Урок. Монгольская империя и изменение политической карты мира
Класс – 6
Педагогические цели |
Оценка влияния Монгольской империи на развитие народов Евразии. |
Тип и вид урока |
Изучение нового материала |
Образовательная задача: |
объяснить устройство монгольского государства как условие успешных завоеваний; |
Развивающая задача: |
определить общее и особенности устройства монгольского государства; |
Воспитательная задача: |
высказывать свое мнение о положительном и отрицательном влиянии монгольской империи на развитие народов Евразии. |
Планируемые результаты (предметные) |
Научаться: давать определения понятиям (орда, тумен, Улус, найоны); даты (1211, 1223); персоналии (Чингисхан, Мунке, Угедей, Батый); уметь показывать на карте границы империи и основные походы. Получат возможность научится: |
Личностные результаты |
Научаться: аргументированно высказывать свое мнение
|
Метапредметные результаты |
Научаться: выделять главное из текста
|
Основное содержание темы, понятия и термины |
План 1. Образование державы Чингисхана 2. Начало завоевательных походов Чингисхана 3. Битва на Калке 4. Историческое наследие Монгольской империи |
|
|
Образовательны е ресурсы |
Учебник (Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., изд. «Просвещение», 2016 г.), презентация, видеоролик, раздаточный материал, карта «Русь в 12 – начале 13 вв.» «Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингисхана», контурная карта, документ. |
Организационная структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
1.Организаци онный момент |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Делит класс на 2 группы |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Рассаживаются по группам |
||||||
Постановка учебной задачи
А.тема урока. |
- Хочу начать наш урок со стихотворения. А вы, попробуйте сформулировать тему урока. ((Помним о главных опорных словах))
Одна огромная империя Столицей ей Каракорум Из разных стран войною склеена – Создал её монгольский ум. Великий хан и основатель Империи, что без конца, Был Чингисхан – Завоеватель! Каких не видела земля. |
Тема: Монгольская Чингизхана
|
империя |
|||||
Б. цели урока |
Исходя из темы, скажите, |
---Ответы детей, постановка целей:
1.Кто такие монголы? 2.Устройство государства монгол, 3.начало монгольского нашествия, 4.последствия нашествия монгол. |
|
|||||
1.что вы |
не знаете |
по этой теме, |
||||||
2.что мы сегодня |
должны с вами узнать |
|
||||||
|
каких целей достичь? |
|||||||
3. т.е. - |
||||||||
1.Кто такие монголы? 2.Устройство государства монгол, 3.начало монгольского нашествия, 4.последствия нашествия монгол..
|
||||||||
В. план урока |
Таким образом, у нас сложился План урока: 1.Образование державы Чингисхана 2.Начало завоевательных походов Чингисхана 3.Начало монгольского нашествия на Русь - Битва на Калке 4.Историческое наследие Монгольской империи ((о последствиях нашествия)) |
|
||||||
Г. проблема урока |
Мы определили круг вопросов для изучения. А теперь скажите ,для чего нам этот круг знаний, |
- Какие последствия для различных стран и народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи? |
|||
т.е. поробуем |
сформулировать проблемный |
|
|||
|
– я помогу! |
||||
Не получится |
|||||
|
|||||
Проблемный вопрос |
|
||||
- Какие последствия для различных стран и |
|||||
народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи? |
|||||
2. Работа по теме урока
|
Ребята, обратите внимание… у вас на рабочих местах находится раздаточный материал – КАРТА-ЛИСТ урока с групповыми заданиями, с текстом документа, с индивидуальными заданиями, с заданиями по контурным картам. Ознакомьтесь. |
|
|||
А-1. Задания группам.
|
1.Образование державы Чингисхана.
1-ая группа работает с текстом учебника (п 1 пар 15). Читаете и отвечаете на вопрос, который обозначен на вашем рабочем листе. 1. Образование державы Чингисхана. Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство? 2-ая группа изучает документ и отвечает на свой вопрос.(Документ находится на раздаточных листах) 2. В чем причины успехов монголо-татар. Документ. Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой, десять других не следует, то их так же умерщвляют… Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько |
1.Полнота власти у Великого хана; 2.Войск 3.Территория 4.Распределение управления на территориях; 5.Свод законов;
1. Дисциплина 2. Четкая организация армиии 3. Жетокость 4. Оружие 5. Осадные башни 6. Тактика полумесяца 7. Разведка
|
|||
|
кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла… В ходе завоевания соседних стран монголы научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами. Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются. Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца. |
|
А-2. Выступления групп |
1.Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?
