Урок литературного чтения в 3 классе
Оценка 4.7

Урок литературного чтения в 3 классе

Оценка 4.7
docx
15.11.2021
Урок литературного чтения в 3 классе
Конспект урока литературного чтения в 3 классе.docx

 

Конспект урока по литературному чтению 3 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод обучения: частично — поисковый; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации учебной  деятельности:

1.   Фронтальная

2.      Индивидуальная

3.      Групповая

4.       Работа в парах

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.

Раздаточный материал на каждой парте.

Компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Цели:

Обучающие:

1.       продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;

2.       учить понимать глубину содержания произведения;

3.       формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;

4.       находить мораль в произведении;

5.       учить читать басню по ролям;

6.       различать речь автора и героев басни;

7.      развивать навыки беглого чтения;

Развивающие:

1.      содействовать развитию мыслительных операций:

2.      сравнение, анализ, синтез, систематизация;

3.       развивать творческое воображение, познавательную активность,

4.       работать над развитием разговорной речи.

Воспитательные:

1.      воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,

2.      формировать положительные качества,

3.      вызвать внутреннее неприятие  пороков персонажей басни и нежелание им подражать и  на них походить.

4.      пробуждать добрые чувства,

5.      воспитывать интерес к чтению.

Здоровьесберегающие:

1.      способствовать  созданию  благоприятного психологического климата на уроке;

2.      обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;

3.      способствовать  созданию ситуации успеха;

4.      разно уровневые задания и вопросы;

5.      организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни ; понимать нравственный смысл басни,   характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

 Познавательные:

1.      осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

2.      находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные:

1.      принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

2.       выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,

3.      планируют свои действия для решения учебной  задачи,

Коммуникативные:

1.  строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

2.   участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

3.  ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Речевая разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Настрой на работу.

-Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

умею слушать мнения других.

Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. Подняли глазки на меня.            Начинаем наш урок.

 

 

Подготовка речевого аппарата к работе.

 Артикуляционная гимнастика

-Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку.

    На экране:

Ать – ать – ать – много будем мы читать.

Гу – гу – гу – всегда другу помогу.

 Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

- Прочитайте медленно. Что это? (скороговорка)

- Прочитайте медленно, затем с ускорением.

- Читаем с разной интонацией:

-1 раз - хитрим, льстим

 2 раз - огорчаемся

  Настраиваются

на активную и продуктивную работу.

Учатся оценивать свое внутреннее состояние, нацеливаются

на положительные результаты в работе, на удержание учебной задачи

 

 

Стараются четко произнести скороговорку в разном темпе, с разной интонацией, уточняет значение слова.

Отвечают на вопросы учителя, слушают и понимают речь  окружающих,

высказывают свою точку зрения.

 

 

 

Личностные УУД

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

УУД

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

 

3. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проверка домашнего задания

 

 

Мотивация

- Что высмеивает народ  этой скороговоркой ? (неумение слушать друг друга)

Произведения какого жанра мы читаем на уроках?(Басни)

  - Скажите, творчество, какого писателя мы изучали? (Творчество И.А. Крылова)

 В 2019 году  исполняется 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова.

Сегодня мы продолжим знакомиться с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о  жизни и творчестве И.А. Крылова.

Фильм о И.А. Крылове.  (время показа 1мин 16 сек)
- А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию  о творчестве И.А. Крылова.

Приём «Верные и неверные утверждения» 

1.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.

да

2.

Он родился в городе Самаре.

нет

3.

Его семья жила бедно.

да

4.

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.

да

5.

Он работал продавцом.

нет

6.

Крылов выучил несколько языков.

да

7.

Он начал писать в 16 лет.

нет

8.

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.

да

9.

В первой книге Крылова  были рассказы.

нет

10.

Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.

да

 

- Ребята, скажите, кто потерял этот предмет? (показывает зеркало) Из какой басни?

– А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»?

Выразительное чтение басни.

- А теперь проверим, как правильно и выразительно надо было прочитать басню по ролям.

 

 

Высказывают свою точку зрения, повышая свою самооценку,

Активно отвечают на  трудные вопросы, убеждаются в необходимости изучения басен, развивая при этом память, внимание, мышление, речь.

Отвечают на вопросы учителя, слушают и понимают речь  окружающих, высказывают свою точку зрения,

оформляя свои мысли в устной форме

слушают и понимают речь  окружающих, высказывают свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге, слушают и помают речь окружающих.

Читают текст выразительно, совершенствуя умение работать с текстом.

