Урок изобразительного искусства, «В гостях у мастеров каргопольской игрушки»
Оценка 4.8

Урок изобразительного искусства, «В гостях у мастеров каргопольской игрушки»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
изобразительное искусство
Детсад—1 кл
25.03.2020
Урок изобразительного искусства, «В гостях у мастеров  каргопольской игрушки»
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством использования каргопольской росписи на уроках изобразительного
В гостях у мастеров каргопольской игрушки.doc

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок изобразительного искусства,

«В гостях у мастеров

каргопольской игрушки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Провела

                                                              учитель начальных классов

                                                              высшей квалификационной категории

                                                              Басенкова Ирина Петровна

        

 

 

 

 

 

 

г. Ульяновск

 

В гостях у мастеров каргопольской игрушки.

 

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством использования каргопольской росписи на уроках изобразительного искусства.

 

 Тактические цели:

 

1. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи каргопольской росписи.

 

2. Сформировать творческий союз «педагог-ребенок-родитель».

 

3. Организовать насыщенное и творческое взаимодействие участников проекта.

 

Задачи:

 

- Организация предметной среды.

 

- Подбор методического материала для проекта.

 

- Организация материально-технического обеспечения.

 

- Формирование мотивации участников проекта.

 

- Формирование у обучающихся и родителей отношения к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса и навыков технического исполнения каргопольской росписи.

 

- Знакомство участников проекта с каргопольской росписью.

 

- Исполнение элементов каргопольской росписи на готовых шаблонах.

 

Ожидаемые результаты:

 

1. Созданная предметная среда с учетом темы проекта.

 

2. Методический материал, в свете современности нацеленный на развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка и родителя.

 

3. Готовность участников проекта к деятельности.

4. Формирование системы взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», как развивающейся творческой группе.

 

5. Сформированный навык технического исполнения каргопольской росписи.

 

6. Информационная грамотность участников проекта.

 

Продукт:

 

1. Сплоченность участников проекта общностью целей.

 

2. Педагог – профессионал, ребенок - творец, родитель – партнер.

 

3. Готовые работы проекта.

 

4. Альбом с элементами каргопольской росписи.

 

Реализация проекта рассчитана на 2 недели.

 

1. Подготовительно-проектировочный этап.

Цель: постановка проблемы и взаимодействие с родителями в целях реализации проекта

 

2. Практический этап.

Цель: работа с детьми и родителями посредством совместного творчества в группах.

 

3. Обобщающе-результативный этап.

Цель: защита и анализ работы групп по проекту.

 

План мероприятий

 

1 этап - Подготовительно-проектировочный этап

 

1. Постановка проблемы

2. Подбор методической литературы по теме

3. Подбор иллюстраций по теме каргопольская роспись.

4. Подбор консультации для родителей по теме.

 

2 этап - Практический этап

 

1. Проведение беседы с детьми и родителями по теме: «Каргопольская роспись».

 

2. Чтение художественной литературы по теме: «Каргопольская роспись».

3. Совместный просмотр иллюстраций по теме и дальнейшее обсуждение.

 

4. Создание шаблонов для совместного творчества по теме: «Каргопольская роспись».

 

6. Создание презентации по теме: «Каргопольская роспись».

 

7. Создание альбома с образцами элементов каргопольской росписи.

 

3 этап – Обобщающе-результативный этап

 

1. Отчет о проделанной работе групп на уроке изобразительного искусства.

 

Ход урока.

 

1. Организация класса.

Добрый день! У нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними – повернитесь и улыбнитесь. А теперь повернитесь и улыбнитесь друг другу.

 

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой зима в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

 

2. Введение в тему.

Посмотрите, что у меня в руках?

- Игрушки. (Отвечают дети)

- А Вы любите играть с игрушками?

- ДА!!! Конечно!!! (отвечают дети)

- А из каких материалов они могут быть?

- Из пластмассы, ткани, железные, дерева… (отвечают дети)

- Правильно, молодцы.  А в старину игрушки делали из дерева, соломы, кусочков ткани и конечно из глины.

                    

Есть игрушки расписные,

Складные да ладные.

Они повсюду славятся,

Да и вам понравятся.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Каргопольская игрушка

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью-Йорке

Наш Полкан красуется.

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

 

3. Тема урока.

Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Правильно. Сегодня мы побываем в гостях у мастеров каргопольской игрушки.

 

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим!   (Вадим Шафран)

 

Велика и хлебосольна наша Русь-матушка. Умеет работать на земле русский человек: трудится он во время страды от рассвета до заката.

Поздней осенью начались на Руси веселые праздники, вечеринки, ярмарки.

Недаром  в народе говорится: «Лето для старанья, а зима для гулянья».

Люди начинали заниматься домашними делами, все делали своими руками, да не кое-как, а так, чтобы душа пела да  глаз радовался.

