Урок история письменности
Оценка 4.6

Урок история письменности

Оценка 4.6
doc
13.09.2021
Урок история письменности
история письменности текст правильно 21.02.18.doc

 

МБУК г. Шахты «ЦБС»

ЦГДБ им. Н. К. Крупской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«История письменности»

 

 

 

Урок информационной грамотности

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл. библиограф

Доронина Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Шахты

 

«История письменности»

Урок информационной грамотности

для 2 класса

 

 

Цели урока: создать условия для формирования целостного представления о том, как появились книги.

 

Задачи урока: расширить знания учащихся об истории происхождения книги;

Развивать познавательный интерес, стремление к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, логическое мышление.

Воспитывать любовь к детской книге, бережное отношение к книгам и природе, дружелюбие.

Оборудование и материалы: Презентация «Рождение книги», кроссворд «Библиотека», индивидуальные задания «Собери пословицу», информационные буклеты о работе библиотеке, пользе чтения и книги.

Ход мероприятия:

Презентация «Рождение книги»

 

Слайд 1: Долгим был путь к современной книге.

У разных народов были разные способы письма и разные материалы.

На каменной плите слова высекали, на страницы из шёлка - наносили кисточкой, на пальмовых листьях - выцарапывали. До наших времён дошли "книги" на глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте.

 

Слайд 2: Писать люди научились раньше, чем делать бумагу и поэтому использовали камень – высекали на нём буквы. Но камень неудобный для письма  материал, так как он твёрдый, жёсткий и тяжёлый.  

 

Слайд 3: Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Первыми писать на глиняных дощечках стали в Греции. На еще влажной и мягкой глине писец острой палочкой выдавливал слова – значки. Потом глиняную дощечку сушили и обжигали.

 

Слайд 4: Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много - несколько сотен. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке

 

Слайд 5: Так же в Греции использовали деревянные дощечки, залитые воском. 

 

Слайд 6: Писали по воску стальной палочкой "стилем". До сих пор сохранилось это название - про писателя говорят, что у него хороший стиль (т.е. хорошо пишет).

 

Слайд 7: В древнем Египте писали на папирусе.

Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом

 

Слайд 8: Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку.

Библиотекарь: Что такое папирус?

В эпоху Древнего Египта такого понятия, как бумага, не существовало. Она была изобретена только в XII веке, однако потребность людей в писчем материале возникла намного раньше – когда в ранних цивилизациях появилась необходимость вести документацию и заниматься литературой. В связи с этим людям приходилось использовать для письма тот материал, который был под рукой.

 

В Вавилоне придумали клинопись на глиняных табличках, в Нормандии высекали руны на огромных камнях, а в Египте основным материалом стал папирус. Он был весьма удобен и отличался длительным сроком хранения. В европейских странах папирусные свитки хранились на протяжении более 200 лет, в Египте же с его сухим жарким климатом они были практически вечными.

 

Из чего делали папирус?

Для производства папируса египтяне использовали тростниковое растение из семейства осоковых, которое в изобилии произрастало на берегах Нила.

Оно имело мягкие стебли толщиной в человеческую руку и достигало высоты до 3 метров. В древности из него изготавливали не только писчий материал, но и обувь, ткани и даже лодки. К слову, известный норвежский путешественник Тур Хейердал переплыл Атлантику именно на папирусном челноке.

В диких условиях папирус образовывал настоящие заросли у побережья, однако во времена расцвета папирусного производства под его выращивание отводили целые плантации. Владельцы таких угодий считались зажиточными людьми и хорошо зарабатывали на сдаче в аренду отдельных участков.

В Египте существуют древние документы, свидетельствующие о том, что одной из крупнейших плантаций владела жительница Александрии, которая, помимо арендной платы, брала с арендаторов охапки растений.

Как изготавливали папирус?

Технология изготовления папируса дошла до наших дней благодаря историку Плинию Старшему, описавшему процесс изготовления в своем труде «Естественная история». По его словам, материал делали на специальных столах, которые постоянно смачивали водой из Нила. Илистая мутная вода значительно усиливала клеящиеся свойства папируса и удлиняла срок его «жизни».

Стебли растений разрезались на полоски и аккуратно расправлялись, затем прикладывались друг к другу. Поперек них помещались новые полоски, которые приклеивались нильской водой либо мукой из пшеницы и отправлялись под пресс. Полученные листки раскладывали на открытом воздухе и высушивали, после чего склеивали между собой в виде ленты и сворачивали в свитки.

Для чего использовался папирус?

Папирус использовался преимущественно для письма и служил отличным материалом, на котором египтяне фиксировали свои астрономические познания, навыки в медицине и математике. Среди сохранившихся свитков существуют архивные и исторические документы, гимны, проза.

На одном из листов была прочитана интересная история, на основании которой композитор Джузеппе Верди написал оперу «Аида». Помимо письменного назначения, материал выполнял ряд других функций. В частности, многие мумии, обнаруженные в Египте, были обернуты папирусными листами.

 

Слайд 9: Написанное на папирусе можно было легко смывать губкой.

Библиотекарь: писали на папирусах чернилами с помощью срезанного наискосок тонкого тростника. Для выведения линий различной толщины его разворачивали под разным углом. Чтение подобных рукописей было достаточно сложной процедурой, поскольку свитки приходилось постоянно перематывать.

