Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Узкий Луг
_____________________________________________________________________________
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Обобщающий урок по разделу «Природа и мы»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели урока:
Педагогические задачи:
Планируемые результаты:
Предметные: развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;
Личностные: проявлять желание читать произведения; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;
Метапредметные:
Познавательные: замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.
Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
Коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; пользоваться элементарными приемами
убеждения, мимикой и жестикуляцией
Методы обучения: проблемный, наглядно-иллюстрированный, словесный, коммуникативно-ориентированный;
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая;
Образовательные ресурсы: технические средства: ноутбук, проектор;
Дидактические средства: литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение»
2014, видеоролик «Живёт на свете красота» презентация, карточки с отрывками произведений раздела, карандаши, оценочные листы.
Время урока: 40 минут
Сценарий урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности учащегося |
||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания (контрольное чтение)
Речевая разминка, дыхательная гимнастика |
-Добрый день, ребята! Пусть он действительно будет для нас сегодня добрым. Пусть он разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Вдохните глубоко и улыбнитесь. Ведь улыбка – знак хорошего настроения. Предлагает посмотреть видеоролик
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе: – О чем (ком) вам захотелось прочитать? Почему? – Что вы узнали из рассказа? – Что вам особенно понравилось в рассказе? Прочитайте об этом. – Легко ли вам было передать словами то, что вы увидели? – Что было особенно трудно описать? – Что было труднее: изобразить увиденное посредством рисунка или посредством слова? – Чьи описания вам показались наиболее удачными, интересными? – Что особенно понравилось? Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста. - Какие слова, по вашему мнению, являются главными в этом стихотворении? - А теперь прочитаем это стихотворение, выделяя голосом глаголы. - Как вы понимаете смысл данного отрывка? - Почему именно его я взяла нашего урока?
Урок «Обобщение» Даёт нам понять, Что мы умеем И что должны знать
|
Просмотр видеоролика «Живёт на свете красота» Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают.
Учащиеся рассказывают (читают) свои истории о том забавном, необыкновенном, удивительном, чудесном, увлекательном из жизни природы, что им когда-то довелось увидеть.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! (любите, храните, не жгите, не ломайте)
Сегодня у нас обобщающий урок раздела «Природа и мы».
|
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||||||||||||||||||||
III.Сообщение
темы урока. Определение целей |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – На уроке повторим изученные произведения раздела «Природа и мы». – Как вы понимаете название раздела «Природа и мы»? – Сегодня мы проведем конкурс на лучшего знатока этого раздела |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме |
||||||||||||||||||||
IV. Литературная игра |
Проводит литературную игру. Конкурс «Найди пару». – Соедините фамилию автора с его произведением.
Конкурс «Назови произведения». – Какое произведение открывает раздел? – В этом произведении сорока лишилась хвоста. – Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. – Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. – Они были разными, но дружба их – крепкой. – Он был приемным членом семьи, но очень любимым.
Конкурс «Узнай героя по описанию». – Он серого цвета. «Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, – он не торопясь пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник-птица!» – Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди. – Он, как человек, тосковал. «Выйдет этот на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит…» – Ей «было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать». – Веселая она была, всем нравилась: «ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». – Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Конкурс «Найди ошибки в тексте». – Прочитайте отрывок из произведения. Найдите слова, которые нужно заменить. Конкурс «Кластер» -Составьте кластер «Мой любимый литературный герой» |
Выполняют задания литературной игры.
Ответы:
– Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». – М. М. Пришвин «Выскочка». – Е. И. Чарушин «Кабан».
– В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
– А. И. Куприн «Барбос и Жулька». – Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
Это серый журавль. Из рассказа Е. И. Чарушина «Кабан».
– Жулька. Из рассказа А. И. Куприна «Барбос и Жулька».
– Лебедь. Из рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».
- В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». – М. М. Пришвин «Выскочка». – Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». – Е. И. Чарушин «Кабан». – Барбос. Из рассказа А. И. Куприна «Барбос и Жулька».
.
Работают в группе
Выполняют и представляют кластеры |
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону
Учитывать мнение членов группы. Осуществлять контроль по результату. Слушать собеседника. Представлять свою творческую работу |
||||||||||||||||||||
V. Оценка достиже- ний |
Проводит тест по теме урока. – Выберите верный вариант ответа: 1. Как назвал свой рассказ М. М. Пришвин? а) «Попрошайка»; б) «Выскочка»; в) «Зазнайка». 2. Кто главный герой рассказа М. М. Пришвина? а) Собака; б) сорока; в) ворона. 3. Кем еще был писатель Е. И. Чарушин? а) Художником; б) музыкантом; в) врачом. 4. От каких животных Е. И. Чарушин «дал ходу» а) Кабанов; б) медведей; в) оленей. 5. Стрижонок Скрип был: а) храбрым; б) трудолюбивым; в) жадным |
Выполняют тест. Выбирают верные ответы. Проверка ответов учащихся (учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг друга). Ответы: 1 – б; 2 – а, б; 3 – а; 4 – а; 5 – а, б |
Строить понятные для собеседника высказывания.
Аргументировать свою точку зрения. Принимать и сохранять учебную |
||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. Выполнить задания в рабочей тетради (с. 83–87). -Советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов с нашей выставки. -Составьте по два интересных вопроса по произведениям данного раздела, задайте их своим одноклассникам.
|
Внимательно слушают, задают уточняющие |
Сохранять учебные задачи |
||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Учитель предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Я могу: рассказать, как авторы с помощью художественного слова передают красоту природы; определить тему прочитанных произведений; найти необходимую информацию в справочной, энциклопедической литературе; составить научно-познавательный текст; назвать произведения Е. Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина, А. Куприна, В. Астафьева |
Осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.