УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ: "фЕРМЕНТЫ"
Оценка 4.6

УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ: "фЕРМЕНТЫ"

Оценка 4.6
doc
10.05.2021
УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ: "фЕРМЕНТЫ"
18.Ферменты 10 кл.doc

Технологическая карта урока химии в 10 классе

по теме «Ферменты».

Технологическая карта урока

Предмет    химия (базовый уровень)
Класс   10
Автор УМК        
О.С. Габриелян
Тема урока    
«Ферменты»
Тип урока     
урок усвоения новых знаний 

Методы обучения: Словесный метод обучения,  исследовательский метод; ИКТ;  метод логических рассуждений, анализ.                                                                                                                      

 

Цель

изучить  ферменты, их историю,  строение, узнать о свойствах и функциях, о практическом значении в жизни человека.

Задачи

·       сформировать знания о ферментах-катализаторах

·        развивать умение  анализировать результаты лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между живыми и неживыми клетками по результатам опытов; стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу  групповых  достижений;

·       продолжить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;

 

·       развивать умение самостоятельно  работать  с информационным материалом

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В познавательной сфере  изучить:

1.       Особенности строения ферментов, основные свойства ферментов, их функции.

2.      Уметь формулировать цель урока, индивидуальные  образовательные и развивающие задачи, составлять план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные и коллективные достижения.

 

·       Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять и формировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства для достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости  исправлять ошибки самостоятельно.

·       Познавательные : развивать умение  анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы;  проводить наблюдения.

·       Грамотно обращаться с веществами .

·       Коммуникативные : развивать умения учащихся работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной речи.

 

·Понимать единство естественнонаучной картины мира .

·Знать и оценивать вклад  ученых в развитие мировой химической науки

·                  проявлять чувство ответственности и заботу о собственном здоровье.

 

Основные понятия

 Ферменты; специфические свойства ферментов; использование ферментов в промышленности. (стр 147 п.19).

Межпредметные связи

Биология, химия, физиология.

Оборудование

Компьютер, презентация, оборудование для проведения лабораторного опыта и материалы (картофель, мясо,  пероксид водорода (Н2О2), спички, спиртовка, лучинка).

 

Ресурсы: основной

 

дополнительные

 

Габриелян, О.С.  Химия. 10 класс, базовый уровень, М., дрофа 2020

Информационные материалы,  раздаточный материал (маршрутные листы;

 

Справочник химика Википедия «Ферменты» http://chem21.info/info/70335/

Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс / Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с.

Организация пространства

Работа фронтальная, работа с тестами, учебником, групповая .

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).

 

Организационная структура урока

 

      Ход урока

      Деятельность учителя

                                                           Деятельность учащегося

           познавательная

       коммуникативная

         регулятивная

1 этап. Организационный (1 — 2 минуты)

Цель этапа: 

-                      настроить  обучающихся на учебную деятельность и на получение новых знаний

- создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Приветствие (интересуемся самочувствием, настроением, внутренним состоянием).

 

- Здравствуйте, …...

 

Настрой на работу, организация рабочего места.

Выбирает эффективные способы организации рабочего пространства.

Умение организовывать свою учебную деятельность, создание мотивации во включение в учебный процесс

Приветствует учителя, озвучивает состояние настроя на урок

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Мобилизирует свои силы и энергию, настраивается и включается в рабочий процесс

Умение управлять своим поведением и деятельностью

2 этап. Актуализация знаний и проверка знаний учащихся

(3 - 5 минуты)

 

 

Цель этапа:

-организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания;

 

 (Слайд 1)

С какими материальными объектами связана тайна жизни? Это один из главных вопросов, на который пыталась ответить наука на протяжении своей истории. И уже довольна давно ученые поняли, что важную, а может быть и главную роль во всех жизненных процессах играют…белки.

Есть хорошее высказывание Ф. Энгельса «Жизнь – есть способ существования белковых тел»

(Слайд 2)

Мы познакомились на уроках биологии и химии со строением, свойствами и функциями белков.

Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте мы с вами вспомним строение, свойства и функции белков.

(Слайд 3-6)  (тест на слайдах, отвечают ученики)

Сегодня вы работаете в группах. Поэтому каждой группе будут заданы по три вопроса по теме Белки.

