Урок литературного чтения в 3 классе.Тема: В.Ф Одоевский « Мороз Иванович»
Оценка 5

Урок литературного чтения в 3 классе.Тема: В.Ф Одоевский « Мороз Иванович»

Оценка 5
docx
02.06.2020
Урок литературного чтения в 3 классе.Тема: В.Ф Одоевский « Мороз Иванович»
Урок литературного чтения.docx

Литературное чтение

Урок № 57

Дата : 01.02.2019

Тема: В.Ф Одоевский « Мороз Иванович»

Тип урока: усвоение новых знаний

ЦЕЛИ:

-создать условия для знакомства с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», по­полнять словарный запас учащихся; фор­мировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы;

– развитие навыков различать народную сказку от авторской;

– раскрытия смысла художественного произведения;

– формирования представления об особенностях жанра;

– формирование художественно – эстетического восприятия

учащихся;

– развивать внимание, память, речь, мышление, навыки чтения;

– воспитывать любознательность.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок, определение основной мысли, деление текста на части, составление плана;

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;

Личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании, проявление интереса к литературной сказке.

Формы организации учебной деятельности: работа в парах , работа в группах, индивидуальная,коллективная.

Методы обучения: беседа, объяснительно-иллюстративный, тестирование.

Оборудование: карточки,таблицы.

 

 

1.Организационный момент

Мы будем на уроке думать? (Да.)

– А может, будем спать? (Нет.)

– Мы будем рассуждать? (Да.)

– А в облаках летать? (Нет.)

– Друг другу будем помогать? (Да.)

Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть 
на уроке вам будет так же тепло 
и уютно. А теперь за работу!

 

2.Фонетическая зарядка

Сегодня у нас начинается  последний месяц зимы.

 

Ах, какой ты злой мороз!
На морозе мёрзнет нос!!
Но, не страшен мне мороз -
Варежкой закрою нос!!

 

 Произнести с чувством радости.

 Произнести  с чувством огорчения.

 Произнеси с чувством обиды,удивления.

 

3.Проверка домашнего задания

У нас гостья Лягушка –путешественница

В сказках нам часто встречаются магические цифры

Нередко в качестве главных персонажей появляются три сына, три царевны. Магию числа 3 подчеркивает тот факт, что эта цифра встречалась в описании разнообразных обрядов. В сказке «Сивка-бурка» три ночи братья охраняли пшеницу, и лишь на третий день Иванушка-дурачок сумел допрыгнуть до окна царевны.

А так как наша гостья из сказки, то у нее тоже три задания.

 

http://foto-kartinki.com/kartinky/kartinky/1664/7.jpg

1 задание

 Почему не состоялось путешествие лягушки?

а) лягушки не умеют летать;

б) прутик оказался непрочным;

в) из-за хвастовства лягушки.

2 задание. Работа в парах.

Выберите слова, характеризующие лягушку, а лишние зачеркните. Подтвердите примером из текста.

Сообразительная, скромная, трусливая, смелая, болтливая, любопытная, решительная, хвастливая, вежливая, изобретательная, жизнерадостная.

3 задание

Какие приметы вы нашли дома про лягушек.

Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодной осени.

Если лягушки в болоте и речке сильно квакают - к дождю.

Лягушки весной начинают квакать только после первого грома, даже если его и не было слышно людям, лягушки без грома не заквакают.

Лягушки квакают к сильному ненастью.

 

 

4.Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Сегодня, когда я шла в школу нашла варежку. Чья она может быть?

Верно Деда Мороза

В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.

 

Картинки по запросу санта клаус картинка

Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.

 

 

Картинки по запросу английский дед мороз

Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке.

 

 

 

 

Картинки по запросу французский дед мороз одет во все белое Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.

 

 

 

 

 

Картинки по запросу кипрский дед мороз святой василий

 

 

Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели колядки:

Святой Василий, приходи, людям счастье подари.

 

 

 

Картинки по запросу финский дед Ð¼Ð¾Ñ€Ð¾Ð·У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды.

 

 

 

 

 

 

 

http://www.transparent.com/dutch/files/2008/12/sinterklaas2016-10-0620kasteel2000120118.jpgОсобым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает

березовую розгу.

 

 

 

 

 

 

Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.

 

 

В варежке три снежинки с заданиями.

 

– Чтобы определить тему сегодняшнего урока поработаем в группах.

1 группа.

– Соберите словосочетание из букв. (Авторская сказка)

2 группа.

– Соберите картинку. (Мороз Иванович)

3 группа.

– Шифрограмма. (Одоевский)

4 группа.

– Соберите начало и конец пословиц.

Что посеешь…          …такова и награда.
Какова работа…             …то и пожнёшь.
Мало хотеть…                … не жди добра.
Сделав худо…                    … надо уметь.

