Петрушова Нина Анатольевна-
учитель начальных классов
МОУ СОШ №6
город Тутаев
Ярославской области
Тема урока: В.П.
Катаев "Цветик-семицветик"
Задачи
урока:
Обучающие:
Учить воспринимать и анализировать содержание сказки.
Учить составлять образ, выделять основную мысль.
Совершенствовать навыки чтения: сознательность, выразительность, беглость,
правильность.
Выборочное
чтение.
Развивающие:
Уметь выделять основную мысль, обобщать прочитанное, вести диалог.
Развивать мышление.
Воспитательные:
Воспитывать вдумчивого, внимательного читателя.
Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.
Прививать интерес к чтению, к книге.
Цель урока :
Ознакомление с творчеством В.П.Катаева,
Работа над содержанием сказки “Цветик –семицветик”
Умение делать вывод и приобретать опыт.
Оборудование:
Книга «Цветик-семицветик» В.Катаева
Мультимедийные слайды –презентация для обобщения.
Портрет В.П.Катаева
На доске запись пословицы «Жизнь дана на добрые дела»
Лепесточки цветка для работы в парах,для рефлексии, карточки
Ход урока :
I. Мотивация на работу: Создание эмоционального настроя.
Ребята, возьмитесь за руки, постарайтесь почувствовать тепло ладошек,
улыбнитесь друг другу.
Улыбка располагает к приятному общению.
Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке.
На доске перечень слов :
внимательный
аккуратный
самостоятельный
любознательный
активный
рассеянный
веселый
модный
рассудительный
Рядом– портрет ученика. 
Учитель: Какие слова из
таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
Ответы учащихся: активный, любознательный, внимательный, рассудительный, самостоятельный.
Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными,
активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным,
эмоциональным, поучительным.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Расшифруйте текст.
СКАЗКАКАТАЕВАЦВЕТИКСЕМИЦВЕТИК
Учитель: Что это за слова?
Дети: Катаев. Сказка: “Цветик-семицветик”.
Учитель: Вы правы, это тема нашего урока.
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение.
Ознакомление с творчеством __________________
Работа над ________________________________
Умение ____________________________________.
Дети: Познакомиться с творчеством
В.П.Катаева, работать над содержанием сказки “Цветик – семицветик” и сделать вывод,
чему учит сказка.
III. Работа по теме урока:
1. Беседа об авторе. 
Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с
книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на
доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и
взрослых – В.П.Катаев. Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя
математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками
и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой
Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве
солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом
территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын
полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка:
“Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году.. По нашим человеческим
меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и
полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.
– А понравится ли она вам?
Это мы выясним в конце урока.
– Перед вами книжная выставка. Все книги: “Цветик-семицветик”, только они
изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками.
2. Работа над текстом сказки.
1)предугадывание
-О чем эта сказка? ( дети делают свои предположения и аргументируют свой
ответ)
-Почему сказка с таким необычным названием?
( Семицветик – у цветка 7
лепестков и все они разного цвета).
2) чтение сказки
3.Мозговой штурм.
- А теперь подумайте, почему
писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой?
Что в ней сказочного,
невероятного, чего не бывает в жизни?
Составление кластера :
-исцеление больного мальчика
-волшебница
-волшебный цветок
-приключения -чудеса
3. Словарная работа.
(Для работы используются
карточки со словами и выражениями).
а) Объясните значение
выражений:
– по сторонам зевать;
– галдели, как попугаи;
– взяла досада.
б) Подбери близкие по смыслу слова:
Растяпа – …., велеть – …,
превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …, смирные – ….
в) Какие ассоциации у вас
возникают, когда вы слышите слова: мечта и желание ?
Работа над близкими по значению словами мечта и желание.
( составление кластера)
Мечта – нечто созданное
воображением, мысленно представленное.
Мечта– игра ума, когда
человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует.
Желание- влечение, стремление к осуществлению чего –нибудь, обладанию
чем-нибудь .
Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих
желаниях?
4. Работа по содержанию сказки.
а). Пересказ начала сказки
(до встречи со старушкой).
б).Сцена встречи девочки и
старушки. Чтение диалога.
Учитель: Что сказала волшебница по секрету Жене?
Дети: Женя получила цветок и
узнала, как им пользоваться.
Учитель: Женя получила
цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа
в парах. На партах имеются лепестки Задание: расположить лепестки
так, чтобы получился цветик-семицветик.
Учитель: Цветик готов, а как
пользоваться этим волшебным предметом?
Дети: Отрывать лепесток и произносить волшебные слова.
Учащиеся разучивают эти волшебные слова.
Учитель: А теперь вместе с Женей вы будете тратить лепестки цветка, и рассуждать
разумным ли было решение. Будете заносить ответы в следующую таблицу.
(Карточки с таблицей даются для работы в парах ).
лепесток
|
желание
|
разумно или нет
|
красный
|
|
|
оранжевый
|
|
|
желтый
|
|
|
зеленый
|
|
|
голубой
|
|
|
синий
|
|
|
фиолетовый
|
|
|
в)Продолжение работы по содержанию текста.
Учитель: Обратимся к презентации-
по ней подведём итог нашего урока.
По слайдам обобщаем работу
:

Первое впечатление о девочке.
Она вам нравиться? Почему?

Что теперь скажем о ней?

Как можно было поступить по другому?

Выбрать из текста и
прочитать.


Прочитать разумное желание.

Объяснить смысл пословицы.
– Сделаем вывод
Учитель: Чему же учит эта
сказка?
Дети высказывают свои суждения:
Эта добрая сказка Валентина
Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что
ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность,
неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои
желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы
совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить
на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети
IV. Домашнее задание.
-Написать «эссе»
Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик?
V. Рефлексия.
Учитель: Благодарю вас за
урок. Выберите лепесток того цвета, который вам больше подходит после
прочитанной сказки и составим букет добрых дел.
|