Урок истории в 6 классе "Монгольская империя и изменение политической карты мира"
Оценка 4.7

Урок истории в 6 классе "Монгольская империя и изменение политической карты мира"

Оценка 4.7
pdf
07.07.2021
Урок истории в 6 классе "Монгольская империя и изменение политической карты мира"
конспект урока 6 кл.pdf

Урок. Монгольская империя и изменение политической карты мира

Класс – 6

 

Педагогические  цели

Оценка влияния Монгольской империи на развитие народов Евразии.

Тип и вид урока

Изучение нового материала 

Образовательная задача:

объяснить устройство монгольского государства как  условие успешных завоеваний;

Развивающая задача:

определить общее и особенности устройства  монгольского государства;

Воспитательная задача:

высказывать свое мнение о положительном и отрицательном влиянии монгольской империи  на развитие народов Евразии.

Планируемые результаты 

(предметные)

Научаться: давать определения понятиям (орда, тумен, Улус, найоны); даты (1211, 1223); персоналии (Чингисхан, Мунке, Угедей, Батый); уметь показывать на карте границы империи и основные походы.

Получат возможность научится:

Личностные 

результаты

Научаться: аргументированно высказывать свое мнение

 

Метапредметные результаты

Научаться: выделять главное из текста

 

Основное  содержание

темы, понятия

и термины

План

1.      Образование державы Чингисхана

2.      Начало завоевательных походов Чингисхана

3.      Битва на Калке

4.      Историческое наследие Монгольской империи

 

Образовательны е ресурсы

Учебник (Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., изд. «Просвещение», 2016 г.), презентация, видеоролик, раздаточный материал, карта «Русь в 12 – начале 13 вв.» «Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингисхана», контурная карта, документ.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организаци онный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Делит класс на 2 группы

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Рассаживаются по группам

Постановка учебной

задачи

 

А.тема урока.

-  Хочу начать наш урок со стихотворения.

 А вы, попробуйте сформулировать тему  урока.

((Помним о главных опорных словах))

 

Одна огромная империя

Столицей ей Каракорум

Из разных стран войною склеена – Создал её монгольский ум. Великий хан и основатель

Империи, что без конца,

Был Чингисхан – Завоеватель!

Каких не видела земля.

 

 

 

 

Тема: Монгольская

Чингизхана

 

империя

Б. цели урока

 

Исходя из темы, скажите, 

 

---Ответы детей, постановка целей:

 

 

 

1.Кто такие монголы?

2.Устройство государства монгол, 

3.начало монгольского нашествия, 4.последствия нашествия монгол.

 

 1.что вы

не знаете

 по этой теме,        

 2.что мы сегодня

должны с вами узнать

 

 

нового,

   каких целей достичь?

3. т.е. -

 

1.Кто такие монголы? 

2.Устройство государства монгол,

3.начало монгольского нашествия, 

4.последствия нашествия монгол..

 

В. план урока

 Таким образом, у нас сложился 

План урока:

   1.Образование державы Чингисхана

   2.Начало завоевательных походов Чингисхана

   3.Начало монгольского нашествия на Русь -

Битва на Калке

   4.Историческое наследие Монгольской империи

((о последствиях нашествия))

 

 

 

 

 

Г. проблема урока

Мы определили круг вопросов  для изучения.

А теперь скажите ,для чего нам этот круг знаний,

 

 

 

- Какие последствия для различных стран и народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

 т.е.  поробуем

сформулировать проблемный

 

 

вопрос урока .

 

– я помогу!

Не получится

 

Проблемный вопрос

 

- Какие последствия для различных стран и

народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

2. Работа по

теме урока

 

Ребята, обратите внимание…

у      вас      на      рабочих      местах      находится

раздаточный материал –

 КАРТА-ЛИСТ  урока с групповыми заданиями, с текстом документа, с индивидуальными заданиями, с  заданиями по контурным картам.

Ознакомьтесь.

 

А-1. Задания группам.

 

1.Образование державы Чингисхана.

 

 1-ая группа работает с текстом учебника (п 1 пар 15). Читаете и отвечаете на вопрос, который обозначен на вашем рабочем листе.

1.        Образование державы Чингисхана. Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?

2-ая группа изучает документ и отвечает на свой вопрос.(Документ находится на раздаточных листах)

2.        В чем причины успехов монголо-татар.

Документ.

Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой, десять других не следует, то их так же умерщвляют…

   Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. 

Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько

 

1.Полнота         власти         у

Великого хана;

2.Войск

3.Территория

4.Распределение управления на территориях;

5.Свод законов;

 

1.      Дисциплина

2.      Четкая организация армиии

3.      Жетокость

4.      Оружие

5.      Осадные башни

6.      Тактика полумесяца

7.      Разведка

 

 

 

 

кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла… В ходе  завоевания  соседних стран  монголы  научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами.

    Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются.      Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в

 монгольские  позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца.

 

А-2.

Выступления групп

1.Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?

 

 

2.В чем причины успехов монголо-татар.

