План-конспект урока литературного чтения, проведённого в 4 классе по системе Л.В. Занкова учителем Щетининой Е.В. 6.03.20 г.
Тема: Жизненное кредо: (Н.Матвеева "Я мечтала о морях...", В.Хлебников "Мне мало надо!", Т.Белозеров "Чего не натаскано в старый овраг!"
Цели: создать условия для анализа внутреннего мира человека, его жизненных ценностей посредством поэзии.
Задачи:
учить школьников видеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и принципов и самых ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительные образы; развитие умения сравнивать и понимать образы, создаваемые поэтами, художниками и композиторами; воспитание эмоциональной отзывчивости младших школьников.
Ход урока.
1.Мотивация (самоопределение к деятельности) 1-2 мин
Давайте вспомним девиз нашего класса:
Если звать тебя Занковец,
Имя гордо ты неси,
Развивай свой ум и волю,
Счастье людям всем дари! (слайд №1)
Чтобы дарить людям счастье, нужно самому быть счастливым человеком. А этому нужно учиться. У кого? У героев произведений и их авторов, поэтому важно не просто читать, а вдумчиво вчитываться в каждое слово. Порой одно слово становится ключиком к разгадке тайны души человека, его представлений о счастье, понимания его жизненного кредо. (слайд №2)
Из чего же складывается счастье? Анализируя произведения, мы построим лестницу восхождения к счастью ( На доске построена «лестница восхождения», ступеньки, ведущие к счастью, содержат слова «родина», «мечты», «мир», «свобода» «любовь», «жизнь» и т.д.) Слова, написанные на обратной стороне, появляются по мере анализа произведений.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. (5-6 мин)
1. Речевая разминка. (чтение и анализ в режиме дальнего зрения, экран)
Весенняя гостья
Милая певунья,/
Ласточка родная,/
К нам домой вернулась
Из чужого края.//
Под окошком вьется
С песенкой живою:/
«Я весну и солнце
Принесла с собою...»// К. Льдов (слайд
№3)
Какое настроение автора? Почему? Какие выразительные средства использует? Каковы представления о счастье? Родина.
3. Постановка учебной задачи. (2-3 мин)
-О чём мы сегодня будем говорить? ( о поэзии) Что это за жанр литературы ? Назовите особенности поэзии. (слайд 4)
Как вы понимаете термин «лирическая поэзия» или «лирика»? (Род стихотворений, предметом которых служит выражение чувств поэта; название свое получила от музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой стихи произносились в Греции.) (слайд №5)
Проблемный вопрос. Каким образом можно понять жизненное кредо автора?
Какова тема нашего урока? (жизненное кредо человека)
Цель урока? (анализ внутреннего мира человека, его жизненных ценностей посредством поэзии) (слайд №6)
Что для нас сегодня важно на уроке?
(учиться видеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и принципов и самых ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительные образы)
Верно, а ещё мы будем сравнивать и понимать образы, создаваемые поэтами, художниками и композиторами. Помните, ребята, на уроке литературного чтения важно каждое слово, поэтому нужно быть настоящими исследователями.
Ищешь трудность – находишь мудрость.
Справишься с малой трудностью и большие будут по плечу.
4.Построение выхода из затруднения.(10-11 мин.)
1) Держалки. (стихи у детей на держалках, читаем в режиме ближнего зрения)
ВЕСНА
Аполлон Майков
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.
Мечты
ПРИХОД ВЕСНЫ
Василий Жуковский
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Жизнь
Новелла Матвеева
Смотри!
Полосатая кошка
На тумбе сидит, как матрёшка!
Но спрыгнет – и ходит, как щука,
Рассердится – прямо гадюка!
Свернётся – покажется шапкой,
Растянется – выглядит тряпкой…
Похожа на всех понемножку.
А изредка – даже… на кошку!
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самого.
Свобода
2) Работа по учебнику.
Новелла Николаевна Матвеева « Я мечтала о морях…»
Из интервью «Поэты торопят нас к добру, «…всё зависит от РАЗМЕРА ДУШИ…»
3) Слушание песни. (музыкальные образы)
4) Путешествие в картинную галерею.
Анри МАТИСС. Красные рыбки. Слайд №7
Картина, находящаяся сейчас перед нашими глазами очень позитивна. Воспроизводя минимальную часть интерьера, Анри Матисс изобразил столик, на котором стоит аквариум с плавающими в нем рыбками красного цвета. Этот хоровод из четырёх рыбок является смысловой основой произведения. Яркие цвета картины создают приподнятое, радостное настроение. Красные рыбки, плавающие в аквариуме, являясь главным композиционным центром картины, стали ещё и центром цветовым, сильно оттененным ярко-зелёными листьями вокруг.
6) Хлебников Велимир
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И капля молока.
Да это небо,
Да эти облака!
Мир
Белозёров Тимофей Максимович «Кладовая ветра» Любовь
-О чём эти стихи? Что их объединяет? Как нужно их читать?
7. Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин)
О чем мечтают поэты? Каково их представление о счастье? Выразительное чтение.
6. Самостоятельная работа (4-5 мин) Выразительное чтение.
7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.)
Поленов В.Д. Московский дворик. Анализ картины. В чём созвучие проанализированных сегодня стихов и картины великого автора? ( понимание счастья) А как вы можете сформулировать своё представление о жизни и счастье? (Формулирование своего кредо)
8. Рефлексия.
Из чего же складывается счастье? Какие чувства испытали вы сегодня, анализируя образы, созданные поэтами и художниками?
9. Д/з. Выучить наизусть любое стихотворение по теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.