Методическая разработка урока
«ИОННАЯ СВЯЗЬ» 8класс
Цели урока:
Образовательные:организовать
повторение, коррекцию и закрепление знаний по теме «Строение атомов»; организация
деятельности по введению понятий «ионы», «ионная связь», изучению нового типа
химической связи – ионной связи, ее природы и условий образования; обучению
навыкам сравнения схем строения нейтральных атомов и ионов.
Развивающие: способствоватьразвитию навыков составления
электронных схем образования химических связей, соединений с ионным типом связи
и определения количества электронов в ионах; развитию умений определять типы
связи на основании анализа состава химического соединения, развитию
интеллектуальных умений и навыков, диалектического мышления, памяти.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.
Интеграционные связи:
межпредметные( физика – строение вещества , понятия «молекула», «атом»; история- древнегреческий мыслитель Эпикур).
Методы: частично-поисковые, практические, наглядные.
Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая,общеклассная.
Средства: таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, инструктивные карточки, заготовки аппликаций строения атома, интерактивная доска.
Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала, оценки и коррекции знаний по пройденному материалу.
Мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль-контроль-анализ, оценка-коррекция-рефлексия.
Тип и форма проведения урока были выбраны с учетом целей, задач, места урока в разделе «Атомы химических элементов», особенностями учащихся данной возрастной группы.
На этапе актуализации опорных знаний обучающихся использовались приемы «мозговой штурм» и межпредметная интеграция. Для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, организации произвольного и послепроизвольного внимания учащихся использовала смену форм (индивидуальная, групповая; фронтальная, самостоятельная) и видов деятельности (моделирование, наблюдение и анализ). Своевременное переключение внимания и использование динамической паузы позволило более полно реализовать поставленные задачи. Каждый этап урока логически завершался микрозакреплением.
На уроке обучающимся была предоставлена возможность проявить себя, свои идеи в нестандартной творческой форме (возможность фантазировать, вообразить что-либо, высказать свое мнение). Поощряя самостоятельность, давалось время обучающимся на поиск ответа, а не формулирование вопроса и ответа сразу же, возможность вариативности ответа.
Для рационализации и повышения эффективности урока контролировалось время, затраченное на определенный этап работы, планировалась деятельность в соответствии со значимостью темы. Расположение вспомогательных средств (таблицы, наглядные пособия), оформление стендов кабинета позволяет быстро и легко находить нужную информацию и материалы.
В организации самостоятельной работы и творческого домашнего задания использован дифференцированный подход к составлению заданий трех уровней сложности, что позволило учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и возможность свободного выбора ими посильного задания.
При оценивании самостоятельной работы обучающихся будут учитываться индивидуальные достижения детей в ходе устных ответов на уроке, работы у доски, за которую они получали баллы-жетоны и которые могут повлиять на повышение конечной отметки.
Для поддержания положительного эмоционального фона урока использовались приемы одобрения, похвалы, нацеливания на ожидаемый будущий успех обучающегося, положительные характеристики его работы.
У учителя есть варианты заданий различной сложности, которые он использует для того, чтобы обучающиеся с различным уровнем знаний могли добиваться успеха и верили в свои возможности.
Тема: «Ионная химическая связь»
Образовательные:организовать
повторение, коррекцию и закрепление знаний по теме «Строение атомов»; организация
деятельности по введению понятий «ионы», «ионная связь», изучению нового типа
химической связи – ионной связи, ее природы и условий образования; обучению
навыкам сравнения схем строения нейтральных атомов и ионов.
Развивающие: способствовать развитию навыков составления
электронных схем образования химических связей, соединений с ионным типом связи
и определения количества электронов в ионах; развитию умений определять типы
связи на основании анализа состава химического соединения,развитию
интеллектуальных умений и навыков, диалектического мышления, памяти.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.
Хронологическая карта урока
1.Организационный момент – 1 мин.
2.Обобщение пройденного материала
Строение атома. Изотопы -10 мин
Строение электронных оболочек – 2 мин
Особенности внешнего энергетического уровня 3 мин
3. Физкультминутка – 1мин
4. Мотивация урока 1 мин
5.Обучающая часть урока – 20 мин.
6.Закрепление изученного материала (проверочная работа)-5 мин.
7.Подведение итогов работы – 1мин.
8.Домашнее задание – 1 мин.
Тема урока «Ионная химическая связь»
Структура урока.
Организационный момент.
Готовность к уроку (конверты, инструктивная карточка, тетрадь).
Обобщение пройденного материала.
Скажите пожалуйста, такие понятия , как атом, энергетический уровень, орбиталь – к какой общей теме относятся ?
АТОМ.
1.Давайте с вами вспомним его строение.
Читаем 1-е задание в вашей карточке и выполняем его.
( 1.Узнай меня – какой это элемент. 2. Аппликация Строение атома.)
Ответы –
1.Изотоп протий 2. Изотоп Дейтерий. 3. Изотоп Тритий. 4. Литий. 5. Гелий.
