Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе
Тема урока |
Правописание НЕ с прилагательными. |
Тип урока |
Урок общеметодологической направленности |
Вид урока |
Урок – ролевая игра «Экскурсия по тургеневским местам» (имитационная ролевая игра направлена на имитацию определённого профессионального действия) |
Технология |
игровые технологии |
Задачи, решаемые с помощью выбранной технологии |
- способствовать большей вовлеченности участников взаимодействия в процессе обучения; побуждать к непроизвольной активности; - формировать ценностные ориентации и установки учебной деятельности для преодоления стереотипов; коррекция самооценки - формировать стиль делового партнёрства |
Цели урока |
Для учащихся - Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными. - Уметь правильно писать НЕ с прилагательными, составлять предложения при помощи опорных словосочетаний Для учителя Научить детей структуризации полученного знания, развивать у обучающихся умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Воспитательная: воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности |
Ожидаемые результаты
урока: |
Метапредметные: Регулятивные УУД Умение совместно в группах при сопровождении учителя определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат. Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации. Обучающийся сможет: • выделять общий признак правописания у разных частей; • объединять правила в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты. Коммуникативные УУД Умение совместно в группах и парах при сопровождении учителя использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: •определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (в малой группе); • представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; - Личностный результат достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Оборудование и средства обучения |
Интерактивная доска, проектор, презентация урока, карточки с текстами для разбора, алгоритм работы («план экскурсии») для каждой группы учащихся, карты урока с выделением заданий. |
Ход урока
Этап урока |
Этапы организации ролевой игры |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I этап – мотивационный
|
|
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Читается отрывок из стихотворения в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева (слайд №1) - Кто автор этого произведения? Что вы знаете об этом небольшом произведении и его авторе? - С каким произведением И.С. Тургенева мы познакомились на уроках литературы? Каким представляете автора? (На слайде №1 появляется портрет И.С. Тургенева). Почему писатель назвал наш язык «поддержкой и опорой»? Как вы думаете, почему наш урок начался с воспоминаний о Тургеневе? |
Обучающиеся работают в группах малого состава, от каждой группы выбран эксперт. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Узнают автора - Тургенева, объясняют, как узнали (вспоминают «Бежин луг», дают дополнительную информацию). Вступают в диалог с учителем, высказывают мнение. Прогнозируют тему, содержание урока. |
II этап - актуализация знаний и пробное действие. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Подготовительный.
|
- Запишите сегодняшнюю дату. С чего мы должны начать? Для определения темы выполним задание. На экране группы слов. Что вам необходимо сделать? Правильно, надо раскрыть скобки в словосочетаниях, которые можно использовать при написании портрета писателя. Какие знания вам для этого понадобятся? Запишите словосочетания, объясняя слитное или раздельное написание с НЕ: (Не)повторимый мастер; (не)броская внешность; (не)беспечный, а задумчивый взгляд; отнюдь (не) легкомысленный человек; (не)громким, но уверенным голосом; далеко (не)надменный тон; нисколько (не) нравоучительные произведения. При объяснении каких словосочетаний возникли трудности?
|
Учащиеся записывают число. Ставят задачу - определить тему урока. Формулируют задание. Сами после анализа предложенного учителем задания называют тему урока и формулируют проблему: когда НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда раздельно? (слайд №2) Учащиеся выполняют задания в тетради. Один выполняет задание на интерактивной доске. Самооценка. Обучающиеся обращают внимание на возникшие трудности. Задание повышенной сложности ученикам группы №1: составить предложения, используя предложенные словосочетания (сильная группа). |
III этап – выявление проблем Постановка учебной задачи, целей урока. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Основное задание для шестиклассников: продукт урока-игры – схема или таблица «Как правильно писать НЕ с прилагательными»», выполненная ими в группе после «возвращения с экскурсии» |
- Почему были допущены ошибки при написании отдельных словосочетаний? Нужно ли продолжить закрепление написания НЕ с прилагательными? Чего мы не знаем? Почему? (побуждение к осознанию проблемы) Что может помочь избежать ошибок в дальнейшем? Помогает учащимся поставить учебную задачу: вывести алгоритм действия в виде схемы или таблицы. |
Учащиеся отмечают, что не совсем усвоили алгоритм (порядок), с помощью которого нужно объяснять правильное написание. Самостоятельно пытаются поставить учебную задачу. |
IV этап – построение проекта. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. |
