Урок химии 9 класс. Тема: «Нахождение в природе, получение и применение
серы и ее соединений»
Цель: познакомить обучающихся с нахождением серы в природе, а так же с получением и применением серы и ее соединений.
Задачи:
У-О: - познакомиться с важнейшими природными соединениями серы и со способами получения серы и ее соединений;
- рассмотреть области применения серы и ее соединений.
У-В: - остановиться на экологических проблемах, связанных с загрязнением среды обитания соединениями серы;
У-Р: - продолжить развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой;
- способствовать развитию критического и творческого мышления обучающихся.
Тип урока в системе уроков технологии развития критического мышления
- работа с информационным текстом, составление концептуальной (результативной) таблицы, презентация.
Структура урока:
Вызов |
Мозговой штурм |
Осмысление |
Инсерт, концептуальная таблица |
Рефлексия |
Презентация итогов работы групп |
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вызов.
Данный этап осуществляется в форме «Мозгового штурма». На доске записывается тема урока. ---- «Какие вопросы возникают у вас в связи с данной темой? Что вы уже знаете по этой теме? Что хотели бы узнать?»
Обучающиеся формулируют вопросы, которые учитель записывает на доске. Вопросы могут быть следующими:
1. Встречается ли сера в природе в свободном состоянии?
2. В составе каких веществ встречается сера в природе?
3. Как извлекают серу из этих веществ?
4. Где серу применяют?
5. Где используются соединения серы?
Данные вопросы можно оформить в форме кластера.
Встречается ли сера в природе в свободном состоянии?
Где серу применяют? Нахождение в природе, получение и применение
серы и ее соединений.
В составе каких веществ
встречается сера в природе?
Как извлекают серу Где используют соединения серы?
из этих веществ?
На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.
III. Осмысление.
Работа с текстом. (Текст может быть взят целиком из учебника, а может быть составлен учителем). Работа с текстом проходит в форме инсерта.
Инсерт – прием маркировки текста с помощью следующих значков:
«v» - галочкой отмечается то, что известно, «знакомая информация»;
« - » - знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающих, «думал иначе»;
«+» - знаком «плюс» помечается то, что является для читателя новым и неожиданным, «новая информация»;
«?» - вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно, «непонятно»;
«!» - восклицательный знак ставится, если информация в тексте показалась очень интересной, «это интересно».
С текстом обучающиеся работают 5 минут. Затем на развороте тетради чертят таблицу из пяти граф, по числу видов пометок в инсерте, и в течение 15 минут работают с таблицей – в виде тезисов переносят информацию из текста в соответствующую графу таблицы. По мере необходимости содержание таблицы обсуждается с учителем, который может помочь в составлении тезисов.(5 минут). С представленными в тексте природными соединениями серы каждый обучающийся может ознакомиться сразу, так как коллекции природных соединений серы – горных пород и минералов – лежат у обучающихся на столах.
В это же время проводится подготовительная работа по заполнению результативной таблицы урока. Данная таблица может быть начерчена в тетрадях обучающихся еще до урока, а может быть перенесена с доски во время работы на уроке.
Химическая формула соединения |
Нахождение в природе |
Способы получения |
Применение |
S |
|
|
|
SO2 |
|
|
|
H2S |
|
|
|
H2SO4 |
|
|
|
IV. Рефлексия
На этапе рефлексии обучающиеся делятся на группы. Количество групп должно равняться четырем, по числу незаполненных горизонтальных граф в таблице. Количество обучающихся в группе зависит от числа учеников в классе. Каждая группа получает от учителя задание, связанное с заполнением той или иной горизонтали в таблице. В течение 5 минут группы заполняют свою графу в таблице и готовят презентацию этого материала для всех обучающихся класса.
По истечении предоставленного времени представитель от каждой группы выходит к доске и презентует наработку группы, заполняя соответствующую графу. Все обучающиеся класса, кроме членов презентующей группы, заполняют данную графу у себя в тетради. В итоге результативная таблица заполняется полностью.
V. Итог урока
Итогом урока является изученный и проанализированный обучающимися информационный текст, знакомство с природными соединениями серы, составленная таблица-конспект к этому тексту и заполненная результативная таблица.
Домашнее задание
В качестве домашнего задания обучающимся предлагается повторить материал предыдущих уроков и подготовиться к диагностике №3. Для этого нужно выполнить задания по Требованию – 3 из ДДЗ (Дозированных домашних заданий для 9 класса).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.