Тема урока. Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о лирической тональности русской народной сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Задачи урока:
-образовательная: получить представление о поэтической тональности русской народной сказки;
формировать представление о волшебных сказках;
-развивающая: формировать умения работать по плану, анализировать, сравнивать художественные и изобразительные образы, строить рассуждения и доказательства; развитие эмоционально-волевой сферы.
-воспитательная: формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, воспитание любви к родному слову,
Планируемые результаты
Предметные:
научатся называть элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания
Метапредметные:
познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки;
регулятивные: обучающийся научится: принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
-осуществлять действие по образцу и заданному правилу; принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; осуществлять оценку выполненных действий.
коммуникативные: обучающийся научится использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, мнения, принимать участие в обсуждении прочитанного содержания, объясняет свой выбор товарищам и приводит доказательства.
Личностные:
Формирование первоначальных представлений об отражённых в литературных текстах нравственных понятиях, таких как доброта и сострадание; взаимопомощь и забота о ближнем; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания произведений устного народного творчества, эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;
Ход урока.
Этап урока |
Сценарий урока |
УУД |
1.Мотивация (самоопределение к деятельности) 1-2 мин |
Прозвенел звонок, Начинается урок. Будем мы трудиться И успешно все учиться. ( Ребята, проверяем готовность к уроку) Что нужно для успешной учёбы? (внимательно слышать и слушать, помогать друг другу, уважать друг друга) Давайте вспомним девиз нашего класса: Если звать тебя Занковец, Имя гордо ты неси, Развивай свой ум и волю, Счастье людям всем дари! (слайд №1) Надеюсь, вы получите сегодня радость от совместного труда. Результат каждого этапа фиксируем в листе достижений. |
-самоопределение (Л) -стремление к успешной совместной деятельности с учителем и сверстниками(Л) -понимание причин успеха в учёбе(Л) -саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии (Р)
-мотивация учения (Л) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. (5-6 мин) |
1. Речевая разминка Тр а е ы о Стр Встр 2. Выдели интонацией подчёркнутое слово. Сестрица-сестрица-сестрица (ласково) Костры-костры-костры (тревожно) Копытце-копытце-копытце (загадочно) 3. Читаем хором выразительно. Кто сможет пропеть стихи? Сказка по лесу идёт- Сказку за руку ведёт, Из реки выходит сказка! Из трамвая! Из ворот! Это что за хоровод? Это сказок хоровод! Сказка-умница и прелесть, С нами рядышком живёт. Ух, за мной и за тобой Сказки бегают гурьбой! Обожаемые сказки- Слаще ягоды любой! В сказке солнышко горит, Справедливость в ней царит! Сказка – умница и прелесть, Ей повсюду путь открыт, Чтобы снова Добрый злого Победил! Чтобы добрый, Чтобы злого Стать хорошим убедил! ( Ю.П.Мориц) -Почему мы смогли спеть? (есть ритм и рифма) -О чём мы сегодня будем говорить? (о сказках) На какие группы делятся сказки? Авторские и народные), ( о животных, бытовые, волшебные) Назовите особенности волшебных сказок-наличие чуда, волшебства, волшебные помощники, магические числа, магия цвета, испытания героя. Приведите доказательства. Выборочное чтение. (волшебные превращения – Иванушка превращается в козлёночка, ведьма в Алёнушку, как оживает от воды Алёнушка; «наряжу тебя в злато-серебро», «три раза перевернулся через голову и обернулся мальчиком») Проблемный вопрос. Ребята, почему автор нашего учебника В.Ю. Свиридова называет эту сказку поэтической, будто она словно печальная песня поётся. Гипотеза: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка является поэтической сказкой».
|
-ситуация успеха от полученных знаний и возможности их применить. (Л) -возможность работать по заданному алгоритму (Р) -участие в коллективном выразительном чтении (К) - возможность ощутить радость коллективной работы (Л)
-анализ объекта, сравнение (П)
-извлечение нужной информации (П) -принятие учебной задачи и выполнение задания в соответствии с воспринятой задачей
-выявление проблемы (К) |
3. Постановка учебной задачи. (2-3 мин) |
Какова тема нашего урока? Лирическая тональность сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Цель урока? Доказать, что народная сказка имеет связь с поэзией. Как нам доказать истину нашей гипотезы или опровергнуть её? 1. Вернуться к тексту сказки, прочитать её и найти общие черты с поэзией. 2. Вспомнить главные особенности поэзии. Что нужно исследователю? (пытливый ум, наблюдательность и внимание) Ищешь трудность – находишь мудрость. Справишься с малой трудностью и большие будут по плечу.