Видео Папирус

Тем не менее, папирус выступал основным писчим материалом на протяжении многих веков – вплоть до появления пергамента

 

 

Слайд 10: В городе Пергаме придумали пергамент – названный в честь города. Изготавливали его из шкур телят и овец.

Библиотекарь: Преимущества пергамента были неоспоримы: он более гибкий, не ломался на сгибах, значительно более долговечен, прочен, свитки из него от частого перематывания или изменения условий хранения не разрушались; писать можно было на обеих сторонах, не опасаясь «проявления» чернил на обратной стороне.

 

Всё это содействовало созданию и распространению книг в более удобной форме, чем свиток, – кодексов (кодекс – книга, составленная из отдельных листов, скрепленных вместе; см. статью 1). Любопытна история этого слова. В переводе с латыни оно обозначает ствол дерева, бревно, чурбан. Греки и римляне нередко использовали для записей деревянные дощечки с воском. Пергамент легко складывался: несколько пергаментных листов складывали, разрезали, сшивали и получали книгу из 4—6 листов. В сложенном виде он напоминал именно такую дощечку, что и послужило основанием для названия. Обложки книг (тоже пергаментные) часто натирали кедровым маслом — для предохранения от порчи насекомыми. Кодексы можно было перелистывать, каким-то образом отмечать места, к которым нужно возвратиться, – для цитирования, например, что было важным в юридической и церковной практике. Кодекс из пергамента имел также и то преимущество, что деление сочинения на части («книги») не требовало отдельных свитков — все могло уместиться в одной книге, занимавшей гораздо меньше места, чем несколько свитков. Таким образом, кодекс был гораздо более удобным в пользовании. Эта форма книг существует до настоящего времени.

 

   Пергамент хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства.  Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет и писали на нём золотой или серебряной пылью, растертой с водой и клеем. Примером такой книги может служить «Серебряный кодекс» – перевод Библии на готский язык, датируется VI в.

 

Видео о пергаменте

 

 Слайд 11: На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали её от руки несколько лет. Книги из пергамента были очень дорогие.

 

 

 Слайд 12: Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нём было очень просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

 

Читаем отрывок из книги: Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга / Т.М. Кашурникова .-М.: Школьная библиотека, 2006.- с.25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13: Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста – это наружная часть берёзовой коры. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась.

 

в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.

 

Делались берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.

 

Просмотр видео файла Берестяные грамоты

 

 

Слайд 14: Первые рукописные книги на Руси появились в 10 веке.

Книг было мало, и стоили они дорого, ценились на вес золота.

Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы. Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка – миниатюра

Слайд 15: Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали  тонкой кожей или дорогой материей.

 

Слайд 16: Первые печатные книги появились в Германии. Современный способ книгопечатания изобрёл немец  Иоганн Гуттенберг.

Иоганн Гутенберг - занимался ювелирным делом, шлифовал драгоценные камни и производил зеркала. Именно там в его голове зародилась идея создания станка, который будет печатать книги. В 1438 году он даже создал организацию под таинственным названием "Предприятие с искусством". Прикрытием служило изготовление зеркал. Это товарищество было организовано совместно с его учеником Андреасом Дритценом. Примерно в это время Гутенберг с командой стояли на пороге гениального открытия –

Точкой отсчета современного книгопечатания считается 1440 год, хотя нет отпечатанных документов, книг и источников того времени. Существуют только косвенные доказательства, согласно которым некий Вальдфогель начиная с 1444 года продавал тайну "искусственного письма". Считается, что это был сам Иоанн Гутенберг. Таким образом он старался раздобыть средства на дальнейшее развитие своего станка. Пока он представлял собой лишь выпуклые буквы, созданные из металла и вырезанные в своем зеркальном отражении. Чтобы на бумаге появилась надпись, необходимо было использовать специальную краску и пресс.

 

42-строчная Библия Гутенберга, напечатанная не позже 1455 года, считается главным трудом Иоганна. Она дошла до наших дней и хранится в музее Майнца. Для этой книги изобретатель создал специальный шрифт, разновидность готического письма. Он получился довольно похож на рукописный и за счет множества лигатур и сокращений, которые было принято применять у писцов.

Поскольку существовавшие краски не годились для книгопечатания, Гутенбергу пришлось создавать свои собственные. За счет добавления меди, свинца и серы текст в книге получился иссиня-черным, с необычным блеском, для рубрикации была использована красная краска. Чтобы совместить два цвета, приходилось пропускать одну страницу дважды через станок. Книга вышла тиражом в 180 экземпляров, но до наших дней дошло немного. Самое большое количество находится в Германии (двенадцать штук).

 

Гутенберг нанял несколько работников, закупил бумаги и красок, арендовал просторное помещение. Но самое главное – он отлил качественные и надежные литеры, в основе которых был сплав из нескольких металлов. Когда типография стала работать в полную силу, Фуст, как ее главный собственник, понимая ценность уникальной технологии, запретил рабочим рассказывать кому-либо о секретах книгопечатания. Наборщики клялись в этом коммерсанту, присягая на Евангелии. До того момента книги переписывались в монастырях. Вручную они множились крайне медленно. Монахи еще долгое время отказывались верить, что книги можно печатать с помощью изобретения Гутенберга, не прибегая к дьявольскому волшебству.

