Урок-исследование по творчеству А.С.Пушкина в 9 классе
Оценка 5

Урок-исследование по творчеству А.С.Пушкина в 9 классе

Оценка 5
docx
23.02.2020
Урок-исследование по творчеству А.С.Пушкина в 9 классе
Урок Пушкин в краю степей необозримых.docx

Литература 9 класс. Урок- исследование

Тема: Южная ссылка. «А. С.Пушкин  в краю степей необозримых». Дон в творчестве поэта.

Цель: реализация регионального компонента через изучение темы  «Жизнь,   судьба,  творчество  А.С.Пушкина»,  являющейся  основной в курсе литературного образования.

Задачи:

- познакомить учащихся с периодом пребывания А.С.Пушкина на Дону;

-показать, как отразилось это путешествие в поэтическом и историческом сознании А.С.Пушкина;

-расширить кругозор учащихся через знакомство с произведениями писателей Дона о жизни, судьбе, творчестве А.С.Пушкина, через знакомство с Пушкинианой Дона;

- показать нравственно-эстетическую значимость произведений писателей для развития литературного процесса России;

-углубить и наполнить дополнительным содержанием знания по теории литературы;

- научить   анализировать   лирические   произведения   А.С.Пушкина в  контексте исторических событий, особенностей быта, обычаев и традиций казаков;

-совершенствовать  коммуникативно-речевую  деятельность  учащихся, создать условия для творческого самовыражения учащихся;

-воспитывать чувство гордости за землю, которой восхищался поэт.

Оборудование:

Визуальный ряд: карта путешествия, хронологическая таблица, графика видов  Старочеркасской , Аксайской, донские пейзажи.

Звуковой ряд:     песни донских казаков, фрагмент фильма «Руслан Людмила».

 

 

 

Ход урока.

1.      Организационный момент.

2.      Учёт знаний. Опрос по материалам предыдущего урока.

- Расскажите о петербургском периоде жизни А.С. Пушкина.

-Что стало поводом для Южной ссылки поэта?

- Какие вольнолюбивые стихи Пушкина вам известны. Как в этих стихах трактуется тема свободы?

3.Работа по теме урока.

Слово учителя.

 Южная ссылка началась и с того, что Пушкин был признан Поэтом, поэтом, известным не только в узких кругах друзей, а поэтом, которого узнала вся Россия. Тому способствовал выход в свет поэмы «Руслан и Людмила». Она появилась в печати в июле-августе 1820 года. Поэма эта имела оглушительный успех. Известный поэт и друг Пушкина В.А. Жуковский, познакомившись с этим произведением, был в восторге. Он подарил Пушкину свой портрет работы художника Карла Брюллова с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

Донские литературоведы В.  Гнутов и В. Моложавенко считают, что знаменитые пушкинские строки «У лукоморья дуб зеленый...» родились именно здесь, в придонских степях...

 В книге В. Гнутова «Поэт в краю степей необозримых» читаем: «Об этом не сказано ни в одном из бесчисленных литературоведческих трудов, посвященных великому поэту. Я сразу же предвижу возражения пушкинистов и все-таки готов спорить с ними.

Мне скажут: поэма «Руслан и Людмила» закончена Пушкиным в марте 1820 года, пятнадцатого мая цензор Иван Тимковский подписал разрешение на выпуск ее в свет. А на Дону поэту довелось побывать лишь в начале июня.

И тем не менее строки о лукоморье родились на Дону.

«Руслана и Людмилу» Пушкин задумал еще в лицее. Ссылка на юг помешала ему отредактировать и «перебелить» свое любимое детище. Уезжая из Петербурга, поэт оставил рукопись на попечение друзей и, конечно, еще не мог в мыслях и думах своих так быстро распрощаться со сказочными образами первой своей большой поэмы».

О том, что случилось позже, хорошо известно. В Екатеринославе поэт тяжело заболел. Здесь и разыскал его генерал Н. Н. Раевский—в бедной хате на берегу Днепра, «в бреду, без лекаря, за кружкой оледенелого лимонада». Раевский ехал на Кавказ с дочерьми и сыном (лицейским товарищем Пушкина) и выпросил у своего давнего сослуживца генерала Инзова, под надзором которого находился поэт, согласие на то, чтобы Пушкин отправился вместе с ними.

