УРОК В 11 КЛАССЕ ХИМИЯ
Тема урока: Полимеры.
Цели урока:
- углубить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о полимерах.
- развивать логическое мышление, познавательную активность .
-способствовать повышению интереса к предмету, воспитанию потребности в приобретении новых знаний .
Тип урока: комбинированный.
Методы:
1. Словесные (элементы беседы, рассказ).
2. Наглядные (показ презентации по теме, работа с опорным конспектом).
3. Практические (демонстрация коллекции полимеров).
Оборудование: компьютер, опорный конспект, резиновое колесо, картофель, коллекция изделий из пластмасс, коллекция полимеров.
Ход урока
Сегодня на уроке у нас не обычная тема, а тема, которая вошла в нашу жизнь со всех сторон. Без этих веществ нельзя обойтись ни дома, ни на улице.
1. Сообщение темы и целей урока.
Итак, сегодня мы вновь поговорим с вами о полимерах. Ранее эта тема рассматривалась нами в 9 и 10 классах, однако сейчас наш разговор будет более детальным и мы обобщим и систематизируем знания по этой обширной и интересной теме.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Цели урока (формулируют учащиеся)
2. Актуализация знаний
А теперь, ребята, вас ждут 2 вопроса на засыпку по теме.
ВОПРОС № 1 Моряки второй экспедиции Колумба к берегам Америки, высадившиеся на острове Гаити в 1496 году, с удивлением наблюдали, как островитяне играют в мяч, который высоко подпрыгивает при ударе о землю. Известные в Европе мячи из кожи и шерсти не обладали такой прыгучестью. Из какого вещества были сделаны мячи островитян?
(из каучука)
ВОПРОС № 2
Что объединяет эти два предмета? (На подносе резиновое колесо и клубень картофеля).
Ответ: С.В. Лебедев получил синтетический каучук переработкой картофеля
3. Презентация нового материала.
Лекция учителя с опорой на слайды, ребята работают с выданным текстом (Приложение 1) по теме
(конспектируют ключевые определения)
4.Физкультминутка:
Встаньте рядом и возьмитесь за руки. А теперь отдаляйтесь друг от друга, но рук не разрывайте. Смотрите, какой длинной получилась образованная вами цепочка. Вот так и полимеры можно растянуть. Они обладают стойкостью к растяжению. А теперь, приближайтесь друг к другу как можно сильнее и рук не разжимайте. Видите, полимеры можно сильно сжимать, т.к. они обладают стойкостью к сжатию. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что реакция полимеризации не идет на 100% и остаются мономеры, не вступившие в реакцию полимеризации, но они входят в состав той массы, из которой изготавливают изделия.
Представьте, что я тот мономер, который не вступил в реакцию полимеризации или
поликонденсации. Я с вами в изделии, но я существую отдельно от вас. Кажется, что в этом такого? Но эти мономеры делают многие полимеры опасными для здоровья человека.
5.Знакомство с видами пластмасс и их влиянием на здоровье человека по информационной таблице (есть на столах) (Приложение 2)
Давайте обратимся к выставке изделий из пластмасс и определим по маркировке названия пластмасс (работа в паре).
Каждой паре выдан предмет из пластмассы, надо найти маркировку и определить тип пластмассы и ее безопасность для использования, с помощью таблицы.
- Что вы можете сказать об их влиянии на здоровье человека?
6. Закрепление знаний
Лабораторная работа «Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон изделий из них» (стр 211 уч.) (Приложение 3)
1 Задание. Распределите на группы пластмассы, волокона и каучуки в соответствии с классификацией.
I вариант - резина, натуральный шелк, полиэтилен, вискоза, натуральная шерсть, текстолит.
II вариант- хлопок, поливинилхлорид, ацетатный шелк, каучук, стеклотекстолит, пенополистирол.
Классификаторы |
Примеры |
Термопластичные |
|
Термореактивные |
|
Натуральные волокна |
|
Химические волокна |
|
2 Задание. Разработайте рекомендации по использованию пластмасс в быту людям, заботящимся о своем здоровье(3-5 пунктов)
7.Подведение итогов урока и выставление оценок.
Поставьте себе оценку за урок
а) все понял, могу этот материал объяснить другому (5
баллов)
б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь (4 балла)
в) для полного понимания мне нужно повторить тему (3 балла)
г) я ничего не понял (2 балла).
