на уроке речь тоже пойдёт о воде – самом знакомом и самом загадочном веществе.
Внимание на экран, посмотрите видеоролик о воде и вспомните, что вам о ней известно.
После просмотра видеоролика вопрос: Итак, что вам известно о воде?Ответы детей.
- Вода – самое распространённое вещество на Земле.
- Вода может находиться в трёх агрегатных состояниях.
- Вода – универсальный растворитель.
- В растворах протекает большинство химических реакций.
- Вода сильно загрязняется человеком.
- Запасы воды на Земле ограничены…….
Молодцы, справились!
А каково строение молекулы воды? (ответы обучающихся) По ходу ответов учитель подтверждает и показывает плакаты: Да, действительно, формула воды – Н2О, то есть это соединение, состоящее из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Атомы водорода и кислорода соединены ковалентной полярной связью.
Н – О – Н
А к какому классу неорганических соединений относится вода? (оксиды)
Ребята, а какие физические свойства воды вам известны?
- без вкуса
- без цвета
- без запаха
- текуча
Посмотрите, что писал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери:
«Вода….У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете». Значит мы с вами, молодцы, потому что правильно перечислили все физические свойства воды.
Скажите, а всё – таки всё ли вам известно о воде? Судя по вашим ответам, вы знаете многое, но, не всё! Я думаю, что пока ещё вам не известны химические свойства воды. Именно об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке.
Теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
(Ответы обучающихся: взаимосвязь свойств воды с различными типами химических реакций и т.д.) Да, верно. Тема нашего сегодняшнего урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды».
Запишите тему урока в тетрадь (учитель показывает на слайд).
С темой урока мы определились. Как вы думаете, что нового сегодня вы должны узнать о воде в ходе урока? (ответы детей)
Да, действительно, сегодня на уроке мы обобщим знания об основных типах химических реакций на примере свойств воды.
Проверка домашнего задания (8 мин).
Вы уже изучили четыре основных типа химических реакций в неорганической химии. Давайте вспомним их. (обучающиеся называют)
Да, молодцы, и показывает слайд с названиями химических реакций. Теперь, давайте вспомним определения химических реакций.
Обучающиеся отвечают, а учитель подводит итог, показывая соответствующие слайды.
Фронтальный опрос
1. Что называется реакцией соединения?
2. Что называется реакцией разложения?
3. Что называется реакцией замещения?
4. Что называется реакцией обмена?
Молодцы, ребята! Переходим к следующему заданию.
Работа в парах (карточки на столах)
У вас на столах лежат карточки .
Установите соответствие между уравнением химической реакции и его типом. Правильно, выполнив задание, вы соберёте ключевое слово – химический элемент. Ребята выполняют задание. Какой у кого результат? Назовите химический элемент.
См. приложение 1.
Работа с заданиями на слайдах
А сейчас, ребята, мы с вами отдохнём – немного поиграем. Внимание на слайд. Игра называется «Третий лишний». Из приведённых химических уравнений, вы должны исключить лишнее.
Молодцы, с игрой тоже справились хорошо.
Изучение нового материала (20 минут).
Активация познавательной деятельности (проблемная ситуация)
И всё – таки возникает вопрос: Почему типы химических реакций подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере какого-то иного вещества? Как вы думаете?
(Ответы обучающихся) Совершенно верно, я с вами согласна.
Далее рассказ учителя о роли воды на нашей планете, сопровождающийся показом презентации.
Из курса географии вам известно, что вода – это самое распространённое вещество на Земле. Где же в природе встречается вода?
Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Но не воображайте, что они невесомы. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки, которые несут свои воды в океаны и моря. А примерно 20% суши покрыто льдом: это ледники гор, арктическая и антарктическая шапки планеты.
Вода – единственное вещество, которое в земных условиях встречается во всех агрегатных состояниях.
Так много или мало воды на Земле? Очень мало! Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из-за загрязнения воды. Наша страна занимает первое место в мире по запасам пресной воды – на территории России сосредоточена 1/5 её мировых запасов. Однако проблема загрязнения водоёмов и нехватки питьевой воды является одной из актуальных.
Каковы же основные причины загрязнения природной воды? Давайте вместе, ответим на этот вопрос.
У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их внимательно и сформулируйте, что же является основными загрязнителями воды.
См. приложение 2.
Загрязнители природных вод.(Ответы детей) + демонстрация слайда.
1. Загрязнение нефтью и нефтепродуктами.
2. Загрязнение сточными водами в результате промышленного производства.
3. Кислотные дожди.
4. Радиоактивное загрязнение.
5. Тепловое загрязнение.
6. Механическое загрязнение.
7. Бактериальное и биологическое загрязнение.
См. Приложение 3.