 

Отвечают на поставленные учителем вопросы, высказывает предположения.

Актуализация изученных способов действий, актуализация мыслительных процессов; активизирует мыслительные операции

Отвечает на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках.

Определение способа взаимодействия с учителем; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами коммуникации; умение вступать в диалог

Отвечает на вопросы учителя, делает выводы, прогнозирует тему урока и цель урока.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

3 этап.

Формулирование темы урока.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

(3 минуты):

 

Цель этапа:

-                      сформулировать и согласовать цели урока

-                      организовать уточнение и согласование темы урока

-                      организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

 

Молодцы! Мы с вами вспомнили тему белки. Их строение, функции. Вот вы сказали, что одна из функций белков это каталитическая. А как называются белки, которые выполняют каталитическую функцию? (ответ учеников – ферменты). Правильно. Итак, назовите тему нашего урока «Ферменты» (отвечают ученики).

(Записывают тему урока и дату в тетрадь). (Слайд 7)

А что вам известно про ферменты? (примерные ответы учеников:  что они имеют белковую природу, что они могут расщеплять сложные вещества и т.д.). А как вы думаете, вам достаточно этих знаний?

Чтобы вы хотели узнать о ферментах? (примерные ответы учеников:  историю открытия ферментов, какими они обладают свойствами и функциями, какое имеют строение, и где применяются ферменты).

Давайте мы с вами тогда сформулируем цель нашего урока  Формулируют цель: изучить ферменты, их историю,  строение, узнать о свойствах и функциях, о практическом значении в жизни человека.  (Слайд 8)

 

Формулируют тему урока, записывает тему в тетрадь

Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение оформлять записи в тетради

Формулируют тему урока, задают вопросы

Умение слушать и вступать в диалог

Чередует речевую активность и механическое записывание

Саморегуляция и умение организовывать свое эмоциональное состояние

4 этап.

Первичное усвоение новых знаний

(8 - 10 минут)

 

Цель этапа:

- организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала;

-                      актуализировать мыслительные операции, необходимые для  углубления знаний, полученных на прошедших уроках;

-                      предъявить задания, близкие к жизненному опыту учащегося для лучшего понимания изучаемого процесса;

-                      зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для более полного изучения процесса;

-                      зафиксировать алгоритм выполнения задания;

-                      организовать усвоение учащимся нового материала.

Изучая химический состав клетки и процессы, которые в ней протекают, мы постоянно отмечаем, что химические реакции в клетке идут очень быстро. Например, синтез одной молекулы белка инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, завершается за 1-2 минуты, тогда как в лабораторных условиях для этого требуется много усилий, времени, средств: когда в 50-е годы этот белок был синтезирован искусственно, в этой работе принимали участие 10 человек в течение 3-х лет.

Проблема: почему же в клетке химические реакции протекают быстрее? (в клетке химические реакции катализируются ферментами).

Ребята. Посмотрите на слайд. Хочется прочитать вам высказывание (Д. Хевеши). "Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые" 

(Слайд 9)

Чтобы достигнуть цели нашего урока, ответить на проблемный вопрос, каждой группе  дано, как индивидуальное задание, так и общее задание. На столах у вас лежит план выполнения лабораторного опыта. 1 и 2 группы выполняют опыты с сырым мясом и песком, 3 и 4 группы выполняют опыты с вареным мясом и картофелем и песком. Проводя опыт, сделайте вывод и напишите ответы на вопросы. Так же для каждой группы есть индивидуальное задание. Используя информацию учебника п. 19 и информацию на листах, подготовить  каждой группы выступление по совей теме.

1групп-  история открытия ферментов (приложение 1)

2группа – свойства и функции ферментов (приложение 2)

3группа – строение ферментов (приложение 3)

4группа – применение ферментов (приложение 4)

Каждая группа выбирает себе ответственного, который будет оценивать работу каждого ученика, и выбирать вступающего. 

 

Выполняют задания учителя;

 

 

Применение методов информационного поиска, поиск и выделение необходимой информации; свободная ориентация в информации.

