Конспект урока по литературному чтению
Класс: 4.
Дата:26.10.2021
Тема: Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».
Цели: обобщить полученные знания по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности, гордости и восхищения отечественной литературой.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Планируемые результаты:
предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
Формируемые УУД:
регулятивные: формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы;
познавательные: анализ прочитанного текста, выделение основной мысли;
коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;
личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги.
Оборудование: карточки, иллюстрации, белые листы А4.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
II. Актуализация знаний
- Какое произведение мы закончили изучать на прошлом уроке? Кто его автор?
- Какое было домашнее задание? (Подготовить пересказ.)
(Пересказывают текст по плану.)
III. Целеполагание
-У нас сегодня обобщающий урок по разделу: «Чудесный мир классики». И нам с вами предстоит создать проекты по изученному разделу. Но перед тем, как начать нашу работу и отправиться в увлекательный мир классики, я хочу поставить перед вами вопрос, на который вы ответите в конце урока. Действительно ли мир классики чудесный? Почему?
IV. Работа по теме урока
- Ребята, кто из вас ответит, что такое «Классика»? Более точное определение этому слову мы найдем в словаре.
- В большом Энциклопедическом словаре слово обозначает образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
Действительно все прочитанные произведения являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися.
- Кто же эти авторы? ( дети называют ФИО и распределяют на ватмане фото)
Работа над проектом.
- Каждый автор имеет свою биографию. А что такое «биография»? Дайте определение этому слову. Сейчас вашему вниманию будут представлены отрывки текста, а вы определите, о ком идет речь.
*Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже «на руках няни». «Конёк – горбунок» был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. ( П. П. ЕРШОВ)
*Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил, когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. (А. С. ПУШКИН)
*Семья писателя была талантливой русской семьёй. Павел Егорович, отец, играл на скрипке, пел, рисовал. Два брата – Александр и Михаил – стали впоследствии писателями; брат Николай был превосходным художником, Иван – выдающимся педагогом; сестра Мария Павловна, самый близкий его друг, – художница. (А. П. ЧЕХОВ)
*Когда собирались соседи, устраивались танцы, и раза два в год был домашний спектакль; бабушка была ласкова и добра и любила, чтобы дети играли и веселились, и нам было у неё очень весело.
Так прожили мы два года. В1827 году она поехала с Мишелем в Москву, для его воспитания. (М. Ю. ЛЕРМОНТОВ)
*Мне и не было 2 лет, когда умерла моя мама, а затем и отец. Меня воспитывали мои тети. Я учился на филологическом факультете, а потом пошел в юридический, но так и не получил диплома» (Л. Н. ТОЛСТОЙ).
Игра «Составь слово»
-А сейчас я хочу предложить вам сыграть в одну игру, называется она «Составь слово». (В конвертах буквы, из которых надо составить слово.)
Басня.
- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, басня?
( БАСНЯ – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ).
Рассказ.
- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, рассказ?
(РАССКАЗ – малая форма эпической прозы, Значит, рассказ – это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события.)
Сказка.
- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, сказка?
СКАЗКА – один из видов фольклорной прозы. (Три повтора, волшебные предметы, рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном заканчивается хорошо В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.)
- Как одним словом назвать Басню, рассказ, сказку? Ж А Н Р Ы
А вот теперь прослушайте произведение и определите жанр. (Читаю отрывки из произведений.)
- Как вы думаете, как Л. Н. Толстой назвал своё произведение
Сказка, рассказ, или басня??
Почему? (Очень короткий, поучительный)
- Можно ли из услышанного за 1 минуту чему- нибудь научиться?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа в группах
Следующая работа предполагает сотрудничество, значит нам нужно
- На столе у вас лежат карточки, а на них записаны произведения, которые изучали в этом разделе и их авторы. Вам нужно с левой стороны выложить произведения, с правой авторов, а затем проверим.
1. «И молния грозно тебя обвивала…» (А.С.Пушкин «Туча»)
2. «Вскормлен грудью облаков…» (М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»)
3. «Глядишь в забытые ворота…» (А.С.Пушкин «Няне»)
4. «И редкий солнца луч, и первые морозы…» (А.С.Пушкин «Унылая пора»)
Чтение стихотворений
- Теперь от каждой группы приглашаю по одному ученику. Вам нужно будет выразительно прочитать любое стихотворение, которое вам понравилось.
Работа в парах
Игра: «Узнай произведение по слову».
- У меня в коробочке – карточки. На них записаны слова. Ребёнок, прочитав слово, должен назвать произведение и его автора. А класс ответить ещё и на вопросы.
* ЗЕРКАЛЬЦЕ
- Найдите в тексте с. 72 как А.С.Пушкин описывает зеркальце.
* КАМЕНЬ с.119.
- Найдите в тексте и прочитайте, что решил сделать мужик, чтобы убрать камень?
* ДАРЬЯЛ с.96
- Найдите и прочитайте четыре строки, в которых автор описывает, ТЕРЕК.
* ПЕРО с.42
- Найдите отрывок, в котором рассказывается как в дозор собирался Иван.
* СААЗ – Что такое СААЗ? /турецкая балалайка./
* МОЛНИЯ (А. С. Пушкин)
- Что значит выражение «Алчную землю поила дождём?»
* АМЕРИКА
- Зачем мальчики решить уехать в Америку?
Работа с иллюстрациями
-И для того, чтобы наш проект приобрел эстетический вид, нам надо распределить иллюстрации.
– К какому произведению эта иллюстрация? Кто автор? Кто изображен на этой иллюстрации?
VII. Подведение итогов урока
- В конце урока мне очень бы хотелось, чтобы вы доказали, что вы все прекрасно усвоили Мир чудесной классики и распределили ФИО авторов на созданный вами проект.
1. Ершов…Петр Николаевич, 1815 – 1869
2. Пушкин… Александр Сергеевич, 1799 – 1837
3. Лермонтов… Михаил Юрьевич, 1814 – 1841
4. Толстой… Лев Николаевич, 1828 – 1910
5. Чехов… Антон Павлович, 1860 – 1904
- И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока. Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений).
VIII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
Повторить темы раздела, авторов. Подготовится к проверочной работе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.