2.В чем причины успехов монголо-татар.
|
1.Полнота власти у Великого хана; Войско Территория Распределение управления на территориях; Свод законов;
2.Дисциплина Четкая организация армиии Жетокость Оружие Осадные башни Тактика полумесяца Разведка |
А-3.Беседа с классом |
Вопросы к классу. - Каковы были главные занятия монголов? - Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые племена? - Когда полководец Темучин был провозглашен великим ханом? - Какова была главная задача нового правителя? - Какая система управления была принята в Монголии в н. 13 века? - Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь монголов? |
|
|
- Как называлась столица нового государства, где она располагалась? - Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?( Власть Войско Законы Территория) |
|
|||
А- 4.Словарная работа |
Словарная работа на этом этапе урока |
«кочевники» чем отличался быт кочевников от быта оседлых народов? Кочевники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, занимающееся скотоводством, торговлей, различными ремеслами «Империя» (Империя – это могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе или даже во всем мире). орда, улус, тумены, нойоны.
|
|||
Закрепление |
|
Смотрим фильм -- две части |
|
|
|
знаний по п 1 и обьяснение новых знаний по п 2 |
|
||||
Б-1.Задания группам.
Это интересно
|
2.Начало завоевательных походов Чингисхана
- задания группам : изучите п. 2 параграфа 15 учебника и дополнительный материал, выполните задания и ответьте на вопросы. 1 группа составляет психологический портрет Чингисхана (характеризует его как человека и политического деятеля) |
1 группа составляет психологический портрет Чингисхана (характеризует его как человека и политического деятеля)
|
|||
Портрет человека Стр 4 учебник Много о характере говорят черты лица |
Черты политического дея Талантливый полководец коварный, беспощадный, жадный, волевой. |
||||
К портрету: явно монгол….Но существуют и другие версии - Русский исследователь Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая степь» описывает исчезнувший этнос(народ) борд-жи-гины. И Гумилев дает версию, что Тимучин- Чингисхан принадлежал к этой исчезнувшей |
|||||
Это интересно |
народности: «Древние монголы были … народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым…». Темучин выделялся высоким ростом, величественной осанкой, имел широкий лоб, носил длинную бороду. Скажите,не похож …верно…на то они и разные версии..и еще…спорят, потому что портретов раньше не рисовалось и фото тоже не было… 2 группа составляет таблицу «Первые победы монголов» |
2 группа составляет таблицу «Первые победы монголов»
й
и в , ь е |
||||||||
дата |
событие |
|||||||||
|
||||||||||
Завоевательные походы монголо-татар в начале XIII в. |
||||||||||
Конец XII – начало XIII вв. |
Разложение первобытных отношени складывание государства у кочевых монгольских племен в Центральной
|
|||||||||
1206 |
Образование монгольского государства. Съезд вождей монгольск племен и провозглашение Темучина ве ханом – Чингиз-ханом |
|||||||||
1206- 1227 гг. |
Правление Чингиз-хана в монгольск государстве |
|||||||||
12071211 гг.
|
Начало завоевательных походов – за монголо-татарами племен бурят, якуто киргизов и уйгуров |
|||||||||
12191221 гг.
|
Завоевание государств Средней Азии (Хорéзм, Бухарá, Мерв, Ходжéнт Ургéнч) |
|||||||||
1220 г.
|
Начало завоевания Ирана, Закавказ Крыма |
|||||||||
1223 г. |
Поход монголо-татар на половцев |
|||||||||
31 мая 1223 г.
|
Битва на реке Кáлке – первое военно столкновение Руси с монголо-татарами котором объединенное русско-половец войско потерпело поражение |
|||||||||
1227 г.
|
Смерть Чингиз-хана и провозглашен великим монгольским ханом его вну Батыя |
|||||||||
|
||||||||||
Предлагаю в эту таблицу внести еще одну |
|
|||||||||
дату – 25 августа 1227г –дату загадочной |
||||||||||
смерти Чингисхана. |
|
|||||||||
Точно известно лишь то, что Чингисхан не |
|
|||||||||
погиб в бою и не умер от ранения. |
|
|||||||||
Заслуживает внимания романтическая |
|
|||||||||
версия – незадолго до смерти Чингисхан взял |
|
|||||||||
очередную жену, «не обратив» внимания на |
|
|||||||||
В-2.Фильм.
В-3.Задания группам.
|
усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их, мирились и снова враждовали. А тем временем из восточных стран стали приходить известия о появлении какого-то незнакомого воинственного народа.