Ребята, вы правильно рассуждаете. Да, вода – природное богатство. Её нужно беречь и экономно расходовать. Без воды нет жизни. Вы со мной согласны? (Да)
Химические свойства воды.
Ребята, о воде можно говорить много, но не забываем о теме нашего урока – типы химических реакций на примере свойств воды.
Вода легко вступает в химические реакции, для неё характерны все четыре типа химических реакций.Слайд №22
1. Реакции разложения.
Вода подвергается реакциям разложения под действием электрического тока. Внимание, на экран, опыт.
Увиденный вами опыт – это и есть реакция разложения воды под действием электрического тока. Такая реакция называется электролиз. Давайте запишем в тетрадях уравнение электролиза:
2Н2О = 2Н2 + О2
Ребята, а где на уроках биологии мы сталкиваемся с подобным процессом?– фотосинтез.
Действительно, вода также распадается под действием света, в растениях, этот процесс называется фотолизом. Кислород выделяется в свободном виде, а водород в процессе фотосинтеза включается в молекулу глюкозы. Фотосинтез - это процесс, в результате которого из воды и СО2 образуется кислород и глюкоза, общее уравнение фотосинтеза выглядит так:
6СО2+6Н2О =С6Н12О6+6О2
2. Реакции соединения.
Также воде присущи реакции соединения.
Откройте стр.170 учебника и обратите ваше внимание на рисунок 110. На рисунке изображено взаимодействие оксида кальция с водой.
а) оксид активного металла + вода = щелочь( растворимое основание)
СаО + Н2О = Са(ОН)2 гидроксид кальция
Реакция идет с выделением тепла.
б) оксид неметалла + вода = кислота
Ребята, а вы слышали о кислотных дождях, откуда они берутся в природе? Что в атмосфере у нас есть кислота, которая выпадает в виде осадков на землю? (ответы учащихся). Из-за небрежного отношения человека к природе в атмосфере накапливаются оксиды неметаллов. Они соединяются с парами воды, которые есть всегда в воздухе, и превращаются в кислоты.
Давайте запишем ещё одну реакцию соединения оксидов с водой.
SO2 +Н2О → Н2SО3
Перед вами две реакции соединения, в чем между ними разница? (ответы обучающихся – оксиды металлов образуют основания, оксиды неметаллов образуют кислоты)
Правило: Вода реагирует с оксидами только в том случае, если образуется растворимый гидроксид. Например:
SiO2 + H2O=?
Fe2O3 + H2O=?
Почему я записала, что оксид кремния и оксид железа (III) не взаимодействуют с водой?
Внимание, на слайд.
Посмотрим в таблицу растворимости. Кремниевая кислота и гидроксид железа нерастворимы.
3. Реакции замещения.
Ребята, а как называются химические реакции между простым и сложным веществом? (ответы обучающихся – реакции замещения). Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щёлочи не только через свои оксиды, но и при непосредственном взаимодействии. Это и будут реакции замещения. Посмотрим, как протекают данные химические реакции при участии воды.
Запишем эту химическую реакцию в тетрадь.
2Na + 2H2 O = 2NaOH + H2
4. Реакции обмена.
Какие химические реакции мы вспомнили? А какую забыли? (ответы обучающихся – реакции обмена).
Обратите внимание на таблицу растворимости.
См. приложение 4.
В некоторых клетках этой таблицы стоят прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или, как говорят гидролизуется.
Гидролиз – это обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению.
Гидролиз бывает необратимым и обратимым (об этом подробнее вы узнаете в старших классах). Например, необратимо гидролизуется карбид кальция.
Внимание, на экран, опыт. Вы просмотрели видеофрагмент о том, как взаимодействует карбид кальция с водой. А теперь, запишем эту реакцию в тетрадь.
CaC2 + 2 HOH = C2H2↑ + Ca(OH)2↓
Реакции гидролиза органических веществ – жиров, белков, углеводов, протекающие в живых организмах, - это основа их жизнедеятельности.
Итак, вода – не только самое важное вещество на Земле, но и многоликое соединение, обладающее разнообразными химическими свойствами.
Ребята, дома вы закрепите, то, что вы узнали на уроке. Посмотрите на слайд и запишите в дневники домашнее задание:
5. Закрепление (5мин).
А теперь, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Обратите внимание на слайд – перед вами задание, закончите уравнение химической реакции и укажите его тип. Работаем в тетрадях.
Проверим, как вы справились с заданием (учитель демонстрирует слайд с правильными ответами). Если кто – то ошибся, исправьте.
И всё – таки сегодня мы говорим о воде! И следующее задание для вас – в тетрадях составьте синквейн на слово «вода». У вас 1 минута.
Давайте посмотрим, что получилось? (1-2 ответа)
Вода
Распространённая, чистая
Использовать, охранять, спасать
Будущее в наших руках.
