Урок 12. Геометрический квадрат
Основные идеи урока Научить работать с пособием «Геометрический квадрат»: правильно называть его части, сравнивать фигуры-детали квадрата по форме, размеру, составлять новые фигуры по собственному замыслу. Учить упорядочивать действия при конструировании рисунка из частей «Геометрического квадрата»: составлять план работы, выбирать детали, комментировать ход выполнения работы. Продолжать учить формулировать правила действий с использованием заданных слов: «цепочка», «следующий», «больше» и проверять выполнение правила.
Методический комментарий к уроку На этом уроке первоклассники учатся применять знания о составе целого (сколько и каких деталей надо) для выкладывания предложенного образца или составления рисунка по замыслу, комментировать ход своей работы, называть используемые фигуры, их количество. Все эти операции способствуют правильному пониманию, использованию свойств геометрических фигур для решения учебных задач (на уроках математики, тех
44
нологии, окружающего мира). Этот опыт пригодится детям и в повседневной жизни, поскольку они часто сталкиваются с необходимостью найти все части целого (объекта, множества); рассчитать размеры или площадь, прикинуть «хватит — не хватит», «поместится — не поместится» и т. п. Многие ваши ученики умеют складывать фигуры из деталей конструкторов, из квадратов, знакомы с танграмом, пособием «Уголки»1 и т. п. Познакомьте первоклассников с геометрическим квадратом, научите правильно называть фигуры, из которых он состоит (большие квадраты, маленькие квадраты, треугольники, прямоугольники). Заполните вместе с учениками геометрический квадрат прямо на странице тетради, комментируя каждый шаг. Обсудите общее и различное большого
и маленького «Геометрических квадратов». Поиграйте в игру «Слушай и складывай». Для игры потребуется «Геометрический квадрат», его изображение в тетради. Один ученик — ведущий. Сначала ведущим можете выступить вы сами. Перед началом игры ведущий встаёт спиной к классу и поворачивает тетрадь с изображением «Геометрического квадрата» так, чтобы удобно было описывать местоположение частей (например, так, чтобы 4 квадрата находились слева внизу). У всех детей на партах лежат детали квадрата, рабочая тетрадь закрыта. Правила игры: 1) ведущий называет фигуру, которую нужно взять, и говорит, куда её положить; 2) если у ведущего возникают затруднения в описании положения фигуры, ему помогает учитель. Выигрывают те, кто смогут правильно сложить квадрат по описанию положения его частей. Фрагмент игры.
1 Разрезной материал к учебнику «Математика. 1 класс». Авторы: В. Н. Рудницкая и др. (М.: Вентана-Граф, 2017).
45
Возьмите маленький квадрат, положите его перед собой. Возьмите второй маленький квадрат, положите его в ряд с первым квадратом, справа от него, придвиньте этот квадрат стороной к первому квадрату. Возьмите прямоугольник, положите его под квадратами, разверните и придвиньте большую сторону к квадратам…
Игру целесообразно повторить и на следующем уроке. Основная задача выполнения следующих двух заданий — учить комментировать ход выкладывания картинки-образца («Расскажи, как сложить, сложи»). Работа первоклассников может быть организована разными способами. 1. Учитель показывает, как нужно выполнить задание, ученики дублируют каждый шаг. 2. Один ученик рассказывает, как сложить, а все складывают. 3. Каждый ученик выбирает понравившуюся фигуру и выкладывает её в тетради. После того как одна-две картинки составлены, обсудите и составьте с учениками план выполнения задания. Например, план может быть таким. План: 1) выбираю картинку; 2) называю и беру из разрезного материала все нужные фигуры; 3) выкладываю картинку с помощью только этих фигур, комментирую; 4) сравниваю получившуюся картинку и образец; 5) исправляю ошибки, если они есть. Организуя работу в парах, обсудите правила совместной деятельности, ответьте вместе с учениками на вопросы: «Зачем работать вместе?», «Как распределять поручения?», «Что значит “слушать мнение другого человека”?», «Кто рассказывает о результатах работы в паре?», «Почему важно проверять, на тот ли вопрос получен ответ?», «Кто исправляет ошибки при работе в паре?» Важно, чтобы ученики учились понимать, что, выполняя задание в паре, они всё делают вместе, каждый несёт ответственность за себя и за одноклассника. В случае возникновения ошибки мало её найти, нужно суметь объяснить и помочь исправить, поскольку ошибка — тоже общая. Работа над ошибками начинается с взаимной проверки. Если один ученик не может найти ошибку у другого, помогите этой паре, объясните суть ошибки, покажите, как исправить. Пятое задание можно обсудить всем классом, а можно предложить для индивидуальной работы. В первом случае проговорите с учениками правило составления последовательности фигур. Первоклассники предложат разные правила, удобнее всего использовать следующее: надо нарисовать предыдущую фигуру и справа нарисовать новый столбец. Для пятой фигуры он будет таким (снизу вверх): жёлтый, синий, красный, жёлтый, синий, красный. Во втором случае взаимосвязь каждой следующей фигуры и предыдущей ученик устанавливает самостоятельно, проговаривает правило и применяет его при изображении следующей по счёту фигур
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.