Урок литературного чтения в 3 классе .УМК "Школа России" "Заяц-длинные уши, косые глаза, короткий хвост" Мамин - Сибиряк
Оценка 4.6

Урок литературного чтения в 3 классе .УМК "Школа России" "Заяц-длинные уши, косые глаза, короткий хвост" Мамин - Сибиряк

Оценка 4.6
Документация
docx
русская литература
3 кл—9 кл
19.12.2020
Урок литературного чтения в 3 классе .УМК "Школа России" "Заяц-длинные уши, косые глаза, короткий хвост" Мамин - Сибиряк
Урок литературного чтения "Заяц длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
Урок литературного чтения.docx

Технологическая карта урока литературное чтение на тему:
Д. Н. МАМИН-СИБИРЯК

 « Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Подготовила:

учитель начальных классов

Патрикеева А.с.
 

Тип урока: изучение нового материала

 

Педагогические задачи: способствовать формированию понятия «литературная сказка»; создать условия для ознакомления с авторской  сказка  Д. Н. Мамина-Сибиряка « Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; обучения работе с повествовательным текстом (определение темы, главной мысли, основного содержания произведения; характеристика героев сказки; сравнение литературной и народной сказок); поиску жанровых особенностей сказки; работе с книгой.

 

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с авторской сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка;

научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; ориентироваться в тексте, восстанавливать последовательность текста

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание урока; осмысливают литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки) авторской сказки, её основных особенностей; понимают главную мысль; дают характеристику героям произведения; осуществляют поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.);

коммуникативные: соблюдают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Личностные:

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

Образовательные ресурсы: портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка,

презентация «Творчество Д.Мамина –Сибиряка»,

 ноутбук, мультимедийный проектор, 

 аудиозапись сказки («Литературное чтение» аудиоприложение  к учебнику Л.Ф.Климановой),

 иллюстрации с изображением зайца, волка;

загадки; книги  автора для выставки.

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

1 мин

(Мотивирует  к учебной деятельности, контролирует готовность к уроку)

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так, что время не теряем

И работать начинаем.

Показывают готовность
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, дневника).

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации

Актуализация знаний, мотивация

2 мин

 

Урок я хочу начать с загадок.

 

- Отгадайте загадки, назовите  сказку.

1.Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.    ( Русс. нар. сказка « Маша и Медведь»)

2.Удивляется народ: едет печка - дым идет.

А Емеля на печи ест большие калачи»

(Русс. Нар. сказка « По щучьему велению»)

3.«Жил старик со своею старухой у самого  синего моря…»

А.С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке»

               Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг о друга друга?

 - Чем отличаются литературные сказки от народных?

 

 

 

 

Отгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народная и литературная

Народные сказки появились давным-давно. Их придумывал народ и др.

У авторских  сказок есть автор. и т.д.

 

Введение в тему урока.

Постановка учебной задачи 1 мин.

Прочитайте тему урока, записанную на доске.

Подумайте и определите по теме что нас ждет на уроке?

Литературная сказка Д. Н. Мамина- Сибиряка « Сказка про храброго зайца- длинные уши, короткий хвост»

Знак-во с произведением, автором

Сообщение темы и целей урока.

2 мин

 

 

Презентация!

https://mega-talant.com/uploads/files/437142/96548/101731_html/images/96548.001.png

 

https://mega-talant.com/uploads/files/437142/96548/101731_html/images/96548.002.png

https://mega-talant.com/uploads/files/437142/96548/101731_html/images/96548.003.png

ВЫСТАВКА КНИГ

-Что вы можете сказать по названию сказки? (Главным героем будет Заяц.  Дается его описание).

Что вы знаете о зайцах?

- А почему храбрый?

- Пока еще непонятно.

 - Прочитав  произведение узнаем, почему он храбрый.

- Автор этой сказки Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

!  (Портрет писателя)

- А с его биографией .вас познакомит Азимова Самина

 Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин.

Родился он 6 ноября 1852 года (в 2018 г – 166 лет)  в заводском посёлке (в Свердловская область) в семье священника и учительницы местной школы.

Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию,  потом он учился в Петербургском университете.

Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

                                 

- Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей сборник – “Алёнушкины сказки”.

Автор написал его для своей больной дочери Елены, которую он очень любил.

 

Из названия сказки ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

 

Словарная работа (уточнение лексического значения выражений).

3 мин

- В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также  новые выражения, значение которых мы  сейчас уточним.

 (на доске!)

- Что не знаете – можно будет посмотреть в словаре.

 (показ Словаря  фразеологизмов)

Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо

Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком

Не смел дохнуть  - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать.

Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью

 Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

 Гонится по пятам – бежит  след в след.

Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВ.

ПОМОЩЬ детям с ОВЗ

 

Физминутка ( 1 мин)

 

Работа по содержанию прослушанного.

1 мин

 

Работа над текстом

8 мин

 

- Понравилась ли вам сказка?

- Чем?

- Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают).

- Назовите главных героев.  (заяц, молодые и старые зайцы, волк).

- Кто вам понравился больше всего?

- Какой момент сказки для вас самый интересный?

- Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым)

 

Прочитаем произведение. Будьте внимательны, следите.

(читаем текст)

Анализ произведения.

- Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова)

- Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается)

- А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало).

- Чем закончилась сказка?

 

– Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хвастуна точно примерз».

– Как вы понимаете это выражение?

 

– Какой эпизод в сказке вас рассмешил?

– А когда вы волновались, переживали за зайца?

– Как относится автор к своему главному герою?

 

– Подтвердились ли наши предположения про храброго зайца?

( Сказка понравилась) (веселая, интересная, смешная ситуация)

В ней много смешных моментов.

 

 

ИНДИВ.

ПОМОЩЬ детям с ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели

 

автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел).

 

ФИЗМИНУТКА  1 мин

 

 

Обобщение по прочитанному

1 мин

 

 

2 мин - подготовка

 

5 мин – выступления

групп

Продолжаем работу над текстом. Работаем в группах.

Вспомните правила работы в группе:

- Внимательно читаем задание, договариваемся, кто какую работу выполняет.

- Работаем быстро, дружно, выслушиваем мнение каждого.

- Назначаем того, кто будет отвечать.

- Представляем результат.

Приложение 2

1 группа - распределите данные слова, характеризующие героя, согласно сюжету  сказки

ТРУСЛИВЫЙ  СМЕШНОЙ  ГЛУПЫЙ  БЕССТРАШНЫЙ  ХРАБРЫЙ

2 группа – работа с пословицами

Выберите  пословицы, которые соответствуют сказке

Не хвались языком, хвались делом.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд всё перетрут.

3 группа – выборочное чтение к иллюстрациям.

 

Работа в группах.

 

ИНДИВ.

ПОМОЩЬ детям с ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВ.

ПОМОЩЬ детям с ОВЗ

 

Итог урока

1 мин

- С какой сказкой познакомились?

- Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор)

- Кто автор этой сказки?

- Как автор характеризует зайца? Какой он?

 

 

 

 

- Чему учит сказка? 

для зайцев он храбрый, а на самом деле он трусливый

не надо хвастаться, а то в следующий раз можно и попасть волку в пасть

 

Рефлексия

4 мин

– Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?

 

– В чём мудрость этой сказки?

– Что же на уроке тебя удивило?

– Какой урок ты взял для себя из этой сказки?

– У кого были трудности, в чём?

– Что нового и интересного узнали?- Вспомните содержание сказки и продолжите высказывание:

– Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы.

– Не надо бояться никаких трудностей.

 

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

 

 

Подведение итогов 2 мин

Сегодня на уроке работали активно ……

Постарайтесь в следующий раз…

 

 

Дом.задание 1 мин

Прочитать сказку с. 183- 187

По выбору: найти понравившийся отрывок и пересказать его.

 По желанию: проиллюстрировать этот отрывок

 

 

Правила работы в группе:

1. Внимательно читаем задание, договариваемся, кто какую работу выполняет.

2.Работаем быстро, дружно, выслушиваем мнение каждого.

3. Назначаем того, кто будет отвечать.

