Урок литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов - Телефон
Оценка 5

Урок литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Оценка 5
doc
21.01.2020
Урок литературного чтения  3 класс Н.Н.Носов - Телефон
Урок литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов - Телефон Проценко Н.Л..doc

Н.Н. Носов «Телефон»

Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»

 

 

Автор: Проценко Н.Л., учитель начальных классов МБОУ СОШ №5

 

Цель: Продолжение работы над произведением Н.Н.Носова «Телефон», «создание фильма» по данному рассказу.

 

Задачи:

Предметные:

-        Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова.

-        Познакомить с историей создания телефона. Закрепить знания учащихся о правилах пользования телефоном. Дать представление о работе киностудии.

-        Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, актёрские способности, творческий потенциал каждого ученика при «создании фильма» по рассказу Носова «Телефон». Развивать речь, память, внимание, воображение.

-        Воспитывать интерес к чтению, любознательность, чувство юмора.

 

Метапредметные:

-        Создание условий для освоения школьниками процесса обучения.

-        Развитие способности применять имеющиеся у детей умения и навыки.

-        Создание условий для формирования умений и навыков групповой работы: планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации, оценки действий партнёра.

-        Работа над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся.

-        Развитие у детей мотивации учения, нравственно-этического оценивания.

-        Формирование умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

-        Формирование у учащихся действий, способствующих организации их учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

 

Планируемые достижения учащихся: познакомиться с профессиями людей, работающих на киностудии, почувствовать себя создателем фильма, уметь работать сообща в своей группе и анализировать свою деятельность, работу своей группы и класса в целом.

 

Оборудование: фонограмма песни «Гимн Незнайки и его друзей» (М.Минков, Ю.Энтин), учебник, портрет Н.Н.Носова, плакат с изображением предметов из рассказов Носова, выставка книг писателя, телефоны разных видов, музыка к киножурналу «Ералаш», таблички с названиями сцен для «фильма», детские рисунки, «Толковый словарь» Ожегова, сигнальные светофорчики.


 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Формирование предметных умений

Формирование УУД

1.Организационный этап.   

- Ребята, начинаем урок литературного чтения.         

Вот звонок нам дал сигнал –

                         Поработать час настал.

                         Так что время не теряем

                         И работать начинаем.

И, как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнёмся друг другу.   

                          Привет, сосед!

                          Улыбнись мне в ответ.
                          Я хочу, чтобы ты не грустил,
                          Всем улыбки сегодня дарил.

 

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

 

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

 

Звучит «Гимн Незнайки и его друзей».

- Из какого мультфильма эта песня? Как называются книги о Незнайке? Кто автор этих романов-сказок?

- А какие ещё произведения Носова вы знаете?

 

Предлагаю игру «Откуда я?»

 

Отгадайте, из каких произведений эти предметы.

 

(На плакате картинки с изображением: шляпы («Живая шляпа»), иголки и ниток («Заплатка»), кастрюли («Мишкина каша»), песка («На горке»), вороны («Тук-тук-тук»), телевизора («Федина задача»), лестницы «Ступеньки», телефона «Телефон»).

 

- На дом вам было задано прочитать отрывок из рассказа Носова «Телефон» и придумать свою загадку про этот замечательный предмет. Давайте послушаем, что у вас получилось.

Проверка творческого задания.

- Молодцы, с каждым разом вы сочиняете всё лучше и лучше!

 

- Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?

У каждого ребёнка – сигнальный светофорчик (зелёный цвет – да, знаю, я согласен; жёлтый – сомневаюсь; красный – нет, не знаю, не согласен).

 

- Задайте одноклассникам свои вопросы по данному плакату.

- Кто знает все рассказы Носова, которые представлены на плакате? (Дети показывают соответствующий сигнал светофорчика)

- Покажите с помощью светофорчика, у кого получилось придумать свою загадку про телефон.

- Какие признаки телефона вы использовали при составлении своей загадки?

3.Постановка цели и задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Планирование урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы.
И чем там закончится – тоже известно.
Хорошие книжки всегда интересны. 
Пусть подождут компьютеры,
Пусть отдохнут компьютеры
От вас, а вы – от них
Среди прекрасных добрых книг.


– Ребята, посмотрите внимательно на выставку книг Носова.
На доске висят в произвольном порядке таблички с названиями этапов урока: «Проверка домашнего задания», «Рассказ о Н.Н.Носове», «Работа над созданием фильма по рассказу Носова «Телефон», «Подведение итогов», «Оценка знаний», «Физкультминутка».

 

 

 

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

- А как бы вы назвали эту выставку?

(Книги Н.Носова. Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках.)

- Давайте спланируем нашу работу.

Учащиеся выбирают этапы урока и составляют план урока.

- Что будем делать на уроке для того, чтобы реализовать намеченный план?

 

Вывод: Сегодня мы продолжим работу над рассказом Носова «Телефон» и создадим по этому произведению фильм.

Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.