 

 

 

Участвуют в обсуждении поставленных учителем вопросов; работает с информацией в сотрудничестве с учителем и своими одноклассниками.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение продуктивного сотрудничества на уроке; умение слушать и вступать в диалог

 

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

5 этап. Физкультминутка. (3 - 4 минуты)

 

Цель этапа:

-                      снять эмоциональное напряжение учащегося на уроке;

-                      повысить работоспособность на последующих этапах урока.

После напряженной умственной работы наш мозг испытывает недостаток питания и кислородного обеспечения. Поэтому нам необходимо сейчас размять мышцы шеи для улучшения кровообращения. И дать отдохнуть глазам для восстановления зрительного пигмента. Учитель показывает упражнения для разминки шеи и глаз. Учащийся совместно с учителем выполняет упражнения.

Внимательно слушает объяснение учителя о необходимости динамической паузы

 

Использует для объяснения знания по анатомии человека

 

 

Высказывает свое мнение по отношению к проведению динамической паузы

 

 

 

Умение слушать и вступать в диалог

 

 

 

 

 

 

 

Выполняет упражнения, предложенные учителем

 

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

6 этап.

Первичная проверка понимания

(5-7 минут)

Цель этапа:

- подвести итог обсуждения учебного материала;

- построить логическую цепочку рассуждений;

- организовать самостоятельную работу учащегося;

- проверить умения  работать учащегося по алгоритму;

- организовать проверку по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление  и исправление допущенных ошибок.

Выступление учеников из каждой группы.

 

 

Сопоставляет материал на слайдах

Извлечение информации из предложенных источников, умение выделить главное из общего объёма информации;

Аргументирует свои решения, использует химические термины;  приводит примеры к соответствующим процессам

Умение воспринимать новую информацию и делать самостоятельные выводы;  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

 

 

 

Развитие внимания и силы воли при решении поставленной цели урока.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

7 этап.

Первичное закрепление.

(5 минут)

Цель этапа:

- тренировать способность к самоконтролю, и самооценке;

- организовать проверку по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление  и исправление допущенных ошибок;

- тренировать способность применять новый алгоритм действий.

Следующий этап работы — выполнение теста

 по теме «Ферменты».

(Приложение 5). Самопроверка и выставление оценки за тест.

(группы меняются тестами и проверяют)

Самостоятельно выполняет задание перемещается от одного вопроса к другому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения, аргументируют высказывания, выполняют задание.

Выстраивание учебного сотрудничества с учителем; умение слушать и вступать в диалог.

Выстраивание дальнейшей работы с материалом.

8 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия учебного материала.

(3 минуты)

Цель этапа:

- организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

- организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока.

 

Итак, наш урок подошел к концу. Как обычно в конце урока мы подводим итоги.

ВОПРОСЫ:

- Какую тему мы сегодня изучали в течении урока?
- Какую цель мы ставили с тобой в начале урока?

- Достигли ли мы поставленной цели?

-А на проблемный вопрос ответили? Проблема: почему же в клетке химические реакции протекают быстрее? (в клетке химические реакции катализируются ферментами).

(Отвечают ученики)

(Слайд 18)

 

Какой же общий вывод можно сделать по изученной теме?

Общий вывод: ферменты - катализаторы и для них характерны все принципы катализа, но ферменты обладают и рядом уникальных свойств, которые их отличают от неорганических катализаторов. Это отличие объясняется белковой природой фермента.


-

 

Обобщает результаты своей деятельности по достижению цели.

 

Выстраивание  причинно- следственных связей.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Участвует в обсуждении урока;

выражает собственное мнение о работе  и полученном результате.

Монологическая, диалогическая речь.

Контроль, коррекция, оценка действий.

Умение участвовать в обсуждении проблемы.

Умение выражать свои мысли.

Анализ правильности выполненных действий и уровень усвоения.

Прогнозирование результата и уровня усвоения.

Оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии,

9 этап.

Домашнее задание.

(1-2 минуты)

 

Цель этапа:

- включить новый способ действий в систему знаний учащегося;

- организовать ситуацию успеха по результатам выполнения  работы;

- тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартных и не стандартной ситуациях.

 И как обычно в конце урока мы обсуждаем....