8. Домашнее задание:
Прочитать § 7, ответить на вопросы 1-4. Составить кроссворд по теме «Полимеры»
(10-20 слов)-по желанию.
Приложение 1
Особую, очень важную, группу органических веществ составляют высокомолекулярные соединения (полимеры). Масса их молекул достигает нескольких десятков тысяч и даже миллионов.
Полимеры - это высокомолекулярные соединения, молекулы которых состоят из множества повторяющихся одинаковых структурных звеньев. Молекула полимера называется макромолекулой.
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛИМЕРОВ.
Синтез полимеров из низкомолекулярных соединений (мономеров) основан на реакциях двух типов: полимеризации и поликонденсации.
Реакция полимеризации - это химический процесс соединения множества молекул мономеров в крупные молекулы полимеров.
Например, полипропилен получают из пропилен СН2=СH–CH3, который является мономером:
n СН2 = СH ¾® (СН2 - СH)n
½ ½
CH3 CH3
пропилен полипропилен
(пропен)
Мономер – вещество, из которого образуется полимер.
Структурное звено – повторяющаяся группа атомов.
n-степень полимеризации.
Реакция поликонденсации - это процесс образования полимеров из множества молекул мономеров, которые сопровождаются выделением побочного низкомолекулярного продукта (чаще всего воды).
nC6H12O6 → (C6H10O5)n + H2O
глюкоза крахмал
Кроме того, следует отметить, что некоторые полимеры получают не из мономеров, а из других полимеров, используя химические превращения макромолекул. (Например, при действии азотной кислоты на природный полимер целлюлозу получают новый полимер - тринитратцеллюлозы).
[C6H7O2(OH)3]n + 3nHNO3 ¾® [C6H7O2(ONO2)3]n + 3nH2O
целлюлоза тринитратцеллюлоза
Полимеры используют для изготовления на их основе пластмасс, волокон и других материалов.
Пластмассы - это материалы, полученные на основе полимеров, способные приобретать заданную форму при изготовлении изделия и сохранять ее в процессе эксплуатации.
Полимер и пластмасса - это не одно и тоже. Любая пластмасса содержит полимер, но кроме него в состав могут входить и другие компоненты: красители (придают материалу цвет), наполнители (обеспечивают жесткость пластмассы), пластификаторы (делают материал более эластичным, гибким) и др. Именно полимер связывает все компоненты пластмассы в единое целое, поэтому это самый важный компонент. (Первые пластмассы получали на основе природных полимеров - производных целлюлозы, каучука и т.д.)
Волокна - это полимеры линейного строения, которые пригодны для изготовления нитей, жгутов, пряжи и текстильных материалов.
1. Классификация полимеров.
Рассказ с презентацией
«Классификация полимеров по происхождению».
В зависимости от происхождения различают природные и химические полимеры. Природные полимеры встречаются в природе. К ним относятся крахмал, целлюлоза, клетчатка, белки, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук.
Химические полимеры получают с помощью химических реакций из различных органических веществ. Химические полимеры в свою очередь подразделяют на искусственные и синтетические.
Искусственные полимеры получают на основе природных полимеров путем химической модификации. К таким полимерам относят: вискозу, целлулоид, ацетатное волокно. Исходным веществом, для получения названных полимеров, является целлюлоза.
Синтетические полимеры получают из органического сырья (нефть, газ, каменный уголь) с помощью различных химических процессов. Синтетические полимеры являются результатом работы химиков. К синтетическим полимерам относятся: полиэтилен; полипропилен; полистирол; фенолформальдегидные полимеры; синтетические волокна (лавсан, нитрон, капрон, хлорин); синтетические каучуки. Синтетические полимеры можно выделить в две группы, по способу получения, полимеризационные и поликондесационные.
«Классификация полимеров по отношению к нагреванию».
Понятно, что превращать в готовые изделия удобнее те пластмассы, которые обратимо твердеют и размягчаются. Это так называемые термопласты, или термопластичные полимеры, которые сохраняют свою пластичность после нагревания. Их можно рационально обрабатывать и перерабатывать методом литья под давлением, вакуумной формовки, профильным прессованием. К термопластичными полимерам относят: полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, капрон.