– Предположите тему урока. Что объединяет эти задания?

 

– Что к концу урока ты должен знать? Что должен уметь? Чему бы хотел научиться?

– Вы любите сказки?

– Вспомните, какие русские народные сказки мы с вами читали.

– Почему эти сказки называются народными?

– Есть ли у них автор?

– Какие сказки мы называем авторскими или литературными?

– Сегодня на уроке мы увидим, как рождается авторская сказка из народной. Постараемся увидеть, чем они похожи и чем отличаются.

5.Художественное восприятие произведения.

1.Работа с портретом В.Ф. Одоевского.

– Сегодня мы будем читать произведение этого писателя.

– Рассмотрите внимательно портрет. Попробуйте на основе своих впечатлений описать, каким вы себе представляете этого человека в жизни?

– Представьте, что у вас есть возможность встретится с автором. О чём бы вам хотелось его спросить?

– Влади́мир Фёдорович Одо́евский — русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки. Был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей. В.Ф.Одоевский родился в 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С. Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский.

В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

С 1846 года Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. Одоевский знал и любил музыку, был музыкальным критиком. Умер Одоевский 27 фев­раля (11 марта по новому стилю) 1869 года.

- У этой сказки есть эпиграф.

 Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

– Что нам помогают понять эти слова?

– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?

- В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов

рубить платки –
студенец –
горница –
почивать –

Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович. Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко».

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

 

6.Первичное знакомство с текстом.

-Какая беда случилась с Рукодельницей?

Аудиофайл 2:22

 

7.Анализ произведения

Чтение молча.

Чтение эстафетой.

Выборочное чтение.

Прочитать.что случилось с Рукодельницей.

Прочитать,что сделала Рукодельница.

Как Рукодельница попала в сад.

Физминутка.

Составить характеристику.

Какая была Рукодельница?

 

Кластер «Характер героев».

Разберите характеристику главных героев и наклейте правильно.

–       трудолюбивая

–        скромная

–        почтительная

–        послушная

–       добрая

–       любознательная
– ленивая

–        наглая

–       неуважительная

–        капризная

–        злая

–       грубая

– высокомерная

Вот мы говорили, что в сказках происходит волшебство. А в нашей сказке, где    волшебство?

ТЕСТ

1.Кто автор сказки «Мороз Иванович»?
А) Высотская

Б) Одоевский

В) Ершов

2.Что уронила в колодец Рукодельница?
А) рукавичку

Б) шапочку

В) ведерко

3.Кому принадлежат слова?   – «Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай».
А) нянюшке

Б) Ленивице

В) Морозу Ивановичу

4. Едва спустилась Рукодельница в колодец смотрит: перед ней печка, а в печке сидит:

А) Петушок

Б) Пирожок

В) Пряник печатный

5.Что надо было стрясти с дерева?

А) Листья

Б) Яблочки

В) Груши

6. Что ел Мороз Иванович, сидя на ледяной лавочке?

А) Мороженое

Б) Ледяные сосульки

В) Снежные комочки

8. Рефлексия

* Меня эта сказка научила…

* Мне эта сказка подсказала…

* Мне захотелось изменить в себе…

* Мне в этой сказке понравилось…

9. ИТОГ.

– Перечитайте эпиграф. Что его объединяет с произведением?

– К какому жанру относится это произведение? Почему?

– К какому виду относится эта сказка?

– Какая сказка схожа по сюжету с данной?

– Как называются сказки у которых есть автор?

– Хотите ли вы ещё читать сказки?

– Кого из героев вам хотелось бы сыграть? Почему?

– Что вам помогли открыть в себе самом герои этого произведения?

– Встречались ли вам в жизни подобные ситуации?

10. Д.З.Составить план к прочитанной части сказки с.196-201

Картинки по запросу словарик картинка

 

 

 

СЛОВАРИК



 

Литературное чтение Урок № 57

Литературное чтение Урок № 57

Дорогие ребята, сядьте удобно

Дорогие ребята, сядьте удобно

Сообразительная, скромная, трусливая, смелая, болтливая, любопытная, решительная, хвастливая, вежливая, изобретательная, жизнерадостная

Сообразительная, скромная, трусливая, смелая, болтливая, любопытная, решительная, хвастливая, вежливая, изобретательная, жизнерадостная

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды

Сегодня на уроке мы увидим, как рождается авторская сказка из народной

Сегодня на уроке мы увидим, как рождается авторская сказка из народной

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен

В) ведерко 3.Кому принадлежат слова? – «Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай»

В) ведерко 3.Кому принадлежат слова? – «Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай»

Урок литературного чтения в 3 классе.Тема: В.Ф Одоевский « Мороз Иванович»

Урок литературного чтения в 3 классе.Тема: В.Ф Одоевский « Мороз Иванович»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020