Урок литературного чтения, 2 класс. «Школа России», с.182-193
Тема: Сказка Ш. Перро
«Кот в сапогах»
Мы узнаем о творчестве Ш. Перро, особенностях волшебной сказки, о том, какие сказки считают литературными; вспомним ход сказки «Кот в сапогах».
Научимся понимать значение незнакомых слов, определять героев произведения, характеризовать их поступки; устанавливать последовательность действий в сказке и пересказывать по плану.
Прочитайте учебник на с.182-193
Посмотрите РЭШ Урок 64. Ш. Перро «Кот в сапогах»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5067/conspect/223012/
Можете посмотреть Видео-урок. Пройдите по ссылке:
https://youtu.be/3K1kEh-DGH4
Послушайте профессиональное чтение Аудио-сказки, по ссылке:
https://youtu.be/ZQzU181gFiA
Сравните с печатным текстом.
Речевая разминка.
- Урок литературного чтения начинаем с речевой зарядки:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
1. Прочитайте скороговорку вполголоса
2. Прочитайте скороговорку как роботы по слогам
3. Прочитайте как черепашки медленно
4. Прочитаем быстро как зайчики
5. Прочитайте весело
- Ребята, как вы думаете, глядя на нашу скороговорку, кто будет героем нашего сегодняшнего урока? (Кот из сказки Ш.Перро)
Сегодня у нас необычный урок-путешествие в волшебный мир сказок Ш.Перро.
-300 лет назад в 1628 г. во Франции в семье королевского чиновника и поэта родился Шарль Перро. У Шарля Перро было четверо братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаково. Старшего брата звали Жан Перро – он стал адвокатом. Клод выучился на врача, но все свои досуги посвящал архитектуре. Никола Перро стал ученым богословом и математиком. А младший Шарль Перро посвятил себя делам государственным. Генеральный секретарь в интендантстве королевских построек, член Французской Академии, физик, анатом, языковед. Но государственные заслуги Шарля скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. Он с детства любил литературу и в ранние годы стал писать стихи. Учился в колледже, занимался самообразованием. Он написал три сборника сказок. Ш. Перро не все свои сказки выдумал, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни. Сказочник рассказывает увлекательно. Все время хочется узнать – что же будет дальше? И так каждая сказка, ни одна из них не оставляет читателя равнодушным. Ее персонажи стали друзьями всех детей.
И сегодня мы познакомимся со сказкой «Кот в сапогах»
Изучение нового материала
Работа над заглавием.
- Откройте страницу 182 в учебнике и прочитайте название произведения, которое мы сегодня начнем изучать. (Кот в сапогах)
- Что можете сказать о произведении по его названию, по иллюстрации, на странице 183: о чём оно? (выскажите предположение.)
-Как мы сможем проверить правильность наших предположений? (Прочитаем произведение)
Словарная работа
-Сказка была написана очень давно, поэтому в этой сказке много устаревших слов.
Мельник – владелец мельницы или работник на мельнице.
Мельница – здание с приспособлением для размола зерна.
Жнецы, жнец – тот, кто жнет, срезает под корень стебли зерновых.
Нотариус – человек, оформляющий различные документы.
Наследство – имущество, переходящее после смерти его
владельца к новому лицу.
Отруби – продукт, остающийся при помоле, представляющий собой
твёрдую оболочку зерна.
Заячья капуста – дикая трава, растущая в лесах и на лугах.
Маркиз – дворянский титул.
Покои – внутренние помещения, комнаты.
Почтительный – относящийся к кому-нибудь с уважением.
Черепица – покрытие крыши в виде пластинок из обожженной глины.
Проворно – быстро, торопливо.
Великолепный – роскошный, красивый.
ü Узнаем, какие волшебные события происходили в сказке?
-Читать сказку мы будем с остановками.
Часть первая (до слов «Кто услышал эти сова…».)
Часть вторая. (до слов «Едва только кот…»)
Часть третья (до слов «Несколько дней спустя…»)
Физкультурная пауза
Кот Антипка жил у нас (встали),
Он вставал с лежанки в час (потянулись).
В два на кухне крал сосиски (наклоны в стороны),
В три сметану ел из миски (наклоны вперёд),
Он в четыре умывался (умываться),
В пять по коврику катался (повороты в стороны),
В шесть тащил сельдей из кадки (руками к себе),
В семь играл с мышами в прятки (присесть),
В восемь хитро щурил глазки (прищурить глаза),
В девять ел и слушал сказки (хлопать),
В десять шёл к лежанке спать (шагать),
Потому что в час вставать (продолжаем шагать).
Для глаз (с ручкой)
Возьмите ручку в правую руку – вытяните, посмотрите на конец ручки. Ручку вправо, глаза вправо. Ручку влево, глаза влево. Ручку вправо, глаза влево. Ручку влево, глаза вправо. Опустите ручку. Посмотрите на дверь, посмотрите в окно, на потолок.
Четвертая часть (до слов «Несколько дней спустя…»)
Часть пятая (до слов «В то время…»).
- А теперь обратимся к самой сказке. Ответьте на некоторые вопросы, подтверждая свои ответы цитатами из текста.
ü Назовите главных героев сказки?
