Тема: Урок-игра «Якутские сказки»
ЦЕЛЬ УРОКА:
-создать условие для приобщения детей к культурному наследию на основе якутских народных сказок.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- создание представления о человеке как обьекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей, и человеке как творце обстоятельств
- формирование понятия об образе жизни как систему и личностных смыслов «что делаю в этой жизни?» , «что считаю главным в жизни?».
- представление ученику пространства для самоопределение, принятие решений, самовоспитание с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ:
-смысловое чтение
- умение работать индивидуально, в парах и в группе, находить общее решение
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
- формирование и развитие компетентности в области ИКТ
-связь музыка, изобразительное искусство, культура.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- умение понимать тему, идею, учитывать родовую специфику
- умение пересказывать, отвечать на вопросы
- устанавливать связи народного творчества с эпохой его создания
ОБОРУДОВАНИЕ:
· Мультимедиа проектор
· Презентация к уроку
· Словарь Ожегова
· Иллюстрации к сказкам
· Музыка «Хомус»
· Аал Луук Мас
· Салама
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Основная часть
1.Вступительное слово учителя
2.Определение темы урока и его целей
3. Конкурсы, выполнение заданий
4. Физкультминутка
5.Инсценировка сказки (домашнее задание)
III. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия
ХОД УРОКА
I.Организационный момент (1 мин.)
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
(У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок Культуры народов Республики Саха (Якутия), мы узнаем много нового и интересного.
-
А я выбрал-(а) название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень
рад-(а), что начинается мой любимый урок.
ВКЛ
игра на хомусе.
Учитель: Я очень рад видеть вас. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по древнему, удивительному северному краю, краю белых ночей.
II.1.Вступительное слово учителя.
Вы получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь в сети Интернет. Получаете информацию и на уроках. И, наверное, после этого вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок..).
Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент
МУЛЬТФИЛЬМ
2.Определение темы урока и его целей
-Что мы посмотрели? сказку
А сказка какая? якутская
- А как вы думаете какова тема нашего урока? Якутские сказки
Подготовить и одновременно наклеить на доске слова
-Да ребята мы сегодня будем говорить о якт сказках и узнаем, что они отражают и к чему учат. НА ДОСКЕ ВЫВЕШИВАТЬ!!!
Где же и какая ожидает нас сказка? Где – в нашем школьном кабинете. Оглянитесь вокруг себя: на стенде волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями.
-а что такое сказка? работаем в парах СЛАЙД №1
Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова и узнаем… СЛАЙД №2
Для введения хочу рассказать вам, внимательно слушаем. СЛАЙД №3
«Якутский сказочный фольклор очень богат и имеет много схожего со сказками других народов. Но преобладает в нем все-таки сказки самобытного, якутского происхождения, несущие в себе весь неповторимый колорит родной природы, все многообразии жизни, труда духовного мира отчего края. Будучи творение народного гения, якутские сказки как и сказки других народов, выражают чаяния и стремления трудящегося человека, его сокровенные мечты о лучшей, справедливой жизни и светлом мире, где он распоряжается не только своей жизнью, но и явлениями природы.»
Далее ребята вам предстоит поработать в парах
Я раздаю вам 3 сказки каждой по 1.
1.И зайца кто то боится
2.Находчивый Савва
3.Как ветер к великой горе ходил
Ваши задачи:
- прочитать внимательно ,
- дать характеристику персонажу(герою), который вам больше понравился?
- Что необычного в этой сказке вы заметили?
- К какому виду относится эта сказка?
- Докажите, что это сказка народа Саха?
Рассуждаем вместе….
Теперь обьявляю физминутку. все выходим беремся за руки и начинаем танцевать осуохай. (Играет музыка Mira_Maksimova_-_Osuohaj_na_russkom)
Индивидуальная работа
Посмотрим сказку и каждый из вас сделает у себя запись по каким признакам вы определили, что это именно якутская сказка? В начале мы узнали это по языку.
балаган-15 стр , 13 стр (зимник)
сэргэ -118стр
национальная одежда-женская 21, муж 23стр
посуда-29стр
природа, деревья-73стр
Инсценировка сказки
дети выходят выступают. Сказка «Пять пальцев».
Рефлексия СЛАЙД
Мировое Древо Аал Луук Мас является одним из центральных образов и в якутском олонхо, и в изобразительном искусстве. ребята для нас это древо жизни, древо плодородия и как центр Вселенной.
Салама – волосяная веревка, натянутая между столбами или деревьями, с нанизанными на нее дарами добрым и злым духам: цветными лоскутками и пучками конских волос. Салама [ср. тюрк. jaлaмa, чалаба священная верёвочка, растянутая между двумя берёзами и увешанная тряпочками, бур.
Домашнее задание на выбор СЛАЙД
Как жили люди? Что их радовало, а что тревожило? Какие соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Заключение
Ценное культурное наследие –якутские сказки представляют собой
яркие образцы художественного творчества, отражающего лучшие
традиции в передаче производственного и духовного опыта
предшествующих поколений.
Существует «золотое правило» этнографии,
приобретающее
особенный символический смысл именно в острые кризисные, быть может,
даже трагические периоды человеческой истории. Это правило в общем
виде формулируется следующим образом: без исторической памяти нет
традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без
воспитания нет духовности, без духовности нет личности, а без личности
нет народа как исторической личности.
Заключение
Мы убедились, что сказки помогают нам познакомиться с особенностями культуры и быта народа Саха.
В процессе анализа текстов мы увидели, что в сказках в основном отражаются особенности народного быта: названия блюд, украшений, одежды. В некоторых сказках встречаются имена героев. В целом сказки передают особенности культуры – традиции гостеприимства, традиции состязаний. Но самое главное – сказки любого народа учат Добру и Справедливости.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Опираясь на наглядный материал, дети направляют свои усилия на запоминание выражений, ярких образных слов и стараются их употреблять в речи. Как часто мы говорим ребёнку, запомни, и не учим, как это сделать; расскажи, а не уточняем о чём; придумай, а не говорим, как. А если немного помочь подтолкнуть к действию, обыграть ситуацию, то обучение станет понятным, доступным, интересным.
Формирование представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте культуры родного народа: приобщение к традициям нашего народа, воспитание лучших качеств его: трудолюбия, доброты, взаимовыручки, сочувствия – это и есть уважения к культуре и истории своей страны, чувства ответственности за её сохранение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.