4. Представляем результат.

Физкультминутка

А сейчас все дружно встали, 

Отдохнем мы на п

ривале… Влево, вправо повернись, 

               Наклонись и поклонись!                         

               Руки вверх и руки вбок-

              И на месте прыг да скок!

             А теперь бежим вприпрыжку.

               Молодцы, мои зайчишки!











Азимова Самина

 Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин.

Родился он 6 ноября 1852 года (в 2018 г – 166 лет)  в заводском посёлке (в Свердловская область) в семье священника и учительницы местной школы.

Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию,  потом он учился в Петербургском университете.

Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

                                 

- Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей сборник – “Алёнушкины сказки”.

Автор написал его для своей больной дочери Елены, которую он очень любил.







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРУСЛИВЫЙ

СМЕШНОЙ

ГЛУПЫЙ

БЕССТРАШНЫЙ

ХРАБРЫЙ







Выберите  пословицы, которые соответствуют сказке

1.Не хвались языком, хвались делом.

2.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

3.Терпенье и труд всё перетрут.






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Организация начала урока

1 мин

(Мотивирует  к учебной деятельности, контролирует готовность к уроку)

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так, что время не теряем

И работать начинаем.

Актуализация знаний, мотивация

2 мин

 

Урок я хочу начать с загадок.

 

- Отгадайте загадки, назовите  сказку.

1.Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.    ( Русс. нар. сказка « Маша и Медведь»)

2.Удивляется народ: едет печка - дым идет.

А Емеля на печи ест большие калачи»

(Русс. Нар. сказка « По щучьему велению»)

3.«Жил старик со своею старухой у самого  синего моря…»

А.С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке»

               Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг о друга друга?

 - Чем отличаются литературные сказки от народных?

 

Введение в тему урока.

Постановка учебной задачи 1 мин.

Прочитайте тему урока, записанную на доске.

Подумайте и определите по теме что нас ждет на уроке?

Сообщение темы и целей урока.

2 мин

 

 

Презентация!

https://mega-talant.com/uploads/files/437142/96548/101731_html/images/96548.001.png

 

https://mega-talant.com/uploads/files/437142/96548/101731_html/images/96548.002.png

https://mega-talant.com/uploads/files/437142/96548/101731_html/images/96548.003.png

ВЫСТАВКА КНИГ

-Что вы можете сказать по названию сказки? (Главным героем будет Заяц.  Дается его описание).

Что вы знаете о зайцах?

- А почему храбрый?

- Пока еще непонятно.

 - Прочитав  произведение узнаем, почему он храбрый.

- Автор этой сказки Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

!  (Портрет писателя)

- А с его биографией .вас познакомит Азимова Самина

 Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин.

Родился он 6 ноября 1852 года (в 2018 г – 166 лет)  в заводском посёлке (в Свердловская область) в семье священника и учительницы местной школы.

Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию,  потом он учился в Петербургском университете.

Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

                                 

- Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей сборник – “Алёнушкины сказки”.

Автор написал его для своей больной дочери Елены, которую он очень любил.

 

Словарная работа (уточнение лексического значения выражений).

3 мин

- В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также  новые выражения, значение которых мы  сейчас уточним.

 (на доске!)

- Что не знаете – можно будет посмотреть в словаре.

 (показ Словаря  фразеологизмов)

Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо

Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком

Не смел дохнуть  - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать.

Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью

 Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

 Гонится по пятам – бежит  след в след.

Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)

Приложение 1

Физминутка ( 1 мин)

 

Работа по содержанию прослушанного.

1 мин

 

Работа над текстом

8 мин

 

- Понравилась ли вам сказка?

- Чем?

- Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают).

- Назовите главных героев.  (заяц, молодые и старые зайцы, волк).

- Кто вам понравился больше всего?

- Какой момент сказки для вас самый интересный?

- Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым)

 

Прочитаем произведение. Будьте внимательны, следите.

(читаем текст)

Анализ произведения.

- Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова)

- Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается)

- А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало).

- Чем закончилась сказка?

 

– Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хвастуна точно примерз».

– Как вы понимаете это выражение?

