Урок литературного чтения по программе «Гармония» 2 класс
Раздел: В мире книг.
Тема урока: М. Пришвин «Ёж»
Цель: Формирование читательской компетентности на основе знакомства с рассказом М.М. Пришвина «Ёж».
Задачи:
1) Работа по отработке правильного, осознанного, беглого чтения;
2) Формирование умений работать в паре; умений слышать другого ученика, принимать его позицию, аргументировать свои мысли и формулировать их правильно;
3) Работа по развитию воображения;
4) Воспитание любви к окружающему миру;
5) Работа по развитию читательского интереса и кругозора.
Ход урока:
1. «Птичий базар»
Чтение книг индивидуально и самостоятельно принесённых книг для дополнительного чтения 3-5 минут.
Учитель: - Расскажите, что узнали нового, интересного?
Ответы детей.
2. Работа перед началом восприятия.
Учитель: - Вы сегодня, как всегда, пришли с книгами. Вот я пришла с настоящими сокровищами. Познакомьтесь. Определите, какая общая особенность у книг на данной выставке?
Ответы детей.
Учитель:- Действительно все книги принадлежат перу одного автора Михаилу Михайловичу Пришвину. Что вы знаете об этом человеке?
Ответы детей.
3. Пополнение знаний о жизни и творчестве автора.
Ученики получают одну карточку на парту, где имеются небольшие сведения об авторе. Число карточек должно быть больше количества работающих пар, чтобы можно было предложить новую в случае быстрого прочтения.
4. Актуализация новых знаний.
Учитель: - Соберём воедино ваши знания о Михаиле Пришвине.
Дети отвечают, а учитель в корзину собирает факты в виде карточек: грибы, яблоки, насекомые, гусеницы и тд.
Учитель: - Много вы узнали. Особенно приятно, что смогли много запомнить, когда рядом с вами работает ваш единомышленник и товарищ.
Учитель:- Взгляните. Благодаря вашим ответам мне удалось собрать целую корзину лакомств. Как вы думаете, кто обрадовался бы такому угощению?
Дети дают ответы и совместно приходят к выводу, что лесной житель ёж смог бы оценить эти лакомства.
5. Постановка целей урока.
Учитель:- Тогда взглянув на нашу выставку, вспомнив творчество Пришвина и узнав, что ёж является сегодня главным героем, определите, какие задачи мы смогли бы решить на нашем уроке.
Ответы детей учитель обобщает и перечисляет:
1) познакомиться с новым рассказом,
2) отработать умения правильного, сознательного, беглого чтения,
3) узнать новое о жизни и повадках ежей.
6. Первичное знакомство с текстом. Расслабляющая пауза.
Обучающимся предлагается лечь на парты, найти удобное положение и закрыть глаза. Учитель включает аудиокнигу для прослушивания начала рассказа М. Пришвина «Ёж»
7.Первичное впечатление.
Учитель: - Какие вы испытывали чувства? Что почувствовали? Какие появились желания?
8. Дальнейшее знакомство с рассказом.
Обучающиеся самостоятельно дочитывают рассказ. Кто быстро дочитывает, подходит к доске и записывает ответ на вопрос: какой ёж?
9. Динамическая пауза.
Проводится под песенку, где дети повторяют движения героев с экрана.
10. Беседа по прочитанному тексту.
1) Как вы думаете, была ли эта история на самом деле?
2) Найдите и прочитайте, как ёжик оказался у писателя?
3) Объясните, зачем ежу понадобилась газета?
4) Найдите и прочитайте, как ёж подружился с новым хозяином?
5) Для чего, на ваш взгляд, Пришвин написал этот рассказ?
11. Работа со словами-определениями.
Учитель:- Прочитайте слова, которые нашли наши ребята, отвечая на вопрос какой ёж? Что вы считаете лишним и почему, чтобы вы добавили и почему?
Ответы детей.
12. Домашнее задание.
Учитель: - Какую работу вы могли бы выполнить, имея такие опорные слова?
Ответы детей: нарисовать рисунок, составить рассказ о жизни ежей, пересказать рассказ Пришвина, составить план, сочинить загадку-описание.
Учитель: - В таком случае, выберите то, что вам интересно и чтобы вы смогли сделать к следующему уроку.
13. Заключение.
Учитель: - Как вы считаете, смогли ли мы с вами решить задачи, которые ставили на уроке?
Ответы детей.
Учитель:- Какие чувства у вас появились в конце урока? Чтобы вы могли сказать своим одноклассникам? автору рассказа?
Ответы детей.
Учитель: - В конце урока, мне хотелось обратиться словами Пришвина. Но здесь необходимо вставить пропущенные слова: "Ребята! Мы хозяева нашей ……., и она для нас - кладовая солнца с великими ……….. жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая …. - будем охранять наши …….. В лесах, степях, горах водятся разные ценные …….. - мы будем охранять наши леса, степи, горы".
Приложение. Информация о Пришвине для работы в паре.
1. Помимо литературной деятельности, Пришвин сделал солидный вклад в развитие отечественной агрономии, добившись на этом поприще немалых успехов.
2.. Одним из постоянных увлечений Пришвина были автомобили. Свою первую машину, «Москвич», он приобрёл в 1930 году, и с тех пор до самой смерти с автомобилями не расставался. А на автомобильные прогулки он неизменно брал с собой своих собак.
3. На фронтах Первой Мировой войны Михаил Пришвин побывал в качестве военного корреспондента. Несмотря на все ужасы военного времени, он по-прежнему продолжал писать и получать радость от наблюдения за животными, птицами и живописной природой.
4. В возрасте 33 лет Пришвин неожиданно оставил службу и пешком отправился в дальнее путешествие на русский Север. Впечатления, полученные в ходе его странствия, в дальнейшем оказали огромное влияние на его творчество.
5. В нашей Архангельской области побывал три раза. Писатель с большим интересом собирает народные сказки, о которых узнал от местных жителей.
Кроме этого он был членом экспедиции в путешествии по Северному ледовитому океану. За это время ему удалось собрать множество интересного материала.
6. Вернувшись домой, Пришвин начал писать новые рассказы. Вскоре им был издан сборник очерков «В краю непуганых птиц», за который Русское географическое общество удостоило его серебряной медали.
7. Михаил Пришвин опубликовал труд «За волшебным колобком». В книге рассказывалось о жизни и культуре народов севера. Его произведения получили хороший отклик от критиков и простых читателей.
8. Пришвин был не только писателем, но и одаренным фотографом. Он фотографировал природу для иллюстрации своих книг, обращая внимания на детали, которые упустил был профессиональный фотограф.
9. Писатель являлся очень наблюдательным и любопытным человеком, благодаря чему мог в красках излагать повадки животных и птиц, а также прекрасно описывать природу.
10. Он приобрел фургон, назвав его «Машенькой». На нем он путешествовал по российским городам, собирая материал для своих произведений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.