 

Просмотр  видео ролика –печатный станок Гуттенберг.

 

Слайд 17: На Руси первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга - “Апостол” – была  выпущена 1 марта 1564 года.

 

Библиотекарь:    

Иван Федоров (ок. 1510-1583) (настоящее имя Иван Федорович Московитин) — один из первых русских книгопечатников, основатель книгопечатания в России[en] и на Украине. По традиции часто называется «первым русским книгопечатником». И. Фёдоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве, а также основатель типографии в Русском воеводстве Польского королевства.

Начало типографского печатания на Руси уходит к XVI веку и связано с именем русского мастера Ивана Федорова.

 

Когда в Москве в 1563 году по указу царя Ивана Грозного была построена первая на Руси типография, Федорова призвали туда печатником. Иван был мастером на все руки: конструктором и слесарем, резчиком по дереву и художником, механиком и печатником. На досках крепкого грушевого дерева он сам вырезал гравюры, сам придумывал рисунки шрифтов и вырезал их, сам делал художественное оформление и рисовал к тексту заглавные буквы.

 

Первая книга Федорова, его знаменитый «Апостол», вышла в свет в 1564 году и стала подлинным шедевром тогдашнего книгопечатания. «Апостол» и все последующие его книги отличаются четким красивым шрифтом, искусно гравированными заставками, концовками, фигурными заглавными буквами.

 

Многие из книг содержат предисловия и послесловия, написанные от имени автора. В этих текстах он выступает как интересный публицист своего времени, человек широкой культуры. Сам Иван Федоров писал, что печатает книги «в наслаждение всему русскому народу».

 

Иван Федоров скончался 15 декабря (5 декабря по старому стилю) 1583 года во Львове (Русское воеводство, Речь Посполитая).

 

Видео Иван Федоров

 

Слайд 18: Книга – величайшее сокровище      человечества, кладезь мудрости, источник знаний. Просмотр  видео ролика Печать книг  в современной типографии

 

Кроссворд   «Библиотека»

1.Отдел библиотеки где выдают книги на дом

2.печатное издание выпущенное из типографии

3. материал на котором писали в Древней Руси

4.форма для печатного станка

5.страна в которой изобрели бумагу

6.фамилия  русского первопечатника

7.тридцать три сестрички ростом невелички,

если знаешь наш секрет,

мы покажем целый свет

8.чем писали рукописные книги

9.книга, по которой учатся читать

10. материал, на котором печатают книги

 

 

 

Задание  «Собери пословицу»

Грамоте учиться,    всегда пригодиться

Книги не говорят,  а правду сказывают

С книгами знаться-  ума набраться

Сперва аз да буки, а  там и науки

Говори не о том, что прочел, а то, что понял

 

 

Литература:

 

 

1.                 Горбачевский, Б. Говорящие листки/ Б.Горбачевский; рис. Ю.Игнатова.- М.: Детский мир, 1960.-83с.

 

2.                 Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому - книга / Т.М. Кашурникова .-М.: Школьная библиотека, 2006.- 104 с.

 

3.                 Мегаи, Л. Книжка о книжке / Ласло Мегаи: рис. Ч. Рекашши.-Будапешт.-Издательство «Корвина», 1979.- 32с.

 

4.                 Осетров, Е. Сказ о друкаре Иване и его книгах /  Е.Осетров .-М.: Малыш, 1983.-93 с.

 

5.                 Козьмина, И. Книжка-малышка с сюрпризом / / Читайка / Инесса  Козьмина.- 2016.-№ 9.-С.26-29

 

 

6.                 Лагранж, О. Рисуем…буквами!  / / Читайка /Ольга Лангранж.- 2016.-№ 9 .-С.21-23

 

7.                 Поляков, Д. Закладка для книги/ / Читайка / Дмитрий Поляков.-2014.-№ 3.-С.35-36

 

8.                 Сколько лет бумажной книжке? / / Веселые уроки.-2014.-№ 2.-С.2-5

 

9.                 Трубин, Д. Как осы помогли человеку бумагу придумать/ / Мурзилка /  Дмитрий  Трубин.-2017.-№ 2.-С.20-22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Откуда пришла к нам книга.

 

Класс: 2 класс

 

Предмет : Познание мира

 

Тип урока: интегрированный.

 

Цели урока: создать условия для формирования целостного представления о том, как появились книги.

 

Задачи урока:

 

Расширить знания учащихся об истории происхождения книги.

 

Развивать познавательный интерес, стремление к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, логическое мышление.

 

Воспитывать любовь к детской книге, бережное отношение к книгам и природе, дружелюбие.

 

Применение технологий: личностно-ориентированная,

ИКТ, дифференцированная.

 

Организационные формы и методы обучения

 

Традиционные – беседа, работа в рабочих тетрадях, фронтальный опрос учащихся, работа в группе -2 человека ,наглядный, индивидуальный.

 

Инновационные – работа учащихся с мультимедийной системой

 

 

 

Средства обучения Традиционные – учебно – методический комплект «Познание мира, Дневник наблюдения 2 класс: Жунусова

 

Инновационные – мультимедийная система, межпредметная связь

 

 

 

Оборудование и материалы:

 

Презентация «Откуда пришла книга»,

 

Рефераты учащихся.