Нам всем дорого всё, что связано с именем А.С. Пушкина. Поэтому давайте попробуем представить, каким же увидел юный поэт наш Донской край, что стало источником его вдохновения.

3.      Сообщения 1 группы учащихся- литературоведов:

 

1 ученик

О первом свидании Пушкина с лукоморьем очень живо вспоминала дочь генерала — Мария Николаевна Раевская, позже — супруга декабриста Волконского. «Я помню, — сообщает она в своих записках, — как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Увидя море, мы приказали остановиться, и вся наша ватага, выйдя из кареты, бросилась к морю любоваться им. Оно было покрыто волнами, и, на подозревая, что поэт шел за нами, я стала, для забавы, бегать за волной и вновь убегать от нее, когда она меня настигала; под конец у меня вымокли ноги, я это, конечно, скрыла и вернулась в карету. Пушкин нашел эту картину такой красивой, что воспел ее в прелестных стихах, поэтизируя детскую шалость; мне было только 15 лет: 

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами.

2 ученик

Тридцатого мая Раевские и Пушкин прибыли в Таганрог, а оттуда направились в Ростов, «что прежде был крепостью святого Дмитрия», как записано в дневнике Раевского. Наверняка можно предполагать, что долгими степными дорогами от Екатеринослава к лукоморью Пушкин снова и снова возвращался к образам своей поэмы. Курганы с каменными скифскими бабами и Саур-могила, орлы, парившие в знойном мареве, истлевшие кости в густом ковыле — все это были те места, где когда-то ратники великого киевского князя Владимира сражались с хазарами и печенегами, защищая родную землю. Это здесь храбрый витязь Руслан скрестил свой меч с хазарским князем Ратмиром (ведь древняя хазарская столица рядом — у Цимлянской станицы). Это здесь была вотчина злого волшебника Черномора, хозяина южных степей, прозванных «Диким полем»...

Отсюда должно начинаться поэме, которую он, Пушкин, не успел закончить, покидая Петербург!

Обо всем этом он вероятно думал, осматривая Таганрог — город, который Петр Первый задолго до основания Петербурга задумывал строить как столицу России. Пушкин отдыхал под вековыми дубами в гирлах Дона, там, где ржавели в речном иле могучие железные цепи — некогда страшный и опасный для кораблей подводный барьер, закрывавший путь к Азовской крепости. Как рассказывали, самая главная цепь — золотая, ее не успел увезти с собой султан-паша, и никак не отыщут теперь, сколько ни искали, казаки. И именно там, в листве могучего дуба он рассмотрел «русалку», девчушку, которая  сидела  на крепкой ветке и сушила волосы.

3 ученик Нельзя считать простой случайностью тот факт, что для второго издания поэмы «Руслан и Людмила», появившегося в 1828 году, Пушкин пишет стихотворное введение «У лукоморья дуб зеленый...». Этих чудесных строчек не было в первом издании. Нет их и в черновиках поэта, предшествовавших ссылке на юг и поездке на Дон.

Можно возразить: строки о лукоморье—это просто-напросто переложение одной из сказок няни Арины Родионовны, рассказанных Пушкину в Михайловском. И это будет правильно. Но прежде чем воплотиться в чеканные строки стиха, лукоморье предстало перед поэтом именно во время его путешествия с Раевскими на Кавказ.

Было это то самое лукоморье, что круто огибает руины Танаиса.

Оно привлекало внимание генерала и его молодого спутника Пушкина. Именно тогда,  садясь в ожидавшие их кареты, Пушкин сказал Николаю:

—Я жаждал краев чужих. Я знал, что полуденный воздух оживит мою душу. Но я не ожидал, что и на отечественном юге так много любопытного, достойного пера поэта. Прелестный край!    

Учитель Что же ещё мог увидеть на Дону наш поэт?

Об этом нам расскажет группа краеведов.

1 учащийся

Из Нахичевани путь держали в казачью станицу Аксайскую. Ехали не нагорьем, а кратчайшим путем, ближе к Дону, через очень глубокую Кизитеринскую балку с изрезанными водой берегами. По-ногайски «кизи-теринга» означает «пропавшая девушка». (По легенде, она сбежала с атаманом донских казаков Сары-Азманом.)