Если же в процессе формования изделия происходит сшивка макромолекул и полимер, твердея, приобретает сетчатое строение, то это вещество уже нельзя возвратить в вязкотекучее состояние нагреванием или растворением. Такие полимеры называют термореактивными или реактопласты. Реактопласты теряют свою пластичность при нагревании. Кроме фенолоформальдегидных полимеров, к ним относят карбамидные и полиэфирные смолы.
«Классификация полимеров по форме макромолекул».
Макромолекулы полимеров могут иметь различную геометрическую форму в зависимости от строения основной цепи. Поэтому по форме макромолекул полимеры бывают линейными, разветвленными и пространственными (трехмерными).
Структурные звенья линейных полимеров соединены в длинные цепи последовательно друг за другом. Такую структуру имеют: полиэтилен (низкого давления), полипропилен, поливинилхлорид, синтетические волокна.
Разветвленную структуру имеют полиэтилен (высокого давления), синтетические каучуки. Синтетические каучуки в зависимости от пространственной конфигурации структурных звеньев разделяют на стереорегулярные и нестереорегулярные. Стереорегулярные полимеры, такие в которых структурные звенья в цепи чередуются в строго определенном порядке. Нестереорегулярные полимеры, такие в которых структурные звенья в цепи чередуются произвольно. Стереорегулярность влияет на такое важнейшее свойство каучуков, как эластичность.
Пространственную структуру, при которой линейные молекулы соединены между собой химическими связями имеют: фенолформальдегидные полимеры, резина(трехмерная структура образуется при вулканизации каучука)
Приложение 2
Виды пластмасс и их маркировка
Буквенная маркировка |
Название пластмассы |
Влияние на здоровье человека |
|
полиэтилентерефталат |
подходит только для однократного применения, при повтором применении могут выделяться вредные вещества. |
|
полиэтилен высокой плотности |
считается относительно безопасным, хотя из него может выделяться формальдегид. |
|
поливинилхлорид |
запрещен для пищевого применения, т.к. выделяет канцерогенные вещества. |
|
полиэтилен низкой плотности |
относительно безопасен для пищевого применения, в редких случаях может выделять формальдегид, полиэтиленовые пакеты не столь опасны для здоровья человека, сколь опасны для экологии планеты. |
|
полипропилен |
довольно безопасен, но при определенных условиях может выделять формальдегид. |
|
полистирол |
может выделять стирол, поэтому одноразовая посуда и называется одноразовой. |
Справочные данные:
Стирол вызывает заболевания сердца, оказывает сильное воздействие на печень, вызывая токсический гепатит.
Формальдегид, фенолформальдегид - канцерогенные, токсичные вещества. Выделяясь, раздражают горло, бронхи, слизистую оболочку глаз, снижают иммунитет.
Приложение 3
Лабораторная работа «Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон изделий из них» (стр 211 уч.)
1 Задание. Распределите на группы пластмассы, волокон и каучки в соответствии с классификацией.
I вариант - резина, натуральный шелк, полиэтилен, вискоза, натуральная шерсть, текстолит.
II вариант- хлопок, поливинилхлорид, ацетатный шелк, каучук, стеклотекстолит, пенополистирол.
Классификаторы |
Примеры |
Термопластичные |
|
Термореактивные |
|
Натуральные волокна |
|
Химические волокна |
|
2 Задание. Разработайте рекомендации по использованию пластмасс в быту людям, заботящимся о своем здоровье(3-5 пунктов)
_____________________________________________________________________________
Лабораторная работа «Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон изделий из них» (стр 211 уч.)
1 Задание. Распределите на группы пластмассы, волокон и каучки в соответствии с классификацией.
I вариант - резина, натуральный шелк, полиэтилен, вискоза, натуральная шерсть, текстолит.
II вариант- хлопок, поливинилхлорид, ацетатный шелк, каучук, стеклотекстолит, пенополистирол.
Классификаторы |
Примеры |
Термопластичные |
|
Термореактивные |
|
Натуральные волокна |
|
Химические волокна |
|
2 Задание. Разработайте рекомендации по использованию пластмасс в быту людям, заботящимся о своем здоровье(3-5 пунктов)
Примерные ответы:
1. Провести ревизию пластмассовых контейнеров и избавиться от всех, кроме изделий из полипропилена (цифра 5 или маркировка PP).
(это просто и займёт буквально секунду, которой будет достаточно для того, чтобы уловить неприятный запах, но если он есть, то от покупки даже простой расчески для волос следует отказаться).
Вывод:
Каждый может защитить своё здоровье и здоровье своих детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.