Урок-игра по теме «Лексика».
Оценка 4.9

Урок-игра по теме «Лексика».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—11 кл +1
02.05.2020
Урок-игра по теме «Лексика».
Урок-игра по теме Лексика..docx

Урок-игра по теме «Лексика».

Цель. Повторить пройденный материал по теме «Лексика» и обобщить.

Оборудование: картинки, рисунки, вырезанные человечки, толковый словарь, теремок.

Учитель.

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку.

Не мёд, а ко всему липнут.

                                Слова

А как называется раздел русского языка, который изучает словарный состав русского языка?

                                Лексика

Для чего служат слова?

А это задание надо выполнить письменно. Запишите число и тему. А теперь вот этот текст выучите и запишите по памяти.

Возят почту корабли,

Самолёты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

Задания к тексту.

-Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

-Объясните орфограммы и пунктограммы.

-Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий.

    Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдёт к теремку?

Да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете это слово?

Это письмо предназначено для вручения словам, близким по значению.

 Что это за слова?

                                Синонимы

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый.

Задание 1. Назовите имена остальных братьев.

/Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный/

Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух.

Задание 2. Отредактируйте текст, используя синонимы.

Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога

Уже готовые в дорогу!

Угадайте, кто они. Один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой весёлый.

                                  Антонимы

Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло.

Задание №3. Помогите братьям прочитать письмо.

/добрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными, вежливыми, волевыми/

Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.

Мы слова из русской речи, из родного языка,

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Не важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Сложим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

                                             Омонимы

Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал «Мир».

Задание №4. Пользуясь словарём, определите значение слова мир. Составьте предложения с этими омонимами.

Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.

Задание №5. Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе?

                                    Средства создания юмора

А под самой крышей находится мансарда.

Как вы понимаете смысл слова?

Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необычные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать.

Что это за слова?

                                  Слова с переносным значением

Для них почтальон Печкин принёс бандероль.

Определите значение этого слова.

Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.

Задание №6. Найдите слова, использованные в переносном значении.

Задание №7 (на выбор)

1.Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова.

Горький, тяжёлый, холодный, злой, печальный, дышит.

2.Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветерок», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла волшебница-зима». Использовать слова в переносном значении, а также синонимы и антонимы.

Опустела сумка почтальона. Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы жильцам теремка – это ваше домашнее задание.

 

 


 

Урок-игра по теме «Лексика».

Урок-игра по теме «Лексика».

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1

Эти слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать

Эти слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020