Этап подготовки: учебная цель урока, описание изучаемой проблемы, определение профессии для имитации, Выбор экспертной группы (по 1 ученику от каждой группы). Обсуждение плана игры и решение каким будет конечный результат. Основное задание для шестиклассников: продукт урока-игры – схема или таблица «Как правильно писать НЕ с прилагательными»», выполненная ими в группе после «возвращения с экскурсии» |
- Предлагаю отправиться в незабываемое путешествие по тургеневским местам. Конечно, наша экскурсия будет заочной, но мы неуловимым ветерком и незримой стрелой пронесёмся над миром удивительного мастера слова. «Нам нужен экскурсовод в каждой группе. Какими качествами он должен обладать? Отправляемся группами в места, где жил и работал И.С.Тургенев. А что вы помните о родовом имении Тургеневых? Предлагаю ознакомиться с планом нашей экскурсии (алгоритмом предстоящей работы). См. ПРИЛОЖЕНИЕ |
Обучающиеся, оценив результат собственной деятельности, принимают правила игры и проявляют интерес к текстам о писателе и связанными с ним местами. Участвуют в беседе
Обсуждают в группе план предстоящей деятельности, формулируют учебную цель: конечный результат – составление алгоритма работы с орфограммой. |
V этап -реализация выбранного проекта. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (по правилу). |
Игровой этап: дискуссия в группе, выявление позиций, принятия решения, подготовка выступления экскурсовода.. Междугрупповой аспект: заслушивание сообщения групп, оценка решения |
Организует виртуальную экскурсию с помощью интерактивной доски Давайте представим себе, что нам всем надо выехать в родовое имение Тургеневых. Где оно находится? Игра «Узнай номер билета». - Чтобы отправиться на экскурсию в музей Тургенева, по тургеневским местам нужно «купить» билет. Чтобы его приобрести, надо ответить на вопросы, записанные на карточке и узнать его номер, зашифровав ответ: 1 - правильно, 0 -неправильно: - Пишутся слитно с НЕ имена прилагательные, если слово с НЕ можно заменить близким по значению словом без НЕ; - Пишутся слитно с НЕ прилагательные, если имеется или подразумевается противопоставление с союзом А; - частица НЕ с прилагательными пишется раздельно, если есть сопоставление с союзом НО; - НЕ с прилагательным пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется; - НЕ с прилагательным пишется слитно, после слов «отнюдь», «вовсе», «далеко». Ключ: 10 010 - Теперь в музей! Предлагаю ознакомиться с планом экскурсии (алгоритмом предстоящей работы). Кто сможет рассказать, в какой последовательности вам предстоит действовать во время «экскурсии»? |
1. Покупая «билет», ученики шифруют ответы, объясняют почему, согласны они трактовкой правила или не согласны.
|
VI этап –первичное закрепление |
|
Педагог наблюдает, как работают ученики, и направляет их деятельность. |
Обучающиеся в группе анализируют написание слов, словосочетаний с НЕ, распределяют прилагательные по группам. |
VII этап – самостоятельная работа и самопроверка |
Межгрупповой аспект: заслушивание сообщения групп, оценка решения |
При необходимости учитель задаёт шестиклассникам наводящие вопросы, чтобы направить деятельность учащихся. |
Обучающиеся составляют таблицу или схему, которая станет опорой для правильного написания прилагательных с НЕ. Представляют графическое оформление правила с самопроверкой. |
VIII этап Включение изученного в систему знаний.
|
Заключительный этап. Выработка решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы по представлению графического оформления алгоритма |
Обобщающая беседа: Вопросы учителя: Отражается ли в вашей работе способ действия? Слова каких частей речи с НЕ пишутся так, как прилагательные. |
Работа экскурсоводов (картинки на слайде презентации). Обучающиеся представляют результаты работы. Отвечают на вопросы. Задают вопросы ученикам из других групп. Готовые тексты и схемы сдают на проверку экспертам |
IX этап рефлексии учебной деятельности |
Анализ результатов ролевой игры |
Учитель при необходимости уточняет алгоритм исправления допущенных ошибок, просит назвать способы действий, которые вызвали затруднение. Беседа «На ваш взгляд, где могут пригодиться умения экскурсовода» Кто обладал ими сегодня на нашем уроке?» По результатам работы на уроке даёт домашнее задание: Задание на выбор: - Подобрать свои примеры на правило «НЕ с прилагательным» - Составьте свой текст о посещении музея любимого писателя, в котором были бы слова с орфограммой «НЕ с разными частями речи». |
Обучающиеся пытаются с помощью учителя зафиксировать уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов, намечают цели для последующей деятельности. Участвует в беседе. Оценивают свою работу на уроке, заполняя рабочие листы урока для рефлексии (в ПРИЛОЖЕНИИ). |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочая карта урока
«Урок – ролевая игра «Экскурсия по тургеневским местам»
Помни:
закончил свою работу – помоги товарищу;
будь доброжелательным; внимательно выслушивай мнение товарища;
если не согласен с мнением, вежливо и убедительно выскажи свою точку зрения
Задание 1 Раскрой скобки, запиши, объясняя написание: (Не)повторимый мастер; (не)броская внешность; (не)беспечный, а задумчивый взгляд; отнюдь (не) легкомысленный человек; (не)громким, но уверенным голосом; далеко (не)надменный тон; нисколько (не) нравоучительные произведения.
|
Какие трудности испытывал?
Что надо выучить?
