Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "Жизненное кредо. Лирическая поэзия Н.Матвеевой, В.Хлебникова, Т. Белозёрова.
Оценка 4.9

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "Жизненное кредо. Лирическая поэзия Н.Матвеевой, В.Хлебникова, Т. Белозёрова.

Оценка 4.9
docx
24.05.2020
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "Жизненное кредо. Лирическая поэзия Н.Матвеевой, В.Хлебникова, Т. Белозёрова.
Урок литературного чтения.docx

 

План-конспект урока литературного чтения, проведённого в 4 классе по системе Л.В. Занкова учителем Щетининой Е.В. 6.03.20 г.

Тема:  Жизненное кредо:  (Н.Матвеева "Я мечтала о морях...", В.Хлебников "Мне мало надо!", Т.Белозеров "Чего не натаскано в старый овраг!"

Цели: создать условия для анализа внутреннего мира человека, его жизненных ценностей посредством поэзии.

Задачи:

учить школьников видеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и принципов и самых ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительные образы; развитие умения сравнивать и понимать образы, создаваемые поэтами, художниками и композиторами; воспитание эмоциональной отзывчивости младших школьников.

                                             Ход урока.

1.Мотивация (самоопределение к деятельности) 1-2 мин

Давайте вспомним девиз нашего класса:

Если звать тебя Занковец,

Имя гордо ты неси,

Развивай свой ум и волю,

Счастье людям всем дари!                                                              (слайд №1)

Чтобы дарить людям счастье, нужно самому быть счастливым человеком. А этому нужно учиться. У кого? У героев произведений и их авторов, поэтому важно не просто читать, а вдумчиво вчитываться в каждое слово. Порой одно слово становится ключиком к разгадке тайны души человека, его представлений о счастье, понимания его жизненного кредо.  (слайд №2)

 Из чего же складывается счастье? Анализируя произведения, мы построим лестницу восхождения к счастью (  На доске построена «лестница восхождения», ступеньки, ведущие к счастью, содержат слова «родина», «мечты», «мир»,  «свобода» «любовь», «жизнь» и т.д.) Слова,  написанные на обратной стороне,  появляются по мере анализа произведений.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. (5-6 мин)

      1. Речевая разминка. (чтение и анализ в режиме дальнего зрения, экран)

Весенняя гостья

  Милая певунья,/
Ласточка родная,/
К нам домой вернулась
Из чужого края.//
Под окошком вьется       
С песенкой живою:/  
«Я весну и солнце
Принесла с собою...»//
                     К. Льдов                                     (слайд №3)

                                

Какое настроение автора? Почему? Какие выразительные средства использует? Каковы представления о счастье?                                 Родина.

3. Постановка учебной задачи. (2-3 мин)

-О чём мы сегодня будем говорить? ( о поэзии) Что это за жанр литературы ? Назовите особенности поэзии.                                                          (слайд 4)

 Как вы понимаете термин «лирическая поэзия» или «лирика»?   (Род стихотворений, предметом которых служит выражение чувств поэта; название свое получила от музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой стихи произносились в Греции.)             (слайд №5)

                                                

Проблемный вопрос.  Каким образом можно понять жизненное кредо автора?

Какова тема нашего урока? (жизненное кредо человека)

Цель урока?  (анализ  внутреннего мира человека, его жизненных ценностей посредством поэзии)                                                                              (слайд №6)

 Что для нас сегодня важно на уроке?

(учиться видеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и принципов и самых ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительные образы)

Верно, а ещё мы будем  сравнивать и понимать образы, создаваемые поэтами, художниками и композиторами.  Помните, ребята, на уроке литературного чтения важно каждое слово, поэтому нужно быть настоящими исследователями.

Ищешь трудность – находишь мудрость.

Справишься с малой трудностью и большие будут по плечу.

4.Построение выхода из затруднения.(10-11 мин.)

1) Держалки. (стихи у детей на держалках, читаем в режиме ближнего зрения)

ВЕСНА

 Аполлон Майков

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.                                                                                     Мечты

ПРИХОД ВЕСНЫ

Василий Жуковский

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?                                                               Жизнь

 

Новелла Матвеева

Смотри!    
Полосатая кошка
На тумбе сидит, как матрёшка!
Но спрыгнет – и ходит, как щука,
Рассердится – прямо гадюка!
Свернётся – покажется шапкой,
Растянется – выглядит тряпкой…
Похожа на всех понемножку.
А изредка – даже… на кошку!
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самого.                                                          Свобода

2) Работа по учебнику.

Новелла Николаевна Матвеева « Я мечтала о морях…»

Из интервью «Поэты торопят нас к добру,  «…всё зависит от РАЗМЕРА ДУШИ…»

3) Слушание  песни. (музыкальные образы)

4)  Путешествие в картинную галерею.

Анри МАТИСС. Красные рыбки.                                                    Слайд №7

Картина, находящаяся сейчас перед нашими глазами очень позитивна. Воспроизводя минимальную часть интерьера, Анри Матисс изобразил столик, на котором стоит аквариум с плавающими в нем рыбками красного цвета. Этот хоровод из четырёх рыбок является смысловой основой произведения. Яркие цвета картины создают приподнятое, радостное настроение. Красные рыбки, плавающие в аквариуме, являясь главным композиционным центром картины, стали ещё и центром цветовым, сильно оттененным ярко-зелёными листьями вокруг.

 

6) Хлебников Велимир

Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И капля молока.
Да это небо,
Да эти облака!                                                                                              Мир

 

 Белозёров Тимофей Максимович «Кладовая ветра»                       Любовь

 -О чём эти стихи? Что их объединяет? Как нужно их читать?

 

7. Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин)

О чем мечтают поэты? Каково их представление о счастье? Выразительное чтение.

6. Самостоятельная работа (4-5 мин)  Выразительное чтение.

7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.)

Поленов В.Д. Московский дворик.  Анализ картины. В чём созвучие  проанализированных сегодня стихов и картины великого автора? ( понимание счастья)  А как вы можете сформулировать своё представление о жизни и счастье? (Формулирование своего кредо)

8. Рефлексия. 

Из чего же складывается счастье? Какие чувства испытали вы сегодня, анализируя образы, созданные поэтами и художниками?

9. Д/з. Выучить наизусть любое стихотворение по теме.

 

 

 

 


 

План-конспект урока литературного чтения, проведённого в 4 классе по системе

План-конспект урока литературного чтения, проведённого в 4 классе по системе

Постановка учебной задачи. (2-3 мин) -О чём мы сегодня будем говорить? ( о поэзии)

Постановка учебной задачи. (2-3 мин) -О чём мы сегодня будем говорить? ( о поэзии)

Новелла Матвеева Смотри!

Новелла Матвеева Смотри!

О чем мечтают поэты? Каково их представление о счастье?

О чем мечтают поэты? Каково их представление о счастье?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020