Вывод: вещество состоит из нейтральныхатомов. Атом несет одинаковое количество положительных протонов и отрицательных электронов. Протоны и нейтроны в ядре, электроны вокруг ядра. Это планетарная модель строения атома РЕЗЕРФОРДА. Нуклоны – это протоны и нейтроны, то, что в ядре.
Вывод: Изотопы – разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра и разное массовое число.
Вывод:Свойства химических элементов и составляющих их веществ находятся в периодической зависимости от зарядов атомных ядер.
2.Читаем 2-е задание из карточки:
Как написать электронную формулу кислорода?
8р+, 8е- и развернутую
Вывод: Период – число энергетических уровней. Группа –число электронов на последнем, если элемент А п/группы.
Вывод: 2 орбиталиSи Р , в первой 2 электрона максимум, во второй 2, но Р орбиталей всего 3, поэтому максимум 6 электронов.
3.Читаем 3 е задание.
Сравнить химические элементы натрий и магний, натрий и калий.
Связать это со строением внешнего энергетического уровня атома.
Натрий 1 группа, 1 е- Магний 2 группа , 2е-
Отдает легче один е- натрий, значит более металл, значит Металлические свойства по периоду ослабевают, а Неметаллические усиливаются.
Натрий находится во 2 периоде, а магний в 3 ем периоде, т.е у первого 2 уровня, у второго элемента 3 уровня. Заряд ядра увеличивается, радиус увеличивается, электрон легче отдать, значит Металлические свойства по группе сверху вниз увеличиваются, а Неметаллические наоборот.
Вывод: выше и самый сильный металл франций, самый сильный неметалл фтор.
Релаксация:
Руки вверх – раз, два , три. Это группа , посмотри.
Руки в стороны – три, четыре, пять .Это период – тебе надо ЗНАТЬ!!!
Или
Закрыть глаза, представьте себя атомом, загадайте заряд ядра не больше 85, представьте себе траекторию бешеного движения электронов. А теперь откройте и посмотрите, какой вы элемент…с кем вы себя сравнили…
Мотивация Химическая связь. Ионная связь.
Уч-ль: А какие связи вам известны?
Уч-ки: (перечисляют) сотовая, родственна, телефонная, Интернет, и т.д.
Уч-ль: Какие связи наиболее значимы для вас? (напишите на полях тетради)
Уч-ки: (записывают число, тему урока и наиболее значимые для себя виды связей).
Уч-ль: Что такое связи? Каким одним емким словом можно было бы заменить все перечисленные связи. Связи - это что?
Уч-ки: (думают)А учитель в это время рассказывает.
Уч-ль: Чтобы вам легче было ответить на поставленный вопрос, я расскажу вам, как древние греки представляли себе хим. связь. Древнегреческий мыслитель Эпикур считал, что между атомами существуют некие крючочки (показывает два кулака и согнутые указательные пальцы обеих рук) посредством которых атомы удерживались друг с другом. И теперь (сцепляет кулаки мнимыми «крючочками») чтобы оторвать один атом от другого нужно приложить усилие.
Так что же такое связи?
Уч-ки: Приходят к выводу, что связи - это сила.А ты запомни главное итвердо это знай.
Любые связи – СИЛА
О том не забывай!
Уч-ль: А что же такое химическая связь?
Уч-ки: Это силы между атомами в молекулах.
Уч-ль:В чем причина возникновения связей, любых: сотовых, дружеских, семейных и т.д.?
Уч-ки: приходят к выводу, что это нужно, необходимо.
Уч-ль: Как же и почему происходит соединение атомов?
Рассмотрим простейший случай. Пусть на некотором расстоянии друг от друга (скажем, 0,1 нм) находятся два атома – атом Na0 и атом CI0. В чем будет состоять их взаимодействие?Составьте самостоятельно в тетрадях схемы строения атомов натрия и хлора. Определите число спаренных и неспаренных электронов на последнем уровне в атомах.
Na +11 1s22s22p63s1;
Сl +17
1s22s22p63s23p5.
Уч-ки: У атома металла на внешнем энергетическом уровне находится единственный электрон, а у неметалла как раз не хватает именно одного электрона, чтобы его внешний уровень оказался завершенным.
Уч-ль: Что произойдет сейчас?
Уч-ки: Образуется связанная система, т.е. связь.
Уч-ль: Скажите, пожалуйста, а какие структуры атомов наиболее энергетически выгодны?
Уч-ки: Устойчивые.
Уч-ль: Какие электронные структуры считаются устойчивыми?
Уч-ки: С завершенным внешним электронным слоем.
Уч-ль: Таким образом, на вопрос, зачем возникают химические связи, мы тоже ответили. А зачем вы вступаете в связи? Зачем дружите, любите, слушаете радио и т.д.
Уч-ки: (делятся мнением). Это могут быть такие ответы: для получения нужной информации, для удовлетворения своих потребностей и т.д.)
Уч-ль: Спасибо. Переходим к следующему этапу урока. Нам предстоит ответить на вопрос, как возникают химическиесвязи
Уч-ль: При этомпроцессе выделитсяэнергия связи. Атом металла легко отдаст свой наиболее удаленный от ядра и слабо связанный с ним электрон атому неметалла, который предоставит ему свободное место на своем внешнем энергетическом уровне.
