Урок "Кислоты" химия 8 класс ГабриелянО.С.
Оценка 4.8

Урок "Кислоты" химия 8 класс ГабриелянО.С.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
07.05.2020
Урок "Кислоты" химия 8 класс ГабриелянО.С.
Данный урок продолжает знакомить учащихся с классами неорганических веществ, является важным этапом изучения химических соединений, их классификации и химических свойств.
Урок Кислоты.docx

Тема урока  «Кислоты»

Описание материала: Этот урок является первым вводным уроком в теме.

Цель урока: Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.

Задачи:

1. Образовательные:

Изучить строение, свойства, классификацию, нахождение в природе, области применения кислот.

2. Воспитательные:

воспитать активную жизненную позицию;

продолжать формировать научно-материалистическое мировоззрение: познаваемость окружающего мира, необходимость соблюдения правил техники безопасности при работе с кислотами, культуру выполнения химического эксперимента.

3. Развивающие:

Стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;

Обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;

Использовать возможности ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении домашних заданий и представлении результатов.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Планируемый результат:

Знать определение, состав кислот и их классификацию;

Знать правила техники безопасности при работе с кислотами;

Знать важнейшие неорганические кислоты;

Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот;

Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;

Уметь использовать возможности ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и представления результатов.

Основные понятия:

Кислоты ;

Кислотный остаток;

Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура неорганических кислот;

Индикаторы.

Межпредметные связи: Биология, математика.

Ресурсы:

Основные:

Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян.-М.:Дрофа, 2011.

Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8-9 кл.:учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева.-2-е изд., стереотип. -М.:Дрофа, 2002.-288 с.

Дополнительные: Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/

Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/

Учительский портал http://www.uchportal.ru/

Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/

Сеть творческих учителей/химоза http://www.it-n.ru/

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, подготовка докладов), парная (проведение эксперимента, взаимопроверка, взаимопомощь).

Виды учебной деятельности обучающихся:

Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов;

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка;

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Приемы и средства обучения: Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, компьютер, мультимедийный проектор, слайды, выполненные в программе Microsoft Power Point, электронное мультимедийное приложениек учебнику изд. «Дрофа».

Оборудование и реактивы:

На столах учащихся:

периодическая таблица, таблица растворимости, штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, в чашечках Петри дольки лимона, яблока, мандарина; индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж, универсальный; стеклянные палочки, карточки для самостоятельной работы.

На столе учителя: Канапе из фруктов и овощей, раствор серной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками, компьютер.

В классе:

таблица растворимости, периодическая таблица Менделеева

Ход урока

“Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле”. (Аристотель)

I. Организационный момент.

Приветствие.

Фиксация отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания.

 

II. Мотивация.

Начинается наш урок, эпиграф к которому звучит так: “Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле”. (Аристотель).

III. Актуализация знаний.

Слайд№ 1

Сегодня на занятии мы продолжим изучать многообразие мира неорганических веществ. Но для начала давайте вспомним:

Какие классы неорганических веществ вы изучили? (оксиды, гидриды, основания)

Слайд№ 2

Из перечисленных классов уделим внимание оксидам: Какие вещества (соединения) называются оксидами? (Оксиды - сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.)

Учитель: Скажите, а какие вещества называются основаниями?( Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксидионов)

От чего зависит количество гидроксильных групп в основании? ( Количество гидроксильных групп зависит от валентности (С.О.) металла, входящего в состав основания)

Слайд№ 3

Поработаем с карточками: из предложенного списка веществ

выпишите оксиды и щёлочи.

А теперь проведем взаимопроверку: отметьте количество правильных и неправильных ответов.

Слайд№ 4(правильные ответы)

Оксиды: CaO, CI2O7,  CO2 , AL2O3, K2O, N2O5, SO3.

Щёлочи: , NaOHLiOH, КОН

Учитель: Прекрасно! Сегодня мы продолжим изучение веществ. А вот каких именно?

IV. Вводная информация учителя и формулировка цели урока.

Как говорится в пословице: «Как потопаешь, так и полопаешь!» За окном холодно, и я решила угостить вас витаминами! Вы любите фрукты?

Ребята, а можно пробовать на вкус вещества в лаборатории? (Правила по технике безопасности).  Ученик: НЕЛЬЗЯ!!!!

Учитель: Эти угощения вы заберете с собой после урока

- А как вы думаете, что объединяет содержимое корзины?

Учитель:

Угощенья не спроста,

На вкус всё кислое слегка-

Лимончик, киви, апельсин

И яблочко и мандарин!

Знаешь ты, и знаю я,

Знают даже бегемоты-

Содержат вкусности- КИСЛОТЫ (учащиеся хором отвечают)

Слайд№ 5

Учитель: И так, тема нашего урока: «Кислоты» (Учитель предлагает ученикам самостоятельно сформулировать тему урока и записать тему в тетрадь).

