Урок литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"« Так нельзя, а так можно и нужно» С.В.Образцов « Воробей»
Оценка 4.9

Урок литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"« Так нельзя, а так можно и нужно» С.В.Образцов « Воробей»

Оценка 4.9
doc
01.12.2019
Урок  литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"« Так нельзя, а так можно и нужно»  С.В.Образцов « Воробей»
Урок литературного чтения в 3 классе.doc

 

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: « Так нельзя, а так можно и нужно»

               С.В.Образцов « Воробей»

Цель: учить определять главную мысль произведения, характеризовать

             персонажей по их действиям; обогащать словарь школьников за

                счет слов называющих предметы старинного быта развивать рече-

                вое чутье при определении значения слов и выборе слов нужного

               значения, расширять представления о действительности (Москва

               начала ХХ в предметы старинного русского быта); воспитывать 

               бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности

               за свои поступки, умение правильно их оценивать; воспитывать

               умение сопереживать.

Оборудование: портрет С.В.Образцова, толковый словарь, рисунки

                                     ( дерево, листья, сигналы, веревочка, сердечки)

 

           

                ХОД   УРОКА

1 Организационное начало урока

 Приветствие.

Улыбнитесь друг другу, сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

-Я готов к работе.

- Я тоже готова работать, сотрудничать с вами,  будем партнерами в работе,

находить общие решения, помогать друг другу.

2 Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи

Вступительная беседа

- Тема нашего урока  «Так нельзя, а так можно и нужно»

Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Раскрыть эту тему нам поможет рассказ С.В.Образцова « Воробей»

Биаграфия писателя (рассказывает уч- ся)

 

-Когда мы читаем произведение, какие задачи мы перед собой ставим?

( учимся читать правильно, выразительно)

-Кроме того, мы будем продолжать учиться анализировать текст , выделять

 

 

главную  идею, осмысливать поступки и поведение героев .

3Работа над темой

     Статья

-Прежде, чем познакомиться с произведением, давайте прочитаем статью-воспоминание Образцова о своем детстве ( читает 1 уч-ся)

-С какой целью автор предлагает нам эту статью?  (Автор на своем опыте хочет убедить нас в том, чтобы мы, совершая поступки, прежде их обдумывали, чтобы впоследствии не было за некоторые из них стыдно.

    Работа над рассказом

Рассказ « Воробей» - это тоже воспоминание автора одного случая из своего детства.

События, о которых пойдет речь в рассказе происходили в Москве, а именно, в Сокольниках, так назывался и называется сейчас один из районов Москвы.

    Работа по иллюстрации

Рассмотрите внимательно иллюстрацию к произведению и постарайтесь понять, как давно происходили события, о которых пойдет речь в рассказе. Докажите.

  Чтение произведения учителем вслух

Сядьте удобнее и приготовьтесь внимательно послушать рассказ. Во время чтения следите, карандашом отмечайте слова, значение которых вам будет непонятно.

Словарная работа

-Какие слова вы выделили?  Почему вам непонятно их значение?  (Эти слова устарели, вышли из активного словаря. Мы их не употребляем в речи, а если и употребляем, то очень редко.)

 

МОСТОВАЯ – поверхность дороги, покрытая асфальтом  или камнем .

ИЗВОЗЧИК – работник, который правит лошадьми в повозке .

От каких слов образованы эти слова? (мост, возить)

Работа по вопросам учебника

1       Мальчик кинул палочку туда,  где сидели воробьи. Он это сделал:

1)   по неосторожности;

2)   для того,  чтобы убить птичку;

3) нарочно;

4) нечаянно;

5) не   думая о последствиях

Докажите свой выбор.

- Выберите нужный вариант ответа.

Конечно, мальчик не собирался убивать птичку. Он кинул палочку, не думая о последствиях, а в результате погиб воробышек, и в смерти его мальчик оказался виноват.

2 Какое место в рассказе самое напряженное; тяжелое? ( Прочитайте его еще раз )

- Автор очень подробно описывает гибель птички, потому что эта страшная картина осталась в его памяти на всю жизнь.

3 РАБОТА В ПАРАХ

1ряд-Как отнеслись к поступку мальчика взрослые? Подтвердить словами текста.

2 ряд – Как вы думаете,  правильно поступили мама и няня?

3 ряд – Стал ли мальчик лучше? Что ему в этом помогло?

-Обсудите эти вопросы и предложите свой вариант ответа.

Прошу высказать свое мнение. Кто думает иначе?

-Слова мамы и няни кажутся суровыми. Мальчик раскаялся, жалеет воробышка,

плачет, а взрослые его не успокаивают, а только осуждают. Но, может быть, именно эта суровость заставила мальчика до конца осознать свою вину.

Если бы мальчика пожалели, он мог бы подумать: « Да, воробышка жалко, но я ведь не хотел его убивать, так получилось, я не виноват».

4 Вернемся к теме урока. Какова главная мысль рассказа?

-Какие строки из произведения выражают главную мысль? ( главная мысль выражена словами мамы ) Слова «нельзя так делать» относятся не только к истории с воробышком. Надо всегда жалеть все живое на земле.

          Ты, дружок, смотри, не подкачай!

          Правдивым быть и добрым обещай!

          Не убивай ни птахи, ни сверчка,

          Не покупай для бабочки сачка,

          Люби – леса, просторы, шум полей,

           Все, что зовется Родиной твоей.

5 Работа с пословицами

-Некоторые из пословиц выражают суть рассказа. Выберите их

          1Жизнь дана  на добрые дела.

          2 Аккуратность человека красит.

          3 Все за одного, один за всех.

          4 Умел ошибиться, умей и поправиться.

4 Итог урока 

-Вы слышали фразу « Завязать узелок на память?» А когда так говорят? ( Когда хотят, что-то прочно и надолго запомнить)

- Я предлагаю вам тоже завязать узелок, продолжив одну из фраз:

              «Я понял, что…»

              «Я задумался над …»

               «Я буду всегда …»

5Рефлексия

-А теперь,  мне бы хотелось узнать, как вы чувствовали себя на уроке. Перед вами « дерево чувств». Выразите свои чувства при помощи разноцветных листьев.

  желтый лист -  радостное, светлое, приятное, спокойное.

  красный лист – тревожное, напряженное, неудовлетворенное.

6 Задание на дом

1. Нарисовать к рассказу иллюстрации.

2. Составить устный рассказ со счастливым концом.

3. Вспомнить и рассказать случай из своей жизни, за который вам, может быть, когда-то тоже было стыдно, а может, наоборот, радостно.

7 Сердечки

Урок литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"« Так нельзя, а так можно и нужно» С.В.Образцов « Воробей»

Урок  литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"« Так нельзя, а так можно и нужно»  С.В.Образцов « Воробей»

Урок литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"« Так нельзя, а так можно и нужно» С.В.Образцов « Воробей»

Урок  литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"« Так нельзя, а так можно и нужно»  С.В.Образцов « Воробей»

Урок литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"« Так нельзя, а так можно и нужно» С.В.Образцов « Воробей»

Урок  литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"« Так нельзя, а так можно и нужно»  С.В.Образцов « Воробей»

Урок литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"« Так нельзя, а так можно и нужно» С.В.Образцов « Воробей»

Урок  литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"« Так нельзя, а так можно и нужно»  С.В.Образцов « Воробей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2019