ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРАВА
Аннотация. Правовая грамотность человека очень важна. Формировать ее мы должны с ранних лет. В данной статье рассмотрен пример игры с учащимися 7 класса «Юные знатоки права». Цель проведения данного мероприятия - развить правовую грамотность и правосознание учащихся. В ходе игры ребятам предстоит анализировать, высказывать свою точку зрения, а также работать в команде.
Ключевые слова: право, проступок, форма вины, правовая задача, конкурс
Организация подготовки мероприятия
Конкурс проводится в виде соревнования трех команд. Команды комплектуются из учеников 7 класса по 8-10 человек (в зависимости от количества учеников в классе). Время проведения мероприятия - 1 урок. В роли ведущего выступает учитель. На команды учащиеся распределяются при помощи жеребьевки. Перед тем, как начать мероприятие, ведущий представляет жюри, а также озвучивает правила игры.
Ход мероприятия:
I этап «Разминка» (Правильный ответ оценивается в 1 балл).
Командам предлагается ответить на 8 вопросов. Ведущий задает вопрос, а ребята, посовещавшись в течение определенного времени со своей командой, пишут ответ на листочке и сдают его.
Вопросы:
1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция РФ).
2. Глава РФ? (Президент).
3. Форма правления в РФ? (Республиканская).
4. Право - это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый...? (силой государственного принуждения).
5. Какой признак отличает право от морали? (общеобязательно для исполнения).
6. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком считается человек не достигший....? (18 лет).
7. Если гражданин не знает законов, будет ли он нести ответственность за их нарушение? (Да).
8. Приведите не менее трех юридических профессий (юрист, нотариус, следователь и Т.Д.).
II этап «Решаем правовые задачи» (За каждую правильно решенную задачу 2 балла.)
1. Николай, сел за руль автомобиля в нетрезвом состоянии. Преступление или проступок совершил Николай? Ответ обоснуйте.
2. Подростки 14-и лет, узнав, что семья их одноклассника уехала отдыхать на море, проникли к ним в квартиру и украли ценные вещи. Преступление какого вида совершили ребята?
3. Представьте, что вы адвокат. Вам необходимо определить, форму вины: по неосторожности или умышленное преступление.
а) 14-летний Петр очень хотел похвастаться ружьем отца перед ребятами. Но неожиданно он нажал на курок и ружье выстрелило. В результате один из друзей Петра пострадал.
б) Двое подростков 13 лет и 15 лет пробрались в дом к своей соседке пенсионерке. Вынесли из дома драгоценные вещи. Ребята были пойманы при попытке продать украденное. Прокомментируйте ситуацию с точки зрения закона. Какой вид преступления совершили подростки и каково будет наказание за содеянное? Укажите смягчающие и отягощающие обстоятельства в данной ситуации.
III этап «Конкурс капитанов». (Капитаны по очереди тянут жребий на котором написан афоризм. В течение 2-3 минут, им нужно обосновать смысл данного афоризма. Максимум за выступление 10 баллов).
1. Люди рождаются свободными и неравными (Грант Аллен).
2. Все люди рождаются равными и до самой смерти против этого борются (Лешек Кумор).
3. В конечном итоге люди друг другу равны - только не всегда, не везде и не во всем (Владислав Гжегорчик).
Подводим итоги. В конце игры жюри подсчитывает баллы и объявляет команду победителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Великородная, В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию/ВА. Великородная, Т.М. Кумицкая, О.Е Жиренко. - М„ 2008.
2. Сайт учителя истории. КИМ по курсу «Право в нашей жизни» [Электронный ресурс].
3. Фестиваль педагогических идей. Классный час для 7-8 классов «Такие равные права, такие разные права» [Электронный ресурс].
4. Центр управления финансами. Государственное устройство [Электронный ресурс].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.