- Что вы знаете о кислотах?........

- А еще что хотели бы узнать?..........

Слайд№ 6

Учитель: И так, задачи нашего урока:

- изучить строение и свойства кислот;

- познакомиться с классификацией кислот;

- узнать формулы некоторых неорганических кислот;

- познакомиться с правилами техники безопасности при работе с кислотами;

- научиться распознавать кислоты среди других соединений;

- научиться определять заряды ионов кислотных остатков.

Учитель: у вас на столах лежат карточки «Знаем, Хотим узнать, Узнали» и я предлагаю заполнить первые две колонки, исходя из задач нашего урока.

V. Первичное усвоение новых знаний

Учитель: Наверняка, когда мы произносим слово кислота, то сразу представляем некое опасное вещество, к которому возникает негативное чувство. Многие думают, что кислоты скорее наши враги, чем друзья и считают, что кислоты получают только синтетическим путём. На самом деле это не так. И именно органические кислоты позволяют нам убедиться в обратном. Некоторые продукты, которые мы употребляем в пищу содержат органические кислоты. Как вы думаете, какие продукты содержат кислоты?

Слайд№ 7

В щавеле содержится щавелевая кислота , в яблоках - яблочная кислота ,

в лимоне - лимонная кислота.

Слайд№ 8

При физических нагрузках в организме человека вырабатывается молочная кислота, соляная кислота входит в состав желудочного сока и создает барьер для микробов, а также создает благоприятную среду для работы пищеварительного фермента. Кислоты нашли  широкое применение в медицине, народном хозяйстве, кулинарии.

Слайд№ 9

Но не всегда они приносят пользу. Кислотные дожди – одна из экологических проблем нашей планеты.

Сегодня на уроке мы уделим внимание неорганическим кислотам.

Состав кислот. Слайд№10

Учитель: Посмотрите на экран, здесь даны формулы кислот. Что между ними общего?

Ученики: В формулах всех веществ есть атомы водорода.

Первый элемент слева в формуле – водород (Н), справа- кислотный остаток.

Учитель: Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота.

Ученики: Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Прочитайте определение на экране, в учебнике на странице 120.

Распознавание кислот

Учитель: Как распознать кислоты? Просмотр эксперимента (ЭОР №1 )

 «Изменение окраски индикаторов в кислотах». Учащиеся заполняют таблицу.

Учитель: у вас на столах лежат незаконченные таблички «Окраски индикаторов в определенной среде». Предлагаю заполнить пустые графы.

Эксперимент

Учитель: А теперь проведем эксперимент: образуем группы, объединяясь по 2 парты. Перед вами лимон, апельсин, яблоко и лакмус. Капнем по 1 капле индикатора на предложенные вещества. Что произошло?

Слайд№ 11

Учащиеся делают вывод: Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.

Слайд№ 12

Прочитайте названия и формулы кислот на экране (дети читают вслух, учитель раздаёт детям готовые мини-таблички с основными неорганическими кислотами и их названиями . Таблички можно вклеить)

Классификация кислот

Слайд№ 13

Учитель: Обратите внимание на формулы кислот. Рассмотрите их и ответьте на вопрос: как можно разделить кислоты по составу? Что является на ваш взгляд основой? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте .

Ответ учащихся : Основой является водород:

по числу атомов водорода кислоты можно разделить на

1.одноосновные (HCl, HNO3)

2. двухосновные (H2S, H2SO4, H2CO3)

3.трехосновные(H3PO4)

Учитель: запишем в тетрадь в виде схемы:

Кислоты

одноосновные двухосновные трехосновные

(HCl, HNO3) (H2S, H2SO4, H2CO3) (H3PO4)

Слайд№ 14

Учитель:

Какой второй признак классификации кислот вы бы выделили?

Учащиеся: по наличию атомов кислорода. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит

Учитель: продолжаем нашу схему

Бескислородные (HCI,HF) кислородсодержащие (H2SO4, H2CO3)

Слайд№ 15

Учитель: третий признак:

по растворимости (по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые)

нерастворимая кислота - кремниевая H2SiO3

Учитель: Ребята, а как вы думаете, кислоты – опасные вещества?

Слайд№ 16

Сегодня мы познакомимся с некоторыми кислотами. И так, серная кислота.

ЭОР №2,3

Учитель: Правила техники безопасности при смешивании серной кислоты с водой.

Учащиеся: нужно приливать кислоту к воде, потому что при смешивании происходит резкое повышение температуры и кислоту может выбросить из пробирки.

Сначала вода,

затем кислота

иначе случится беда!

Учитель: А что же делать, если кислота все же попала на кожу?

(Актуализация знаний)

Учащиеся вспоминают как нужно вести себя, если щелочь попала на кожу. ЭОР№4

Учащиеся делают выводы о правилах обращения с кислотами и мерами безопасности.

