Н.Н. Носов «Телефон»
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»
Автор: Проценко Н.Л., учитель начальных классов МБОУ СОШ №5
Цель: Продолжение работы над произведением Н.Н.Носова «Телефон», «создание фильма» по данному рассказу.
Задачи:
Предметные:
- Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова.
- Познакомить с историей создания телефона. Закрепить знания учащихся о правилах пользования телефоном. Дать представление о работе киностудии.
- Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, актёрские способности, творческий потенциал каждого ученика при «создании фильма» по рассказу Носова «Телефон». Развивать речь, память, внимание, воображение.
- Воспитывать интерес к чтению, любознательность, чувство юмора.
Метапредметные:
- Создание условий для освоения школьниками процесса обучения.
- Развитие способности применять имеющиеся у детей умения и навыки.
- Создание условий для формирования умений и навыков групповой работы: планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации, оценки действий партнёра.
- Работа над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся.
- Развитие у детей мотивации учения, нравственно-этического оценивания.
- Формирование умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
- Формирование у учащихся действий, способствующих организации их учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Планируемые достижения учащихся: познакомиться с профессиями людей, работающих на киностудии, почувствовать себя создателем фильма, уметь работать сообща в своей группе и анализировать свою деятельность, работу своей группы и класса в целом.
Оборудование: фонограмма песни «Гимн Незнайки и его друзей» (М.Минков, Ю.Энтин), учебник, портрет Н.Н.Носова, плакат с изображением предметов из рассказов Носова, выставка книг писателя, телефоны разных видов, музыка к киножурналу «Ералаш», таблички с названиями сцен для «фильма», детские рисунки, «Толковый словарь» Ожегова, сигнальные светофорчики.
Технологическая карта урока
| 
 Этапы урока  | 
 Формирование предметных умений  | 
 Формирование УУД  | 
| 
 1.Организационный этап.  | 
 - Ребята, начинаем урок литературного чтения. Вот звонок нам дал сигнал – Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. И, как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнёмся друг другу. Привет, сосед!                           Улыбнись мне в ответ. 
  | 
 1. Самоконтроль готовности. 2. Реакция на учителя, внимание. 
  | 
| 
 2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 
  | 
 Звучит «Гимн Незнайки и его друзей». - Из какого мультфильма эта песня? Как называются книги о Незнайке? Кто автор этих романов-сказок? - А какие ещё произведения Носова вы знаете? 
 Предлагаю игру «Откуда я?» 
 Отгадайте, из каких произведений эти предметы. 
 (На плакате картинки с изображением: шляпы («Живая шляпа»), иголки и ниток («Заплатка»), кастрюли («Мишкина каша»), песка («На горке»), вороны («Тук-тук-тук»), телевизора («Федина задача»), лестницы «Ступеньки», телефона «Телефон»). 
 - На дом вам было задано прочитать отрывок из рассказа Носова «Телефон» и придумать свою загадку про этот замечательный предмет. Давайте послушаем, что у вас получилось. Проверка творческого задания. - Молодцы, с каждым разом вы сочиняете всё лучше и лучше! 
  | 
 - Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? У каждого ребёнка – сигнальный светофорчик (зелёный цвет – да, знаю, я согласен; жёлтый – сомневаюсь; красный – нет, не знаю, не согласен). 
 - Задайте одноклассникам свои вопросы по данному плакату. - Кто знает все рассказы Носова, которые представлены на плакате? (Дети показывают соответствующий сигнал светофорчика) - Покажите с помощью светофорчика, у кого получилось придумать свою загадку про телефон. - Какие признаки телефона вы использовали при составлении своей загадки?  | 
| 
 3.Постановка цели и задач урока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4. Планирование урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.  | 
 Давайте знакомые книжки откроем, 
  | 
 
 
 
 - Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? - А как бы вы назвали эту выставку? (Книги Н.Носова. Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках.) - Давайте спланируем нашу работу. Учащиеся выбирают этапы урока и составляют план урока. - Что будем делать на уроке для того, чтобы реализовать намеченный план? 
 Вывод: Сегодня мы продолжим работу над рассказом Носова «Телефон» и создадим по этому произведению фильм. Самоопределение: - знаю, что буду делать; - понимаю, хочу делать или нет; - думаю, что могу сделать или нет. 
  | 
| 
 5.Закрепление пройденного материала.  | 
 1. Работа над произведением Носова «Телефон». - Откройте учебники с.169-170. а) Выборочное чтение. - Прочитайте отрывок о том, как у ребят появился телефон. б) Чтение диалога в лицах. - Прочитайте диалог мальчиков в лицах. 2.Повторение правил пользования телефоном. - А какие правила пользования телефоном вы знаете? - Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону? По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?» Подготовленный ученик читает стихотворение: Придут домой ученики – И начинаются звонки. Звонки без передышки. А кто звонит? Ученики, Такие же мальчишки. - Андрей, что задано, скажи? Ах, повторяем падежи? Всё снова по порядку? Ну, ладно, трубку подержи, Я поищу тетрадку. 
 - Ребята, а кому из вас знакома эта ситуация? 
  | 
 
 
 
 
 Работа в парах. 
 
