муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской»
Урок изобразительного искусства,
«В гостях у мастеров
каргопольской игрушки»
Провела
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Басенкова Ирина Петровна
г. Ульяновск
В гостях у мастеров каргопольской игрушки.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством использования каргопольской росписи на уроках изобразительного искусства.
Тактические цели:
1. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи каргопольской росписи.
2. Сформировать творческий союз «педагог-ребенок-родитель».
3. Организовать насыщенное и творческое взаимодействие участников проекта.
Задачи:
- Организация предметной среды.
- Подбор методического материала для проекта.
- Организация материально-технического обеспечения.
- Формирование мотивации участников проекта.
- Формирование у обучающихся и родителей отношения к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса и навыков технического исполнения каргопольской росписи.
- Знакомство участников проекта с каргопольской росписью.
- Исполнение элементов каргопольской росписи на готовых шаблонах.
Ожидаемые результаты:
1. Созданная предметная среда с учетом темы проекта.
2. Методический материал, в свете современности нацеленный на развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка и родителя.
3. Готовность участников проекта к деятельности.
4. Формирование системы взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», как развивающейся творческой группе.
5. Сформированный навык технического исполнения каргопольской росписи.
6. Информационная грамотность участников проекта.
Продукт:
1. Сплоченность участников проекта общностью целей.
2. Педагог – профессионал, ребенок - творец, родитель – партнер.
3. Готовые работы проекта.
4. Альбом с элементами каргопольской росписи.
Реализация проекта рассчитана на 2 недели.
1. Подготовительно-проектировочный этап.
Цель: постановка проблемы и взаимодействие с родителями в целях реализации проекта
2. Практический этап.
Цель: работа с детьми и родителями посредством совместного творчества в группах.
3. Обобщающе-результативный этап.
Цель: защита и анализ работы групп по проекту.
План мероприятий
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап
1. Постановка проблемы
2. Подбор методической литературы по теме
3. Подбор иллюстраций по теме каргопольская роспись.
4. Подбор консультации для родителей по теме.
2 этап - Практический этап
1. Проведение беседы с детьми и родителями по теме: «Каргопольская роспись».
2. Чтение художественной литературы по теме: «Каргопольская роспись».
3. Совместный просмотр иллюстраций по теме и дальнейшее обсуждение.
4. Создание шаблонов для совместного творчества по теме: «Каргопольская роспись».
6. Создание презентации по теме: «Каргопольская роспись».
7. Создание альбома с образцами элементов каргопольской росписи.
3 этап – Обобщающе-результативный этап
1. Отчет о проделанной работе групп на уроке изобразительного искусства.
Ход урока.
1. Организация класса.
Добрый день! У нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними – повернитесь и улыбнитесь. А теперь повернитесь и улыбнитесь друг другу.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой зима в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
2. Введение в тему.
Посмотрите, что у меня в руках?
- Игрушки. (Отвечают дети)
- А Вы любите играть с игрушками?
- ДА!!! Конечно!!! (отвечают дети)
- А из каких материалов они могут быть?
- Из пластмассы, ткани, железные, дерева… (отвечают дети)
- Правильно, молодцы. А в старину игрушки делали из дерева, соломы, кусочков ткани и конечно из глины.
Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
3. Тема урока.
Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Правильно. Сегодня мы побываем в гостях у мастеров каргопольской игрушки.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим! (Вадим Шафран)
Велика и хлебосольна наша Русь-матушка. Умеет работать на земле русский человек: трудится он во время страды от рассвета до заката.
Поздней осенью начались на Руси веселые праздники, вечеринки, ярмарки.
Недаром в народе говорится: «Лето для старанья, а зима для гулянья».
Люди начинали заниматься домашними делами, все делали своими руками, да не кое-как, а так, чтобы душа пела да глаз радовался.
4. Защита проекта.
На прошлом уроке изобразительного искусства класс разделился на 4 группы. Каждая группа получила задание. Сейчас мы послушаем отчёт каждой группы.
1 группа, какое задание вы получили?
Найти ответ на вопрос: где зародился промысел?
(Отчёт 1 группы)
На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла. Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.
2 группа, какое задание вы получили?
Найти ответ на вопрос: из какого материала изготавливают каргопольскую игрушку? Каковы способы и этапы изготовления?
(Отчёт 2 группы)
Местные жители набирали глину подальше от реки, в овраге, где она «пожирнее». Каждый мастер выбирал свой способ изготовления глины: кто-то сначала подсушивал кусочки глины, затем растолчет, замочит и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала заливает водой, перемешивает. Весь мусор осядет на дно, тогда жидкую массу сливают и дают отстояться. Затем пропускаю через сито, и дают подсохнуть. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук. При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда – это руки. Фигурки лепили из целого куска, налепных деталей немного. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить в глиняное тесто. Вот почему игрушки получались ровными.
3 группа, какое задание вы получили?
Выяснить особенности строения каргопольской игрушки.
(Отчёт 3 группы)
Это степенный бородатый крестьянин, который присел после работы отдохнуть или рыбак на лодке, охотник в лесу. Во всех фигурках мало деталей, мастер подчеркивает лишь самое главное. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.
- Каргопольская крестьянка, встречающая гостей с хлебом и солью или стирающая белье. Почти все изображались за работой. Но не забыты и праздничные темы – «кадриль», игра на гармошке или балалайке. Как правило игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом.
- Есть и фантастические игрушки. Каргопольские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай.
4 группа, какое задание вы получили?
Выяснить особенности рисунка и орнамента.
(Отчёт 4 группы)
На каргопольских игрушках цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие. Узоры на каргопольских игрушках состоят из полосок, колец, дуг, овалов, точек, ростков. Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков. Эти символы особенно любили северные мастера. На севере холодно, а люди всегда ждут прихода весны, Солнца, тепла. Они ждут, когда снова можно будет сеять и растить хлеб.
5. Самоанализ.
Как работала ваша группа? Как работали другие группы?
6. Обобщение по теме.
Просмотр фильма.
Каргопольские игрушки-
Кони, утушки, кукушки.
Вы красивы, вы баски-
Очень яркие мазки.
В вас и радуга, и солнце,
Яркий цветик на оконце,
В вас глазуревы глаза,
Темно-русая коса.
Пляшут бабы с мужиками,
И гармонь поет басами.
Тройка мчится, снег скрипит,
В небесах луна блестит.
Учитель:
-Кто же лепил всю эту прелесть раньше?
Дети:
-Мужчины!
Учитель:
-А росписью кто занимался?
Дети:
-Их жёны и дети!
7. Практическая часть. (15 минут.)
Учитель:
-Что-то мастера не видать
Придется игрушки нам расписать.
Садитесь поудобнее,
Создайте красоту,
Возьмите в руки кисточки,
Игрушку распиши!
Каждая группа должна расписать свою игрушку так, чтобы все поняли, что это каргопольская игрушка. В помощь вам на столах имеются символы и примеры цветов, которые используются при росписи каргопольской игрушки. Этапы работы вы видите на экране телевизора.
(Объяснение)
8. Выставка и обсуждение рисунков.
9. Рефлексия.
(Кружки).
10. Итог урока.
11. Песня «У моей России длинные косички»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.