 

4. Защита проекта.

На прошлом уроке изобразительного искусства класс разделился на 4 группы. Каждая группа получила задание. Сейчас мы послушаем отчёт каждой группы.

1 группа, какое задание вы получили?

 

Найти ответ на вопрос: где зародился промысел?

 

(Отчёт 1 группы)

На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.  Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.

 

2 группа, какое задание вы получили?

 

Найти ответ на вопрос:  из какого материала изготавливают каргопольскую игрушку? Каковы способы и этапы изготовления?

 

(Отчёт 2 группы)

Местные жители набирали  глину подальше от реки, в овраге, где она «пожирнее». Каждый мастер выбирал свой способ изготовления глины: кто-то сначала подсушивал кусочки глины, затем растолчет, замочит и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала заливает водой, перемешивает. Весь мусор осядет на дно, тогда жидкую массу сливают и дают отстояться. Затем пропускаю через сито, и дают подсохнуть. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук. При лепке мастер почти не пользовался  инструментом. Главное орудие труда – это руки. Фигурки лепили из целого куска,  налепных  деталей немного.  Глину  тщательно  мяли, перемешивали, чтобы превратить в глиняное тесто. Вот почему  игрушки получались  ровными.

 

3 группа, какое задание вы получили?

 

Выяснить особенности строения каргопольской игрушки.

 

(Отчёт 3 группы)

Это степенный бородатый крестьянин, который присел после работы отдохнуть или рыбак на лодке, охотник в лесу. Во всех фигурках мало деталей, мастер подчеркивает лишь самое главное. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

 

 - Каргопольская крестьянка, встречающая гостей с хлебом и солью или стирающая белье. Почти все изображались за работой. Но не забыты и праздничные темы – «кадриль», игра на гармошке или балалайке. Как правило игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом.

 

 - Есть и фантастические игрушки. Каргопольские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай.

 

4 группа, какое задание вы получили?

 

Выяснить  особенности рисунка и орнамента.

 

(Отчёт 4 группы)

На каргопольских игрушках цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие. Узоры на каргопольских игрушках состоят из полосок, колец, дуг, овалов, точек, ростков. Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков. Эти символы особенно любили северные мастера. На севере холодно, а люди всегда ждут прихода весны, Солнца, тепла. Они ждут, когда снова можно будет сеять и растить хлеб.

 

5. Самоанализ.

Как работала ваша группа? Как работали другие группы?

 

6. Обобщение по теме.

Просмотр фильма.

 

Каргопольские игрушки-

Кони, утушки, кукушки.

Вы красивы, вы баски-

Очень яркие мазки.

В вас и радуга, и солнце,

Яркий цветик на оконце,

В вас глазуревы глаза,

Темно-русая коса.

Пляшут бабы с мужиками,

И гармонь поет басами.

Тройка мчится, снег скрипит,

В небесах луна блестит. 

Учитель:

-Кто же лепил всю эту прелесть раньше?

Дети:

-Мужчины!

Учитель:

-А росписью кто занимался?

Дети:

-Их жёны и дети!

 

7. Практическая часть. (15 минут.)

Учитель:

-Что-то мастера не видать

Придется игрушки нам расписать.

Садитесь поудобнее,

Создайте красоту,

Возьмите в руки кисточки,

Игрушку распиши!

 

Каждая группа должна расписать свою игрушку так, чтобы все поняли, что это каргопольская игрушка. В помощь вам на столах имеются символы и примеры цветов, которые используются при росписи каргопольской игрушки. Этапы работы вы видите на экране телевизора.

 

(Объяснение)

 

8. Выставка и обсуждение рисунков.

9. Рефлексия.

 

(Кружки).

 

10. Итог урока.

 

11. Песня «У моей России длинные косички»


Средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской»

Средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской»

В гостях у мастеров каргопольской игрушки

В гостях у мастеров каргопольской игрушки

Формирование системы взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», как развивающейся творческой группе

Формирование системы взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», как развивающейся творческой группе

Совместный просмотр иллюстраций по теме и дальнейшее обсуждение

Совместный просмотр иллюстраций по теме и дальнейшее обсуждение

Наш Полкан красуется. Наша русская игрушка,

Наш Полкан красуется. Наша русская игрушка,

Отчёт 2 группы) Местные жители набирали глину подальше от реки, в овраге, где она «пожирнее»

Отчёт 2 группы) Местные жители набирали глину подальше от реки, в овраге, где она «пожирнее»

Солнца, тепла. Они ждут, когда снова можно будет сеять и растить хлеб

Солнца, тепла. Они ждут, когда снова можно будет сеять и растить хлеб

Выставка и обсуждение рисунков

Выставка и обсуждение рисунков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2020