 

Карточки – задания.

 

Таблички с названиями станций “Узнавайкино”, “Угадайкино”, “Развлекайкино”,

 

Аудио запись «Звуки леса».

 

Дерево с яблоками из цветной бумаги для рефлексии.

 

Вопросы для игры

 

Пословицы и поговорки.

 

2 листа А-3 для работы в группе.

 

Карандаши фломастеры для детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока.

 

1.Организационный момент.(Круг радости)- 2минуты

 

2.Определение темы урока.(Отгадывание загадки)-1мин.

 

3.Вступительное слово (7 мин.)

 

4.Рассказ детей (8 мин.)

 

5.Релаксация –(3мин.)

 

6.Физкультминутка 1 мин. (Мультимедия)

 

7.Игра-путешествие (10 мин.)

 

8.Физкультминутка (танец со сказочными героями).-2 мин.

 

9.Воспитательная цель(8мин.)

 

10.Рефлексия-2 мин.

 

11 Оценки

 

 

Ход урока.

 

1.Организационный момент.

 

Круг радости.(3 МИН).

 

Прозвенел для нас звонок!

 

Начинается урок.

 

Радости мы круг создали

 

Пожелания свои

 

Всем подарим от души!

 

2.Определение темы урока.(1 мин.)

 

Хоть не шляпа ,а с полями,

 

Не цветок, а с корешком,

 

Разговаривает с нами

 

Терпеливым языком ( Книга)

 

3.Вступительная беседа.(5-7 мин.)

 

Сегодня на нашем уроке мы поговорим с вами о книгах. С первого дня человек, появившись на свет, начинает учиться. Он учиться ходить, понимать мир, говорить, читать. В основном через чтение человек получает знания. В те времена, когда люди не умели ещё ни читать, ни писать, знания передавались устно. Письменность сделала человеческую мысль бессмертной. Книги стали источниками знаний. Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книгу, чтобы лучше управлять своим станком; сельский труженик узнает о том, как вырастить хороший урожай; врач – о том, как помочь людям стать здоровыми; а учитель – о том, как лучше учить и воспитывать детей.

 

-Как вы думаете зачем нужно читать ?

 

Много есть пословиц о пользе книг: Какие вы знаете?

 

-Сейчас заглянем в далёкое прошлое и узнаем, какой сложный путь прошла книга, пока стала такой, какой мы её привыкли видеть.

 

4.Рассказ детей-8 минут.

 

( На доске выстраивается цепочка )

 

Новые слова: папирус, пергамент,

 

5. Рассказ -беседа с показом презентации.(10мин.)

 

-Ребята, а из чего делают книги? (Бумага).

 

1слайд(показ леса).

 

-Книги печатают на бумаге .А из чего делают бумагу? (Из дерева).

 

В нашей республике есть красивые леса. А чтобы сохранить такие красивые леса, которые ещё и являются общим домом животных, существуют специальные службы, которые охраняют их от вырубки деревьев.

 

-А вы бывали в лесу?

 

-Сейчас я вам предлагаю послушать звуки лесной природы (3 мин.)

 

-Какие звуки вы услышали?

 

-А теперь в путь по лесу.

 

7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА( 1 МИН.)

 

8.Нелегок путь писателя, чтобы написать хорошую интересную книгу нужно много знать и уметь передавать знания другим.

 

-А каких писателей вы знаете?

 

Многие книги выпускаются с разными яркими иллюстрациями.

 

-Как вы думаете, кто их создаёт?

 

Их создаёт художник, который должен хорошо знать содержание книги.

 

1-На уроке изобразительного искусства мы рисовали любимых героев сказок, а для того ,чтобы их создать художник должен хорошо знать содержание книги.

 

2-В издательстве рукопись писателя и иллюстрации художника проверят и подготовят к передаче на книжную фабрику.

 

3-Чтобы напечатать книгу, нужна бумага ,на фабрику она приходит в огромных рулонах.

 

4-На специальных станках её разрезают на листы нужных размеров.

 

5-В печатную машину закладывают подготовленную бумагу и краски. Так получается печатный текст с иллюстрациями.

 

6-Чтобы листы не рассыпались их нужно скрепить. Это делают в переплетённом цехе.

 

7-ЗАТЕМ КНИГИ ПРОВЕРЯЮТ И ПРИВОЗЯТ В КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ.

 

9.Игра-путешествие.(20 мин)

 

- Мы с вами отправляемся дальше в путешествие в страну Чтения . А чтобы нам было интересно, мы будем выходить на разных станциях и выполнять задания. Итак, в путь!

 

1 станция “Узнавайкино”.

 

Вопросы о сказочных героях:

 

-Кто больше всего любил варенье? (Карлсон).

 

-Как фамилия почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин).

 

-Кто подарил говорящее полено папе Карло? (Джузеппе).

 

-Как звали друга Винни-Пуха? (Пятачок).

 

-Кто из героев Р.Киплинга говорил: “Мы с тобой одной крови”. (Маугли).

 

2 станция “Угадайкино”.

 

О ком идёт речь?

 

-“Неправильная” пчела по мнению Винни-Пуха? (Оса).