|
-целеполагание (Р) --составление плана действий по решению учебных задач (Р)
-мотивация учения и смыслообразование (Л) |
4.Построение выхода из затруднения.(10-11 мин.) |
Вспомним основные особенности жанра поэзии: Поэзия – поэтическая сказка Рифма Ритм Образ (особые слова) Чувства Задание по группам. (чтение 1 части) 1ряд – наблюдение за ритмичностью. Что такое ритм? Ритм – чередование каких-либо событий, происходящее с определённой последовательностью, частотой, скорость протекания, совершения чего-либо. А как может проявиться в речи? (чередованием ударных и безударных слогов) 2ряд –эмоционально-окрашенная лексика (отмечать эмоционально-окрашенные слова) Эмоционально-окрашенные слова помогли нарисовать образы доброй, терпеливой, любящей Алёнушки, маленького непослушного любящего Иванушки. Во 2 части мы видим строчки, расположенные как стихи. (чтение причитаний – хором) Вывод: ритм создаётся ударным вторым слогом. (Песня козленочка): Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят маня зарезати. ) - Есть ли здесь рифма, как в песне? Тогда почему она звучит напевно? ( Здесь непривычный порядок слов, прилагательные стоят последними в строчке. ) - Такой прием в литературе называется «инверсия». Он характерен для русских народных сказок. Проведем эксперимент. Изменим порядок слов так, чтобы он стал свойственным обыденной речи. Что заметили? (Исчезла напевность). Вывод: ритм создаётся ударным вторым слогом.
|
-анализ объектов (П)
-удержание учебной задачи (Р)
|
5. Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин)
|
Так подтвердилась ли наша гипотеза о том, что сказку можно назвать поэтической или печальной песней. - Почему? (Много несчастий преследует брата и сестру. ) - Давайте перечислим, какие несчастья их преследуют? - Что же им помогло выдержать все испытания? (терпение, любовь и преданность близких людей) - Именно эта сказка вдохновила художника Виктора Васнецова на написание картины «Аленушка». (появляется картина)
|
|
6.Самостоятельная работа (4-5 мин) |
Рассмотрите репродукцию. - Почему Аленушка такая печальная и задумчивая? - Как удалось художнику изобразить ее беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у нее распущены, смотрит на темную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон. )
- Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? Работа в парах 1ряд (литераторы)– найти эпизод или слова из сказки, соответствующие картине. Что роднит сказку и картину? 2 ряд (художники)-анализ изобразительных средств. Почему Алёнушка кажется нам такой трогательной? Как художник изображает воду, небо, лес? Какое настроение создают светлые тонкие деревца на фоне тёмного ельника? - Как вы думаете, какое настроение у Аленушки? (Очень грустное. ) - Что в картине усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, темная вода, темный лес и одежды неяркие, блеклые. ) - Почему художник выбрал осень? - А почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды? Кто самый догадливый? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке. ) - Что же роднит картину и сказку? Почему изображена вода? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке. |
|
7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.) |
Выберите среди пословиц те, которые на ваш взгляд подходят к теме нашего урока. Кто не
слушает советов, тому нечем помочь. Чему учит сказка? 1. Не оставлять друг друга в беде; 2. Любить друг друга; 3. Слушать старших.
|
|
8. Рефлексия деятельности. |
Достигли ли мы сегодня поставленных задач? Что у нас получилось лучше всего? Почему? Пригодятся ли эти знания в жизни? Заполни лист самооценки Какого уровня тебе удалось достичь в своей работе? (зелёный цвет –всё получилось, жёлтый –нужно ещё поработать, красный – я сегодня собой недоволен) Каким получился результат работы группы? Выбери место на шкале и нарисуй флажок. |__________|___________|__________|___________| 1 2 3 4 5 5 —всё получилось замечательно; 4 —получилось хорошо; 3 —можно было сделать лучше; 2 —получилось не очень хорошо; 1 –не получилось
|
-умение выделять и формулировать познавательную цель(П)
-нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания (К) _самоопределение, стремление к успешности в учебной деятельности (Л) |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.