Урок химии 9 класс. Общая характеристика неметаллов
Оценка 4.7

Урок химии 9 класс. Общая характеристика неметаллов

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
химия
24.04.2020
Урок химии 9 класс. Общая характеристика неметаллов
систематизация и обобщение знаний учащихся об особенностях строения атомов – неметаллов и характере изменения свойств неметаллов в зависимости от положения этих элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева, особенностей их кристаллического строения и физических свойств образуемых ими простых веществ, о причинах аллотропии. Изучение состава воздуха.
общая хар-ка неме.doc

Тема урока «Общая характеристика неметаллов», 9 класс

 Цель:развитие, систематизация и обобщение знаний учащихся об особенностях строения атомов – неметаллов и характере изменения свойств неметаллов в зависимости от положения этих элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева, особенностей их кристаллического строения и физических свойств образуемых ими простых веществ, о причинах аллотропии. Изучение состава  воздуха.

     Задачи:Развивать умение объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.Характеризовать связи между составом, строением и свойствами неметаллов. Использовать дополнительную литературу, оформлять в виде презентации.Воспитывать ответственное отношение к самостоятельной оценке знаний.

Оборудование:  модели кристаллических решеток алмаза, графита; коллекция неметаллов: уголь, сера, фосфор, йод; ряд  электроотрицательности,  ПСХЭ, компьютер, мультимедиа.

Ход урока.

Организационный момент.

На доске ряд элементов, прикрепленных магнитами  ( хлор, железо, кислород, фосфор, сера ).

Ребята, уберите лишний элемент, который нарушает некую закономерность. Правильно. Это железо. А почему вы убрали? Верно, это металл, а остальные элементы – неметаллы.

       3.   Итак, тема нашего урока «Общая характеристика неметаллов», запишите в тетрадь.

 Найдите задание № 1 в инструктивной карте. Прочитайте. Работаем в группах по 4 человека. Каждая группа составляет схему электронного строения атома неметалла, указанного в задании. К доске  2 учащихся составляют  схему строения одного из атомов  ( ребята в рабочих тетрадях).  Сколько электронов на внешнем уровне? Сколько не хватает до октета? Как атом может достичь этого? А отдать может? Заполнить таблицу № 1 в рабочей тетради на странице 72. ( в инструкции прочитать) ( 2 мин.) Можно обратиться к  § 15, стр.88.  Проверяем : читают 1 строку таблицы – группа  1; 2 строку - группа 2; 3 строку – группа  3.

   Своеобразной мерой неметалличности является электроотрицательность - важная  характеристика атомов – неметаллов. Что это такое? ( ученики дают определение).  Слайд 2. Откройте второй форзац учебника, найдите ряд электроотрицательности.  Какой самый электроотрицательный  элемент? ( это фтор). Можно воспользоваться периодической таблицей. Обратите внимание, чем ближе элемент расположен к фтору в ПСХЭ, тем сильнее проявляются у него окислительные свойства. 

   Задание № 3 в карте. Выполняем в тетрадях.  К доске 2 ученика от 1 и 3 группы ( что объединяет элементы?).  Значит, как изменяется электроотрицательность в периодах с возрастанием заряда ядра? ( т.е. слева направо) – усиливается. А в главных подгруппах сверху вниз? ( ослабевает).  Слайд 3.

Вывод: как изменяется ЭО в периодах и в главных подгруппах?.

   8. Свойства простых веществ – неметаллов объясняются строением атомов. Между атомами  в них ковалентные связи. Вещества имеют атомные и молекулярные кристаллические решетки.

   9. Физические свойства неметаллов ( презентация). На столе коллекция неметаллов, которые есть  у нас в наличии. На перемене можно посмотреть. Демонстрация неметаллов.  Для неметаллов характерны 3  агрегатных состояния. Твердые вещества – сера , уголь активированный, кристаллический йод. Жидкое при обычных условиях простое вещество – бром ( ампулу показать). Газообразные – кислород, азот, хлор, водород.

Вопрос классу: чем отличаются неметаллы по агрегатному состоянию от металлов?

