Урок-игра по лексикологии

  • docx
  • 31.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок-игра по лексикологии.docx

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Повторение темы «Лексикология»

Цели урока:

1.      Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

2.      Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

3.      Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

4.      Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

5.      Прививать интерес к изучению русского языка.

6.      Развивать умение работать в группах.

7.      Формировать умение применять на практике полученные знания.

8.      Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Задачи: подготовить учащихся к предстоящей контрольной работе.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование: кроссворды; карточки с фразеологическими оборотами;ребусы.

Прогнозируемые результаты:

1.      Возможность учащихся проявить свои знания.

2.      Развитие устной речи учащихся.

3.      Интерес к изучению русского языка.

4.      Желание самостоятельно заниматься языком.

5.      Доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение целей и задач урока.

II. Словарно-орфографическая работа.

Лексикология, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы.

III. Повторение ранее изученного. Игра «Знаете ли вы?»

·         Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Неологята» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).

·         Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки).

·         За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, учащиеся запоминают наиболее активных членов команды.

·         В конце игры подсчитываются баллы команд.

·         Все учащиеся получают оценки в журнале.

·         Победившая команда и лучший знаток лексики и фразеологии награждаются поощрительными призами.

Задание 1

Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составь слова из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)

Задание 3. Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)

Задание 4. Что такое диалект? (Говор.)

Задание 5. Мы говорим «валенки», а на севере говорят... (Пимы.)

Задание 6. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.

Задание 7. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?

Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин и т.д.

Задание 8. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.

·         кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;

·         пальто, плащ, шуба, кафтан.

Задание 9. Замените устаревшие слова синонимами:

брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Задание 10. Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:

1.      одно заимствованное слово;

2.      одно устаревшее слово.

Задание 11. Определите слово по его лексическому значению:

·         Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)

·         Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)

·         Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)

·         Очень большой. (Огромный, гигантский.)

·         Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)

·         Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)

·         Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)

Задание 12. Замените иноязычные слова русскими синонимами:

·         алфавит (азбука)

·         абзац (красная строка)

·         абсурд (чепуха)

·         прогресс (развитие)

·         космос (Вселенная)

·         мираж (видения)

·         диалог (беседа)

Задание 13. «Я начну, а ты продолжи»:

·         На все руки (мастер).

·         Смотреть правде (в лицо).

·         Выносить сор (из избы).

·         Держать язык (за зубами).

·         Как корова (языком слизала).

·         Куда глаза (глядят).

·         Как ветром (сдуло).

Задание 14. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются названия животных. (Черепаха, медведь, заяц, слон.)

1.      Ползет, как черепаха.

2.      За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.

3.      Топает, как слон.

4.      Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

Задание 15. (Ответить фразеологизмом.) Как можно:

·         Сильно краснеть? (До корней волос.)

·         Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)

·         быстро бежать? (Сломя голову.)

·         Промокнуть? (До костей.)

·         Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)

·         Громко кричать? (Во все горло.)

Задание 16. Вопросы-шутки:

1.      Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

2.      В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).

3.      Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».

4.      Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл».

5.      Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

6.      Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

7.      Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.

8.      Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

9.      Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда».

10.  Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая».

Задание 17. «На загадку дай отгадку».

1.      Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

2.      Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

3.      Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

4.      Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

5.      Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

6.      Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

IV. Конкурс «Лицедеи»

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

V. Разгадай кроссворд (если остается время)

http://festival.1september.ru/articles/569900/img16.jpg

1.      Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.

2.      Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.

3.      Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.

4.      Диалектное слово.

5.      Яма, наполненная водой.

6.      Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).

7.      Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.

8.      Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.

9.      Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).

10.  Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.

11.  Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.

12.  Диалектное слово. Конечно, разумеется.

VI. Подведение итогов урока. Награждение

Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту...

 

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.