ü Какое наследство оставил сыновьям отец?
ü Почему именно младшему брату достался кот?
ü Почему он горевал по поводу своего наследства?
ü Как отреагировал кот на то, что из его шкуры сошьют рукавицы?
ü Почему кот решил помочь хозяину?
ü Почему хозяин поверил коту?
ü Куда отправился кот с добычей?
ü Какое новое имя кот дал своему хозяину?
ü Какую хитрость придумал кот, чтобы представить своего хозяина королю?
ü Почему король помог Маркизу?
ü О какой волшебной силе Людоеда разузнал кот?
ü Как кот расправился с людоедом?
ü Какое предложение сделал король Маркизу?
ü Почему кот перестал охотиться на мышей?
Подумайте:
ü Если её написал автор, то какая это сказка?
ü Без чего не может существовать волшебная сказка?
ü Что, по-вашему, в ней реально, а что вымышлено?
ü Давайте проследим, какие волшебные предметы есть в сказке «Кот в сапогах».
ü Сколько раз Людоед превращался в животных, и в каких?
ü Назовите героев этой сказки: злых и добрых.
ü Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником героя?
ü Достоин ли герой иметь такого помощника? За что?
ü Что во французской авторской сказке напоминает русские народные сказки?
ü Чему она нас учит? (Любить животных, никогда не отчаиваться, дружбе и взаимовыручке)
ü В каких русских народных сказках действие развивается по тем же законам?
Выберите пословицу, которая подходит к сказке, объясните её значение:
Глупо просто горевать - надо выхода искать.
Когда я ем я глух и нем.
Ученье - свет, а не ученье - тьма.
Интересно узнать, как вы запомнили сказку?
Я предлагаю решить кроссворд.
Интересно? Ответьте на вопросы теста.
1. Что досталось младшему брату? А) мельница; Б) осёл; В) кот.
2.Что с ним герой хотел сначала сделать? А) съесть; Б) выбросить; В) продать.
3.Что герой хотел сделать из шкурки кота? А) шапку; Б) муфту; В) обувь.
4.Кем ловко прикидывался кот, когда охотился? А) мёртвым Б) больным; В) спящим.
5.Кого много водилось в заповедном лесу? А) зайцев; Б) кроликов; В) белок.
|
6. Как кот назвал своего хозяина? А) маркиз де Карабос; Б) маркиз ден Карабасю; В) маркиз де Карабас.
7. Сколько куропаток попалось в ловушку? А) две; Б) три; В) четыре.
8. По каким местам король хотел совершить прогулку? А) по полям и лугам; Б) по королевству; В) по берегу реки.
9. В кого людоед сначала превратился? А) в льва; Б) в слона; В) в мышь.
10. Куда кот от страха взобрался? А) на люстру; Б) на водосточную трубу; В) на крышу.
|
-А вы знаете, какие ещё сказки принадлежат французскому сказочнику Ш. Перро?
Отгадайте загадки:
Бабушка внученьку очень
любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка в лес с пирожками пошла,
Что же случилось и кто же она?
(Красная шапочка)
Скорей бы приблизился
вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка)
Смышленость этого
мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нём читал?
(Мальчик-с-пальчик.)
Это сказка не нова,
В ней принцесса все спала,
Феи злобной то вина,
И укол веретена
(Спящая красавица)
Достался я младшему из
братьев.
В отличье от своих собратьев.
Ношу я сапоги на лапах
И с перьями большую шляпу.
Я великана одолел
Его я в прямом смысле съел
(Кот в сапогах)
Образное рисование характеристики героя
-Каждый из вас по-разному воспринял образ Кота в сапогах. Вычеркните прилагательные, которые не являются чертами его характера.
Смышлёный, грустный, ловкий, хитрый, жадный, умный, находчивый, решительный, злой, любящий своего хозяина, скучный.
Коты – животные, ценящие и помнящие добро. Кот в сапогах - именно такой сказочный герой. Он умный, отзывчивый, умеет в трудную минуту проявить смекалку,
готов ради своего хозяина, ради дружбы с человеком совершать безумные поступки, помогать тому, кто оказывается в беде. А наличие сапог и шляпы у Кота подчёркивает ещё раз его благородство.
Итоги урока.
– Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?
– Какие сказки о дружбе вы ещё знаете?
Пусть тепло души друзей согревает вас!
Как хорошо, что дружба есть на свете!
Она как воздух нам с тобой нужна.
Пускай, как солнце, светит нам она.
Н. Добронравов
Выводы по уроку:
Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Литературная (авторская) сказка — ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.
Волшебная сказка - это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Общие особенности волшебных сказок: наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы).
- Выберите и продолжите любое предложение:
· На сегодняшнем уроке я узнал…
· На этом уроке я похвалил бы себя за…
· После урока мне захотелось…
· Сегодня я сумел…
Если очень хочется, посмотрите мультфильм-сказку «Кот в сапогах»
https://youtu.be/cNsPjOpyjqc
Домашнее задание (по желанию)
Представь себя режиссером-мультипликатором.
Нарисуй свои кадры к сказке.
Если озаглавишь каждый кадр - у тебя получится план.
По этому плану расскажи сказку своим родным.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.