 

1.Полнота         власти         у

Великого хана;

Войско

Территория

Распределение управления на территориях; Свод законов;

 

2.Дисциплина

Четкая организация армиии

Жетокость

Оружие

Осадные башни

Тактика полумесяца

Разведка

А-3.Беседа с классом

Вопросы к классу.

-                     Каковы были главные занятия монголов? - Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые племена?

-                     Когда полководец Темучин был провозглашен великим ханом?

-                     Какова была главная задача нового правителя? - Какая система управления была принята в Монголии в н. 13 века?

-                     Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь монголов?

 

 

 

-                     Как называлась столица нового государства, где она располагалась?

-                     Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?( Власть

Войско Законы Территория)

 

А-

4.Словарная работа

Словарная работа на этом этапе урока

«кочевники» чем отличался быт кочевников от быта оседлых народов? Кочевники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ

жизни, занимающееся скотоводством, торговлей, различными ремеслами «Империя» (Империя – это могущественная держава,

объединяющая разные народы и территории в

единое государство с

единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе или даже во всем мире).  орда, улус, тумены, нойоны.

 

Закрепление

 

 

 

Смотрим фильм  --  две части

 

 

 

знаний по п 1 и обьяснение новых знаний по п 2

 

Б-1.Задания группам.

 

 

 

 

 

 

Это интересно

 

 

 

2.Начало завоевательных походов Чингисхана

 

- задания группам : изучите п. 2 параграфа 15 учебника и дополнительный материал, выполните задания и ответьте на вопросы. 1 группа составляет психологический портрет Чингисхана (характеризует его как человека и политического деятеля)

 

 

 

 

 

 

1 группа составляет психологический портрет Чингисхана (характеризует его как человека и

политического деятеля)

 

 

 

 

Портрет человека

Стр 4 учебник Много о характере говорят черты лица

Черты политического дея Талантливый полководец коварный, беспощадный, жадный, волевой.

К портрету: явно монгол….Но существуют и другие версии - Русский исследователь Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая степь» описывает исчезнувший этнос(народ)  борд-жи-гины. И Гумилев дает версию, что Тимучин- Чингисхан принадлежал к этой исчезнувшей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это интересно

народности:

 «Древние монголы были … народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым…». Темучин выделялся высоким ростом, величественной осанкой, имел широкий лоб, носил длинную бороду. Скажите,не похож …верно…на то они и разные версии..и еще…спорят, потому что портретов раньше не рисовалось и фото тоже не было…

2 группа составляет таблицу «Первые победы монголов»

 

 

 

 

 

 

2 группа составляет таблицу «Первые победы монголов» 

  

й

  

 

и

в

,

ь

е

дата

событие

 

Завоевательные походы монголо-татар в начале XIII в.

Конец XII – начало

XIII вв.

Разложение первобытных отношени складывание государства у кочевых

монгольских племен в Центральной

 

 

1206

Образование монгольского государства. Съезд вождей монгольск племен и провозглашение Темучина ве ханом – Чингиз-ханом

1206-

1227 гг.

Правление Чингиз-хана в монгольск государстве

12071211 гг.

 

Начало завоевательных походов – за монголо-татарами племен бурят, якуто киргизов и уйгуров

12191221 гг.

 

Завоевание государств Средней

Азии (Хорéзм, Бухарá, Мерв, Ходжéнт Ургéнч)

1220 г.

 

Начало завоевания Ирана, Закавказ Крыма

1223 г.

Поход монголо-татар на половцев  

31 мая 1223 г.

 

Битва на реке Кáлке – первое военно столкновение Руси с монголо-татарами котором объединенное русско-половец войско потерпело поражение

1227 г.

 

 

Смерть Чингиз-хана и провозглашен великим монгольским ханом его вну Батыя

 

Предлагаю в эту таблицу внести еще одну

 

 

дату – 25 августа 1227г –дату загадочной

смерти Чингисхана.

 

Точно известно лишь то, что Чингисхан не

 

погиб в бою и не умер от ранения.

 

Заслуживает внимания романтическая

 

версия – незадолго до смерти Чингисхан взял

 

очередную жену, «не обратив» внимания на

 

 

 

 

 

 

 

В-2.Фильм.

 

 

 

 

 

 

 

В-3.Задания группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их, мирились и снова враждовали. А тем временем из восточных стран стали приходить известия о появлении какого-то незнакомого воинственного народа.

 

Основной вопрос, на который нам предстоит ответить на этом этапе, - почему монголотатары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? 

 

Фильм. 3 часть

 

Вопросы к классу

-                     1.Когда состоялась битва на Калке? Опишите ее.

-                     2.Почему русские проиграли битву, несмотря на численное превосходство?

-                     3.Возможен ли был иной исход битвы? - 4.Предположите, какие уроки должны были извлечь русские князья после битвы на Калке.

 

Задание 1 группы ( на основе видеоролика) - Назовите причины поражения русских.

 

 

Задание 2 группы ( на основе видеоролика) - Какие уроки русские князья должны были вынести с этой военной неудачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Причины поражения русских:

1.разобщённость русских войск и сил;

2.умелое тактическое руководство и

стратегический талант Чингисхана и его военачальников. 2.Какие уроки русские князья должны были вынести с этой военной неудачи

1.                  Следует соблюдать обычаи врага. Нельзя убивать послов. За убийство посла на Востоке жестоко мстили.