 

5.Закрепление пройденного материала.

1. Работа над произведением Носова «Телефон».

- Откройте учебники с.169-170.

а) Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок о том, как у ребят появился телефон.

б) Чтение диалога в лицах.

- Прочитайте диалог мальчиков в лицах.

2.Повторение правил пользования телефоном.

- А какие правила пользования телефоном вы знаете?

- Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону?

По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?»

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Придут домой ученики –

И начинаются звонки.

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

- Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи?

Всё снова по порядку?

Ну, ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

 

- Ребята, а кому из вас знакома эта ситуация?

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

- А как вы думаете, почему авторы учебника выбрали и поместили в книге именно этот отрывок из рассказа Носова? Что они нам хотели сказать?

- Подумайте, чем могла закончиться история с телефоном в рассказе Носова?

- Покажите с помощью светофорчика:

а) кому было интересно читать отрывок?

б) кто нашёл книгу и прочитал рассказ до конца?

 

- Сделайте вывод.

(Нужно уметь правильно пользоваться телефоном.)

5.Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),

Влево тоже наклоняйся (4 наклона).

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

Фильм снимать мы начинаем.

 

 

 

 

6.Рассказ о Н.Н.Носове.

- Но перед созданием нашего фильма мне бы хотелось поговорить об авторе. Посмотрите на портрет Н.Н.Носова. В 1957 году один авторитетный международный журнал произвёл подсчёт, какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим оказался, как вы уже догадались … Николай Николаевич Носов.

- А что вы знаете об этом писателе?

Викторина:

- Где и когда родился Н.Н.Носов?

(Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года.)

- Какие профессии освоил Носов, прежде чем стал писателем? (Продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возил брёвна, косил траву).

- Где учился Носов? (В Институте кинематографии в Москве) Какую получил профессию? (Режиссёр)

- Как назывался первый рассказ Носова, когда и где он был напечатан?

(Рассказ «Затейники» напечатан в журнале «Мурзилка» в 1938 г.)

Учитель. В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией.  Носов был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы.

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, вслед за какими писателями в списке самых переводимых оказался Н.Н.Носов?

(А.С.Пушкин – 1 место, М.Горький – 2 место).

- Покажите с помощью светофорчика, смогли ли вы ответить на все вопросы викторины.

 

 

 

 

 

 

- Придумайте свои вопросы о жизни и творчестве Носова и задайте их одноклассникам.

 

 

- Как вы думаете, почему героем многих рассказов Носова является горе-изобретатель Мишка, который никогда не сидит     без дела?

6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Работа над созданием фильма по рассказу Носова «Телефон».

1.Распределение обязанностей.

- Над фильмом работают люди разных профессий: сценаристы, режиссёры, операторы, актёры, композиторы, монтажёры, художники, консультанты и другие.

 

 

 

 

 

 

2.Создание сценария.

- Я обращаюсь к первой группе – сценаристам. О чём будет фильм?

- Какова его основная идея?

- Какие герои задействованы в фильме?

- Назовите главные и второстепенные

роли.

- К какому жанру будет относиться фильм, поставленный по вашему сценарию?

- Как вы думаете, в чём разница между иронией и юмором? Нам необходима помощь консультанта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа режиссёров.

-Велика роль режиссёра при создании фильма, ведь режиссёр организует работу всех создателей фильма – актёров, художников, композиторов и др. Режиссёр-постановщик является главным человеком в съёмочной группе. Режиссёр-постановщик отвечает за то, чтобы фильм сложился как единое целое.

- Режиссёры, опишите характеры главных героев. Каким бы вы хотели видеть в своей картине Мишку и его друга?

- Какая, по-вашему, сцена должна быть самой смешной?

- Мне интересно, а как бы вы снимали сцену с мухой?

 

 

 

 

 

 

 

4. Помощь консультанта.

- Давайте послушаем нашего консультанта, который расскажет нам о том, как появился телефон.
(Впервые телефон был изобретен американским профессором Беллом в 1876 году. В 1830 году русский изобретатель Игнатьев предложил один из способов телеграфирования и телефонирования. Первые городские телефонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России.)

5.Работа операторов.

- Операторы – это непосредственные руководители съёмки. Съёмки бывают павильонные и натурные.

- Операторы, посмотрите на главные сцены фильма, которые выбрали режиссёры, и скажите, где вы их будете снимать?

6.Работа композиторов.

- Я обращаюсь к композиторам, которые пишут музыку для нашего фильма. Какой должна быть музыка для нашего фильма?

 

 

 

 

 

 

7.Инсценирование отрывка из рассказа.

- Мы написали сценарий, подобрали музыку к фильму, определились, где будем снимать, и какие сцены войдут в наш фильм. И теперь самое время перейти к подбору актёров на роли персонажей фильма (автор, Мишка, его друг).

- Посмотрим, как нашим артистам удастся передать характеры литературных героев.

 Разыгрывается сценка от слов «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу» до слов «Надо же починить!»