(домашнее задание)

 

 

Домашнее задание:
1) повторить материал урока,
2)почитать п.19 учебника

3) составить презентацию по теме «Ферменты».

 

Формулирует домашнее задание самостоятельно

Извлечение необходимой информации  из предложенной на уроке; построение логической цепи рассуждений

Самостоятельно формулирует домашнее задание,

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество с  учителем; владение монологической и диалогической формами речи;  определение цели, функций, способов взаимодействия

Самостоятельно выбирает источники информации для повторения

Прогнозирование результата и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 1.

Истрия ферментов

Все обменные процессы протекают при участии биологических катализаторов - ферментов.

Термин «фермент» (от лат. fermentum – закваска) был предложен в начале XVII века голландским ученым Ван Гельмонтом.

Длительное время шел спор между французским ученым Луи Пастером и немецким химиком Либихом о природе ферментов. Пастер считал ферменты живыми, и только искусственным получением ферментов дрожжей спор был разрешен в пользу Либиха. В конце XIX века из дрожжей был выделен сок, который вызывал брожение, как и дрожжи. В трактате знаменитого европейского алхимика Василия Валентина (XV в)  брожение описывается как результат действия некоего духа, и этот дух назвали fermentum (лат. “закваска”). Постепенно происходила материализация ферментов: с духами было покончено.

   В XIX веке большинство ученых уже считали процесс брожения  совокупностью реакций, вызванных ферментами. Было предложено называть ферменты  энзимами (от греч. “энзим”- “в дрожжах”). Сегодня термины фермент и энзим - синонимы. Еще в XVIII – XIX вв. некоторые ученые предполагали, что основой фермента является белок, но эта мысль не была услышана научным обществом. Лишь в 30-х годах ХХ в., когда американским биохимиком Нортропом были получены кристаллические ферменты пепсин и трипсин, их белковая природа была окончательно признана, и в 50-х годах подтверждена рентгеноструктурным анализом. На сегодняшний день известно более двух тысяч ферментов, а сколько еще не изучено?!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Функции ферментов

Существуют два основных пути повышения скорости химической реакции.

Первый путь - повышение температуры, то есть ускорение теплового движения молекул, которое приводит к увеличению доли молекул, обладающих достаточной внутренней энергией для достижения переходного состояния. Как правило, повышение температуры на 10 C вызывает ускорение химической реакции приблизительно в 2-3раза (закон Вант-Гоффа). Для многих живых организмов этот путь губителен.

Второй путь ускорения химической реакции - добавление катализатора, который снижает энергию активации реакции. Этим путем и пошли живые системы, используя как катализаторы белки-ферменты, которые синтезируются непосредственно самой клеткой.

Подобно всем катализаторам, ферменты ускоряют как прямую, так и обратную реакцию, понижая энергию активации процесса. Смещение химического равновесия в этом случае не происходит. Отличительной особенностью ферментов по сравнению с небелковыми катализаторами является их высокая специфичность.

Каждая молекула фермента способна выполнять от нескольких тысяч до нескольких миллионов «операций» в секунду.

Например, одна молекула фермента ренина, содержащегося в слизистой оболочке желудка телёнка, створаживает около 106 молекул казеиногена молока за 10 минут при температуре 37°C.

При этом эффективность ферментов значительно выше эффективности небелковых катализаторов - ферменты ускоряют реакцию в миллионы и миллиарды раз, небелковые катализаторы - в сотни и тысячи раз.

В зависимости от того, какие виды реакций организма катализируют ферменты, они выполняют различные функции.

Чаще всего их подразделяют на две основные группы: пищеварительные и метаболические

Пищеварительные ферменты выделяются в желудочно-кишечном тракте, разрушают питательные вещества, способствуя их абсорбции в системный кровоток.

Метаболические ферменты катализируют биохимические процессы внутри клеток.

 

Энзимологияучение о ферментах.

 

Свойства ферментов

- Ферменты – глобулярные белки (третичная или четвертичная структура белка).

- Большая молекулярная масса фермента 105-107.

- Ферменты образуют коллоидные растворы.