 

-Как называется любимое лекарство доктора Пилюлькина от всех болезней? (Касторка).

 

-Как звали молодого крокодила пятидесяти лет? (Гена).

 

-Зверёк, путешествовавший в ящике с апельсинами и поселившийся в телефонной будке? (Чебурашка).

 

-Какого мальчика звали дядя? (Дядя Фёдор).

 

-Хоть ничего не знает, а стал героем известной книги? (Незнайка).

 

3 станция “Развлекайкино”. (Физкультминутка).

 

4 станция “Перевёртыш».

 

Кособок – колобок.

 

Шар-птица – жар-птица.

 

Золотая рубка – золотая рыбка.

 

Кепка – репка.

 

Пеший – леший.

 

Кот и киса – кот и лиса.

 

Иван солдатский сон – Иван солдатский сын.

 

Полк и семеро козлят – Волк и семеро козлят.

 

Мы с вами приехали в волшебную страну Чтения.

 

-Как вы думаете кто там живёт?(Книги).

 

-Давайте встретим их.(5-6мин).

 

(Дети 5 классов рассказывают басню «Две книжки»).

 

- Какие правила мы должны выполнять при работе с книгой?

 

(Учащиеся называют правила обращения с книгами) (2-3 мин.)

 

Пожелание учителя.

 

Я к вам обращаюсь, товарищи дети!

 

Полезнее книги нет вещи на свете!

 

Пусть книги друзьями заходят в дома.

 

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

 

 

 

10.Итог урока.(3-5 мин).

 

Рефлексия.

 

-Вам понравился урок?

 

-Что вы можете рассказать о книгах?

 

-Что особенно понравилось?

 

11.Домашнее задание: с.78 ответить на вопросы.

 

Оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «История создания книги»

Возраст учащихся: 1-2 классы (7-9 лет)

 

«История создания книги»

 

Форма проведения: библиотечный урок

Читательский адрес: учащиеся 1-2 классы

Цель: знакомство обучающихся с историей создания книги, появлением книгопечатания

Задачи:

·                     формировать информационную грамотность учащихся;

·                     расширить кругозор учащихся о процессе создания книги, ее атрибутах

·                     способствовать привлечению к чтению;

·                     воспитывать бережное отношение к книге;

·                     увлечь творческим процессом участия в создании «Книги буквиц»

 

Оборудование. Компьютер, проектор. Музыкальный центр.

Демонстрационный материал. Электронные презентации. Книжная выставка по истории создания книги. На доске высказывания о книге:

·                     С книгой жить – век не тужить!

·                     Книга – разумный советчик человека.

·                     Дом без книги – день без солнца.

·                     Книга поможет в труде, выручит в беде.

·                     Умнее книги не скажешь.



Раздаточный материал. Листы формата А 4 с буквами алфавита, древними буквицами, карандаши, фломастеры, папка с файлами.

Предварительная работа: проведение опроса среди учащихся на знание истории создания книги, подготовка учащихся, принимающих участие в чтении стихов и исторического материала на уроке.

 

 

 

 

Ход урока

 

«Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира».

(Л.Н. Толстой)

 

I. Организационный момент.

·                     Здравствуйте, ребята! Давайте начнём нашу встречу с загадки:

·                     Склеена, сшита, без дверей,
А закрыта.
Кто её открывает,
Много знает.
Что это? (Книга.)

 

·                     - Книга –удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значкипоместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.

·                     Книга поможет узнать обо всём:
Про одежду, про дом,
Про собаку и кошку.
Про всех понемножку.
В весёлых стихах, о разных часах,
О числах и счёте тоже прочтёте.
О мудрости древней
Про лето в деревне.
Весёлые стихотворения про изобретения,
Про случаи в школе и про добычу соли.
Всего и не счесть. Не лучше ль прочесть?

 

·                     Как вы понимаете эпиграф нашего занятия?

- Не так давно в нашем классе был проведен опрос на тему появления первых книг. Проанализировав ваши ответы, я решила более подробно познакомить вас с историей создания книги.

Слайд № 2

1.                 Вводная беседа.

Слайд №3

- Вся человеческая мудрость запечатлена в книгах. Из чего только не делали книги в древности. Узнаем мы об этом благодаря ученым - археологам, которые при раскопках находят и изучают следы древних цивилизаций.

 

III. Постановка темы, целей.

- Догадались, о чем мы сегодня будем с вами беседовать?

- Верно, мы с вами узнаем историю создания одного из самых древних источников информации — книге. Когда и где появились первые книги, какими они были и об истории первой печатной книги. Вам предоставляется возможность побывать в разных уголках земного шара, ведь наш урок пройдёт в форме путешествия. А путешествовать мы будем на корабле.

Слайд № 4

- Расшифруйте название корабля, используя шифр.

 

 

 

 

 

 

 

А

Б

Г

И

К

Н

 

О

П

Р

С

 

Слайд № 5

·                     Итак, юные книголюбы, наш корабль под названием «Книга» отправляется в путешествие за знаниями об истории книги. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными, дружными.

 

1.                 Основная часть

Слайд №6

- В далекие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы, верования они хранили в виде рукописей не на книжных полках, а в своей голове. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Они передавались от одного человека к другому. История знает так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы.