 

Личностные УУД

 

 

 

 

Предметные УУД

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

 

 

 

 

Познавательные

УУД

 

 

 

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

Познавательные

УУД

 

5.Физкульт-

    Минутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Постановка

цели урока.

Введение в тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Работа над новым материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Физкульт-минутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Творческая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Задание на дом.

 

 

 

 

 

 

 

11.Итог урока

 

 

 

 

 

 

12.Рефлексия

 

 

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок!

 

Еще прыгай:  раз, два , три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись!

 

 

 

 

Постановка проблемы

- Сегодня мы продолжим брать уроки нравственности у великого баснописца.

- Тему урока мы узнаем и запишем  позже, после исследования морали новой басни  и ответа на вопросы:

1.Как называется басня?

2.Кто ее автор?

3. Кто герои басни?

4. Что происходило с героями и почему?

5. Почему так закончилась басня?

На экране:

 « Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

 Но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

- Прочитаем мораль

 

Первичное восприятие. Аудиозапись.
1. Слушаем басню.

2. Проверка предположений.

- Какие чувства вызвала басня?

- На какие вопросы удалось ответить?

3. Тема урока

- Да, тема нашего урока – басня  И.А. Крылова « Ворона и лисица».

( открывается доска с темой)

-Мы разберем ее содержание и смысл, будем учиться выразительно читать.

- Что было непонятно?

4) Словарная работа   ( индивидуальная работа)

Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов старинных узнать
.

На доске записаны слова и выражения. Объяснят их значения 2 ученика. Они сегодня готовили словарную работу к уроку.

Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием,  тяжестью на что-то высокое.                                          

Пленил заворожил.

Гнусный – внушающий отвращение.                                                                                                                                                                                                     Вещунья приносящая вести, в басне прозвище вороны.                                                                                                                                                                       Бог послалслучайно нашла.                                                                                                                                                                               Лесть – лицемерное, уродливое  восхваление.                                                                                     Льстить – хвалить из корыстного  желания расположить к себе.                                                                                                                                                Не впрок – не на пользу.

Зоб -  у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.

 

- Как одним словом назвать слова  лесть, льстец, льстить? (Родственные)

 Самостоятельное чтение басни

 

Анализ басни.

-Могла бы лиса обойтись без сыра? (да, ведь она бежала по своим делам и не знала, что встретит ворону)

-Почему же она остановилась? (ее привлек запах сыра)

-Почему лисе удалось  завладеть сыром, ведь ворона сидела высоко?

Выборочное чтение

- Прочитайте, как  Лисица обращалась к Вороне?

- Что говорила о ее красоте? О ее голосе? Найдите и прочитайте.

- Прочитайте,  какие слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами она употребляла?

(голубушка, шейка, глазки, сказки, пёрышки, носок, голосок, светик, сестрица, мастерица)

- Почему?

-Какие качества характера были у лисы?

- Какое отчество люди дали лисе за ее характер?

-Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?

- -На что они указывают? Какой предстает Ворона?

- Почему ворона выронила сыр? Прочитайте слова из текста.

(в зобу дыханье сперло)

- Почему? (она редко слышала такие слова в свой адрес, ее мало кто любил)

- Есть ли положительный герой в басне?- (Нет)

- Почему нельзя подражать Лисице и Вороне?

 Льстец страшен,  а кто принимает эту лесть - смешон. И тот и другой теряют чувство собственного достоинства, т.е. самоощущение и самоуважение.

- Над кем смеется автор? Что высмеивает?

( над вороной - доверчивость).

- А почему не смеется над лисой?

( Лесть не смешна, она противна, отвратительна)

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

5) Проверка предположений - возвращение к вопросам.

- Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да)

 

 

 

 

 

Физкультминутка- игра « Я такой».

- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь,  вы должны присесть и закрыть лицо руками.

А если называю качества, которые вы  хотели бы  иметь,  то стоим на месте и хлопаем в ладоши.

- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка, ленивый,  неблагодарный.

 

- Молодцы!

 

 

 

Выразительное чтение басни.

- Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении. (Дети выразительно читают басню).

 

Театральная постановка  басни по ролям.

- Посмотрим, как эту басню можно разыграть на сцене.

Оцените выступление ребят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах. Составление и написание синквейна на  главных героев басни.

 Лист А4 вы возьмите, на героя посмотрите

и все *синквейн* составьте (основные черты  характера героя – какой он?)  запишите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах. Выбор пословицы.