Основной вопрос, на который нам предстоит ответить на этом этапе, - почему монголотатары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Фильм. 3 часть
Вопросы к классу - 1.Когда состоялась битва на Калке? Опишите ее. - 2.Почему русские проиграли битву, несмотря на численное превосходство? - 3.Возможен ли был иной исход битвы? - 4.Предположите, какие уроки должны были извлечь русские князья после битвы на Калке.
Задание 1 группы ( на основе видеоролика) - Назовите причины поражения русских.
Задание 2 группы ( на основе видеоролика) - Какие уроки русские князья должны были вынести с этой военной неудачи.
|
1.Причины поражения русских: 1.разобщённость русских войск и сил; 2.умелое тактическое руководство и стратегический талант Чингисхана и его военачальников. 2.Какие уроки русские князья должны были вынести с этой военной неудачи 1. Следует соблюдать обычаи врага. Нельзя убивать послов. За убийство посла на Востоке жестоко мстили. 2. Необходимо заранее знать тактику врага, чтобы не попасться в смертельную ловушку. 3. Нельзя действовать разрозненно, идя в бой с таким серьезным противником. 4. Необходимо готовиться к встрече с врагом, объединять силы, готовить общее военное руководство, |
|
|
прекратить междоусобицы и объединиться. |
||
Г-1. Задания группам. |
3. Историческое наследие Монгольской империи. В результате завоевательной политики правителей Монгольской империи была создана огромная Монгольская держава. - Ребята, монголы прошли огромный этап в своем развитии от кочевого народа до империи, слух о завоеваниях которых распространился по всему миру, в чем состоит положительное и отрицательное влияние монгольской империи на развитие народов Евразии.
Работа в группах с учебником параграф 15 пункт 4 стр. 9-10 Выделите положительные и отрицательные последствия влияния монгольской империи и распределите факты в таблицу.
|
Работа в группах с учебником параграф 15 пункт 4 стр. 9-10 Выделяют положительные и отрицательные последствия влияния монгольской империи и распределяют факты в таблицу:
«-» «+» |
||
людские потери и хозяйствен ное разорение, болезни- чума
|
управление: - баскаки, почтовая служба, изобретени я, терпимое отношение к церкви |
|
||
Г-2. Решение ПРОБЛЕМЫ урока. |
Проблемный вопрос - Какие последствия для различных стран и народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи? |
Работают в группах по выполнению задания и защищают свою точку зрения. |
||
3. Закрепление. Выполнение заданий. А |
Заполните пропуски в предложениях, используя выделенные слова в скобках. «_________ племена монголов объединил ___________, получивший на __________, съезде монгольской знати, титул _____________, что означает «хан, _________ как океан». Его армия имела чѐткую ____________ и железную _____________. Самой крупной боевой единицей был___________ , равный десяти тысячам. Бегство с поля хотя бы одного воина влекло за собой казнь всего десятка. Монголы покорили _______________, Китай, _________ спас тайфун, который получил название __________ - «______________ ветер». |
Работают в группах по выполнению задания (используют учебник) + подсказки
|
|
(Чингисхан, тумен, организацию, Среднюю Азию, Темучжин, божественный, кочевые, камикадзе, великий, Японию, курултае, дисциплину). - Кто был основателем Монгольского государства? Чингисхан - В чем была сила монгольского войска? В организации и дисциплине |
|
|
Решение теста с последующей взаимопроверкой и оцениванием |
Выполняют тестовые задания на усвоение нового материала и оценивают работы товарищей. |
. Подведение итогов. Рефлексия |
Интерес- что было интересно на уроке? Обучение- чему научились? Главное- что сегодняшний урок принёс для меня? Выставление отметок за урок – рисование смайликов. |
Ребята дают оценку своим знаниям. Самооценка
|
. Основной вывод по уроку. |
Сделаем общий вывод: монгольская империя стала самой большой державой, которая объединила 1. страны и народы 2.различные экономические и политические системы 3.культурные традиции и оказала огромное влияние на жизнь многих народов и государств. |
|
6.Информаци я о домашнем задании |
- Параграф 15. Ответить на вопросы, работать с документом (базовый уровень) -***Составьте список правителей Европы и Азии, которые были современниками Чингисхана. *** напишите сочинение – эссе «Судьба Чингисхана» (продвинутый уровень) |
Воспринимают задание, уточняют, на каком уровне они будут выполнять д/з. |
Б
4
5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.