Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Н. Носов "Живая шляпа"
Оценка 5

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Н. Носов "Живая шляпа"

Оценка 5
doc
02.01.2021
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Н. Носов "Живая шляпа"
Конспект урока.doc

Н.Н.Носов «Живая шляпа»

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Цель: формирование младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения в соответствии с возрастом, способами самостоятельной работы с текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью; воспитание внимательного слушателя и тактичного собеседника, ознакомление  обучающихся с содержанием произведения  Н. Н. Носова «Живая шляпа», создание эмоционального настроя к восприятию произведения, формирование УУД.

 

Задачи:

1.                     Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать,

выделять главную мысль, высказывать и  аргументировать своё мнение.

2.                     Развивать критическое мышление, память, воображение, речь, расширять кругозор и словарный запас обучающихся.

3.                     Воспитывать любовь к родному языку, интерес к предмету.

4.                     Воспитывать толерантное  отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

5.                     Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться  комической ситуацией.

 

 

Ход урока

 

        I.          Организационный момент. Психологический настрой обучающихся.

 

(СЛАЙД№1)                                                                                                                            

 

Всем: «Здравствуйте!». Повернитесь, ребята, к гостям, кивните головой – поздоровайтесь с гостями, которых мы рады видеть в нашем классе.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок!

Ждут вопросы и задачи.

Игры, книги – всё для вас!

Пожелаем вам удачи,

За работу, в добрый час!

 

        Пусть урок принесёт нам всем радость общения, а помощниками нам будут внимание, фантазия, сообразительность, находчивость, добрая улыбка и надёжное плечо одноклассников и учителя!

 

 

 

II.   Проверка домашнего задания .(Н.Носов «Затейники»)

 

·                                 -Кто герои рассказа? (дети.)

·                                 Назовите их имена?

·                                 Почему они считали себя затейниками?

·                                 В какую игру играли Валя и Петя?

·                                 Кого они изображали?

·                                 От чьего имени ведётся рассказ?

- Выборочное чтение. «Составим  диафильм»

  (подобрать отрывки из рассказа к слайдам) (СЛАЙДЫ №2 - 5)                                                                                                                             

 

 

  III. Знакомство с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

1.     Вызов

 (На столе учителя лежит шляпа. Учитель читает стихотворение, набросив шляпку себе на голову)

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

 

(СЛАЙД№6)                                                                                                                             

 

2. Стратегия «Верите ли вы в то, что ….»:

  - Верите ли вы в то, что шляпы бывают большими?

  - Верите ли вы в то, что шляпы бывают соломенными?

  - Верите ли вы в то, что шляпы бывают мужскими и женскими?

      - Верите ли вы в то, что шляпы бывают живыми?

 

·     Сегодня мы и узнаем, бывают ли шляпы живыми, прочитав рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»

 

(СЛАЙД№7)                                                                                                                             

 

3.Чтение рассказа учителем.

·     Послушайте  рассказ и ответьте на вопрос: бывают ли шляпы живыми?

·     Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания.

- За кого вы волновались и почему?

- Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха?

 

4. Словарная работа

Но сначала обратим внимание на некоторые слова

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

(СЛАЙД№8)                                                                                                                             

 

 

      Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

(СЛАЙД№9)                                                                                                                             

 

 

      Треснуть - очень сильно ударить.

 

      Плюхнутьсятяжело сесть, упасть.

 

      Фыркнуть  - с шумом быстро выдохнуть воздух

(СЛАЙД№10)                                                                                                                             

 

5.Физ. Минутка.

·     Котёнок Васька приглашает вас отдохнуть, отойти от пережитого страха.

 

IV.Работа с текстом .

·     А теперь вы будете читать рассказ сами. Вспомните, какие чувства испытывали мальчики?

страх

радость

·     При чтении постарайтесь передать состояние мальчиков, их волнение.

·     Прочитайте, как котёнок оказался под шляпой.

·     Почему мальчики не видели, что случилось с котёнком?

(Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим занятием.)

·     А мы, читатели, знаем, кто прячется под шляпой? Когда мы это узнаём?

(Мы это узнаём сразу в начале рассказа.)

·     Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу?

(Чтобы читатели знали, что бояться нечего;

так интереснее читателям, иначе было бы не смешно.)

·     Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна. Автор ввёл нас в курс событий.

·     С какого момента начинают развиваться события?

(Когда мальчики обернулись и увидели на полу шляпу.)

·     Что же так испугало мальчиков?

(Шляпа, которая двигалась.)

·     Понимали ли мальчики, что шляпы не бывают живыми?

(Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».)

·     Тогда что их так напугало?

(Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.)

·     Прочитайте, как писатель говорит о состоянии мальчиков?

(Прыгнули на диван и трясутся от страха.)

·     Что значит «трястись от страха»?

·     Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите на оформление предложений.

(Один из них заикается от страха. Они говорят короткими фразами, а так говорит человек если он сильно волнуется или боится.)

·     Подберите слово, характеризующее состояние мальчиков в первый момент, когда они увидели «живую шляпу»?

(Испугались.)

·     Что предприняли мальчики?

(Они убежали на кухню.)

·     Как меняется поведение  мальчиков на кухне?

(Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?)

·     Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении.

(А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?)

·     С этого момента они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше. Паника – плохой товарищ в критической ситуации.

·      Что ещё можно сказать о состоянии мальчиков, когда они обсуждали дальнейшие действия?

(Они спокойно, по-деловому обсуждают сложившуюся ситуацию.  Мальчики успокоились и осмелели.)

·     Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»?

(Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.)

·     А как вела себя шляпа всё это время?

(Она не двигалась.)

·     Как вы думаете, почему?

(Она сама боялась.)

·     Как думаете, почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу?

(Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.)

·     Какое слово в этой части передаёт их настроение?

(Обрадовались.)

·     Что ещё можно сказать об их настроении?

(Они веселятся и радуются, играют.)

·     Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? Расскажите.

·     Какой момент самый напряжённый?

(Шляпа как подскочит кверху!)

·     Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

(Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл;

стыд – что они испугались шляпы;

жалость – Ваське зря попало.)

 

V.Соотнесение пословиц с содержанием рассказа.

Стратегия “Мой эпиграф”(СЛАЙД№11)                                                                                                                             

 

На доске пословицы:

Ø Волков бояться – в лес не ходить.

Ø Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Ø У страха глаза велики.

 

VI.Работа с иллюстрациями

VII  Проверка.

Тестирование

 

VIII Домашнее задание.

Ø Читать рассказ с. 54 – 59

Ø Научиться читать рассказ по ролям.

Ø  задание на с.59 учебника №6

 

IХ. Итог урока.

·     Самооценка обучающихся.

Продолжите предложение:

Ø Мне было интересно…

Ø Я узнал, что…

Ø Мне захотелось …

Ø У меня получилось…

Ø Мне удалось…

Ø Мне понравилось…

Ø Я порадовалась за …

Ø Я могу похвалить (себя, друга)…

Ø Я советую…

·     А теперь возьмите листок с изображением шляпки, закрасьте её в жёлтый цвет, если вы довольны своей работой и вам все понравилось, в оранжевый – если вас что-то не устраивает в работе, в красный – если вы не довольны своей работой и вас что-то тревожит

 

 

 

 


Н.Н.Носов «Живая шляпа» Тип урока: изучение нового материала

Н.Н.Носов «Живая шляпа» Тип урока: изучение нового материала

В какую игру играли Валя и Петя? ·

В какую игру играли Валя и Петя? ·

Треснуть - очень сильно ударить

Треснуть - очень сильно ударить

Они убежали на кухню.) · Как меняется поведение мальчиков на кухне? (Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?) ·

Они убежали на кухню.) · Как меняется поведение мальчиков на кухне? (Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?) ·

I. Организационный момент

I. Организационный момент
Скачать файл