Урок литературного чтения в 4 классе "Природа и мы"
Оценка 4.7

Урок литературного чтения в 4 классе "Природа и мы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
4 кл
27.03.2022
Урок литературного чтения в 4 классе "Природа и мы"
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, проведён в форме литературной игры «Конкурс знатоков».
урок в 4 классе по лит. чтению.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Узкий Луг

_____________________________________________________________________________

 

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Обобщающий урок по разделу «Природа и мы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

 Цели урока:  

  • повторение и обобщение изученного материала;
  • содействие развитию у детей умений осуществлять самоконтроль учебной деятельности;
  • продолжить формирование работать в команде;
  • воспитание любви к природе, воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения.

Педагогические задачи:

  • развивать у детей внимание, память и устную речь;
  • формировать ОУУН: сопоставление, обобщение, анализ, наблюдение;
  • развивать самостоятельность в выполнении заданий и коммуникативные навыки учащихся, умение   обсуждать,
  • принимать правильные решения, отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные: развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;

Личностные: проявлять желание читать произведения; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;

Метапредметные:

Познавательные: замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.

Коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; пользоваться элементарными приемами

убеждения, мимикой и жестикуляцией

Методы обучения: проблемный, наглядно-иллюстрированный, словесный, коммуникативно-ориентированный;

 Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая;

Образовательные ресурсы: технические средства: ноутбук, проектор;

Дидактические средства: литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение»

 2014, видеоролик «Живёт на свете красота» презентация, карточки с отрывками произведений раздела, карандаши, оценочные листы.

Время урока: 40 минут

 

 

 

 

 

Сценарий урока

 

Этап урока

Содержание деятельности

 учителя

Содержание деятельности

обучающихся

 (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

 

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания (контрольное чтение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая разминка, дыхательная гимнастика

-Добрый день, ребята! Пусть он действительно будет для нас сегодня добрым. Пусть он разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Вдохните глубоко и улыбнитесь. Ведь улыбка – знак хорошего настроения.

Предлагает посмотреть видеоролик

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе:

– О чем (ком) вам захотелось прочитать? Почему?

– Что вы узнали из рассказа?

– Что вам особенно понравилось в рассказе? Прочитайте об этом.

– Легко ли вам было передать словами то, что вы увидели?

– Что было особенно трудно описать?

– Что было труднее: изобразить увиденное посредством рисунка или посредством слова?

– Чьи описания вам показались наиболее удачными, интересными?

– Что особенно понравилось?

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

- Какие слова, по вашему мнению, являются главными в этом стихотворении?

- А теперь прочитаем это стихотворение, выделяя голосом глаголы.

- Как вы понимаете смысл данного

отрывка?

 - Почему именно его я взяла нашего урока?

 

Урок «Обобщение»

Даёт нам понять,

Что мы умеем

И что должны знать

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеоролика «Живёт на свете красота»

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают.

 

Учащиеся рассказывают (читают) свои истории о том забавном, необыкновенном, удивительном, чудесном, увлекательном из жизни природы, что им когда-то довелось увидеть.

 

 

 

 

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

(любите, храните, не жгите, не ломайте)

 

 

 

 

 

 

Сегодня у нас обобщающий урок раздела «Природа и мы».

 

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

 

 

 

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III.Сообщение темы урока. Определение целей
урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– На уроке повторим изученные произведения раздела «Природа и

мы».

– Как вы понимаете название раздела «Природа и мы»?

– Сегодня мы проведем конкурс на лучшего знатока этого раздела

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме

IV. Литературная игра

Проводит литературную игру.

Конкурс «Найди пару».

– Соедините фамилию автора с его произведением.

Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Выскочка»

А. И. Куприн

«Кабан»

В. П. Астафьев

«Приемыш»

Е. И. Чарушин

«Стрижонок Скрип»

М. М. Пришвин

«Барбос и Жулька»

Конкурс «Назови произведения».

– Какое произведение открывает раздел?

– В этом произведении сорока лишилась хвоста.

– Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя.

– Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.

– Они были разными, но дружба их – крепкой.

– Он был приемным членом семьи, но очень любимым.

 

 

Конкурс «Узнай героя по описанию».

– Он серого цвета. «Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, – он не торопясь пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник-птица!»

– Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди.

– Он, как человек, тосковал. «Выйдет этот на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит…»

– Ей «было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать».

– Веселая она была, всем нравилась: «ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок».

– Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов.

Конкурс «Найди ошибки в тексте».

– Прочитайте отрывок из произведения. Найдите слова, которые нужно заменить.

Конкурс «Кластер»

-Составьте кластер «Мой любимый литературный герой»

Выполняют задания литературной игры.

 

Ответы:

Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Приемыш»

А. И. Куприн

«Барбос и Жулька»

В. П. Астафьев

«Стрижонок Скрип»

Е. И. Чарушин

«Кабан»

М. М. Пришвин

«Выскочка»

 

– Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

– М. М. Пришвин «Выскочка».

– Е. И. Чарушин «Кабан».

 

– В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

 

– А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

– Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

 

 

Это серый журавль. Из рассказа Е. И. Чарушина «Кабан».

 

 

– Жулька. Из рассказа А. И. Куприна «Барбос и Жулька».

 

 

– Лебедь. Из рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

 

- В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

– М. М. Пришвин «Выскочка».

– Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

– Е. И. Чарушин «Кабан».

– Барбос. Из рассказа А. И. Куприна «Барбос и Жулька».

 

 

 

.

 

                                        Работают в группе

 

 

 

Выполняют и представляют кластеры

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывать мнение членов группы. Осуществлять контроль по результату.

Слушать собеседника.

Представлять свою творческую работу

V. Оценка достиже-

ний

Проводит тест по теме урока.

– Выберите верный вариант ответа:

1. Как назвал свой рассказ М. М. Пришвин?

    а) «Попрошайка»; б) «Выскочка»; в) «Зазнайка».

2. Кто главный герой рассказа М. М. Пришвина?

    а) Собака; б) сорока; в) ворона.

3. Кем еще был писатель Е. И. Чарушин?

    а) Художником; б) музыкантом; в) врачом.

4. От каких животных Е. И. Чарушин «дал ходу»
из зоопарка?

    а) Кабанов; б) медведей; в) оленей.

5. Стрижонок Скрип был:

    а) храбрым; б) трудолюбивым; в) жадным

Выполняют тест. Выбирают верные ответы. Проверка ответов учащихся (учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг друга).

Ответы: 1 – б; 2 – а, б; 3 – а; 4 – а; 5 – а, б

Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Принимать и сохранять учебную
задачу

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Выполнить задания в рабочей тетради (с. 83–87).

-Советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов с нашей выставки.

-Составьте по два интересных вопроса по произведениям данного раздела, задайте их своим одноклассникам.

 

 

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения.

Учитель предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Я могу:

рассказать, как авторы с помощью художественного слова передают красоту природы;

определить тему прочитанных произведений;

найти необходимую информацию в справочной, энциклопедической литературе;

составить научно-познавательный текст;

назвать произведения Е. Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина, А. Куприна, В. Астафьева

Осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

 

       

 

                                           


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Сценарий урока Этап урока

Сценарий урока Этап урока

Почему именно его я взяла нашего урока?

Почему именно его я взяла нашего урока?

Он был приемным членом семьи, но очень любимым

Он был приемным членом семьи, но очень любимым

Проводит тест по теме урока. –

Проводит тест по теме урока. –

VII. Итог урока. Рефлексия

VII. Итог урока. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2022