Тогда атом, лишенный одного отрицательного электрона, станет положительно заряженной частичкой, а атом неметалла превратится в отрицательно заряженную частичку благодаря полученному электрону.
Частицы, которые образуются в результате перехода электронов от одного атома к другому, называются ионами.
Оба атома осуществят свою «заветную мечту».Какую, как вы думаете?
Уч-ся: Получат необходимую восьмерку электронов на внешнем энергетическом уровне.(Вводится понятие «ион», «ионная связь», определения записываются в тетрадь.)
Na0 – 1e —> Na1+,Cl0+ 1e —>Cl1–.
Заряд иона определяется количеством отданных или принятых электронов.
Химическая связь, которая возникает между ионами, называется ионной.
Давайтедля примера рассмотрим схемы строения ионов кальция и кислорода и определим общее количество электронов в каждом ионе:
Ca2+ +20)2)8)8)2, 1s22s22p63s23p64s2
O2– +8)2)6, 1s22s22p4• Ионная связь возникает между атомами металлов и неметаллов.
Уч-ль: Но что произойдет?Разноименно заряженные ионы в полном соответствии с законом притяжения противоположных зарядов тут же соединятся, вернее между ними возникнет химическая связь. Так в чем же причина возникновения химической связи?
Уч-ки: В энергетической выгоде.
В заключении рассмотрим алгоритм (последовательность) рассуждений при записи схемы образования ионной связи, например между атомами кальция и хлора.
Ca0атом - 2 е-----Ca2+ион F0атом+1е-----F-ион
Ca0+2F0______Ca2+F-2
Цифры, показывающие число атомов или молекул, называют коэффициентами. А цифры, показывающие число атомов в молекуле или ионов индексами.
Закрепление материала
Учитель. Мы проделали трудный, но интересный путь, вершина «Химическая связь» покорена. Я поздравляю вас, вы приложили много усилий, чтобы ее достичь, показали ваши знания, проявили находчивость, были дружными, помогали друг другу в трудный момент. А теперь пора в обратный путь. Обратите внимание, какого нового термина из нового материала не достаточно в теме нашего урока?(ИОННАЯ)
Проверим наши главные выводы.
• Ионы – это заряженные частицы, в которые превратились атомы в результате отдачи или присоединения электронов.(В рабочей тетради сделали записи)
• Связь, которая возникает в результате взаимодействия между ионами, называется ионной.(В рабочей тетради сделали записи)
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
1 |
HCI |
СO2 |
Mg |
NaOH |
CuO |
CuSO4 |
НNО3 |
2 |
Na2O |
Fе(ОН)3 |
АI2О3 |
Н2O |
Na |
C |
P2O5 |
3 |
Fe |
АgNО3 |
Cu(OH)2 |
P |
СаО |
H2SiO3 |
CI2 |
4 |
CuCI2 |
Ca |
NaCI |
СаСО3 |
Н2 |
ZnO |
Cu |
5 |
SОЗ |
K2S |
S |
Zn |
Na2SO4 |
O2 |
АI(ОН)3 |
6 |
N2 |
H3PO4 |
SO2 |
FeO |
H2CO3 |
NаЗРО4 |
Nа2СОЗ |
7 |
Mg(NO3)2 |
MgO |
H2S |
H2SО4 |
BaCI2 |
KOH |
Fe2O3 |
8 |
Zn(OH)2 |
Si |
Са(ОН)2 |
Mg(OH)2 |
FeS |
NaAlO2 |
H2SO3 |
2. Выпишите формулы веществ, образованных ионной связью.(3 бала)
Ответы к проверочной работе
Задание 1.
В а р и а н т I. F – 7, B – 3, Ca – 2.
В а р и а н т II.Se – 6, Al – 3, C – 4.
Задание 2.
В а р и а н т I. S – 2, P – 3, Si – 4.
В а р и а н т II. F – 1, N – 3, O – 2.
Задание 3.
В а р и а н т I.
а) Для KBr:
K0 – 1e —> K1+,Br0 + 1e —> Br1–.
б) Для AlCl3:
Al0 – 3e —> Al3+, Cl0 + 1e —> Cl1–.
В а р и а н т II.
а) Для MgF2:
Mg0 – 2e —> Mg2+, F0 + 1e —> F1–.
б) Для NaBr:
Na0 – 1e —> Na1+, Br0 + 1e —>Br 1–.
Ответы могут быть следующие: KCl, KH, Na2O, NaCl (могут быть и другие соединения металлов с приведенными в центральной части рисунка неметаллами, т.е. соединения с ионной связью).
Подведение итогов. Рефлексия. Улыбающийся смайлик у тех, кто усвоил урок.
Выставление оценок.
Домашнее задание. О.С.Габриелян §10,рабочая тетрадь
1 уровень: рабочая тетрадь стр.66 упр.2.
2 уровень: пользуясь алгоритмом (стр.65) составить не менее формул сложных веществ, образованных ионной связью, показать схемы ее образования;
3 уровень: задание проверочная работа. Составить схемы ионных связей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.