Кобякову балку под Аксайской переезжали уже в сумерках. Услышав от проводника название балки, Пушкин встрепенулся.:

—Не по имени ли половецкого хана названа эта балка?

—Надо полагать, что так,— отвечал казак-проводник.— Бают у нас, в этой балке была стоянка хана.

—И не в этой ли балке томился в плену Игорь Святославович, князь Северский? — не то спрашивая, не то утверждая, говорил Пушкин Но казак-проводник ничего не знал о князе Игоре и молчал. Тени в балке сгустились, и лишь на черном днище ее, заросшем темной кугой, блестел неширокий ручей .

Поднявшись в гору, увидели белые домики Аксайской станицы, ступенчато спускавшиеся с бугра к Дону. Неровными улочками окраины проехали в центр и остановились во дворе ямщицкой конно-почтовой станции у переправы, на крутоярье На ночлег разместились в номерах второго этажа гостиницы. Это было 31 мая 1820 года.

2 учащийся

Наутро 2 июня, после пилюль Рудыковского, а главное— сна, Пушкин чувствовал себя хорошо и с радостью согласился на поездку в станицу Старочеркасскую, еще совсем недавно бывшую городом Черкасском, столицей донских казаков.

Кареты и коляску отправили аксайской переправой на левый берег. Кучерам и всей прислуге дали наказ ожидать их у станицы Старочеркасской, сами в станицу плыли на шлюпке Доном. Зеленые берега Дона медленно двигались навстречу им и скрывались за кормой. Кое-где цепочкой высовывались из воды тонкие и острые, словно пики, бледно-желтые прошлогодние стебли камыша, обозначая залитый левый берег. Уцелевшие метелки камыша как бунчуки, развевались на ветру. Вот и роща на правом берегу, где похоронены, как пояснили им гребцы-казаки, их предки, погибшие при защите Азова от турок. Вскоре показался старый город с видом девятиглавого войскового собора на переднем плане

—А правда ли, - спросил Пушкин у ближайшего к нему гребца-казака, — что разбойник Степан Разин жил в этой станице?

—Сущая правда, барин. Да не только жил, а родился там. Дом его доси стоит целехонек.

— Это любопытно. Непременно надо посмотреть! А не знаешь ли ты, братец, какую-либо песню про Степана Разина?

—Как не знать? Песен про Разина много сложено, всех и не упомнишь!

—А ты спой, какую лучше знаешь.

—Что ты, барин! Нешто о Разине так-то вот можно петь? Не велено о нем песни играть. —На лодке, посеред воды, все можно, — не унимался Пушкин.— А генерала ты не бойся, он за песни к атаману тебя не потащит. К тому же, — Пушкин лукаво усмехнулся и, наклонив свою кудрявую голову к казаку, тихонько сказал.: — генерал глуховат.

Казак явно не поверил последнему замечанию, но ему понравились лукавство молодого барина и его, как видно, искренний интерес к песням о Разине, и казак негромко запел песню, как Степан ходил в Астрахань.

Звучит песня

3ученик. Пушкин достал из кармана огрызок карандаша и записную книжку, стал записывать. Казак умолк.

—Чего ж ты? — удивился Пушкин. — Продолжай!

 —А ты, барин, не пиши.

—Не буду, не буду!—торопливо согласился Пушкин и спрятал в карман книжечку. Казак расправил закрученные вверх усы и снова запел. Пушкин слушал, шепча слова песни вслед за казаком. Ему подпевали и другие гребцы. Пушкин не выдержал, вновь достал записную книжку и торопливо стал вписывать в нее слова песни. Казак это заметил, но он пел так увлеченно, что уже не прерывал песни и не возражал, что ее записывают. Потом казаки спели песню, как Степан Разин поклонился Волге-матушке головою персидской княжны. Когда шлюпку повернули носом к берегу, умолкли казаки.

В тот год была большая вода, и, хотя она уже пошла на спад, низовые улицы все еще были залиты водой, по улицам бойко плавали казачьи плоскодонки, а по деревянным мосткам на сваях шли пешеходы.