 - А как вы думаете, почему авторы учебника выбрали и поместили в книге именно этот отрывок из рассказа Носова? Что они нам хотели сказать? - Подумайте, чем могла закончиться история с телефоном в рассказе Носова? - Покажите с помощью светофорчика: а) кому было интересно читать отрывок? б) кто нашёл книгу и прочитал рассказ до конца? 
 - Сделайте вывод. (Нужно уметь правильно пользоваться телефоном.)  | 
| 
 5.Физкультминутка.  | 
 Вы, наверное, устали? Ножками потопали, ручками похлопали, Вправо ниже наклоняйся (4 наклона), Влево тоже наклоняйся (4 наклона). Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, Фильм снимать мы начинаем.  | 
 
 
 
 
  | 
| 
 6.Рассказ о Н.Н.Носове.  | 
 - Но перед созданием нашего фильма мне бы хотелось поговорить об авторе. Посмотрите на портрет Н.Н.Носова. В 1957 году один авторитетный международный журнал произвёл подсчёт, какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим оказался, как вы уже догадались … Николай Николаевич Носов. - А что вы знаете об этом писателе? Викторина: - Где и когда родился Н.Н.Носов? (Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года.) - Какие профессии освоил Носов, прежде чем стал писателем? (Продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возил брёвна, косил траву). - Где учился Носов? (В Институте кинематографии в Москве) Какую получил профессию? (Режиссёр) - Как назывался первый рассказ Носова, когда и где он был напечатан? (Рассказ «Затейники» напечатан в журнале «Мурзилка» в 1938 г.) Учитель. В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Носов был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы.  | 
 
 
 
 
 
 - Как вы думаете, вслед за какими писателями в списке самых переводимых оказался Н.Н.Носов? (А.С.Пушкин – 1 место, М.Горький – 2 место). - Покажите с помощью светофорчика, смогли ли вы ответить на все вопросы викторины. 
 
 
 
 
 
 - Придумайте свои вопросы о жизни и творчестве Носова и задайте их одноклассникам. 
 
 - Как вы думаете, почему героем многих рассказов Носова является горе-изобретатель Мишка, который никогда не сидит без дела?  | 
| 
 6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.  | 
 Работа над созданием фильма по рассказу Носова «Телефон». 1.Распределение обязанностей. - Над фильмом работают люди разных профессий: сценаристы, режиссёры, операторы, актёры, композиторы, монтажёры, художники, консультанты и другие. 
 
 
 
 
 
 2.Создание сценария. - Я обращаюсь к первой группе – сценаристам. О чём будет фильм? - Какова его основная идея? - Какие герои задействованы в фильме? - Назовите главные и второстепенные роли. - К какому жанру будет относиться фильм, поставленный по вашему сценарию? - Как вы думаете, в чём разница между иронией и юмором? Нам необходима помощь консультанта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.Работа режиссёров. -Велика роль режиссёра при создании фильма, ведь режиссёр организует работу всех создателей фильма – актёров, художников, композиторов и др. Режиссёр-постановщик является главным человеком в съёмочной группе. Режиссёр-постановщик отвечает за то, чтобы фильм сложился как единое целое. - Режиссёры, опишите характеры главных героев. Каким бы вы хотели видеть в своей картине Мишку и его друга? - Какая, по-вашему, сцена должна быть самой смешной? - Мне интересно, а как бы вы снимали сцену с мухой? 
 
 
 
 
 
 
 4. Помощь консультанта. - Давайте послушаем нашего консультанта, который расскажет
  нам о том, как появился телефон.  5.Работа операторов. - Операторы – это непосредственные руководители съёмки. Съёмки бывают павильонные и натурные. - Операторы, посмотрите на главные сцены фильма, которые выбрали режиссёры, и скажите, где вы их будете снимать? 6.Работа композиторов. - Я обращаюсь к композиторам, которые пишут музыку для нашего фильма. Какой должна быть музыка для нашего фильма? 
 
