Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: « Так нельзя, а так можно и нужно»
С.В.Образцов « Воробей»
Цель: учить определять главную мысль произведения, характеризовать
персонажей по их действиям; обогащать словарь школьников за
счет слов называющих предметы старинного быта развивать рече-
вое чутье при определении значения слов и выборе слов нужного
значения, расширять представления о действительности (Москва
начала ХХ в предметы старинного русского быта); воспитывать
бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности
за свои поступки, умение правильно их оценивать; воспитывать
умение сопереживать.
Оборудование: портрет С.В.Образцова, толковый словарь, рисунки
( дерево, листья, сигналы, веревочка, сердечки)
ХОД УРОКА
1 Организационное начало урока
Приветствие.
Улыбнитесь друг другу, сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
-Я готов к работе.
- Я тоже готова работать, сотрудничать с вами, будем партнерами в работе,
находить общие решения, помогать друг другу.
2 Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи
Вступительная беседа
- Тема нашего урока «Так нельзя, а так можно и нужно»
Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Раскрыть эту тему нам поможет рассказ С.В.Образцова « Воробей»
Биаграфия писателя (рассказывает уч- ся)
-Когда мы читаем произведение, какие задачи мы перед собой ставим?
( учимся читать правильно, выразительно)
-Кроме того, мы будем продолжать учиться анализировать текст , выделять
главную идею, осмысливать поступки и поведение героев .
3Работа над темой
Статья
-Прежде, чем познакомиться с произведением, давайте прочитаем статью-воспоминание Образцова о своем детстве ( читает 1 уч-ся)
-С какой целью автор предлагает нам эту статью? (Автор на своем опыте хочет убедить нас в том, чтобы мы, совершая поступки, прежде их обдумывали, чтобы впоследствии не было за некоторые из них стыдно.
Работа над рассказом
Рассказ « Воробей» - это тоже воспоминание автора одного случая из своего детства.
События, о которых пойдет речь в рассказе происходили в Москве, а именно, в Сокольниках, так назывался и называется сейчас один из районов Москвы.
Работа по иллюстрации
Рассмотрите внимательно иллюстрацию к произведению и постарайтесь понять, как давно происходили события, о которых пойдет речь в рассказе. Докажите.
Чтение произведения учителем вслух
Сядьте удобнее и приготовьтесь внимательно послушать рассказ. Во время чтения следите, карандашом отмечайте слова, значение которых вам будет непонятно.
Словарная работа
-Какие слова вы выделили? Почему вам непонятно их значение? (Эти слова устарели, вышли из активного словаря. Мы их не употребляем в речи, а если и употребляем, то очень редко.)
МОСТОВАЯ – поверхность дороги, покрытая асфальтом или камнем .
ИЗВОЗЧИК – работник, который правит лошадьми в повозке .
От каких слов образованы эти слова? (мост, возить)
Работа по вопросам учебника
1 Мальчик кинул палочку туда, где сидели воробьи. Он это сделал:
1) по неосторожности;
2) для того, чтобы убить птичку;
3) нарочно;
4) нечаянно;
5) не думая о последствиях
Докажите свой выбор.
- Выберите нужный вариант ответа.
Конечно, мальчик не собирался убивать птичку. Он кинул палочку, не думая о последствиях, а в результате погиб воробышек, и в смерти его мальчик оказался виноват.
2 Какое место в рассказе самое напряженное; тяжелое? ( Прочитайте его еще раз )
- Автор очень подробно описывает гибель птички, потому что эта страшная картина осталась в его памяти на всю жизнь.
3 РАБОТА В ПАРАХ
1ряд-Как отнеслись к поступку мальчика взрослые? Подтвердить словами текста.
2 ряд – Как вы думаете, правильно поступили мама и няня?
3 ряд – Стал ли мальчик лучше? Что ему в этом помогло?
-Обсудите эти вопросы и предложите свой вариант ответа.
Прошу высказать свое мнение. Кто думает иначе?
-Слова мамы и няни кажутся суровыми. Мальчик раскаялся, жалеет воробышка,
плачет, а взрослые его не успокаивают, а только осуждают. Но, может быть, именно эта суровость заставила мальчика до конца осознать свою вину.
Если бы мальчика пожалели, он мог бы подумать: « Да, воробышка жалко, но я ведь не хотел его убивать, так получилось, я не виноват».
4 Вернемся к теме урока. Какова главная мысль рассказа?
-Какие строки из произведения выражают главную мысль? ( главная мысль выражена словами мамы ) Слова «нельзя так делать» относятся не только к истории с воробышком. Надо всегда жалеть все живое на земле.
Ты, дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не убивай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка,
Люби – леса, просторы, шум полей,
Все, что зовется Родиной твоей.
5 Работа с пословицами
-Некоторые из пословиц выражают суть рассказа. Выберите их
1Жизнь дана на добрые дела.
2 Аккуратность человека красит.
3 Все за одного, один за всех.
4 Умел ошибиться, умей и поправиться.
4 Итог урока
-Вы слышали фразу « Завязать узелок на память?» А когда так говорят? ( Когда хотят, что-то прочно и надолго запомнить)
- Я предлагаю вам тоже завязать узелок, продолжив одну из фраз:
«Я понял, что…»
«Я задумался над …»
«Я буду всегда …»
5Рефлексия
-А теперь, мне бы хотелось узнать, как вы чувствовали себя на уроке. Перед вами « дерево чувств». Выразите свои чувства при помощи разноцветных листьев.
желтый лист - радостное, светлое, приятное, спокойное.
красный лист – тревожное, напряженное, неудовлетворенное.
6 Задание на дом
1. Нарисовать к рассказу иллюстрации.
2. Составить устный рассказ со счастливым концом.
3. Вспомнить и рассказать случай из своей жизни, за который вам, может быть, когда-то тоже было стыдно, а может, наоборот, радостно.
7 Сердечки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.