Слайд №7

- Однако со временем появилось узелковое письмо.

Им владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для такого письма требовались толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый - серебро или мир, желтый — золото, зеленый - хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число. Простые узлы - десятки, двойные — сотни, тройные — тысячи.

Слайд №8

- На смену узелковому письму пришло рисуночное письмо — пиктография. Еще древние люди рисовали на скалах все то, что их окружало. Таким образом, они оставляли свои сообщения, украшали свои жилища. Затем эти рисунки стали упрощать, делать их более схематичными.

- Племена увеличивались, и появилась необходимость передавать еще больше информации, например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. Если рядом нарисованы: маленький медведь, стрелка и три палочки, это значит: «В трех днях пути водятся медведи (направление движения указывала стрелка). Постепенно рисуночным письмом пользоваться становилось труднее. Ведь так можно было передать только простые сообщения. А длинные предложения приходилось рисовать долго и трудно. Постепенно рисунки стали заменять значками. Так появились иероглифы.

 

1.                  Книги в Древнем Египте.

Слайд №9

- Наш корабль бороздит просторы Атлантического океана. Прямо по курсу – Древняя и загадочная страна Египет.

Слайд №10

- Именно в Древнем Египте найдены иероглифы, фигурные знаки, обозначающие понятие, слоги или звуки.

- В Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах.

Слайд №11

- Позднее египтяне изобрели папирус.

Слайд №12

Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом.

- Стебли срезанного тростника очищали от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса обладал свойствами клея. Высушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили.

Слайд №13

- Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. К исписанной странице приклеивали новый лист. Папирусные ленты достигали несколько метров в длину. Их сворачивали в свитки.

Слайд №14,15

- Из-за хрупкости папирусные свитки укладывались в специальные футляры — капсулы, что служило им своеобразной обложкой.

- Самой известной библиотекой древнего мира является знаменитая Александрийская библиотека, созданная в Александрии Египетской в третьем веке до нашей эры. Здесь хранилось более 700 тысяч свитков.

 

2. Междуречье

 

Слайд № 16

- Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к Междуречью. Это место называлось так из-за того, что располагалось между двух больших рек Евфрата и Тигра. Государства возникли здесь более пяти тысяч лет назад. Места эти были богаты глиной.

Слайд № 17

- Глину использовали при строительстве домов, изготовлении посуды.

Слайд №18

- А вот дерево было очень дорогим. Поэтому глина стала распространенным писчим материалом, а главное — дешевым.

Слайд №19

- На мягких глиняных табличках острой палочкой, которая называется стиль, выдавливали особые значки, на месте выдавливания появлялся своеобразных клинышек. Отсюда и произошло название письма - клинопись.

Слайд №20,21,22,23

- Глиняные таблички сушили или обжигали для прочности. Из таких табличек составляли книги, которые хранили в больших корзинах. Именно в Междуречье при раскопках была найдена самая древняя библиотека.

Слайд 24

Вопросы для закрепления

·                     Из каких материалов делали книги древние египтяне?

·                     Почему папирусные ленты укладывали в капсулы?

 

3. Книги в Древней Греции.

Слайд № 25

- Продолжим наше увлекательное путешествие. Корабль держит курс на Древнюю Грецию.

В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма.

Слайд №26

- Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен.

 

Слайд №27

Вопросы для закрепления

- Какой материал для письма был придуман в Древней Греции?

- Как вы думаете, почему пергамент был дороже, чем папирус?

 

4. Книги в Древнем Китае.

Слайд №28

- А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай. Китай богат на изобретения. Именно в этой стране изобрели фарфор, компас, шелк.

Слайд №29

- Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку.

Слайд №30

- Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке.

Слайд №31

- Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае во II веке до н.э. была изобретена бумага. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь.

Слайд №32,33

Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Еще один способ изготавливать бумагу был следующий: старое тряпье, волокна конопли, древесную кору разминали в огромных чанах, а полученную массу пропускали через сито. Оставался слой, который сушили, клали под пресс. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке. Первые книги из бумаги были очень дорогими. Их могли себе позволить только очень богатые люди.

Слайд №34

Вопросы для закрепления

- Кто изобрёл бумагу?

- Из какого растения делали бумагу в Древнем Китае?

- Почему секрет изготовления бумаги долго хранился в тайне?

 

5. Создание первой печатной книги в Германии.

Слайд №35

- Приглашаю вас, ребята, отправиться в Германию.

Слайд №36,37

- Здесь в 15 веке, в небольшом городе Майнце, был создан первый печатный станок, на котором работаливручную, и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел немец Иоганн Гутенберг.

Слайд №38

- За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гутенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют литеры.

Слайд №39

- В 1453-1454 годах Иоганн Гутенберг напечатал свою первую книгу - «Библию». Часть тиража была напечатана на бумаге, часть на пергаменте. Всего книга насчитывала 1282 страницы.

Слайд № 40

Вопросы для закрепления

·                     Кто изобрёл первый печатный станок?

·                     В каком веке, в какой стране это произошло?

 

6. История создания книги в России.

Слайд №42,43

- А теперь наш корабль подходит к родным берегам. Сейчас вы узнаете, какими были первые книги на Руси, когда появилась первая печатная книга на Руси, кто явился первопечатником.

