Урок литературного чения. 2 класс. Тема: Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чения. 2 класс. Тема: Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» Для дистанционного обучения.
Иконка файла материала Урок литературного чения. 2 класс. Тема Сказка Ш. Перро _Кот в сапогах_.doc

Урок литературного чтения, 2 класс. «Школа России», с.182-193



Тема: Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

Мы узнаем о творчестве Ш. Перро, особенностях волшебной сказки, о том, какие сказки считают литературными; вспомним ход сказки «Кот в сапогах».

Научимся понимать значение незнакомых слов, определять героев произведения, характеризовать их поступки; устанавливать последовательность действий в сказке и пересказывать по плану.

 

Прочитайте учебник на с.182-193

 

Посмотрите РЭШ Урок 64. Ш. Перро «Кот в сапогах»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5067/conspect/223012/

 

Можете посмотреть Видео-урок. Пройдите по ссылке:

https://youtu.be/3K1kEh-DGH4

 

Послушайте профессиональное чтение Аудио-сказки, по ссылке:

https://youtu.be/ZQzU181gFiA

Сравните с печатным текстом.

 

Речевая разминка.

- Урок литературного чтения начинаем с речевой зарядки:

 

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

 

1. Прочитайте скороговорку вполголоса

2. Прочитайте скороговорку как роботы по слогам

3. Прочитайте как черепашки медленно

4. Прочитаем быстро как зайчики

5. Прочитайте весело

 

- Ребята, как вы думаете, глядя на нашу скороговорку, кто будет героем нашего сегодняшнего урока? (Кот из сказки Ш.Перро)

 

Сегодня у нас необычный урок-путешествие в волшебный мир сказок Ш.Перро.

-300 лет назад в 1628 г. во Франции в семье королевского чиновника и поэта родился Шарль Перро. У Шарля Перро было четверо братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаково. Старшего брата звали Жан Перро – он стал адвокатом. Клод выучился на врача, но все свои досуги посвящал архитектуре. Никола Перро стал ученым богословом и математиком. А младший Шарль Перро посвятил себя делам государственным. Генеральный секретарь в интендантстве королевских построек, член Французской Академии, физик, анатом, языковед. Но государственные заслуги Шарля скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. Он с детства любил литературу и в ранние годы стал писать стихи. Учился в колледже, занимался самообразованием. Он написал три сборника сказок. Ш. Перро не все свои сказки выдумал, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни. Сказочник рассказывает увлекательно. Все время хочется узнать – что же будет дальше? И так каждая сказка, ни одна из них не оставляет читателя равнодушным. Ее персонажи стали друзьями всех детей.

И сегодня мы познакомимся со сказкой «Кот в сапогах»

 

Изучение нового материала

Работа над заглавием.

- Откройте страницу 182 в учебнике и прочитайте название произведения, которое мы сегодня начнем изучать. (Кот в сапогах)

- Что можете сказать о произведении по его названию, по иллюстрации, на странице 183: о чём оно? (выскажите предположение.)

-Как мы сможем проверить правильность наших предположений? (Прочитаем произведение)

 

Словарная работа

 

-Сказка была написана очень давно, поэтому в этой сказке много устаревших слов.

Мельник – владелец мельницы или работник на мельнице.

Мельница – здание с приспособлением для размола зерна.

Жнецы, жнец – тот, кто жнет, срезает под корень стебли зерновых.

Нотариус – человек, оформляющий различные документы.

Наследство – имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу.
Отруби – продукт, остающийся при помоле, представляющий собой твёрдую оболочку зерна.
Заячья капуста – дикая трава, растущая в лесах и на лугах.
Маркиз – дворянский титул.
Покои
 – внутренние помещения, комнаты.
Почтительный – относящийся к кому-нибудь с уважением.
Черепица – покрытие крыши в виде пластинок из обожженной глины.
Проворно – быстро, торопливо.
Великолепный – роскошный, красивый.

 

ü Узнаем, какие волшебные события происходили в сказке?

 

-Читать сказку мы будем с остановками.

Часть первая (до слов «Кто услышал эти сова…».)

Часть вторая. (до слов «Едва только кот…»)

Часть третья (до слов «Несколько дней спустя…»)

 

Физкультурная пауза

Кот Антипка жил у нас (встали),

Он вставал с лежанки в час (потянулись).

В два на кухне крал сосиски (наклоны в стороны),

В три сметану ел из миски (наклоны вперёд),

Он в четыре умывался (умываться),

В пять по коврику катался (повороты в стороны),

В шесть тащил сельдей из кадки (руками к себе),

В семь играл с мышами в прятки (присесть),

В восемь хитро щурил глазки (прищурить глаза),

В девять ел и слушал сказки (хлопать),

В десять шёл к лежанке спать (шагать),

Потому что в час вставать (продолжаем шагать).

 

Для глаз (с ручкой)

Возьмите ручку в правую руку – вытяните, посмотрите на конец ручки. Ручку вправо, глаза вправо. Ручку влево, глаза влево. Ручку вправо, глаза влево. Ручку влево, глаза вправо. Опустите ручку. Посмотрите на дверь, посмотрите в окно, на потолок.

 

Четвертая часть (до слов «Несколько дней спустя…»)

Часть пятая (до слов «В то время…»).

 

- А теперь обратимся к самой сказке. Ответьте на некоторые вопросы, подтверждая свои ответы цитатами из текста.

 

ü Назовите главных героев сказки?