- Представьте, что вы встретили героев басни за день до события, какой совет вы им дадите?

( задание на карточках)

Дай совет герою басни, соедини стрелкой  пословицу с героем басни

« Верь своим очам, а не чужим речам»

« Хитри, да хвост береги»

ЛИСА            «На чужой каравай, рот не разевай »                                    ВОРОНА

«Потерял - не сказывай, нашел - не показывай »

 

 Проверка самостоятельной работы.

 

 

 

 

Задание для всех- подготовка к выразительному чтению басни

Читать басню, по желанию – выучить  наизусть.

 

 

 

 

 

 

 

С какой басней познакомились?

На все вопросы нам удалось ответить?

Чему нас научили И.А. Крылов и его басня?

- Чтобы не попасть в сети льстецов,  надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести.

 

Оценка деятельности учащихся.

Ребята выбирают смайлики по оценочному листу.

Смайлик « Отлично»

 

Смайлик «Хорошо»

 

Смайлик «Старайся»

 

Спасибо за урок!

 

Читая хором слова физкультминутки, развивают речь.

Дети с радостью работают  вместе, это влияет на формирование нравственных ценностей,

укреплению

здоровья.

Совместная работа  заставляет обучающихся контролировать себя и товарищей.

 

Дети включаются в поисковую деятельность,

размышляют над проблемой, выдвигают предположения,

включаются в активный диалог в группе и вне группы,

выслушивают мнения одноклассников, учителя, формируют свою точку зрения, контролируют себя и товарищей,

планируют дальнейшую работу, помогают друг другу, учатся договариваться  и принимать мнение других, осознают нехватку знаний.

 

Дети включаются в активную мыслительную деятельность, решая поставленную учителем задачу, учатся слушать и слышать речь других, заполняют под руководством учителя схему –модель.

 

Узнают много новых слов и выражений, вспоминают программный материал русского языка, совершенствуют умение читать про себя.

Вступают в учебный диалог,

слушают и понимают речь  окружающих, высказывают свою точку зрения.

 

 

Дети отвечают на проблемные вопросы, учатся доказывать свои предположения, делать выводы,

повторяют программный материал по русскому языку.

 

 

 

 

 

 

Работая  в парах,

включаются в активный диалог в паре и вне ,

выслушивают мнения одноклассников, учителя, формируют свою точку зрения, контролируют себя и товарищей,

планируют дальнейшую работу, помогают друг другу, учатся договариваться  и принимать мнение других,

слушают и понимают речь  окружающих, высказывают свою точку зрения.

При этом выполняют операции анализа и синтеза учебного материала, устанавливают причинно-следственные связи.

 

 

Дети включаются в совместную деятельность,

учатся отличать положительные качества характера   от отрицательных,

делают нравственный выбор, укрепляют не только психическое, но и физическое здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лисица –Колесникова Ксения

Автор – Богатова Мария

Ворона – Логинова Екатерина

Смотрят басню в исполнении одноклассников.

Наблюдают за развитием сюжета на сцене.

Оценивают актёрское мастерство ребят.

 

 

Включаются в активный диалог в группе,

выслушивают мнения одноклассников, учителя, формируют свою точку зрения, контролируют себя и товарищей,

планируют дальнейшую работу , помогают друг другу, учатся договариваться  и принимать мнение других, осознают нехватку знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают

задание учителя, оценивают свои возможности, а потом делают выбор творческого задания,

готовятся понять чувства героев басни

 

 

Дети включаются в коллективную работу, анализируют свою деятельность, высказывают мнение, оценивают свою работу на уроке.

 

Всё получилось, я доволен своей работой.

 

Не всё получилось, но могу работать лучше.

 

Ещё есть затруднения

 

Личностные УУД

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

УУД

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

 

Познавательные

УУД

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

 

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

УУД

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

УУД

 

 

 

 

Познавательные

УУД

 

 


 

Конспект урока по литературному чтению 3 класс (УМК «Школа

Конспект урока по литературному чтению 3 класс (УМК «Школа

Здоровьесберегающие: 1. способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке; 2

Здоровьесберегающие: 1. способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке; 2

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Актуализация знаний 4

Актуализация знаний 4

Физкульт- Минутка. 6

Физкульт- Минутка. 6

Физкульт-минутка. 9

Физкульт-минутка. 9

Физкульт-минутка. 9

Физкульт-минутка. 9

Задание на дом. 11

Задание на дом. 11

Задание на дом. 11

Задание на дом. 11
Скачать файл