 
 
 
 
 7.Инсценирование отрывка из рассказа. - Мы написали сценарий, подобрали музыку к фильму, определились, где будем снимать, и какие сцены войдут в наш фильм. И теперь самое время перейти к подбору актёров на роли персонажей фильма (автор, Мишка, его друг). - Посмотрим, как нашим артистам удастся передать характеры литературных героев. Разыгрывается сценка от слов «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу» до слов «Надо же починить!» 8.Работа художников. - Наши художники работали над созданием эскизов кадров. Посмотрите на доску: здесь представлены рисунки, запечатлевшие отдельные кадры фильма. (Рисунки расположены не по порядку.) 
 9.Работа монтажёров. - Поэтому сейчас в работу включаются монтажёры. Им предстоит смонтировать наш фильм. Монтажёры выстраивают картинки с изображением кадров фильма в правильной последовательности.  | 
 - Знаете ли вы люди каких профессий занимаются созданием фильма? 
 Организуем работу по группам. Дети делятся на 6 групп по желанию: 1 группа – Сценаристы. 2 группа – Режиссёры. 3 группа – Операторы. 4 группа – Актёры. 5 группа – Композиторы. 6 группа – Консультанты. 7 группа – Монтажёры. Каждая группа получает задание. - Как вы думаете, в чём заключается работа сценариста? 
 
 
 Консультант находит значение слов «ирония» и «юмор» в словаре. (Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к героям и их поступкам.) - Что больше подходит к вашему сценарию – ирония или юмор? Почему? - Сделайте вывод, какой фильм мы должны снять? (Вывод: Мы должны снять юмористический фильм про двух друзей, которые купили в магазине телефон.) 
 - Чем, по-вашему мнению, занимается режиссёр? - Режиссёры, выберите главного в группе – режиссёра-постановщика, который будет выступать с отчётом. - Режиссёры, попробуйте озаглавить основные сцены фильма и расположить их в правильном порядке. (Отличное приобретение. Хрюк! Хрюк! Хрюк! О чём разговаривать? Переговоры с помощью азбуки Морзе. Пели, мычали, рычали, кричали… Как получается электричество? Была игрушка – стала вещь. Мишка ломает телефон. Почему Мишка такой нескладный.) - Для чего нужны консультанты при создании фильма? 
 
 
 
 
 
 
 - Чем занимаются операторы фильма? - Чем отличаются павильонные съёмки от натурных? Как вы догадались? Сделайте вывод. (Мы будем снимать фильм в помещении.) 
 - Как вы думаете, на заставку к какой известной детской передаче может быть похожа музыка к нашему фильму? Сделайте вывод. (Музыкой к нашему фильму будет заставка к юмористическому детскому Киножурналу «Ералаш».) - Как вы думаете, какая группа выступит следующей? (Актёры.) -Актёры, обсудите в своей группе и распределите между собой роли. 
 
 
 
 
 - Режиссёры, как вам кажется, прошли наши актёры пробы? Берёте вы их в свой фильм? - О чём бы вы хотели спросить художников? (- Почему картинки к фильму расположены не по порядку?) - Художники, что вы можете сказать по этому поводу? (Очень часто съёмка картины ведётся не в той последовательности, какая задумана по сюжету и должна быть представлена на экране.) - А кто из кинематографической бригады заканчивает создание фильма? (Монтажёры.)  | 
| 
 7.Домашнее задание. 
  | 
 - Найдите и прочитайте до конца рассказ Носова «Телефон». - Подберите пословицы о дружбе. 
  | 
 - Покажите с помощью сигнального светофор-чика, кто хочет прочитать до конца рассказ «Телефон». - Как вы думаете. Почему вам надо найти пословицы именно о дружбе? Где будете искать нужный материал?  | 
| 
 8. Подведение итогов. 
  | 
 - Понравился ли вам рассказ Носова «Телефон»? А фильм, который мы создали? - Кто-нибудь из вас захотел работать на киностудии? - Чему учат рассказы Носова? (В них сообщается что-то интересное и полезное. Автор легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.)  | 
 - Какую цель ставили в начале урока? - Что делали для достижения этой цели? - Мы достигли цели урока? Покажите с помощью сигнальных светофорчиков. 
  | 
| 
 9. Оценка и рефлексия учебной деятельности.  | 
 - Большое спасибо вам за урок, вы очень хорошо поработали. Я приглашаю вас на вручение премии «Улыбка» за дости-жения в области киноискусства. Учитель раздаёт медали: «Лучшему сценаристу», «Лучшему режиссёру», «Лучшему оператору», «Лучшему консультанту», «Лучшему актёру», «Лучшему композитору», «Лучшему монтажёру», «Лучшему художнику». А в дневник – «пятёрки». Всем детям вручаются сделанные из бумаги «улыбки».  | 
 Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. - Определите самого активного, наиболее отличившегося, достойного награды участника своей группы. - Покажите с помощью сигнальных светофорчиков: 1) на уроке я работал активно или нет; 2) своей работой я доволен или нет; 3) понравилось ли работать в своей группе; 4) хорошо ли поработала моя группа; 5) понравился ли мне урок. 
  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.