МБОУ Ревенская СОШ Карачевского района Брянской области
Урок литературного чтения в 1 классе (период обучения грамоте)
Тема: «В. Крупин. Первый букварь»
Учитель: Лужецкая А.В.
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с произведением, совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления
Планируемые результаты (предметные)
Осознанно и выразительно читать познавательный текст; осуществлять поиск информации в тексте
Личностные результаты
Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание, больше знать
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: общеучебные – осуществлять поиск необходимой информации в тексте и иллюстрации;
логические – осуществлять сравнение названий русских букв и старинных.
Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию
План урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
|
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Приветствие учащихся. – Мы будем на уроке
думать? –
А может, будем спать? – Мы будем рассуждать? (Да.) – А в облаках летать? (Нет.) |
|
|
–
Друг другу будем помогать? – Проверим готовность к уроку |
|
II. Включение в учебную деятельность |
- О каких двух братьях-мудрецах мы говорили на предыдущем уроке? - Что мы о них знаем? |
|
III. Актуализация опорных знаний.
1. Игра «Угадай слово» |
-Какой вклад они внесли в развитие славянской культуры? - Сколько было букв в первой славянской азбуке? (44) (на доске плакат с кирилицей) Буква к букве – будет слово, Слово к слову – речь готова. И напевна, и стройна, Музыкой звучит она. Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям, И пусть будет знаменит Наш славянский алфавит! Мы Отчизне верно служим, Ты – один из сыновей. Так расти, чтоб ты был нужен, Дорог Родине твоей! Ждет тебя за труд награда – Цель прекрасная вдали, Но оглядываться надо На пути, что мы прошли. Ничего нет лучше, краше Милой Родины твоей! Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней! Вспоминай их добрым словом – Слава им, борцам суровым, Слава нашей стороне! Слава русской старине!
На доске написаны буквы: о, у, е, б, ч, н, и, е а, о, е, г, р, м, т на страницах книги. – Соедините последовательно гласные и согласные и отгадайте название урока |
|
IV. Развитие речевого аппарата |
1. «Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи. 2. «33 Егорки»: сделать глубокий вдох носом, а на выдохе произнести скороговорку: «Как на горке, на пригорке/ Стоят 33 Егорки», вновь сделать глубокий вдох и продолжить: «Раз Егорка, два -Егорка, три – Егорка» и т.д., пока хватит набранного воздуха. Добирать воздух нельзя. |
|
V. Постановка целей и определение темы урока |
- Как называется учебник, по которому мы учимся читать? - Кто знает, как назывался учебник, по которому учились читать ваши родители? – Сегодня мы узнаем, каким был первый букварь, и кто его написал и напечатал
|
|
VI. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Чтение рассказа В. Крупина «Первый букварь» учителем. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 90–91) |
– Кто написал и напечатал первый букварь? – Как называют Ивана Федорова? – Чем заканчивался первый букварь? – О чем говорит первая заповедь из букваря? |
|
2. Показ презентации «Первый букварь» 1 |
|
|
3. Чтение текста учениками («цепочкой») (учебник, с. 90–91) |
– Прочитайте рассказ «цепочкой» |
|
3. Работа по теме урока |
- Сколько букв в кирилице? - А сколько букв в русской азбуке? - Сколько из них гласных? Согласных? - Сколько букв не обозначают звуки? - На какие две группы можно разделить все гласные буквы? - Какие буквы и в каких случаях обозначают два звука? - На какие группы можно разделить все согласные буквы?
|
|
VII. Закрепление знаний и способов действий. 1. Буквы современного и древнерусского алфавита (учебник, с. 90–91) |
– Рассмотрите страницу старинной Азбуки. Сравните буквы современного и древнерусского алфавита |
|
2. Что читали ваши предки и прабабушки в своих букварях |
Показ Презентации «Первые буквари»2 |
|
3. Продолжение работы по теме |
- А вы знаете, сколько лет букварю? Более черёхсот! Я – букварь, учу читать, Меня никак нельзя не знать. Меня изучишь хорошо, И сможешь ты тогда Любую книжку прочитать Без всякого труда. Учились все по мне и встарь, Я – книга школьная – букварь: Рисунки, буквы, точки, Коротенькие строчки. Тому, кто хочет много знать, Кто хочет книги прочитать Про горы и долины, Про реки и моря – Не обойтись без букваря. |
|
4. Творческая работа. Создание собственной Азбуки |
– Создайте свою азбуку. Придумайте слова, которые помогут запомнить название старинных букв русского алфавита. – Придумайте рассказ о своей азбуке (кто её автор, в каком издательстве издана, какие рассказы читали, о чем интересном узнали) |
|
VIII. Рефлексивно-оценочный |
- Понравился ли вам урок? Покажите смайликами – Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось и понравилось? – Спасибо за урок |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.