Цели: совершенствовать умение отличать физические процессы от химических, выяснить признаки химических реакций на основе проблемного обучения и исследовательской деятельности.
Основные понятия.
Физические явления. Химические явления (химические реакции).
Планируемые результаты обучения
Предметные. Знать определение химической реакции, признаки и условия протекания химических реакций. Уметь отличать физические процессы от химических реакций.
Метапредметные. Формировать умения ставить вопросы, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения.
Личностные. Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Развивать коммуникативную компетентность, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работ
Основные виды деятельности учащихся.
Учиться наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ в ходе демонстрационных и лабораторных опытов. Пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой в соответствии с правилами по технике безопасности.
Демонстрации. Примеры физических и химических явлений: изменения, происходящие при растворении сахара в воде, при нагревании сахара, при плавлении и горении парафина, при взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария.
Лабораторные опыты. Изучение физических и химических явлений.
Оборудование : ПК, проектор, экран,
Оборудование и реактивы:
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
1.Организационный |
Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку. |
Самоорганизация на учебную деятельность. |
II. Актуализация опорных знаний |
1. Актуализация знаний по теме «Предмет химии. Вещества и их свойства». 1. Предметом изучения науки химии является: 1) движение небесных тел 2. Важнейшим методом изучения веществ является: 1) моделирование 3. К веществам относится: 1) вода 2) сосулька 3) айсберг 4) льдина 4. В химической посуде без этикеток находятся медь, алюминий, мрамор, уксусная кислота и поваренная соль. По каким свойствам можно распознать эти вещества? Выпишите названия веществ и характерное свойство каждого вещества, используемое для его распознавания. |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
.
|
III. Целеполагание и планирование |
Химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас окружают какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ. Записываем тему урока “Физические и химические явления» Формулирование темы и цели урока (совместно с учителем). |
Учащиеся пытаются сформулировать цели урока и свою деятельность на уроке. |
IV. Изучение нового материала |
1. Физические явления. Учитель с помощью школьников демонстрирует явления, комментирует увиденное: – нагревание воды в пробирке (изменилось агрегатное состояние); – нарезание бумаги (изменилась форма); – выпрямление спирали медной проволоки (изменилась форма); – растирание кусочка мела в ступке (изменилась форма). Запись определения в тетрадь: (§6, стр.21) 2. Химические явления. Учитель демонстрирует химические явления: сгорание спирта, ржавление железа (поставить опыт заранее), скисание молока, выпадение осадка при взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария. Химическое явление – явление, в результате которого происходит образование нового вещества. Учащиеся называют, учитель записывает признаки химических реакций: Изменение окраски; Образование осадка; Появление запаха; Выделение газа; Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом). Учитель обращает на соблюдение техники безопасности при проведении опытов.
Лабораторные опыты (с. 21— 22 учебника). |
Учащиеся демонстрируют физические явления и комментируют увиденное. Предполагаемый ответ: Физическими называются такие явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.
Учащиеся объясняют, какие изменения указывают на протекание химической реакции, приходят к выводу, что исходные вещества превращаются в новые вещества, т. е. эти изменения относятся к химическим явлениям, или химическим реакциям. Называют признаки химических реакций.
Учащиеся выполняют лабораторные опыты |
V. Закрепление изученного материала |
Учитель делит класс на 4 группы. Каждая группа получает по 4 рисунка с физическими и химическими явлениями. |
Работают в группах по выявлению физического и химического явления, признаков химических реакций. |
VI. Валеологическая пауза |
Учитель предлагает классу выполнить упражнения для снятия усталости глаз; и упражнения, активизирующие кровообращение головного мозга. |
Выполняют упражнения, предложенные учителем. |
VII. Закрепление изученного материала |
1вариант. 1.Из предложенного перечня явлений выпишите только химические реакции: горение лучины, растворение сахара в воде, ржавление железной проволоки, помутнение хранящейся в сосуде без пробки известковой воды, образование инея, таяние льда. 2. Какие признаки подтверждают, что пригорание масла во время приготовления пищи — химическое явление? 2вариант. 1. Из предложенного перечня явлений выпишите химические реакции: почернение медной пластинки при нагревании, плавление металла в пламени ацетиленово-кислородной горелки, образование кристаллов соли при упаривании её раствора, выделение пузырьков газа из открытой бутылки с минеральной водой, обугливание лучины, скисание молока. 2. Поясните, какие признаки подтверждают, что гниение пищевых остатков — химическая реакция. |
Ребята выполняют упражнение индивидуально, а затем производят взаимопроверку, выставляют оценки друг другу в тетрадь. |
VIII. Рефлексия |
Учащимся предлагается рефлексивный прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…
|
Ребята высказываются одним предложением, оценивают полноту полученных знаний, проводят самооценку своей работы. |
IX. Домашнее задание |
Учитель предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания: 1 уровень: §6,упр.1, 2 ,3стр.24. 2 уровень: §6,составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях. 3 уровень: презентация «Физические и химические явления в повседневной жизни» |
Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.
|
Литература:
Гара Н.Н. Химия. Уроки в 8 классе: пособие для учителя. _ М.: Просвещение, 2009
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016.-207с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.