 

– Какой эпизод в сказке вас рассмешил?

– А когда вы волновались, переживали за зайца?

– Как относится автор к своему главному герою?

 

– Подтвердились ли наши предположения про храброго зайца?

Обобщение по прочитанному

1 мин

 

 

2 мин - подготовка

 

5 мин – выступления

групп

Продолжаем работу над текстом. Работаем в группах

Вспомните правила работы в группе:

- Внимательно читаем задание, договариваемся, кто какую работу выполняет.

- Работаем быстро, дружно, выслушиваем мнение каждого.

- Назначаем того, кто будет отвечать.

- Представляем результат.

1 группа - распределите данные слова, характеризующие героя, согласно сюжету  сказки

ТРУСЛИВЫЙ  СМЕШНОЙ  ГЛУПЫЙ  БЕССТРАШНЫЙ  ХРАБРЫЙ

2 группа – работа с пословицами

Выберите  пословицы, которые соответствуют сказке

Не хвались языком, хвались делом.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд всё перетрут.

3 группа – выборочное чтение к иллюстрациям.

Итог урока

1 мин

- С какой сказкой познакомились?

- Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор)

- Кто автор этой сказки?

- Как автор характеризует зайца? Какой он?

- Чему учит сказка? 

Рефлексия

4 мин

– Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?

 – Какой урок ты взял для себя из этой сказки?

– Что нового и интересного узнали?- Вспомните содержание сказки и продолжите высказывание:

-меня рассмешило то……

-мне понравилось то ……..

- меня обрадовало то ……..

Подведение итогов 2 мин

Сегодня на уроке работали активно ……

Постарайтесь в следующий раз…

Дом.задание 1 мин

Прочитать сказку с. 183- 187

По выбору: найти понравившийся отрывок и пересказать его.

 По желанию: проиллюстрировать этот отрывок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока литературное чтение на тему:

Технологическая карта урока литературное чтение на тему:

Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание урока; осмысливают литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки) авторской сказки, её основных особенностей; понимают главную мысль; дают характеристику героям произведения;…

Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание урока; осмысливают литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки) авторской сказки, её основных особенностей; понимают главную мысль; дают характеристику героям произведения;…

ХОД УРОКА Этап урока

ХОД УРОКА Этап урока

Русс. Нар. сказка « По щучьему велению») 3

Русс. Нар. сказка « По щучьему велению») 3

Сообщение темы и целей урока. 2 мин

Сообщение темы и целей урока. 2 мин

В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним

В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним

Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что « язык у хвастуна точно примерз»

Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что « язык у хвастуна точно примерз»

Терпенье и труд всё перетрут. 3 группа – выборочное чтение к иллюстрациям

Терпенье и труд всё перетрут. 3 группа – выборочное чтение к иллюстрациям

Подведение итогов 2 мин

Подведение итогов 2 мин

Азимова Самина Настоящая фамилия

Азимова Самина Настоящая фамилия

ТРУСЛИВЫЙ СМЕШНОЙ ГЛУПЫЙ

ТРУСЛИВЫЙ СМЕШНОЙ ГЛУПЫЙ

Выберите пословицы, которые соответствуют сказке 1

Выберите пословицы, которые соответствуют сказке 1

I. Организация начала урока 1 мин (Мотивирует к учебной деятельности, контролирует готовность к уроку)

I. Организация начала урока 1 мин (Мотивирует к учебной деятельности, контролирует готовность к уроку)

Прочитайте тему урока, записанную на доске

Прочитайте тему урока, записанную на доске

В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним

В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним

А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало)

А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало)

Обобщение по прочитанному 1 мин 2 мин - подготовка 5 мин – выступления групп

Обобщение по прочитанному 1 мин 2 мин - подготовка 5 мин – выступления групп

Урок литературного чтения в 3 классе .УМК "Школа России" "Заяц-длинные уши, косые глаза, короткий хвост" Мамин - Сибиряк

Урок литературного чтения в 3 классе .УМК "Школа России" "Заяц-длинные уши, косые глаза, короткий хвост" Мамин - Сибиряк
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2020