Тема урока «Общая характеристика неметаллов», 9 класс
Цель:развитие, систематизация и обобщение знаний учащихся об особенностях строения атомов – неметаллов и характере изменения свойств неметаллов в зависимости от положения этих элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева, особенностей их кристаллического строения и физических свойств образуемых ими простых веществ, о причинах аллотропии. Изучение состава воздуха.
Задачи:Развивать умение объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.Характеризовать связи между составом, строением и свойствами неметаллов. Использовать дополнительную литературу, оформлять в виде презентации.Воспитывать ответственное отношение к самостоятельной оценке знаний.
Оборудование: модели кристаллических решеток алмаза, графита; коллекция неметаллов: уголь, сера, фосфор, йод; ряд электроотрицательности, ПСХЭ, компьютер, мультимедиа.
Ход урока.
Организационный момент.
На доске ряд элементов, прикрепленных магнитами ( хлор, железо, кислород, фосфор, сера ).
Ребята, уберите лишний элемент, который нарушает некую закономерность. Правильно. Это железо. А почему вы убрали? Верно, это металл, а остальные элементы – неметаллы.
3. Итак, тема нашего урока «Общая характеристика неметаллов», запишите в тетрадь.
Найдите задание № 1 в инструктивной карте. Прочитайте. Работаем в группах по 4 человека. Каждая группа составляет схему электронного строения атома неметалла, указанного в задании. К доске 2 учащихся составляют схему строения одного из атомов ( ребята в рабочих тетрадях). Сколько электронов на внешнем уровне? Сколько не хватает до октета? Как атом может достичь этого? А отдать может? Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради на странице 72. ( в инструкции прочитать) ( 2 мин.) Можно обратиться к § 15, стр.88. Проверяем : читают 1 строку таблицы – группа 1; 2 строку - группа 2; 3 строку – группа 3.
Своеобразной мерой неметалличности является электроотрицательность - важная характеристика атомов – неметаллов. Что это такое? ( ученики дают определение). Слайд 2. Откройте второй форзац учебника, найдите ряд электроотрицательности. Какой самый электроотрицательный элемент? ( это фтор). Можно воспользоваться периодической таблицей. Обратите внимание, чем ближе элемент расположен к фтору в ПСХЭ, тем сильнее проявляются у него окислительные свойства.
Задание № 3 в карте. Выполняем в тетрадях. К доске 2 ученика от 1 и 3 группы ( что объединяет элементы?). Значит, как изменяется электроотрицательность в периодах с возрастанием заряда ядра? ( т.е. слева направо) – усиливается. А в главных подгруппах сверху вниз? ( ослабевает). Слайд 3.
Вывод: как изменяется ЭО в периодах и в главных подгруппах?.
8. Свойства простых веществ – неметаллов объясняются строением атомов. Между атомами в них ковалентные связи. Вещества имеют атомные и молекулярные кристаллические решетки.
9. Физические свойства неметаллов ( презентация). На столе коллекция неметаллов, которые есть у нас в наличии. На перемене можно посмотреть. Демонстрация неметаллов. Для неметаллов характерны 3 агрегатных состояния. Твердые вещества – сера , уголь активированный, кристаллический йод. Жидкое при обычных условиях простое вещество – бром ( ампулу показать). Газообразные – кислород, азот, хлор, водород.
Вопрос классу: чем отличаются неметаллы по агрегатному состоянию от металлов?
Цветовая палитра неметаллов: белый – фосфор, черный – графит, фосфор, красный – фосфор, желтый – хлор, фиолетовый – йод, бесцветный – кислород, водород. ( Сравните, почти все металлы – серебристо – белого цвета).
Температура плавления от 3800 градусов ( графит) до -210 ( азот). (Сравните, с металлами: от 3800 градусов ( вольфрам) до – 39 ( ртуть).
Некоторые неметаллы электропроводны ( графит, кремний), имеют металлический блеск ( йод, графит). Но все они – хрупкие.
Такое разнообразие свойств является следствием образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: молекулярной ( все газы, белый фосфор) и атомной ( алмаз, графит, кремний и т.д.)
Аллотропия. Для неметаллов в большей степени, чем для металлов, характерно явление аллотропии.
Вспомните, что это? Например, атомы углерода образуют такие простые вещества как алмаз , имеющий атомную кристаллическую решетку( показать модель ), графит ( показать модель). Сравните расположение атомов в этих кристаллических решетках. В тетрадях записать схему: углерод → алмаз ↓ графит Атом кислорода образует простые вещества: кислород и озон. ( на доске 2 схемы: углерода и кислорода). ( Приложение. Презентация об озоне).
Какие причины аллотропии вы можете назвать?
Можно обратиться к тексту § 15, стр. 90 ( второй и третий абзац). ( разные типы кристаллических решеток: белый фосфор – молекулярная, красный – атомная; разная структура кристаллических решеток – тетраэдрическая – атомная решетка у алмаза, слоистая – у графита; разный состав молекул аллотропных модификаций – кислород и озон).
Состав воздуха. Еще в конце 18 века Антуан Лавуазье установил, что воздух – это не простое вещество, а смесь газообразных веществ – неметаллов. Прочитайте на странице 91 ( посл. Абзац), 92 , какие составные части воздуха различают и какие вещества к ним относятся. Заполните схему 12 в раб. тетради на странице 75. ( читают, сверяем).
В тетрадь записываем М(возд.)= 29 г/моль; ρ(возд.)= 1,29 г/л; ф(О2 )=21%.
Развитие промышленности и транспорта приводит к загрязнению воздуха.
Закрепление. Тест. (Проверка теста учащимися - сверить с ключом на экране).
1.К неметаллам относится: А) хлор ; Б) кальций; В) калий ; Г) хром.
2.Число электронов на внешнем уровне неметалла: А) 0-1; Б) 5 - 8 ; В) 2 - 3; Г) 1 – 2.
3. Для кислорода характерны: А) металлический блеск; Б) теплопроводность; В) Газообразное состояние при обычных условиях; Г) электропроводность.
4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств: А) O, S, Se; Б ) P, O , F; В ) N, C, P; Г) B r , Cl, Se.
5. Относится к переменным составным частям воздуха: А) углекислый газ; Б) азот; В) кислород ; Г) аргон.
1.Не является неметаллом:: А) свинец ; Б) фосфор; В) селен; Г) бор.
2. Самый сильный неметалл в Периодической системе: А) кислород; Б) фтор; В) водород; Г) гелий.
3.Является жидкостью при обычных условиях: А) хлор; Б) йод; В) бром; Г) астат.
4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств: А) Br, I, As; Б ) C, S, N; В ) S, P, Si; Г) O, N, C.
5. Впервые установил состав воздуха: А) А.Лавуазье ; Б)М.В.Ломоносов; В) А. Авогадро; Г) Д.И.Менделеев.
Ответы к тесту
1 в 1б
2 г 2б
3 г 3а
4 в 4г
5 в 5гДомашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тет. Таблица 4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.