- Эффективность – скорость ферментативной реакции может быть в 1015 раз больше скорости реакции без ферментов. Ферменты снижают энергию активации реакции, и как результат - повышение общей скорости реакции. Например, одна молекула каталазы при температуре 0 С за 1 секунду разлагает 50 000 молекул пероксида водорода (Н2О2)

- Селективность – избирательность или специфичность действия (каждый фермент ускоряет одну или группу однотипных реакций). Каждый фермент обладает специфичностью и действует на определенный субстрат

- Термолабильность - изменчивость фермента под влиянием температуры. При возрастании температуры активность фермента сначала растет, а затем, выше определенной температуры, начинает снижаться.

При температуре 70°С и выше большинство ферментов полностью утрачивают свою активность из-за денатурации белка.

Каждый фермент характеризуется температурным оптимумом. Для ферментов животного происхождения оптимальные температуры 40-50°С, для ферментов растительного происхождения -50-60°С, для человека ~ 37°С.

При понижении температуры ферменты теряют свою активность, но при создании нормальных условий они вновь начинают функционировать.

- Активность ферментов зависит от температуры, рН среды, концентрации субстрата, и концентрация фермента.

- Каталитическая активность фермента обуславливается его активным центром.

- Регулируемость активности ферментов (и как результат, внутренняя среда организма из-за действия ферментов всегда постоянна).

- Ускоряют химические реакции, но не входят в состав продуктов реакции (как любые катализаторы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Строение ферментов

По строению ферменты делят на две группы: простые и сложные.

Простые ферменты – протеины (однокомпонентные, т.е. состоят только из белка).

Сложные ферменты – протеиды (двухкомпонентные, состоящие из белковой части (апофермент) и небелковой части).

Небелковая часть фермента:

- неорганические катионы или анионы (они называются кофактор).

- органическое вещество, связанное с белком - кофермент. Часто в качестве кофермента выступают витамины.

У некоторых сложных ферментов присутствуют и органические и неорганические небелковые части (например, гемоглобин).

 

Функции частей сложных ферментов

Белковый компонент – определяет, какую реакцию катализирует фермент.

Кофактор и кофермент – определяют активность фермента.

Ферменты активны только тогда, когда небелковая часть соединена с белковой.

Каталитическая активность фермента обеспечивается его активным центром 3-15 аминокислот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Применение ферментов

Сейчас известно, что многие заболевания вызываются снижением активности ферментов, а нарушения синтеза одного из них может стать причиной гибели организма. Например, недостаток у детей фермента, превращающего галактозу в глюкозу, вызывает га-локтоземию, при которой дети отравляются избытком галактозы и погибают в первые месяцы жизни.

С помощью ферментов ученые в настоящее время расшифровывают сложные структуры биополимеров: белков и нуклеиновых кислот. Так, например, энзимы помогли ученым с триумфом расшифровать геном человека, который, как оказалось, состоит «всего лишь» из 26—30 тыс. генов. Проводится клонирование, достигли небывалых успехов биотехнология и генная инженерия.

Многочисленные отрасли пищевой промышленности: виноделие, хлебопечение, сыроварение, производство чая, спирта — основаны на широком применении ферментов.

В фармацевтической промышленности с помощью ферментов получают различные препараты: витамины, лекарства, антибиотики

В медицине

В промышленности

В спорте

1. Многие заболевания в организме связаны с изменением активности ферментов или процессом их синтеза (ферментопатия):
– замедленное физическое развитие,
– нарушение обмена веществ,
– психическая неполноценность.

При изготовлении сыра, хлебопечении, пивоварения.
При изготовлении антибиотиков, витаминов.

1. При мышечной деятельности может изменяться активность и биосинтез многих ферментов, что приводит к усилению или замедлению скорости метаболизма и процессов энергообразования.
2. От активности фермента зависит физическая работоспособность, скорость восстановления, адаптация к физическим нагрузкам.
3. Действие многих витаминов и других биологически активных веществ, которые применяются в практике спорта для восстановления организма и регуляции массы тела, связано с ферментами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Тест Выбери правильный ответ:

1. Ферменты – это катализаторы:

а) углеводной природы;
б) белковой природы;
в) неорганической природы;
г) липидной природы.

2. Участок молекулы фермента, отвечающий за присоединение вещества:

а) каталитический центр;
б) субстратный центр;
в) аллостерический центр;
г) активный центр.