8.Работа художников.

- Наши художники работали над созданием эскизов кадров. Посмотрите на доску: здесь представлены рисунки, запечатлевшие отдельные кадры фильма.

(Рисунки расположены не по порядку.)

 

9.Работа монтажёров.

- Поэтому сейчас в работу включаются монтажёры. Им предстоит смонтировать наш фильм.

Монтажёры выстраивают картинки с изображением кадров фильма в правильной последовательности.

- Знаете ли вы люди каких профессий занимаются созданием фильма?

 

Организуем работу по группам.

Дети делятся на 6 групп по желанию:

1 группа – Сценаристы.

2 группа – Режиссёры.

3 группа – Операторы.

4 группа – Актёры.

5 группа – Композиторы.

6 группа – Консультанты.

7 группа – Монтажёры.

Каждая группа получает задание.

- Как вы думаете, в чём заключается работа сценариста?

 

 

 

Консультант находит значение слов «ирония» и «юмор» в словаре. (Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к героям и их поступкам.)

- Что больше подходит к вашему сценарию – ирония или юмор? Почему?

- Сделайте вывод, какой фильм мы должны снять?

(Вывод: Мы должны снять юмористический фильм про двух друзей, которые купили в магазине телефон.)

 

- Чем, по-вашему мнению, занимается режиссёр?

- Режиссёры, выберите главного в группе – режиссёра-постановщика, который будет выступать с отчётом.

- Режиссёры, попробуйте озаглавить основные сцены фильма и расположить их в правильном порядке. (Отличное приобретение. Хрюк! Хрюк! Хрюк!

О чём разговаривать?

Переговоры с помощью азбуки Морзе. Пели, мычали, рычали, кричали…

Как получается электричество? Была игрушка – стала вещь. Мишка ломает телефон. Почему Мишка такой нескладный.)

 - Для чего нужны консультанты при создании фильма?

 

 

 

 

 

 

 

- Чем занимаются операторы фильма?

- Чем отличаются павильонные съёмки от натурных? Как вы догадались? Сделайте вывод. (Мы будем снимать фильм в помещении.)

 

- Как вы думаете, на заставку к какой известной детской передаче может быть похожа музыка к нашему фильму?

Сделайте вывод.  (Музыкой к нашему фильму будет заставка к юмористическому детскому Киножурналу «Ералаш».)

 - Как вы думаете, какая группа выступит следующей? (Актёры.)

-Актёры, обсудите в своей группе и распределите между собой роли.

 

 

 

 

 

- Режиссёры, как вам кажется, прошли наши актёры пробы? Берёте вы их в свой фильм?

- О чём бы вы хотели спросить художников?

(- Почему картинки к фильму расположены не по порядку?)

- Художники, что вы можете сказать по этому поводу? (Очень часто съёмка картины ведётся не в той последовательности, какая задумана по сюжету и должна быть представлена на экране.)

- А кто из кинематографической бригады заканчивает создание фильма?

(Монтажёры.)

7.Домашнее задание.

 

- Найдите и прочитайте до конца рассказ Носова «Телефон».

- Подберите пословицы о дружбе.

 

- Покажите с помощью сигнального светофор-чика, кто хочет прочитать до конца рассказ «Телефон».

- Как вы думаете. Почему вам надо найти пословицы именно о дружбе? Где будете искать нужный материал?

8. Подведение итогов.

 

- Понравился ли вам рассказ Носова «Телефон»? А фильм, который мы создали?

- Кто-нибудь из вас захотел работать на киностудии?

- Чему учат рассказы Носова? (В них сообщается что-то интересное и полезное. Автор легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.)

- Какую цель ставили в начале урока?

- Что делали для достижения этой цели?

- Мы достигли цели урока? Покажите с помощью сигнальных светофорчиков.

 

9. Оценка и рефлексия учебной деятельности. 

- Большое спасибо вам за урок, вы очень хорошо поработали. Я приглашаю вас на вручение премии «Улыбка» за дости-жения в области киноискусства.

Учитель раздаёт медали: «Лучшему сценаристу», «Лучшему режиссёру», «Лучшему оператору», «Лучшему консультанту», «Лучшему актёру», «Лучшему композитору», «Лучшему монтажёру», «Лучшему художнику». А в дневник – «пятёрки».

Всем детям вручаются сделанные из бумаги «улыбки».

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

- Определите самого активного, наиболее отличившегося, достойного награды участника своей группы.

- Покажите с помощью сигнальных светофорчиков:

1) на уроке я работал активно или нет;

2) своей работой я доволен или нет;

3) понравилось ли работать в своей группе;

4) хорошо ли поработала моя группа;

5) понравился ли мне урок.

 

                                                                                                                       

 

 

 

           

 

 

 

Урок литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения  3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения  3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения  3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения  3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения  3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения  3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения  3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения  3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов - Телефон

Урок литературного чтения  3 класс Н.Н.Носов - Телефон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020