Урок литературного чтения. 2 класс-Цветик-семицветик.

  • doc
  • 30.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок литературного чтения. 2 класс-Цветик-семицветик..doc

                                                                     Урок литературного чтения

  2 класс

 по системе развивающего обучения

 Л.В.Занкова.

 

Петрушова Нина Анатольевна-

учитель начальных классов

МОУ СОШ №6

город Тутаев

Ярославской области

 

Тема урока: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Задачи урока:
Обучающие:
Учить воспринимать и анализировать содержание сказки.
 Учить составлять образ, выделять основную мысль.
 Совершенствовать навыки чтения: сознательность, выразительность, беглость, правильность.

Выборочное чтение.

Развивающие:
 Уметь выделять основную мысль, обобщать прочитанное,  вести диалог.
 Развивать мышление.

Воспитательные:
 Воспитывать вдумчивого, внимательного читателя.
 Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.
 Прививать интерес к чтению, к книге.

Цель урока :
 Ознакомление с творчеством В.П.Катаева,
 Работа над содержанием сказки “Цветик –семицветик”
 Умение делать вывод и приобретать опыт.

Оборудование:
 Книга «Цветик-семицветик» В.Катаева
 Мультимедийные  слайды –презентация для обобщения.
 Портрет В.П.Катаева
 На доске запись пословицы «Жизнь дана на  добрые дела»
 Лепесточки цветка для работы в парах,для рефлексии, карточки

Ход урока :
I. Мотивация на работу: Создание эмоционального настроя.
Ребята, возьмитесь за руки, постарайтесь почувствовать тепло ладошек,
улыбнитесь друг другу.
Улыбка располагает к приятному общению.
Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке.
На доске перечень слов :
внимательный
аккуратный
самостоятельный
любознательный
активный
рассеянный
веселый
модный
рассудительный

Рядом– портрет ученика.

Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
Ответы учащихся: активный, любознательный, внимательный, рассудительный, самостоятельный.
Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.
 

II. Актуализация знаний.
Учитель: Расшифруйте текст.
СКАЗКАКАТАЕВАЦВЕТИКСЕМИЦВЕТИК

Учитель: Что это за слова?
Дети: Катаев. Сказка: “Цветик-семицветик”.

Учитель: Вы правы, это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение.

 Ознакомление с творчеством __________________

Работа над ________________________________

Умение ____________________________________.

Дети: Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки “Цветик – семицветик” и сделать вывод, чему учит сказка.

III. Работа по теме урока:
1. Беседа об авторе.                                                           

Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаев. Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году.. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.

– А понравится ли она вам? Это мы выясним в конце урока.
– Перед вами книжная выставка. Все книги: “Цветик-семицветик”, только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками.

2. Работа над текстом сказки.
1)предугадывание
-О чем эта сказка? ( дети делают свои предположения и аргументируют свой ответ)
-Почему сказка с таким необычным названием?

( Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета).

2) чтение сказки

3.Мозговой штурм.

- А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой?

 Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
Составление кластера :

-исцеление больного мальчика
-волшебница
-волшебный цветок
-приключения -чудеса

3. Словарная работа.

(Для работы используются карточки со словами и выражениями).

а) Объясните значение выражений:
– по сторонам зевать;
– галдели, как попугаи;
– взяла досада.
б) Подбери близкие по смыслу слова:

Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …, смирные – ….

в) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова: мечта и желание ?
Работа над близкими по значению словами мечта и желание.

( составление кластера)

Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное.

Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует.
Желание- влечение, стремление к осуществлению чего –нибудь, обладанию чем-нибудь .
Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях?
4. Работа по содержанию сказки.

а). Пересказ начала сказки (до встречи со старушкой).

б).Сцена встречи девочки и старушки. Чтение диалога.
Учитель: Что сказала волшебница по секрету Жене?

Дети: Женя получила цветок и узнала, как им пользоваться.

Учитель: Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа в парах. На партах имеются лепестки Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик.

Учитель: Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?
Дети: Отрывать лепесток и произносить волшебные слова.
Учащиеся разучивают эти волшебные слова.
Учитель: А теперь вместе с Женей вы будете тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будете заносить ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даются для работы в парах ).

лепесток

желание

разумно  или нет

красный

 

 

оранжевый

 

 

желтый

 

 

зеленый

 

 

голубой

 

 

синий

 

 

фиолетовый

 

 


в)Продолжение работы по содержанию текста.

Учитель: Обратимся к  презентации- по ней подведём  итог нашего урока.

По слайдам обобщаем работу :

Первое впечатление о девочке. Она вам нравиться? Почему?

Что теперь скажем о ней?

 

 

Как можно было поступить по другому?

 

Выбрать из текста и прочитать.

 

Прочитать разумное желание.

Объяснить смысл пословицы.

– Сделаем вывод

Учитель: Чему же учит эта сказка?
Дети высказывают свои суждения:

Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети

IV. Домашнее задание.

-Написать «эссе»
Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик?

V. Рефлексия.

Учитель: Благодарю вас за урок. Выберите лепесток того цвета, который вам больше подходит после прочитанной сказки и составим букет добрых дел.

 

Описание: http://top-bal.ru/pars_docs/refs/75/74486/74486_html_4ac61734.png

 

Подсчитываем –каких лепестков больше….