Урок литературного чтения на развитие способности понимания.
Тема: «Черепаха и скорпион». Узбекская сказка
Цель: познакомить учащихся с узбекской сказкой «Черепаха и скорпион»; учить детей самостоятельно работать с текстом, выделять главную мысль в тексте.
Метапредметная цель: развитие способности понимания.
Задачи: 1. Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки чтения;
2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека;
3. Развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;
4. Развитие эмоциональности и любознательности.
Исходное состояние: дети находятся на разных уровнях развития способности.
Конечное состояние: дети продвинулись на более высокий уровень понимания смысла текста; научились обогащать собственное понимание в ходе обмена точками зрения.
Оборудование: ИКТ; доска, текст сказки, конверты со словами, пословицы.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
1.Мотивация к учебной деятельности. Введение в ситуацию. |
|||
Добрый день! Сегодняшний урок я хочу начать с совета одного мудреца: Один мудрец давал совет: «Полезно наблюдать, Все впечатления копить- И будешь много знать» (слайд)
-А где мы можем почерпнуть знания на уроках литературы?
-И сегодня на уроке мы познакомимся с одним из таких произведений. |
Дети приводят в порядок рабочее место.
-Из художественных произведений.
|
Регулятивные УУД (самоконтроль)
|
|
2.Подготовка к восприятию |
|||
- А вот о ком будет это произведение, вам надо угадать: Всех он жалит и кусает, Никого не отпускает. По пустыне скачет он А зовётся ….(слайд)
-Ребята, кто такой скорпион? -Послушайте, о скорпионе информацию. - Вот как он выглядит (слайд) -Какие чувства возникают у вас при слове скорпион?
-О ком еще будет говориться в произведении, вы узнаете, разгадав загадку:
Живёт
спокойно, не спешит,
-Послушаем сообщение об этом животном (слайд) - Вот как выглядит черепаха (слайд) |
Скорпион
Ответы детей. Рассказ о скорпионе (слайд)
Ответы детей. …..
Черепаха
Ребёнок рассказывает о черепахе. |
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД |
|
3.Постановка цели урока |
|||
-Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (слайд)
|
- О черепахе и скорпионе
|
Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование) |
|
4.Открытие нового |
|||
Сегодня мы прочитаем узбекскую народную сказку “Черепаха и Скорпион”. Первичное чтение учителем или хорошо читающим ребенком.
1.Чтение и анализ и сказки. -Сейчас я прочитаю сказку, а вы после прочтения на листочках напишите, чему учит эта сказка?
-А теперь прочитайте еще раз самостоятельно. Во время чтения на полях отметьте ваше отношение к событиям, поступкам героев знаками «+» и «-»
- Понравилась ли вам сказка?
-Итак, кто герои произведения?
-Менялось ли ваше настроение по ходу чтения? - Какой момент в сказке для вас был положительным? (+) - Какой момент, на ваш взгляд, был самым напряжённым, тревожным? (-)
- Почему Черепаха отправилась в путь вместе со Скорпионом? Прочитайте.
-Входило ли в планы Черепахи продолжить свой путь вместе со Скорпионом?
- Найдите в тексте, почему Черепаха вернулась за Скорпионом?
-Как Черепаха обратилась к Скорпиону? Найдите в тексте. -Считала ли Черепаха Скорпиона своим другом, как вы думаете? Докажите.
-О чем Черепаха подумала, услышав ответ Скорпиона о том, что он не умеет плавать?
-О каких правилах товарищества думала Черепаха?
- О чём Черепаха предупредила Скорпиона?
-Как вы понимаете слова Черепахи? |
Дети на листочках пишут первичную версию понимания произведения (версия 1)
Дети читают сказку и выделяют своё отношение к героям.
Ответы детей, высказывание своего мнения
Черепаха и скорпион (учитель начинает строить схему на доске, указывает главных героев, рисует противопоставление)
+ -
В дороге увязался за ней скорпион. Поневоле черепахе пришлось ползти с ним вместе.
Нет.
…увидела, что ее спутник бегает по берегу взад и вперед, держа свой хвост на плече торчком.
О, мой друг!
Ответы детей
«Могут ли спутники по всякому пустячному поводу отбрасывать в сторону правила товарищества? Это не хорошо. Лучше мне переправить его на тот берег».
Взаимопомощь, общий интерес.
Садись на мою спину, но только не ерзай зря, а не то сам себе навредишь. Ответы детей. |
Общеучебные познавательные УУД: Умение работать с текстом Умение выделять существенное
Общеучебные УУД (умение работать с текстом)
Личностные УУД: Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм
Логические УУД (анализ, синтез)
Различие понятий друг/товарищ Друг – сторонник, защитник. Дружба – близкие отношения, связанные на взаимном доверии, общности интересов, привязанности. Товарищ – ч-к, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни. Товарищество – совместное участи в чем-либо на равных правах. |
|
2.Анализ качеств героев |
|||
2.1. Работа в группах по тексту -Вам сейчас в группе надо охарактеризовать героев, найдя в тексте слова - качества и поступки героев.
