Урок химии 9 класс. Характеристика щелочных металлов и их соединений.
Оценка 5

Урок химии 9 класс. Характеристика щелочных металлов и их соединений.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
24.04.2020
Урок химии 9 класс. Характеристика щелочных металлов и их соединений.
дать общую характеристику щелочных металлов по положению в периодической таблице и строению атомов; рассмотреть их нахождение в природе, физические и химические свойства, важнейшие соединения и применение щелочных металлов
щм.doc

Урок химии 9 класс. Тема урока: Характеристика щелочных металлов и их соединений.

Цель урока: Образовательная: дать общую характеристику щелочных металлов по положению в периодической таблице и строению атомов; рассмотреть их нахождение в природе, физические и химические свойства, важнейшие соединения и применение щелочных металлов;

Развивающая: овладение учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, объяснять, обобщать;

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, личности социально активной, способной работать в коллективе.

Содержание урока:

1.      Организационный момент.

Вступительное слово учителя.Приветствие, выявление эмоционального состояния учащихся, положительный настрой учащихся на урок

На прошедшем уроке, мы закончили изучать главу «Общие свойства металлов», и вы знаете, что металлы имеют большое значение в практической жизни современного человека. Вы уже изучили: положение металлов в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов, познакомились с понятием «сплавы». Мы продолжаем изучать металлы, но теперь более подробно рассмотрим некоторых представителей среди металлов.

2.      Актуализация знаний учащихся.

-Как вы думаете, какие металлы вы будете изучать, прежде всего?металлы IА группы – щелочные металлы. Находятся в первой группе, самые активные среди металлов.

-Как вы думаете, какие вопросы необходимо рассмотреть, изучая щелочные металлы

Положение щелочных металлов в периодической таблице и строение их атомов.

Нахождение в природе.

Получение.

Физические свойства.

Химические свойства.

Применение.

-вам известны некоторые сведения о щелочных металлах. Назовите эти сведения.металлы IА группы называются щелочными металлами, потому что при взаимодействии с водой, образуют растворимые в воде основания- щелочи. У щелочных металлов один валентный электрон на внешнем энергетическом уровне, который они легко отдают в химических реакциях, приобретая степень окисления +1. Валентность –I.

-Перечислите щелочные металлы.Литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций.

-Как происходит изменение радиуса атома у щелочных  металлов. Как это скажется на активности металла? Сверху вниз размер радиуса увеличивается, и металлические свойства усиливаются.

-Необходимо записать электронные формулы атомов щелочных металлов, чтобы отобразить их электронную структуру.

Химический знак

Размещение электронов по энергетическим уровням

Электронная формула

Na

+11 Na 2e, 8e, 1e

1s2 2s22p6 3s1

 

K

+19 K 2e, 8e, 8e, 1e

1s2 2s22p6 3s232p63d04s2

3.      Изложение нового материала.

-перейдём к следующему вопросу нашего плана урока. Нахождение щелочных металлов природе.

Важнейшие природные соединения натрия и калия.

Название минерала

Химическая формула

Важнейшие месторождения

Хлорид натрия

NaCl

Соляные озера Эльтон и Баскунчак, город Саликамск

Сульфат натрия (мирабилит, глауберова соль)

Na2SO4∙10H2O

Кара-Богаз-Гол, Большое Соленое озеро

Сильвинит

NaCl∙KCl

Соликамск

Карналлит

KCl∙MgCl2∙6H2O

Соликамск, Штасфурт

-демонстрирует классу образцы щелочных металлов, обращает внимание на условия их хранения (под слоем керосина). Учащиеся характеризуют физические свойства металлов.

Физические свойства: щелочные металлы серебристо- белого цвета с незначительными оттенками, легкие, мягкие, легкоплавкие. Их твердость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию.

Демонстрационный опыт: учитель отрезает ножом кусочек натрия: блестящий срез быстро тускнеет на свету. почему происходит потускнение блестящего среза? Щелочные металлы – сильные восстановители, легко окисляются.

Необходимо записать уравнение химической реакции, отображающее данное свойство металлов.

Далее учитель совместно с учащимися рассматривает химические свойства щелочных металлов.

Ученик:

Данные реакции записываются в молекулярном виде и как окислительно -восстановительные процессы.

-рассмотрим применение щелочных металлов.

Натрий применяют в качестве восстановителя, например в цветной металлургии, в качестве теплоносителя в ядерных реакциях. Так же используется в качестве катализатора при синтезе некоторых органических веществ (получение синтетического каучука).

Щелочные металлы, особенно цезий, способны превращается в положительно заряженные ионы даже под действием света. Это свойство используют в фотоэлементах – приборах, превращающих энергию света в электрическую, и для изготовления автоматически действующих аппаратов. При освещении с поверхности цезия отрываются электроны, цепь замыкается, и аппарат автоматически начинает действовать.

Рассмотрите, пожалуйста, следующую схему (Работа учащихся со схемой «Применение соединений щелочных металлов». Самостоятельная работа с текстом стр 54-57.

Закрепление полученных знаний и умений.

Работа по заданиям:

1.                                                        Химический элемент, атомная масса которого 23, а число нейтронов в ядре равна 12, в периодической системе находится: а) в 3-м периоде, IБ группе; б) в 4-м периоде, IIIА группе, в) в 4 –м периоде, VIIБ группе; г) в 3-м периоде, IА группе;

2.                                                        Составьте уравнения реакций с кислородом: а) лития; б) натрия. Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций.

3.                                                        Допишите уравнения реакций. а)Li +  H2O→ … б)Na +  H2O→… в)К + Н2О→…

4.                                                        Почему все щелочные металлы являются сильными восстановителями?

5.                                                        Назовите области применения щелочных металлов и их соединений.   

4.                                                                    Домашнее задание. § 11, упр.1б


Скачано с www.znanio.ru

Урок химии 9 класс. Тема урока:

Урок химии 9 класс. Тема урока:

Необходимо записать электронные формулы атомов щелочных металлов, чтобы отобразить их электронную структуру

Необходимо записать электронные формулы атомов щелочных металлов, чтобы отобразить их электронную структуру

Натрий применяют в качестве восстановителя, например в цветной металлургии, в качестве теплоносителя в ядерных реакциях

Натрий применяют в качестве восстановителя, например в цветной металлургии, в качестве теплоносителя в ядерных реакциях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020