6 класс
ТЕМА: ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
ЦЕЛЬ: дать представление о восточных славянах, как наших предках
ЗАДАЧИ:
ХОД УРОКА
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.
С историей мы соприкасаемся почти ежедневно: у стен древней крепости, старинного дома или памятников, поставленных в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю нашей страны, мне хотелось бы узнать, что для каждого из вас обозначает слово – Родина?
– А знаете ли вы как называли наших предков?
– Сегодня на уроке мы узнали о том, как называли наших предков, где они жили и чем занимались.
– Откройте тетради и запишите тему и план нашего урока.
Тема: Восточные славяне в древности.
План:
Славянская языковая семья
индоевропейская группа народов
подсечное земледелие
род
родовая община
племя
союзы племен
язычество.
– Внимательно посмотрите на доску, это слова, которые мы будем использовать на нашем уроке.
– Значение каких слов вам известны?
Род, родовая община, племя, союзы племен
(Дети дают определения этим словам.)
– Откройте учебник на с. 7 и попробуйте самостоятельно дать определения словосочетаниям:
Дети читают определения и пытаются их пересказать..
Вычеркнете в первом и во втором списках по 2 названия, выпадающих из соответствующей каждому списку логики. После каждого списка напишите названия языковых групп, к которым относятся указанные народы:
1) словаки, русские, сербы, болгары, датчане, украинцы, французы, хорваты, белорусы, поляки ___________________ .
2) англичане, болгары, иранцы, русские, вьетнамцы, немцы, французы, испанцы, узбеки, таджики ____________________ .
– Определения другим словам мы дадим работая в группах.
III. Физкуьт минутка.
– Ребята, сейчас мы представим, что наш класс состоит из трех групп:
На работу в группах дается 10 минут. Ребята работают в сотрудничестве друг с другом и с учителем.
После подготовительной работы группы отчитываются.
Перед началом урока учитель расклеивает по всему кабинету карточки с названиями соседских племен восточных славян.
– Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите вокруг себя, вы видите наклеенные по классу таблички с названиями соседствующих племен восточных славян.
Откройте карту в учебнике на с. 309. Вам надо подойти взять карточку, посмотреть на карту в учебнике, где располагается этот сосед, а затем подойти к доске и правильно наклеить карточку, висящую на доске.
– Перечислите соседей восточных славян.
– Ребята, посмотрите на карту. В этом месте находится территория нашего края.
– Какие племена проживали на этой территории в древности?
Были на этой территории поселения славян?
– А кто знает, когда впервые русское население поселилось на территории края?
На доске прикреплены карточки с вопросами. Если правильно отвечаешь на вопрос, карточка переворачивается и получается слово МОЛОДЦЫ!
Вопросы на карточках:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.