-Итак, какие слова вы отнесли к характеру Черепахи? (учитель фиксирует на доске слова, характеризующие качества) - Какие действия она совершала?
-Подтверждают ли действия характер Черепахи?
-Можете ли вы еще добавить какие-нибудь качества?
-Какие слова вы отнесли к характеру Скорпиона?
- Какие действия он совершал?
-Подтверждают ли действия характер Скорпиона? -Можете ли вы еще добавить какие-нибудь качества? |
Дети поделены на 4 группы: 1 и 2 группы находят в тексте, какая была черепаха и какой был скорпион. 3 и 4 - находят главные действия, поступки, совершаемые героями.
Необыкновенно умна, проницательна, опытная, дружелюбная, спокойная
Ползла по черепашьим делам, пришлось ползти поневоле, приобрела опыт, устремилась к цели, оглянулась и увидела, спросила, подумала, повернула назад, начала грести, вернулась переправить …..предупредила, рассердилась и молвила, нырнула
Навязчивый, суетливый, самоуверенный, самовлюбленный, неблагодарный
Увязался, бегал взад и вперед, заполз, раскачивался, втыкал жало, возразил…захлебнулся и утонул |
Коммуникативные УУД Общеучебные УУД (умение работать с текстом) |
|
|
Друг мой |
||
Необыкновенно умна Проницательная Имела большой опыт Дружелюбная Спокойная |
ЧЕРЕПАХА СКОРПИОН |
Навязчивый Суетливый Самоуверенный Самовлюбленный Неблагодарный |
|
|
Утопила ПОЧЕМУ?? |
||
-Почему же Скорпион утонул, погиб?
- Как вы понимаете слова Скорпиона «Всякий сам отлично знает, в чем для него благо»?
- Что было для Скорпиона благом, его целью в данный момент времени?
-Как вы думаете, ребята, почему же Черепаха так долго терпев Скорпиона, все же рассердилась на него? Приведите пример из текста?
- О чем она думала до того, как рассердилась?
- Какова была ее цель, что было для нее благом?
- О ком думала Черепаха? - О ком думал Скорпион?
-Что произошло после того как Черепаха рассердилась? Что она сказала Скорпиону? Найдите слова в тексте.
- О ком теперь думала Черепаха?
- Так почему же цель ее пути изменилась? |
Он рассердил Черепаху.
Каждый понимает, что для него хорошо в данный момент времени, каждый преследует свою цель. - Переплыть реку, да еще и потренироваться на Черепахе в нанесении ударов жалом.
- Разве ты не знаешь, – возразил скорпион, – что цель скорпиона наносить удары своим жалом хоть товарищу в грудь, хоть недругу в спину?
- О том, что надо помочь Скорпиону и перевезти его на другой берег. - Помочь товарищу в сложной ситуации.
- О скорпионе - Только о себе.О, друг мой, доколе буду я плавать по воде, словно щепка? Надо полюбоваться жемчужинами на дне глубокого потока. Сказав это, она нырнула, подобно тому, как это делают водолазы, и начала собирать жемчужины.
- О себе
- Ответы детей.
|
Коммуникативные УУД Общеучебные УУД (умение работать с текстом) |
|
5.Первичное закрепление |
|||
Работа с пословицами. - Возьмите карточку с пословицами. -Внимательно прочитайте каждую.
- Подчеркните ту пословицу, которая, по вашему мнению, выражает главную мысль этой сказки.
- Объясните, почему именно её выбрали? (слайд)
|
Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя. Всякая дорога вдвоем веселей. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Делая зло, на добро не надейся. Сам погибай, а товарища выручай. Нет друга - ищи, а нашел – береги. Человек без друзей, что дерево без корней. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Не руби сук, на котором сидишь. |
Логические УУД (рассуждение, доказательство)
|
|
6.Итог урока |
|||
Вспомните стих, который был в сказке: - Про кого эта фраза? Кому это напутствие? Как у животных, так и у людей Привычки часто разума сильней.
- Какой вывод для себя вы сделали? -Чему учит эта сказка? Запишите теперь свою версию.
-Изменилась ли ваша конечная версия относительной первой, которую вы писали в начале урока?
-Как вы думаете, ребята эта узбекская сказка подходит только узбекскому народу?
|
Про людей, людям.
Ответы детей Дети на листочках пишут первичную версию понимания произведения (версия 2)
Ответы детей
Ответы детей |
Логические УУД (рассуждение, доказательство) |
|
7.Рефлексия |
|||
- Кто как работал на уроке? |
Самооценка |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.