___________________________________________ |
||||||||||||
Задание 2 Обведите цифру, которая соответствует поставленной вами учебной задачи |
|
||||||||||||
Задание 3 План проведения экскурсии по тургеневским местам 1. Прочитайте в группе текст, по которому будете проводить экскурсию. Выберите, кто сможет быть экскурсоводом. 2. Выпишите слова и словосочетания с орфограммой «НЕ с именами прилагательными», объясните правильное написание. 3. Составьте таблицу или схему, которая станет опорой для правильного написания прилагательных с НЕ (алгоритм работы с орфограммой). 4. Подготовьте ответы на вопросы: Отражается ли в вашей работе способ действия? Слова каких частей речи с НЕ пишутся так, как прилагательные. 5. Ваш экскурсовод готов провести экскурсию? Успехов при выступлении! 6. Сдайте выполненные задание учителю (текст и алгоритм работы с орфограммой) 7. Будьте готовы дать оценку работе других групп. |
Текст №3 Эта комната помнит (не) торопливую речь Ивана Сергеевича Тургенева. Шахматный столик как будто застыл в ожидании (не) бывалого сражения. Отнюдь (не) узкие кресла (не) кажутся (не) взрачными. Напротив, они (не) заметно раскрывают (не) зависимый и вовсе (не) легкомысленный характер их владельца. (Не) яркие краски, отсутствие (не) нужных мелочей, (не) ослепительный, а приглушённый свет располагают к (не) принуждённой беседе.
|
||||||||||||
Задание 4 Оформи алгоритм работы с орфограммой «Правописание НЕ с прилагательными» в форме таблицы или схемы (интеллект-карты) |
|
||||||||||||
Заполни карточку с рефлексией Подчеркни фразы, характеризующие твою работу на уроке по трем направлениям:
|
|
Тексты для разбора
№1
Атмосферу Спасского-Лутовинова можно считать (не) правдоподобной. (Не) изъяснимым очарованием наполнена берёзовая аллея. Солнце (не) утомимыми лучами пробирается сквозь вовсе (не) редкую листву, просвечивая (не) высокую траву, оставляя полосы на (не) узкой, а широкой тропинке. Чем больше всматриваешься в эту (не) замысловатую картину, тем сильнее ощущаешь (не) навязчивый голос писателя, никогда не прекращавшего воспевать природу, - Ивана Сергеевича Тургенева.
№2
Вовсе (не) редким ковром устилает землю листва. Хорошо в осенний день (не) спешными шагами побродить по (не) известным местам и ощутить (не) видимую связь с тем, что было дорого писателю с очень (не) простым именем – Ивану Сергеевичу Тургеневу.
Спокойствие Спасско-Лутовинова (не) утомимо вдохновляло его, даря (не) минутную фантазию, а часы творческого вдохновения. Присядьте на (не) большую скамейку, (не) смелым взглядом окиньте всё вокруг, и не (не) чаянная радость окрылит вашу душу.
№3
Эта комната помнит (не) торопливую речь Ивана Сергеевича Тургенева. Шахматный столик как будто застыл в ожидании (не) бывалого сражения. Отнюдь (не) узкие кресла (не) кажутся (не) взрачными. Напротив, они (не) заметно раскрывают (не) зависимый и вовсе (не) легкомысленный характер их владельца. (Не) яркие краски, отсутствие (не) нужных мелочей, (не) ослепительный, а приглушённый свет располагают к (не) принуждённой беседе.
№4
Кабинет в Орле. Тяжёлая мебель отнюдь (не) ярких тонов. На массивном столе разложены объёмные книги, тут же находится нож для (не) разрезанных страниц. (Не) исписанные листы бумаги терпеливо ждут своего часа. Кто же тот (не) знакомец, для которого горит (не) большая свеча? Это (не) превзойдённый мастер слова, (не) заметно проникающий в наши души, (не) громкими словами говорящий о вечном, - Иван Сергеевич Тургенев.
№5
В Спасском-Лутовинове одной из самых удивительных достопримечательностей можно считать дуб. Словно закалённые (не) посильным трудом руки, раскинул этот богатырь свои могучие ветви. И.С.Тургенев сам посадил его и на всю жизнь полюбил это (не) обычайно красивое дерево. И на чужбине он (не) изменно мечтал (не) весомой пылинкой , (не) остановимым ветром перенестись через (не) ведомые земли к своему заветному другу. И красавец-дуб простоит ещё не одну сотню лет как символ (не) разрывной связи писателя с природой.
№6
(Не) возмутимая гладь прямоугольного пруда в Спасском-Лутовинове похожа на (не) обозримое зеркало. Однако даже летом вода здесь была (не) тёплой, а холодной из-за (не) счётных ключей. С (не) скрываемой радостью вовсе (не) трусливые мальчишки ловили карасей, (не) спешно катались на лодке. Для скрывающихся от (не) скромных взглядов девушек сооружали плетённую из ивовых прутьев купальню. Удивительно, но эти места помнят (не) громкий голос Ивана Сергеевича Тургенева.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.