 Генерала встречали станичный атаман со старшинами и священник  собора. Они повели гостей по мосткам в войсковой Воскресенский собор, которым, как видно, очень гордились. Дул крепкий ветер, под мостками и по улице ходили волны, генерал Раевский, обозревая залитую водой низовую часть станицы, воскликнул:      

—Истинно донская Венеция!

Учитель

-А сейчас я передам слово группе этнографов, которые собрали интересный материал о том, какое впечатление оставила  у поэта донская кухня.

1 ученик

Осмотрев достопримечательности старого города. Раевский раздумчиво, словно про себя, негромко сказал:

—        Сей разжалованный город останется вечно монументом как для русских, так и для иностранных путешественников. 

Атаман предложил генералу отобедать у него, но генерал отказался.

—Нам надо торопиться на тот берег, — объяснил он свой отказ. — Там ждут нас наши люди. —Может быть, на дорогу отведаете казачий каймак?— несмело еще раз предложил атаман. —Каймак? — живо откликнулся Пушкин и стал скандировать это слово.:

 -Каймак, каймак.. Слово это, несомненно, тюркское. Что это такое?

—Каймак приготовляется из молока...— стал объяснять атаман, а Пушкин уже говорил Раевскому:

 - Николай Николаевич, я полагаю, надо отведать изделие восточной кухни.

Обрадованный поддержкой, атаман повел гостей проулком к своему дому.

2 ученик. Подворье атамана оказалось в трех шагах ходьбы, у самого раската с нацеленными на Задонье пушками.

Гости, не заходя в комнаты, расположились на просторном балконе полутораэтажного деревянного дома, куда хозяйка с поклоном внесла на подносе ярко расписанные чашки, наполненные густым слоистым каймаком. Все уселись вокруг стола — кто на лавках, кто на стульях, — а Пушкин ел стоя, опершись левым плечом о резной столб балкона, скрестив., по обыкновению, ноги, обутые в остроконечные башмаки.

—Чудо! — говорил он хозяйке. — Отменный вкус! Петербургские молочницы не знают этого божественного блюда. Каймак! — еще раз повторил он незнакомое ему слово. — Вот вам, генерал, доказательство взаимопроникновения двух языковых стихий — славянской и тюркской — на окраинах государства Российского.

3 ученик. Пушкин был весел, говорил охотно, чуть-чуть иронично и быстрым взглядом осматривал и резные балясины, и кованый сундук, видневшийся через открытую дверь в, прихожей куреня, и наряд хозяйки. Рассказы о посещении Пушкиным донских станиц долго бытовали среди населения тех мест. Эпизод о том, как Пушкин с генералом ели каймак у атамана мне рассказывал в 1955 году дед Скнарин, которому в то время было 84 года. Фамилию генерала он не помнил.

—Дюжа Пушкину казачий каймак понравился. А вот от обеда генерал отказался. Может, погребовал, а? Как ты думаешь? — спрашивал меня дед.

Распрощавшись с атаманом и переправившись на левый берег, где их ждали кареты, Раевские и Пушкин выехали на Ставропольский тракт и продолжали свой путь. А мы предлагаем вам отведать тот самый каймак, который на Дону- традиционное блюдо, которое подается к блинам и пирожкам.

Учитель

А знаете ли вы, что  Дону Поэт подарил замечательное стихотворение «Дон», которое мы послушаем  в исполнении наших лучших чтецов. И хотя  оно было написано во время 2-го путешествия на юг, мы прочтем  строки, посвященные главной реке Донщины.

Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю*.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.

* Арпачай — приток Аракса, в XIX в. граница между Россией и Турцией.

 

 

2. Анализ стихотворения.

 В 1836 году Пушкин планировал опубликовать книгу, поместив в нее раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». В серию, которую литературоведы окрестили кавказским циклом, поэт намеревался включить девять лирических произведений. Последним в списке значился «Дон». В предшествующих ему стихотворениях действие по большей части разворачивалось в пересеченном пространстве – в горах и неподалеку от протекающих там бурных рек, в ущельях. В рассматриваемом тексте перед читателями предстает совершенно другой пейзаж.

Кардинальные различия отражены уже в первых строках, где царит безграничный простор. Какими художественными средствами пользуется поэт, чтобы нарисовать донской пейзаж? Какова роль аллитерации?