Слайд №44

- На Руси в качестве писчего материала использовали восковые таблички. Пергамент был очень дорогой. Но наша Русь - матушка богата лесами.

Слайд № 45

- Рассказ первого ученика (заранее подготовленного). В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте выцарапывались острым железным или костяным стержнем, который называли - писало.

Слайд 46

- Первые берестяные грамоты были найдены в 50-е годы 20 го столетия под Новгородом. Далее их находили и в Московской области и по территории всей нашей великой страны. Говорит это лишь об одном, что народ на Руси был достаточно образованным.

Чтец 1

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг,

И глядишь — уже дряхлый старик.

Рассказ второго ученика

Слайд №47

Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы.

Слайд № 48

- А первым летописцем стал Нестор. Ему принадлежит создание «Повести временных лет», по летописям которой мы можем проследить исторические события, происходящие на нашей Родине во времена глубокой древности.

Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей.

Слайд №49, 50

- Первой рукописной книгой было Остромирово Евангелие.

Слайд № 51,52,53

- Обратите внимание на то, что в рукописных книгах использовали заставки и буквицы. Буквица - это большая прописная буква искусно, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, приготовленных древними писарями, являлась произведением искусства и не повторялась. Но как бы ни были дороги материалы, из которых творились буквицы, еще дороже для нас само их начертание, говорящее о безграничной талантливости русского человека, о силе его воображения, а также о том, как наш далекий предок представлял себе мир и каким старался воплотить его в своем творчестве... "

Слайд № 54

Задание учащимся. К числу древних книг относится книга «Пчела» (вторая половина 14 века), предназначенная для домашнего чтения и содержащая поучения. Восстановите отрывок текста из этой книги. Объясните смысл высказываний.

 

 

 

 

 

 

 

Хороший советник лучше любого богатства.

Учение для знатных – украшение, для бедных – спасение.

(Объяснения учащихся)

 

Слайд № 55,56

 

- Спустя 100 лет после изобретения Гутенберга печатного станка в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров (настоящее имя Иван Федорович Московитин). Учился он в Краковском университете в 1529 — 1532 годах, получил степень бакалавра.

Слайд № 57

- Первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года.

Слайд № 58

- Памятник Ивану Федорову (около 1510 -1583 гг.), выдающемуся русскому просветителю, положившему начало русскому книгопечатанию (скульптор Сергей Михайлович Волнухин, профессор Училища живописи, ваяния и зодчества и архитектор И.П. Машков). Установлен в 1909 году в Театральном проезде, недалеко от Никольской улицы, где находился Печатный двор. Бронзовая фигура Ивана Федорова стоит на гранитом кубическом постаменте. Первопечатник изображен во время работы, лицо его спокойно и сосредоточено. На задней стенке пьедестала слова самого Ивана Федорого:

Первое нача печатати

На Москве святые книги

В лето 1563

Априля 19

Ради братих моих

И ближних моих.

Ученик читает стихотворение.

Ну, слушай, повесть вот моя:

Я книги с детства почитал,

В них видел мудрости исток.

И с ранних лет уже мечтал,

Чтоб каждый их читать бы мог.

Но вот была в чём незадача:

Не всякий книгу и видал,

А в руки взять –

Уж редкая удача.

Вручную долго их писать.

Вот потому мы и решили

Книгопечатанье в Москве начать.

Мне повезло, наш царь Иван,

Что средь народа Грозным звался,

Дал разрешенье на печатный стан –

И с Божьей помощью наш труд начался.

Мы буквы, шрифты отливали –

Давалось дело новое непросто,

Ночами тёмными не спали.

И вышла книга новая – «Апостол».

 

Слайд №59

- В наше время на создание книги уходит гораздо меньше времени. Современные типографии полностью автоматизированы. Поэтому, тиражи выходящий в свет книг, за один день могут достигать сотни тысяч экземпляров (например, учебники). Но выпускаются и подарочные издания. Они дорогие из-за переплета, качества бумаги, оформления (показать самую дорогую книгу школьной библиотеки).

 

Слайд №60

 

Вопросы для закрепления

- В каком городе появилось книгопечатанье?

- Какой царь дал разрешение на книгопечатанье?

- Как называлась первая печатная книга?

- Как вы думаете, сколько времени работал Иван Федоров с помощниками над первой печатной книгой?

V. Кроссворд.

- Сейчас мы проверим, внимательны ли вы были в ходе путешествия. Разгадайте кроссворд.

Слайд № 61

Вопросы к кроссворду:

1.                 Как в древности хранили книги из папируса?

2.                 Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных?

3.                 Из чего делали книги древние египтяне?

4.                 Изобретение, какого материала для создания книг принадлежит китайцам?

5.                 На чём ещё писали в Древнем Египте?

Слайд № 62,63,64,65,66

- Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы не просто познакомились с историей создания книги, мы узнали, что люди издревле старались обмениваться информацией, передавать свой опыт следующим поколениям. И основным источником информации все же являлась книга.

VI. Практическая часть

1.                 Сейчас я предлагаю вам создать свою книгу, которая тоже со временем станет частью истории вашего класса. Давайте не надолго представим себя в роли писца и создадим свою необычную, неповторимую буквицу. Обложка и титульный лист готов. Вперед, к созданию «КНИГИ БУКВИЦ».