Учитель: Есть особые кислоты….. одна из таких Н2СО3

ЭОР №5

Просмотр видеофрагмента:

Учащиеся делают вывод о том, что в свободном состоянии угольная кислота не существует, с помощью учителя записывают уравнения:

H2CO3=CO2↑ + H2O

H2SO3= SO2↑ +H2O

Слайд№ 17

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Продолжаем наш урок, чтобы он пошёл вам впрок  - мы немного отдохнем:

Очень химию мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера.

Если правда -  топай смело!

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот!

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот.

Воздух обладает массой.

Мы потопаем по классу!

К учителю повернемся

И дружно улыбнемся!

Определение степени окисления элементов, входящих в состав кислот и зарядов ионов

Учитель: немного отдохнули, а сейчас давайте вспомним, что такое «Степень окисления»?

 

Слайд№18

 

Слайд№19

По формулам кислот можно определять степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты.

Рассмотрим бинарные кислоты

+1 -1 +1 -2

HCl и H2S

Рассчитаем степени окисления элементов в фосфорной кислоте.

+1 x -2

H3РO4

Составим уравнение:

(+1)∙3+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления фосфора; х=5

 

Работа на доске:

Составим оксиды соответствующих кислот:

+1 +5 -2 +5 -2 +1 +6 -2 +6 -2

HNO3 - N2O5 H2SO4 – SO3

 

Когда мы давали определение кислотам, то говорили, что они состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Так вот, кислотный остаток имеет свой заряд, который определяется по основности кислоты.

Например,

1+ 1- 1 + 2-

HNO3  H 2SO4

Все заряды кислотных остатков указаны в таблице растворимости.

VI. Первичная проверка понимания (работа на доске):

Слайд№20

Поработаем в парах:

Дайте характеристику  кислотам  по алгоритму:

1.     Название кислоты

2.     Наличие кислорода

3.     Основность

4.     Растворимость

5.     Степень окисления элементов, образующих кислоту

6.     Заряд иона, образуемого кислотным остатком

7.     Соответствующий оксид

Учащиеся выбирают для характеристики любую кислоту

VII. Первичное закрепление

Слайд№21

Учитель: На экране вы видите формулы кислотных оксидов. Составьте формулы соответствующих им кислот и запишите в тетрадь.

Учащиеся составляют формулы кислот в тетради

(Слайд №22) - Самопроверка, выставление отметки.

Если осталось время, упр. 3 стр.126

VIII. Домашнее задание:

Слайд№23

1.     Выучить формулы и названия кислот

2.     § 21;

3.     Дать характеристику кремниевой кислоте по алгоритму ;

4.     стр.126 упр. 4 (а).

IX.Рефлексия.

Слайд№24

А теперь вернемся к нашим табличкам и заполним последнюю колонку.

Оцените свою работу на уроке…..

Выставление оценок за урок, аргументация учителя.


 

Тема урока «Кислоты» Описание материала:

Тема урока «Кислоты» Описание материала:

Знать важнейшие неорганические кислоты;

Знать важнейшие неорганические кислоты;

Сеть творческих учителей/химоза http://www

Сеть творческих учителей/химоза http://www

На столе учителя: Канапе из фруктов и овощей, раствор серной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками, компьютер

На столе учителя: Канапе из фруктов и овощей, раствор серной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками, компьютер

Учитель: Скажите, а какие вещества называются основаниями?(

Учитель: Скажите, а какие вещества называются основаниями?(

Слайд№ 5 Учитель: И так, тема нашего урока: «Кислоты» (

Слайд№ 5 Учитель: И так, тема нашего урока: «Кислоты» (

Кислоты нашли широкое применение в медицине, народном хозяйстве, кулинарии

Кислоты нашли широкое применение в медицине, народном хозяйстве, кулинарии

Слайд№ 12 Прочитайте названия и формулы кислот на экране (дети читают вслух, учитель раздаёт детям готовые мини-таблички с основными неорганическими кислотами и их названиями

Слайд№ 12 Прочитайте названия и формулы кислот на экране (дети читают вслух, учитель раздаёт детям готовые мини-таблички с основными неорганическими кислотами и их названиями

H 2 SiO 3 Учитель: Ребята, а как вы думаете, кислоты – опасные вещества?

H 2 SiO 3 Учитель: Ребята, а как вы думаете, кислоты – опасные вещества?

Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера

Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера

Работа на доске: Составим оксиды соответствующих кислот: +1 +5 -2 +5 -2 +1 +6 -2 +6 -2

Работа на доске: Составим оксиды соответствующих кислот: +1 +5 -2 +5 -2 +1 +6 -2 +6 -2

Слайд №22) - Самопроверка, выставление отметки

Слайд №22) - Самопроверка, выставление отметки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020