3. Почему под влиянием высокой температуры ферменты теряют свою активность?

а) понижается активность субстрата;

б) изменяется пространственная структура молекул;

в) изменяется содержание ферментов в клетке.

4. При какой температуре наступает оптимальная активность ферментов у животных?

а) 40-50˚;

б) 30-40˚;

в) 50˚.

5. Что происходит с ферментом при его взаимодействии с субстратом?

а) фермент мутирует;

б) фермент не изменяется;

в) фермент превращается в новое вещество.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по химии Белки 10 класс с ответами. Тест содержит 10 заданий.

1. Белковые молекулы построены из остатков

1) только α-аминокислот
2) только β-аминокислот
3) только ω-аминокислот
4) всех типов аминокислот

2. Пептидной группой называют группу атомов

1) -NH-
2) -СО-
3) -COONH4
4) -CO-NH-

3. В синтезе белков в живых организмах принимают участие

1) 150 аминокислот
2) 100 аминокислот
3) 20 аминокислот
4) 10 аминокислот

4. Первичная структура белка обусловлена образованием связей

1) ионных
2) пептидных
3) водородных
4) дисульфидных мостиков

5. Вторичная структура белка обусловлена образованием связей

1) ионных
2) пептидных
3) водородных
4) дисульфидных мостиков

6. Реакция образования макромолекул белка из большого числа аминокислот относится к реакциям

1) полимеризации
2) поликонденсации
3) присоединения
4) замещения

7. Функциями белков в клетке являются:

А) информационная Б) запасающая, энергетическая

В) транспортная, каталитическая Г) регуляторная, защитная

Д) структурная, двигательная Е) передача наследственной информации

бвгд

8. Денатурация белков — это

1) разложение белков до аминокислот под действием кислот или щелочей
2) проведение характерных цветных реакций на белки
3) процесс образования белков из аминокислот
4) разрушение природной структуры белка при нагревании или изменении кислотности среды

9. Глобулярные белки имеют структуру:

+ шаровидную

- нитевидную

- квадратную

 

10. Какой белок содержится в волосах, перьях, рогах и других производных кожи:

+ кератин

- миоинозин

- эластин

11. Примером четвертичной структуры белка является:

+ гемоглобин

- актин

- миозин

12. Какие ионы содержит гем в структуре гемоглобина?

+ железа

- серебра

- золота

 

Ответы на тест по химии Белки 10 класс
1-1
2-4
3-3
4-2
5-3
6-2
7-1
8-4
9-1
10-4

 

 

 

 

 

Лабораторный опыт
«Открытие фермента каталазы»

Цель. Доказать присутствие ферментов в животных и растительных клетках.

Оборудование и реактивы .

Штатив с пробирками, микроскоп, предметное стекло, лучинка, спички; стакан с Н2О2 (3%-й р-р), песок, ткани растительные и животные.

Ход работы

Задание 1.  Читаем информацию

Ферменты содержатся в каждой животной и растительной клетках. Большая часть ферментов связана с определенными клеточными структурами (ядро, цитоплазма, пластиды, лизосомы и т. д.), где и осуществляется их функция. Каталаза содержится в микротельцах (пероксисомах). Эти тельца имеют овальную форму, зернистую структуру, находятся в цитоплазме (рис. 1).

Описание: Рис. 4. Пероксисомы
 имеют размеры 0,3–1,5 мкм и содержат внутри кристаллические ферменты

Рис. 1.
Пероксисомы имеют размеры 0,3–1,5 мкм
и содержат внутри кристаллические ферменты

Фермент каталаза катализирует расщепление пероксида водорода с образованием молекул воды и кислорода. Расщепляя Н2О2, каталаза играет защитную роль. Она обезвреживает ядовитое вещество (пероксид водорода), которое непрерывно образуется в клетке в процессе жизнедеятельности. Активность фермента очень высока: при 0 °С – 1 молекула катализатора разлагает за 1 секунду до 40 000 молекул Н2О2.

Задание 2. Выполнить практическую часть.

1.     Прилейте по 2 мл Н2О2 в пять пробирок с:
а) сырой печенью;
б) вареной печенью;
в) сырым картофелем;
г) вареным картофелем;
д) песком.