2.                  Необходимо заранее знать тактику врага, чтобы не попасться в смертельную ловушку.

3.                  Нельзя действовать разрозненно, идя в бой с таким серьезным противником.

4.                  Необходимо готовиться к встрече с врагом, объединять силы, готовить общее военное руководство,

 

 

 

прекратить междоусобицы и объединиться.

Г-1. Задания группам.

3. Историческое наследие Монгольской империи.

В результате завоевательной политики правителей Монгольской империи была создана огромная Монгольская держава.

 - Ребята, монголы прошли огромный этап в своем развитии от кочевого народа до империи, слух о завоеваниях которых распространился по всему миру, в чем состоит положительное и отрицательное влияние монгольской империи на развитие народов Евразии.

 

Работа в группах с учебником   параграф 15  пункт 4 стр. 9-10 

Выделите положительные и отрицательные последствия влияния монгольской империи и распределите факты в таблицу.

 

 

 

 

 

Работа       в       группах       с

учебником   параграф 15  пункт 4 стр. 9-10 

Выделяют положительные и отрицательные последствия влияния монгольской

империи

и распределяют факты в таблицу:

             «-»                    «+»

людские потери и хозяйствен

ное разорение, болезни- чума

 

 

управление: - баскаки, почтовая служба,

изобретени

я,

терпимое

отношение

к церкви

 

Г-2. Решение

ПРОБЛЕМЫ урока.

Проблемный вопрос

- Какие последствия для различных стран и народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

Работают в группах по выполнению задания и защищают свою точку зрения.

3.

Закрепление. Выполнение заданий. А

Заполните пропуски в предложениях, используя выделенные слова в скобках.

«_________ племена монголов объединил ___________, получивший на __________, съезде монгольской знати, титул _____________, что означает «хан, _________ как океан». Его армия имела чѐткую ____________ и железную _____________. Самой крупной боевой единицей был___________ , равный десяти тысячам. Бегство с поля хотя бы одного воина влекло за собой казнь всего десятка. Монголы покорили _______________, Китай, _________ спас тайфун, который получил название __________ -

«______________ ветер».

 

 

Работают в группах по выполнению задания (используют учебник) + подсказки 

 

 

 

 

 

(Чингисхан, тумен, организацию, Среднюю Азию, Темучжин, божественный, кочевые, камикадзе, великий, Японию, курултае, дисциплину).

-                    Кто      был    основателем Монгольского

государства?  Чингисхан

-                    В  чем  была  сила  монгольского  войска?  В  организации и  дисциплине  

 

 

 

 

Решение            теста            с            последующей

взаимопроверкой и оцениванием

Выполняют тестовые задания на усвоение нового материала и оценивают работы товарищей.

.

Подведение итогов.

Рефлексия

Интерес- что было интересно на уроке?

Обучение- чему научились?

Главное- что сегодняшний урок принёс для меня? Выставление отметок за урок – рисование смайликов.

Ребята дают оценку своим знаниям. Самооценка

 

. Основной вывод по уроку.

Сделаем общий вывод: 

монгольская империя стала самой большой державой,

которая объединила

            1. страны и народы

2.различные экономические и политические системы

3.культурные традиции и оказала огромное влияние на жизнь многих народов и государств.

 

6.Информаци я о

домашнем  задании

- Параграф 15. Ответить на вопросы, работать с документом (базовый уровень)

-***Составьте список правителей Европы и Азии, которые были современниками Чингисхана. *** напишите сочинение – эссе «Судьба Чингисхана»

(продвинутый уровень)

Воспринимают задание, уточняют, на каком уровне они будут выполнять д/з.

Б

4

5

 

Урок. Монгольская империя и изменение политической карты мира

Урок. Монгольская империя и изменение политической карты мира

Постановка учебной задачи

Постановка учебной задачи

Постановка учебной задачи

Постановка учебной задачи

У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла…

У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла…

А-3.Беседа с классом Вопросы к классу

А-3.Беседа с классом Вопросы к классу

Б-1.Задания группам.

Б-1.Задания группам.

Завоевательные походы монголо-татар в начале

Завоевательные походы монголо-татар в начале

Урок истории в 6 классе "Монгольская империя и изменение политической карты мира"

Урок истории в 6 классе "Монгольская империя и изменение политической карты мира"

Урок истории в 6 классе "Монгольская империя и изменение политической карты мира"

Урок истории в 6 классе "Монгольская империя и изменение политической карты мира"

В-2.Фильм.

В-2.Фильм.

1. готовить общее военное руководство,

1. готовить общее военное руководство,

Г-1. Задания группам. 3

Г-1. Задания группам. 3

Закрепление. Выполнение заданий

Закрепление. Выполнение заданий

Чингисхан, тумен, организацию,

Чингисхан, тумен, организацию,

Урок истории в 6 классе "Монгольская империя и изменение политической карты мира"

Урок истории в 6 классе "Монгольская империя и изменение политической карты мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2021