Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа − Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Кафедра начального общего образования
Урок литературного чтения
Тема: «В.М. Гаршин « Лягушка-путешественница».
Класс: 4г
Дата проведения урока: 07.10. 2017.
Выполнила:
Кудашева Татьяна Вадимовна
студентка 414Н2 группы
специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Руководитель от организации:
учитель начальных классов
МУ « НШ № 24 ».
Мирошниченко Лилия Евгеньевн _______
ФИО подпись
Руководитель от коллежа:
Калинина Галина Анатольевна_____
ФИО подпись
Технологическая карта урока
Тема |
В.М. Гаршин « Лягушка-путешественница |
||||||||||||||||||
Цели
|
Познакомить учащихся с произведением В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» |
||||||||||||||||||
Планируемый результат
|
|||||||||||||||||||
Личностные умения обучающиеся научатся осознавать и определять свои эмоции; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. |
Метапредметные умения Познавательные умения: учиться находить информацию в тексте; фиксировать ее в виде плана; проводить анализ и синтез объектов; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге. Регулятивные умения: учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; использовать установленные правила в контроле способа решения; продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения; Коммуникативные умения: учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою, сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.
|
Предметные: познакомиться с авторской сказкой В.М.Гаршина; научиться называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков. |
|||||||||||||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
|||||||||||||||||||
I этап. Организационный момент (самоопределение к деятельности), |
|||||||||||||||||||
Цели деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к уроку. |
Здравствуйте, ребята. Садись. |
Ребята готовятся, и всем желают хорошего настроения. |
|||||||||||||||||
II этап. Постановка цели урока. Актуализация знаний. |
|||||||||||||||||||
Цели деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||
Цели: Определить тему и цели урока. |
Сегодня, мы с вами познакомимся с одним из известных писателей, и с его замечательным произведение. Ребята, сейчас я каждой группе раздам набор букв, ваша задача будет сложить данные буквы и назвать тему нашего с вами урока. Вспомните правила работы в группах -Верно. Сегодня мы познакомимся с писателем Всеволодом Михайловичем Гаршиным и с его произведением «Лягушка-путешественница» -Какие цели вы поставите для себя на наш урок? -Переходим и изучению и чтению сказки «Лягушка-путешественница» |
Ребята, с помощью набора букв определяют тему урока, составляю слова. Ставят цели: познакомится с писателем, прочитать сказку, узнать главную мысль сказки, учится охарактеризовывать героев сказки. |
|||||||||||||||||
III этап Изучение нового материала. Первичное знакомство со сказкой В.М. Гаршин « Лягушка-путешественница |
|||||||||||||||||||
Цели: Работа в группах, составление плана, анализ всех частей сказки. |
Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница” -Кого мы называем путешественником? -Чем привлекательны путешествия? -Как вы думаете, почему писатели используют в своих произведениях «животных»? Что они этим хотят показать? Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.) -А как вы думаете, о чем будет повествоваться в данной сказке? Итак, а теперь проверим, правы ли ваши догадки. -Перед тем как мы начнем знакомиться со сказкой, нас познакомят с писателем В.М. Гаршиным.(подготовленный ученик, рассказывает про писателя), внимательно слушайте, что говорит вам одноклассник. ( Представитель русской прозы Всеволод Михайлович Гаршин был рожден 2 февраля 1855 года в Екатеринославской губернии (в наше время это Донецкая область, Украина). Его отец был офицером. В возрасте пяти лет Гаршин стал свидетелем семейной драмы, которая в итоге сказалась на его здоровье и значительно повлияла на мироощущение и становление характера. До 1864 года Гаршин проживал с отцом, через какое-то время мать увезла его в Петербург и отдала учиться в гимназию. После ее окончания в 1874 году будущий прозаик поступает в Горный институт. Здесь он осознает, что литература увлекает его больше, чем наука, и вскоре начинает писать очерки и статьи по искусствоведению. В день, когда в 1877 году Россия начала войну с Турцией, Гаршин добровольно записывается в ряды действующей армии. Во время одного из своих первых сражений он был ранен в ногу. И хотя рана была не серьезной, в дальнейших боях Гаршин участия не принимал. После окончания войны, будучи в статусе офицера в отставке, он некоторое время был вольнослушателем на филологическом факультете Петербургского университета, а вскоре всецело отдал себя литературной деятельности. Совсем скоро писатель стал известным, а его рассказы о войне «Четыре дня», «Трус» и «Из воспоминаний рядового Иванова» пользовались наибольшей популярностью. Через 4 года издается последнее произведение