Учащиеся рассаживаются за свои рабочие места, где для каждого заготовлены листы формата А 4, цветные карандаши и фломастеры. На экране проектора демонстрируется вторая презентация с образцами буквиц. Демонстрация презентации сопровождается тихой, спокойной музыкой.

 

 

VII. Рефлексия

- Книга буквиц, в создании которой каждый из вас принял участие, займет достойное место в библиотеке, или на выставочном стенде в вашем классе.

Вы хорошо потрудились, и результат получился очень интересным, своеобразным и неповторимым. (Работы учащихся раскладываются на общем столе, где каждый учащийся может посмотреть и оценить работу своего товарища, проявление его творческого начала).

-Ребята, что для вас было интересным в нашем необычном путешествии? Что вы узнали нового? Что пожелаете друг другу?

Дополните фразы:

·                     Сегодня на уроке я узнал (а)…

·                     Мне было интересно…

·                     Мне хотелось бы прочитать…

·                     Я желаю ребятам…

 

- В свою очередь, я хочу пожелать вам больше читать, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу.

 

Список литературы:

1.                  Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы/ М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 160с. – (Школа)

2.                  Осетров Е.И. Аз –свет миру: Повесть о Руси изустной. Письменной, печатной/ Худ. Г.Ордынский. – М.: Дет.лит., 1989. – 303с.:ил.

3. Резник Н.М. Как слово зародилось…// Читаем, учимся, играем. 2003. -№1

4. Учебник – хрестоматия «твоя Россия». Авторы-составители Н.Я. Чутко, Л.Е. Родионова. – М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Обнинск: издательство «Духовное возрождение», 1997. – 264с., ил.

5. Школьная библиотека. – 2011. - №11

6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / DVD. – 2008.

 

 

 


МБУК г. Шахты «ЦБС» ЦГДБ им

МБУК г. Шахты «ЦБС» ЦГДБ им

История письменности» Урок информационной грамотности для 2 класса

История письменности» Урок информационной грамотности для 2 класса

Слайд 8: Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в…

Слайд 8: Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в…

Среди сохранившихся свитков существуют архивные и исторические документы, гимны, проза

Среди сохранившихся свитков существуют архивные и исторические документы, гимны, проза

Видео о пергаменте Слайд 11:

Видео о пергаменте Слайд 11:

Книг было мало, и стоили они дорого, ценились на вес золота

Книг было мало, и стоили они дорого, ценились на вес золота

Фуст, как ее главный собственник, понимая ценность уникальной технологии, запретил рабочим рассказывать кому-либо о секретах книгопечатания

Фуст, как ее главный собственник, понимая ценность уникальной технологии, запретил рабочим рассказывать кому-либо о секретах книгопечатания

Слайд 18: Книга – величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний

Слайд 18: Книга – величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний

Лагранж, О. Рисуем…буквами! / /

Лагранж, О. Рисуем…буквами! / /

Тема: Откуда пришла к нам книга

Тема: Откуда пришла к нам книга

Карточки – задания. Таблички с названиями станций “Узнавайкино”, “Угадайкино”, “Развлекайкино”,

Карточки – задания. Таблички с названиями станций “Узнавайкино”, “Угадайкино”, “Развлекайкино”,

Оценки Ход урока. 1

Оценки Ход урока. 1

Сейчас заглянем в далёкое прошлое и узнаем, какой сложный путь прошла книга, пока стала такой, какой мы её привыкли видеть

Сейчас заглянем в далёкое прошлое и узнаем, какой сложный путь прошла книга, пока стала такой, какой мы её привыкли видеть

В издательстве рукопись писателя и иллюстрации художника проверят и подготовят к передаче на книжную фабрику

В издательстве рукопись писателя и иллюстрации художника проверят и подготовят к передаче на книжную фабрику

Зверёк, путешествовавший в ящике с апельсинами и поселившийся в телефонной будке? (Чебурашка)

Зверёк, путешествовавший в ящике с апельсинами и поселившийся в телефонной будке? (Чебурашка)

Пусть книги друзьями заходят в дома

Пусть книги друзьями заходят в дома

Тема урока: «История создания книги»

Тема урока: «История создания книги»

Кто её открывает, Много знает

Кто её открывает, Много знает

А Б Г И

А Б Г И

Книги в Древнем Египте. Слайд №9 -

Книги в Древнем Египте. Слайд №9 -

Глиняные таблички сушили или обжигали для прочности

Глиняные таблички сушили или обжигали для прочности

В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги

В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги

Первые берестяные грамоты были найдены в 50-е годы 20 го столетия под

Первые берестяные грамоты были найдены в 50-е годы 20 го столетия под

Хороший советник лучше любого богатства

Хороший советник лучше любого богатства

Мы буквы, шрифты отливали –

Мы буквы, шрифты отливали –

VII. Рефлексия - Книга буквиц, в создании которой каждый из вас принял участие, займет достойное место в библиотеке, или на выставочном стенде в вашем классе

VII. Рефлексия - Книга буквиц, в создании которой каждый из вас принял участие, займет достойное место в библиотеке, или на выставочном стенде в вашем классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2021