Блеща сред полей широких,

Вот он льется!.. Здравствуй, Дон!

Связь с кавказской темой дается через упоминание ряда топонимов, найдите их (реки Арпачай, Аракс, Ефрат).

-Какой мотив появляется в связи с топонимикой?

           (Важнейший мотив стихотворения – мотив войны. Косвенно он заявлен в первой строфе, когда лирический герой передает великой реке поклон от «сынов ее далеких». Они устали от борьбы с врагом, утомлены погоней за ним. В третьем четверостишии дается намек на скорое завершение боев – «пьют уже донские кони арпачайскую струю». Река Арпачай во времена Пушкина служила обозначением русско-турецкой границы. К кавказской войне Александр Сергеевич относился отрицательно. Тем не менее, он явно восхищался доблестью и смелостью казаков, гордился их многочисленными подвигами, совершенными на поле брани. Оттого стихотворение «Дон», по верному замечанию Павла Васильевича Анненкова, «исполнено блеска и радости»).

-Что можно сказать о лирическом герое?

(Лирический герой лишен характерных черт, ярко выраженных особенностей. Его личность отходит на второй план. Обусловлено это стилизацией фольклорного авторства).

 Обратите внимание на лексику, которую выбирает Пушкин, — «тихий Дон», «наездники лихие», «поля широкие». Кроме того, первая и вторая строфа завершаются одинаково – «я привез тебе поклон». Желанием стилизовать фольклорное авторство объясняется и нарочитая простота «Дона».

В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников. В казаках Пушкина привлекала не только их воинская доблесть, но и необыкновенное свободолюбие.

Учитель

В творчестве Александра Сергеевича казачья тема встречается часто.  Кавказ будет привлекать поэта на протяжении всей его жизни. Но это материал для нашей дальнейшей исследовательской работы. А пока поэт молод, полон надежд и творческого вдохновения. Об этом периоде его жизни прекрасно сказал донской поэт  Леонид Тартынский:

ВЕЩУНЬЯ

Тополей серебрятся верхушки,

 На Аксайской почтовой -Пушкин. Он в пути: ему двадцать лет,

И ни денег, ни славы нет.

У кукушки спросил поэт:

 - Сколько жить мне осталось лет?

Одарила щедро кукушка.

Не поверил вещунье Пушкин. Торопиться хватало причин.

Льется Дон, в тишине Арпачин.

 Не уйти, не уехать от дум,

В путешествие манит Арзрум.

 С Грибоедовым встреча в горах -Пушкин, слезы твои на глазах,

 Горе-горькое от ума

 -В карантины загонит чума.

 А во Франции, в Сулце, Дантес,

 -Он еще не собрался в отъезд,

Он приедет в Россию, возможно. Прозевает убийцу таможня. Содрогнется от ужаса свет.

Как затмение - выстрел на Черной, Задымится в крови санный след

 - И не Пушкин, а я уже сед.

Жизнь в жестоких руках - игрушка, На Аксайской почтовой кукушка

 Все пророчит кому-то года,

 Так наверное будет всегда...

 

Подведение итогов урока:

- Захотелось ли вам  узнать о втором путешествии на юг А.С. Пушкина?

-Какие направления вы предлагаете разработать в следующем проекте?

-Какие исследовательские группы предлагаете создать?

-Каким должен быть итог нашей работы?


 

Скачано с www.znanio.ru

Литература 9 класс. Урок- исследование

Литература 9 класс. Урок- исследование

Южная ссылка началась и с того, что

Южная ссылка началась и с того, что

Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой

Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой

Этих чудесных строчек не было в первом издании

Этих чудесных строчек не было в первом издании

Наутро 2 июня, после пилюль Рудыковского, а главное— сна,

Наутро 2 июня, после пилюль Рудыковского, а главное— сна,

Ему подпевали и другие гребцы.

Ему подпевали и другие гребцы.

Пушкин ел стоя, опершись левым плечом о резной столб балкона, скрестив

Пушкин ел стоя, опершись левым плечом о резной столб балкона, скрестив

Арпачай — приток Аракса, в XIX в

Арпачай — приток Аракса, в XIX в

В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников

В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников

Все пророчит кому-то года,

Все пророчит кому-то года,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020