Всеволода Михайловича - сказка для детей «Лягушка-путешественница». Совсем скоро писателя охватывает один из привычных для него депрессивных приступов и уже 24 марта 1888 года во время очередного припадка он кончает жизнь самоубийством, бросаясь в лестничный пролет. Похоронили Гаршина в Петербурге. Писатель вошёл в отечественную школьную программу. Его сказочные произведения «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе» изучают в четвёртом классе средних общеобразовательных учреждений.) -Ребята, что можно сказать о данном писатели? Какой он был? (творческий, любил живопись, храбрый и целеустремленный) -Ребята, сейчас ваша работа начинается в группах. Каждой группе я раздам материал, ваша задача будет прочитать данные отрывки, озаглавить их, и пересказать. Назовите, еще раз правила работы в группах? -Можете приступать к заданию. 1группа: Жила-была на свете
лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко
квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно —
конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно
происшествие. 2группа- Вдруг тонкий, свистящий,
прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят,
то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают.
Фью-фыо-фью-фью — раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стадо
таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз
утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото,
где жила лягушка. 3группа- И она шлепнулась с сучка,
на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в
ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло,
утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором
она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее,
на какое только способна лягушка. 4группа- А утки летели вслед за
несшей ее передней парой, кричали и хвалили ее. 5группа- Тут лягушка уж не
выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: 6группа- Но вокруг нее никого не
было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду.
Когда они начали показываться из нее, то с удивлением смотрели на новую. -Что же у нас с вами получилось. Прослушаем каждую группу, и на доске составить план пересказа. (выслушивание групп) ПЛАН: 1часть. Жила-была на свете лягушка-квакушка. (Беззаботная жизнь лягушки.) -Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте) -Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку.) -О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки) -Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким дождиком.) -В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.) -Что самое главное в этой части? (Главное – это жизнь лягушки в болоте.) 2часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. (Решение лягушки лететь с утками..) -Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.) -Куда летели утки? (На юг.) -Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. (выборочное чтение) -Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?) -Почему? (ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте) -Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.) -Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.) -Как это её характеризует? ( Она настойчивая.) -Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? (Лягушка встретилась с утками. Она много узнала о юге и решилась лететь вместе с утками.) 3часть. И она шлёпнулась с сучка, на который было, снова влезла. . (Сообразительность лягушки.) -Что же придумала лягушка? Объясните способ её передвижения. – Оправдались ли ваши предположения? -Как отреагировали утки на её предложение? (Утки назвали лягушку самой умной.) -Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг? (Лягушка прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад.) -Какую черту характера вы бы отметили у лягушки? ( Это находчивость, сообразительность.) -Что главное в этой части? (Лягушка придумала способ передвижения. Утки взяли её с собой.) 4часть. Утки летели над сжатыми полями. (Восхваление лягушки.) На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?” -Почему она просила уток лететь ближе к земле? (У неё кружилась голова. Она боялась свалиться.) -Как вы думаете, действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? Для чего она попросила уток лететь пониже? (Ей было очень интересно увидеть и услышать, что говорят.) -Что слышала наша героиня, когда летела? (Люди удивлялись. Называли это чудом.) -Сформулируйте заголовок этой части. 5часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи. (Результат хвастовства.) Почему закричала лягушка? Что с ней произошло, когда она закричала? Куда упала лягушка? Кого она встретила там? Что рассказывала лягушка? Кого ждала лягушка весной? Почему утки не вернулись?) Найдите главную мысль части. Озаглавьте её. Главная мысль этой части в том, что утка закричала и упала в грязный пруд. 6часть. Но вокруг неё никого не было. (Хвастливые рассказы путешественницы.) В шестой части говорится, как утка в пруду хвасталась своим умом, своей находчивостью, смекалкой. Чтение составленного плана.