ü Какое наследство оставил сыновьям отец?

ü Почему именно младшему брату достался кот?

ü Почему он горевал по поводу своего наследства?

ü Как отреагировал кот на то, что из его шкуры сошьют рукавицы?

ü Почему кот решил помочь хозяину?

ü Почему хозяин поверил коту?

ü Куда отправился кот с добычей?

ü Какое новое имя кот дал своему хозяину?

ü Какую хитрость придумал кот, чтобы представить своего хозяина королю?

ü Почему король помог Маркизу?

ü О какой волшебной силе Людоеда разузнал кот?

ü Как кот расправился с людоедом?

ü Какое предложение сделал король Маркизу?

ü Почему кот перестал охотиться на мышей?

 

Подумайте:

ü Если её написал автор, то какая это сказка?

ü Без чего не может существовать волшебная сказка?

ü Что, по-вашему, в ней реально, а что вымышлено?

ü Давайте проследим, какие волшебные предметы есть в сказке «Кот в сапогах».

ü Сколько раз Людоед превращался в животных, и в каких?

ü Назовите героев этой сказки: злых и добрых.

ü Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником героя?

ü Достоин ли герой иметь такого помощника? За что?

ü Что во французской авторской сказке напоминает русские народные сказки?

ü Чему она нас учит? (Любить животных, никогда не отчаиваться, дружбе и взаимовыручке)

ü В каких русских народных сказках действие развивается по тем же законам?

 

Выберите пословицу, которая подходит к сказке, объясните её значение:

*    Глупо просто горевать - надо выхода искать.

*    Когда я ем я глух и нем.

*    Ученье - свет, а не ученье - тьма.

 

Интересно узнать, как вы запомнили сказку?

Я предлагаю решить кроссворд.

 

 

Интересно? Ответьте на вопросы теста.

 

1Что досталось младшему брату?

А) мельница;

Б) осёл;

В) кот.

 

2.Что с ним герой хотел сначала сделать?

А) съесть;

Б) выбросить;

В) продать.

 

3.Что герой хотел сделать из шкурки кота?

А) шапку;

Б) муфту;

В) обувь.

 

4.Кем ловко прикидывался кот, когда охотился?

А) мёртвым

Б) больным;

В) спящим.

 

5.Кого много водилось в заповедном лесу?

А) зайцев;

Б) кроликов;

В) белок.

 

6. Как кот назвал своего хозяина?

А) маркиз де Карабос;

Б) маркиз ден Карабасю;

В) маркиз де Карабас.

 

7. Сколько куропаток попалось в ловушку?

А) две;

Б) три;

В) четыре.

 

8. По каким местам король хотел совершить прогулку?

А) по полям и лугам;

Б) по королевству;

В) по берегу реки.

 

9. В кого людоед сначала превратился?

А) в льва;

Б) в слона;

В) в мышь.

 

10. Куда кот от страха взобрался?

А) на люстру;

Б) на водосточную трубу;

В) на крышу.

 

 

-А вы знаете, какие ещё сказки принадлежат французскому сказочнику Ш. Перро?

 

Отгадайте загадки:

Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка в лес с пирожками пошла,
Что же случилось и кто же она?
(Красная шапочка)

 

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.

 (Золушка)

 

Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нём читал?
 (Мальчик-с-пальчик.)

 

Это сказка не нова,
В ней принцесса все спала,
Феи злобной то вина,
И укол веретена

(Спящая красавица)

 

Достался я младшему из братьев.
В отличье от своих собратьев.
Ношу я сапоги на лапах
И с перьями большую шляпу.
Я великана одолел
Его я в прямом смысле съел
(Кот в сапогах)

 

Образное рисование характеристики героя

-Каждый из вас по-разному воспринял образ Кота в сапогах. Вычеркните прилагательные, которые не являются чертами его характера.

Смышлёный, грустный, ловкий, хитрый, жадный, умный, находчивый, решительный, злой, любящий своего хозяина, скучный.

 

Коты – животные, ценящие и помнящие добро. Кот в сапогах - именно такой сказочный герой. Он умный, отзывчивый, умеет в трудную минуту проявить смекалку,

готов ради своего хозяина, ради дружбы с человеком совершать безумные поступки, помогать тому, кто оказывается в беде. А наличие сапог и шляпы у Кота подчёркивает ещё раз его благородство.

 

Итоги урока.

– Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?

– Какие сказки о дружбе вы ещё знаете?

 

Пусть тепло души друзей согревает вас!

Как хорошо, что дружба есть на свете!

Она как воздух нам с тобой нужна.

Пускай, как солнце, светит нам она.

           Н. Добронравов

 

Выводы по уроку:

 

Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Литературная (авторская) сказка — ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.

Волшебная сказка - это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Общие особенности волшебных сказок: наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы).

- Выберите и продолжите любое предложение:

·         На сегодняшнем уроке я узнал…

·         На этом уроке я похвалил бы себя за…

·         После урока мне захотелось…

·         Сегодня я сумел…

 

Если очень хочется, посмотрите мультфильм-сказку «Кот в сапогах»

https://youtu.be/cNsPjOpyjqc

 

Домашнее задание (по желанию)

 

Представь себя режиссером-мультипликатором.

Нарисуй свои кадры к сказке.

Если озаглавишь каждый кадр  - у тебя получится план.

По этому плану расскажи сказку своим родным.

 


Скачано с www.znanio.ru