6. Подведение итогов урока (2мин).
Рефлексия.
Молодцы, так незаметно наш урок подходит к концу, и я хочу увидеть и услышать, чему вы научились сегодня на уроке, что понравилось ли вам, как вы оцениваете свою работу на уроке.
Что нового о воде вы сегодня узнали на уроке? (Устно отвечают обучающиеся)
У вас на столах смайлики, на них предложения. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
Оценки за урок.
Приложение 1.
Уравнения химических реакций |
Типы химических реакций |
|||
соединения |
разложения |
замещения |
обмена |
|
Мg+2HCl=MgCl2+H2↑ |
А |
Р |
Х |
И |
2Ca+O2=2CaO |
Л |
С |
У |
М |
2HgO=2Hg+O2 |
Е |
О |
Н |
К |
K3PO4+3AgNO3=Ag3PO4↓+3KNO3 |
Г |
Ю |
Д |
Р |
Уравнения химических реакций |
Типы химических реакций |
|||
соединения |
разложения |
замещения |
обмена |
|
4P+5O2=2P2O5 |
C |
А |
Л |
И |
Zn+2HCl=ZnCl2+H2↑ |
К |
О |
Е |
Н |
2H2O=2H2+O2 |
М |
Р |
Я |
Ю |
CuSO4+NaOH=Cu(OH)2↓+Na2SO4 |
П |
У |
Ф |
А |
Уравнения химических реакций |
Типы химических реакций |
|||
соединения |
разложения |
замещения |
обмена |
|
BaCl2+2AgNO3=2AgCl+Ba(NO3)2 |
В |
Д |
Р |
A |
2NH3=N2↑+3H2↑ |
И |
З |
К |
М |
Cu+2AgNO3=Cu(NO3)2+2Ag |
С |
Н |
О |
Э |
2SO2+O2=2SO3 |
Т |
Л |
Я |
Ж |
Уравнения химических реакций |
Типы химических реакций |
|||
соединения |
разложения |
замещения |
обмена |
|
2NH3=N2↑+3H2↑ |
А |
Ф |
П |
У |
BaCl2+2AgNO3=2AgCl+Ba(NO3)2 |
К |
Ю |
Л |
Т |
2SO2+O2=2SO3 |
О |
И |
В |
Я |
Cu+2AgNO3=Cu(NO3)2+2Ag |
Е |
С |
Р |
Й |
Уравнения химических реакций |
Типы химических реакций |
|||
соединения |
разложения |
замещения |
обмена |
|
2HgO=2Hg+O2 |
И |
Б |
Я |
Н |
K3PO4+3AgNO3=Ag3PO4↓+3KNO3 |
Л |
Е |
С |
Р |
Мg+2HCl=MgCl2+H2↑ |
К |
Й |
О |
Х |
2Ca+O2=2CaO |
М |
У |
Ф |
Т |
Уравнения химических реакций |
Типы химических реакций |
|||
соединения |
разложения |
замещения |
обмена |
|
CaCO3=CaO+CO2↑ |
А |
Ц |
Г |
Ф |
K3PO4+3AgNO3=Ag3PO4↓+3KNO3 |
В |
Л |
З |
И |
Fe+CuSO4=FeSO4+Cu |
Я |
Е |
Н |
У |
N2+3H2=2NH3 |
К |
Х |
И |
О |
Уравнения химических реакций |
Типы химических реакций |
|||
соединения |
разложения |
замещения |
обмена |
|
N2+3H2=2NH3 |
Н |
А |
Ю |
Д |
Fe+CuSO4=FeSO4+Cu |
Л |
С |
Е |
К |
K3PO4+3AgNO3=Ag3PO4↓+3KNO3 |
И |
Р |
Х |
О |
CaCO3=CaO+CO2↑ |
Н |
Ц |
П |
Й |
Уравнения химических реакций |
Типы химических реакций |
|||
соединения |
разложения |
замещения |
обмена |
|
2H2O=2H2+O2 |
А |
Х |
К |
С |
Zn+2HCl=ZnCl2+H2↑ |
Л |
Н |
Р |
И |
4P+5O2=2P2O5 |
О |
Б |
О |
П |
CuSO4+NaOH=Cu(OH)2↓+Na2SO4 |
Т |
У |
Е |
М |
Уравнения химических реакций |
Типы химических реакций |
|||
соединения |
разложения |
замещения |
обмена |
|
Cu(OH)2=CuO+H2O |
О |
М |
И |
Я |
H3PO4+3KOH=K3PO4+3H2O |
Л |
С |
Ц |
Е |
Мg+2HCl=MgCl2+H2↑ |
У |
Б |
Д |
К |
Zn+S=ZnS |
Ь |
Р |
Ф |
Х |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.