|
-Человека, который открывает новые места. Человека, который едет в новое неизвестное место. - В путешествиях узнаёшь что-то новое. -Один ученик рассказывает про писателя. -Дети работают по группам. |
|||||||||||||||||
IV этап. Первичное закрепление |
|||||||||||||||||||
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||
Подведение итогов по изученной сказке, выбрать пословицы к данной сказке, охарактеризовать главную героиню сказки. |
Беседа: -Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? -Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? -Что вам понравилось в поведении лягушки? Какая черта характера этому соответствует? (Любознательность.) - Что ещё можно рассказать о поведении лягушки? -Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки? -Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки. 1.Смелость города берёт 2.Хвастовство само себя наказывает 3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь -Верно ребята. Если много хвастаться и восхищается собой, в жизни мы ничего не достигнем. |
-Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности. -Виновата сама лягушка, её хвастовство. -Понравилась сообразительность лягушки. Лягушка хотела побывать на юге и увидеть новые места. -Лягушка не побоялась полететь вместе с утками. -Люди тоже имеют такие черты характера, как сообразительность, смелость, но и хвастливость. -Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица. Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала.
|
|||||||||||||||||
IV этап. Проверка понимания |
|||||||||||||||||||
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||
Составление синквенйна или или ответы на тест. |
Составление синквейна про лягушку. Тема, одно существительное (кто? что?) (Лягушка) Описание темы в двух словах прилагательных (какая?) (Умная, хвастливая) Описание действия в рамках темы, 3 глагола (что делает?) (Думала, летела, хвасталась.) Предложение по теме. (Сказка ложь, да в ней намёк.) Синоним из одного слова по теме (Хвастовство) -Ребята, а теперь проверим как же вы усвоили данный материал, возьмите ручку и в тетради выполните тест, каждый сам. ТЕСТ В.М Гаршин « Лягушка путешественница» Ф.И. 1. Укажите значение выражения «захватило дух» A. Стало очень страшно B. Стало трудно дышать C. Охватил восторг + 2. Где жила лягушка? A. В пруду B. В реке C. В болоте+ D. В озере 3. Почему утки сели на болото? A. Им оно понравилось B. Решили переждать грозу C. Решили перекусить+ 4. Почему утки не стали есть лягушку? A. Пожалели+ B. Посчитали её несъедобной C. Решили, что слишком велика и не пролезет в горло. A. 5. Почему лягушка попросила уток лететь пониже? B. Чтобы лучше видеть, что делается на пути+ C. Чтобы показать себя и послушать, что о ней говорят D. Чтобы было не так страшно лететь 6. Чем закончилось путешествие лягушки? A. Она добралась до юга B. Она закричала и упала+ C. Она не решилась лететь дальше 7. Почему утки не вернулись за лягушкой? A. Она им надоела B. Они на неё обиделись C. Они думали, что лягушка погибла+ D. Они думали, что ей хорошо там, куда она попала.
|
Дети составляю синквейн про лягушку. (отвечают на тест). |
|||||||||||||||||
V этап. Итог занятия. Рефлексия деятельности. |
||
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Научить школьников: • соотносить полученный результат с поставленной целью; • оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности.
|
-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.) -Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (Виновата сама лягушка, её хвастовство - Как вы думаете, чего в этом произведении больше: сказочного или реального? - Что в нём из сказки? - Что могло быть на самом деле? - Удивила ли вас эта сказка? Чем? (Ответы детей.) - Можно ли её назвать историей о необычном путешествии? - Что хотел сказать автор своим произведением? (Ответы и предположения детей.) - Как автор говорит о своей героине? - Почему не состоялось путешествие лягушки? Д/З - Прочитать сказку и подготовить пересказ близкий к тексту. Побывать в роли художников и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки.
|
-Нам понравилось… -Я больше всего запомнил… -Я добился своих целей… До свидания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.