Н.Н.Носов «Живая шляпа»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения в соответствии с возрастом, способами самостоятельной работы с текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью; воспитание внимательного слушателя и тактичного собеседника, ознакомление обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа», создание эмоционального настроя к восприятию произведения, формирование УУД.
Задачи:
1. Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать,
выделять главную мысль, высказывать и аргументировать своё мнение.
2. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь, расширять кругозор и словарный запас обучающихся.
3. Воспитывать любовь к родному языку, интерес к предмету.
4. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
5. Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
Ход урока
|
I. Организационный момент. Психологический настрой обучающихся.
(СЛАЙД№1)
Всем: «Здравствуйте!». Повернитесь, ребята, к гостям, кивните головой – поздоровайтесь с гостями, которых мы рады видеть в нашем классе. Долгожданный дан звонок. Начинается урок! Ждут вопросы и задачи. Игры, книги – всё для вас! Пожелаем вам удачи, За работу, в добрый час!
Пусть урок принесёт нам всем радость общения, а помощниками нам будут внимание, фантазия, сообразительность, находчивость, добрая улыбка и надёжное плечо одноклассников и учителя!
II. Проверка домашнего задания .(Н.Носов «Затейники»)
· -Кто герои рассказа? (дети.) · Назовите их имена? · Почему они считали себя затейниками? · В какую игру играли Валя и Петя? · Кого они изображали? · От чьего имени ведётся рассказ? - Выборочное чтение. «Составим диафильм» (подобрать отрывки из рассказа к слайдам) (СЛАЙДЫ №2 - 5)
III. Знакомство с произведением Н.Носова «Живая шляпа» 1. Вызов (На столе учителя лежит шляпа. Учитель читает стихотворение, набросив шляпку себе на голову) Шляпа – лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи!
(СЛАЙД№6)
2. Стратегия «Верите ли вы в то, что ….»: - Верите ли вы в то, что шляпы бывают большими? - Верите ли вы в то, что шляпы бывают соломенными? - Верите ли вы в то, что шляпы бывают мужскими и женскими? - Верите ли вы в то, что шляпы бывают живыми?
· Сегодня мы и узнаем, бывают ли шляпы живыми, прочитав рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»
(СЛАЙД№7)
3.Чтение рассказа учителем. · Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: бывают ли шляпы живыми? · Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания. - За кого вы волновались и почему? - Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха?
4. Словарная работа Но сначала обратим внимание на некоторые слова Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. (СЛАЙД№8)
• Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. (СЛАЙД№9)
• Треснуть - очень сильно ударить.
• Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
• Фыркнуть - с шумом быстро выдохнуть воздух (СЛАЙД№10)
5.Физ. Минутка. · Котёнок Васька приглашает вас отдохнуть, отойти от пережитого страха.
IV.Работа с текстом . · А теперь вы будете читать рассказ сами. Вспомните, какие чувства испытывали мальчики? страх радость · При чтении постарайтесь передать состояние мальчиков, их волнение. · Прочитайте, как котёнок оказался под шляпой. · Почему мальчики не видели, что случилось с котёнком? (Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим занятием.) · А мы, читатели, знаем, кто прячется под шляпой? Когда мы это узнаём? (Мы это узнаём сразу в начале рассказа.) · Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу? (Чтобы читатели знали, что бояться нечего; так интереснее читателям, иначе было бы не смешно.) · Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна. Автор ввёл нас в курс событий. · С какого момента начинают развиваться события? (Когда мальчики обернулись и увидели на полу шляпу.) · Что же так испугало мальчиков? (Шляпа, которая двигалась.) · Понимали ли мальчики, что шляпы не бывают живыми? (Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».) · Тогда что их так напугало? (Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.) · Прочитайте, как писатель говорит о состоянии мальчиков? (Прыгнули на диван и трясутся от страха.) · Что значит «трястись от страха»? · Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите на оформление предложений. (Один из них заикается от страха. Они говорят короткими фразами, а так говорит человек если он сильно волнуется или боится.) · Подберите слово, характеризующее состояние мальчиков в первый момент, когда они увидели «живую шляпу»? (Испугались.) · Что предприняли мальчики? (Они убежали на кухню.) · Как меняется поведение мальчиков на кухне? (Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?) · Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении. (А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?) · С этого момента они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше. Паника – плохой товарищ в критической ситуации. · Что ещё можно сказать о состоянии мальчиков, когда они обсуждали дальнейшие действия? (Они спокойно, по-деловому обсуждают сложившуюся ситуацию. Мальчики успокоились и осмелели.) · Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»? (Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.) · А как вела себя шляпа всё это время? (Она не двигалась.) · Как вы думаете, почему? (Она сама боялась.) · Как думаете, почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу? (Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.) · Какое слово в этой части передаёт их настроение? (Обрадовались.) · Что ещё можно сказать об их настроении? (Они веселятся и радуются, играют.) · Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? Расскажите. · Какой момент самый напряжённый? (Шляпа как подскочит кверху!) · Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? (Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл; стыд – что они испугались шляпы; жалость – Ваське зря попало.)
V.Соотнесение пословиц с содержанием рассказа. Стратегия “Мой эпиграф”(СЛАЙД№11)
На доске пословицы: Ø Волков бояться – в лес не ходить. Ø Семь раз отмерь – один раз отрежь. Ø У страха глаза велики.
VI.Работа с иллюстрациями VII Проверка. Тестирование
VIII Домашнее задание. Ø Читать рассказ с. 54 – 59 Ø Научиться читать рассказ по ролям. Ø задание на с.59 учебника №6
IХ. Итог урока. · Самооценка обучающихся. Продолжите предложение: Ø Мне было интересно… Ø Я узнал, что… Ø Мне захотелось … Ø У меня получилось… Ø Мне удалось… Ø Мне понравилось… Ø Я порадовалась за … Ø Я могу похвалить (себя, друга)… Ø Я советую… · А теперь возьмите листок с изображением шляпки, закрасьте её в жёлтый цвет, если вы довольны своей работой и вам все понравилось, в оранжевый – если вас что-то не устраивает в работе, в красный – если вы не довольны своей работой и вас что-то тревожит
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.