В каждую пробирку отпустить тлеющую лучинку. Наблюдаем происходящее. И записываем результат в таблицу.


2. На предметное стекло в каплю воды положите лист элодеи и рассмотрите его под микроскопом.
3. Нанесите на лист элодеи две капли пероксида водорода и под микроскопом наблюдайте бурное выделение пузырьков кислорода из клеток листа элодеи.
4. Заполните таблицу. Ответьте на вопросы.

§  Чем обусловлено расщепление пероксида водорода в пробирках с кусочками сырой печени, сырого картофеля? Ответ: Фермент каталаза катализирует расщепление пероксида водорода с образованием молекул воды и кислорода. Расщепляя Н2О2, каталаза играет защитную роль. Она обезвреживает ядовитое вещество (пероксид водорода), которое непрерывно образуется в клетке в процессе жизнедеятельности.

§  Почему расщепление пероксида водорода в пробирках с кусочками вареного картофеля и печени, а также в пробирке с песком не наблюдалось? Ответ: Потому что при варении мяса и картофеля произошла денатурация белков (разрушение). А в неживых клетках (песок) ферментов нет.

Таблица

Результаты эксперимента

Описание: http://him.1september.ru/2003/30/13-7.jpg

Вывод:  в сырых продуктах происходит выделение кислорода, а в варенных нет, так как при  высоких температурах произошла денатурация (разрушение) первичной структуры белка.  Тлеющая лучина загорается при выделении кислорода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока химии в 10 классе по теме «Ферменты»

Технологическая карта урока химии в 10 классе по теме «Ферменты»

Особенности строения ферментов, основные свойства ферментов, их функции

Особенности строения ферментов, основные свойства ферментов, их функции

Габриелян, О.С. Химия. 10 класс, базовый уровень,

Габриелян, О.С. Химия. 10 класс, базовый уровень,

Актуализация знаний и проверка знаний учащихся (3 - 5 минуты)

Актуализация знаний и проверка знаний учащихся (3 - 5 минуты)

Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока

Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока

Формулируют тему урока, записывает тему в тетрадь

Формулируют тему урока, записывает тему в тетрадь

Изучая химический состав клетки и процессы, которые в ней протекают, мы постоянно отмечаем, что химические реакции в клетке идут очень быстро

Изучая химический состав клетки и процессы, которые в ней протекают, мы постоянно отмечаем, что химические реакции в клетке идут очень быстро

Физкультминутка. (3 - 4 минуты)

Физкультминутка. (3 - 4 минуты)

Выступление учеников из каждой группы

Выступление учеников из каждой группы

Цель этапа: - организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; - о рганизовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале…

Цель этапа: - организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; - о рганизовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале…

Домашнее задание. (1-2 минуты)

Домашнее задание. (1-2 минуты)

УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ: "фЕРМЕНТЫ"

УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ: "фЕРМЕНТЫ"

Приложение 1. Истрия ферментов

Приложение 1. Истрия ферментов

Приложение 2 Функции ферментов

Приложение 2 Функции ферментов

Каждый фермент характеризуется температурным оптимумом

Каждый фермент характеризуется температурным оптимумом

Приложение 3 Строение ферментов

Приложение 3 Строение ферментов

Приложение 4 Применение ферментов

Приложение 4 Применение ферментов

Приложение 5 Тест Выбери правильный ответ: 1

Приложение 5 Тест Выбери правильный ответ: 1

Тест по химии Белки 10 класс с ответами

Тест по химии Белки 10 класс с ответами

Денатурация белков — это 1) разложение белков до аминокислот под действием кислот или щелочей 2) проведение характерных цветных реакций на белки 3) процесс образования белков…

Денатурация белков — это 1) разложение белков до аминокислот под действием кислот или щелочей 2) проведение характерных цветных реакций на белки 3) процесс образования белков…

Лабораторный опыт «Открытие фермента каталазы»

Лабораторный опыт «Открытие фермента каталазы»

В каждую пробирку отпустить тлеющую лучинку

В каждую пробирку отпустить тлеющую лучинку

УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ: "фЕРМЕНТЫ"

УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ: "фЕРМЕНТЫ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2021