Урок русского языка в 6 классе
Тема: Повторение темы «Лексикология»
Цели урока:
1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
5. Прививать интерес к изучению русского языка.
6. Развивать умение работать в группах.
7. Формировать умение применять на практике полученные знания.
8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).
Задачи: подготовить учащихся к предстоящей контрольной работе.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Технология: на диалоговой и игровой основе.
Оборудование: кроссворды; карточки с фразеологическими оборотами;ребусы.
Прогнозируемые результаты:
1. Возможность учащихся проявить свои знания.
2. Развитие устной речи учащихся.
3. Интерес к изучению русского языка.
4. Желание самостоятельно заниматься языком.
5. Доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
II. Словарно-орфографическая работа.
Лексикология, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы.
III. Повторение ранее изученного. Игра «Знаете ли вы?»
· Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Неологята» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).
· Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки).
· За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, учащиеся запоминают наиболее активных членов команды.
· В конце игры подсчитываются баллы команд.
· Все учащиеся получают оценки в журнале.
· Победившая команда и лучший знаток лексики и фразеологии награждаются поощрительными призами.
Задание 1
Замени буквы цифрами:
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Составь слова из цифр:
13, |
6, |
12, |
19, |
10, |
12, |
16, |
13, |
16, |
4, |
10, |
33. |
л |
е |
к |
с |
и |
к |
о |
л |
о |
г |
и |
я |
Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)
Задание 3. Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)
Задание 4. Что такое диалект? (Говор.)
Задание 5. Мы говорим «валенки», а на севере говорят... (Пимы.)
Задание 6. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.
Задание 7. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?
Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин и т.д.
Задание 8. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.
· кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;
· пальто, плащ, шуба, кафтан.
Задание 9. Замените устаревшие слова синонимами:
брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.
Задание 10. Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:
1. одно заимствованное слово;
2. одно устаревшее слово.
Задание 11. Определите слово по его лексическому значению:
· Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
· Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
· Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
· Очень большой. (Огромный, гигантский.)
· Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
· Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
· Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)
Задание 12. Замените иноязычные слова русскими синонимами:
· алфавит (азбука)
· абзац (красная строка)
· абсурд (чепуха)
· прогресс (развитие)
· космос (Вселенная)
· мираж (видения)
· диалог (беседа)
Задание 13. «Я начну, а ты продолжи»:
· На все руки (мастер).
· Смотреть правде (в лицо).
· Выносить сор (из избы).
· Держать язык (за зубами).
· Как корова (языком слизала).
· Куда глаза (глядят).
· Как ветром (сдуло).
Задание 14. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются названия животных. (Черепаха, медведь, заяц, слон.)
1. Ползет, как черепаха.
2. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
3. Топает, как слон.
4. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
Задание 15. (Ответить фразеологизмом.) Как можно:
· Сильно краснеть? (До корней волос.)
· Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)
· быстро бежать? (Сломя голову.)
· Промокнуть? (До костей.)
· Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)
· Громко кричать? (Во все горло.)
Задание 16. Вопросы-шутки:
1.
Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара
ног, рук, ушей, глаз, а много?
Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.
2.
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).
3.
Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».
4.
Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть
холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл».
5.
Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».
6.
Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».
7.
Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.
8.
Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой
фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).
9.
Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда».
10. Какого
цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая».
Задание 17. «На загадку дай отгадку».
1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)
IV. Конкурс «Лицедеи»
По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:
Стоять на задних лапках. |
Не находить места. |
Прикусить язык. |
Намылить шею. |
Попасть не в бровь, а в глаз. |
Зарубить на носу. |
Ломать голову. |
В рот воды набрал. |
V. Разгадай кроссворд (если остается время)
1. Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.
2. Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.
3. Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
4. Диалектное слово.
5. Яма, наполненная водой.
6. Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).
7. Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.
8. Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.
9. Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).
10. Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.
11. Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.
12. Диалектное слово. Конечно, разумеется.
VI. Подведение итогов урока. Награждение
Заключительное слово учителя:
Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту...
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.