Цветовая палитра неметаллов:  белый – фосфор, черный – графит, фосфор, красный – фосфор, желтый – хлор, фиолетовый – йод, бесцветный – кислород, водород.  ( Сравните, почти все металлы – серебристо – белого цвета).

Температура плавления от 3800 градусов ( графит) до -210 ( азот). (Сравните, с металлами: от 3800 градусов ( вольфрам) до – 39 ( ртуть).

Некоторые неметаллы электропроводны ( графит, кремний), имеют металлический блеск ( йод, графит). Но все они – хрупкие.

Такое разнообразие свойств является следствием образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: молекулярной ( все газы, белый фосфор) и атомной ( алмаз, графит, кремний и т.д.)

 Аллотропия. Для неметаллов в большей степени, чем для металлов, характерно явление аллотропии.

 Вспомните, что это? Например,  атомы углерода образуют такие простые вещества как алмаз , имеющий атомную кристаллическую решетку( показать модель ), графит ( показать модель). Сравните расположение атомов в этих кристаллических решетках. В тетрадях записать схему: углерод → алмаз                                                                                                                                                                     ↓ графит Атом кислорода образует простые вещества: кислород и озон. ( на доске 2 схемы: углерода и кислорода).  ( Приложение. Презентация об озоне).

Какие причины аллотропии вы можете назвать?

 Можно обратиться к тексту § 15, стр. 90 ( второй и третий абзац). ( разные типы кристаллических решеток: белый фосфор – молекулярная, красный – атомная; разная структура кристаллических решеток – тетраэдрическая – атомная решетка  у  алмаза, слоистая – у графита; разный состав молекул  аллотропных модификаций – кислород и озон).

Состав воздуха.  Еще в конце 18 века Антуан Лавуазье установил, что воздух – это не простое вещество, а смесь газообразных веществ – неметаллов. Прочитайте на странице 91 ( посл. Абзац), 92 , какие составные части воздуха различают и какие вещества к ним относятся. Заполните схему 12 в раб. тетради на странице 75. ( читают, сверяем).

В тетрадь записываем  М(возд.)= 29 г/моль; ρ(возд.)= 1,29 г/л; ф(О2 )=21%.

Развитие промышленности и транспорта приводит к загрязнению воздуха.

Закрепление. Тест. (Проверка теста учащимися  - сверить с ключом на экране).

1.К неметаллам относится:                         А) хлор ;   Б) кальций; В) калий ; Г) хром.

2.Число электронов на внешнем уровне неметалла:  А) 0-1;      Б) 5 - 8 ;        В) 2 - 3;     Г) 1 – 2.

3. Для кислорода характерны: А) металлический блеск; Б) теплопроводность; В) Газообразное состояние при обычных условиях;   Г)   электропроводность.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:                     А) OSSe;         Б )  POF;          В ) NCP;     Г) B r ,   ClSe.

5. Относится к переменным составным частям воздуха:   А) углекислый газ;     Б) азот;      В) кислород ;    Г) аргон.

1.Не является неметаллом::               А) свинец ;     Б) фосфор;       В) селен;        Г) бор.

2. Самый сильный неметалл в Периодической системе:  А) кислород; Б) фтор; В) водород; Г) гелий.

3.Является жидкостью при обычных условиях:          А) хлор;    Б) йод;      В) бром;     Г) астат.

4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств:                         А)  BrIAs;            Б )  CSN;          В )  SP, Si;      Г)    ONC.

5. Впервые установил состав воздуха:  А) А.Лавуазье ;  Б)М.В.Ломоносов;   В) А. Авогадро;     Г) Д.И.Менделеев.

Ответы к тесту

1 в                                                                         1б

2 г                                                                          2б

3 г                                                                          3а

4 в                                                                          4г

5 в                                                                          5гДомашнее задание. § 15, з. 2, в раб. тет. Таблица 4.


Тема урока «Общая характеристика неметаллов», 9 класс

Тема урока «Общая характеристика неметаллов», 9 класс

Некоторые неметаллы электропроводны ( графит, кремний), имеют металлический блеск ( йод, графит)

Некоторые неметаллы электропроводны ( графит, кремний), имеют металлический блеск ( йод, графит)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020