Урок литературного чтения во 2 классе по теме: "Лирическая тональность волшебной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Оценка 4.6

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: "Лирическая тональность волшебной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Оценка 4.6
docx
19.06.2022
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: "Лирическая тональность волшебной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
МОЙ КОНСПЕКТ.docx

Тема урока. Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о лирической тональности русской народной сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Задачи урока:

-образовательная: получить представление о поэтической тональности русской народной сказки;

формировать представление о волшебных сказках;

-развивающая: формировать умения работать по плану, анализировать, сравнивать художественные и изобразительные образы, строить рассуждения и доказательства; развитие эмоционально-волевой сферы.

-воспитательная: формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, воспитание любви к родному слову,

 

Планируемые результаты

Предметные:

научатся называть элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания

Метапредметные:

познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки;

регулятивные: обучающийся научится: принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

-осуществлять действие по образцу и заданному правилу; принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; осуществлять оценку выполненных действий.

коммуникативные: обучающийся научится использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, мнения, принимать участие в обсуждении прочитанного содержания, объясняет свой выбор товарищам и приводит доказательства.

Личностные:

Формирование первоначальных представлений об отражённых в литературных текстах нравственных понятиях, таких как доброта и сострадание;  взаимопомощь и забота о ближнем; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания произведений устного народного творчества, эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;

Ход урока.

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1.Мотивация (самоопределение к деятельности) 1-2 мин

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Будем мы трудиться

И успешно все учиться.

( Ребята, проверяем готовность к уроку)

Что нужно для успешной учёбы? (внимательно слышать и слушать, помогать друг другу, уважать друг друга)

Давайте вспомним девиз нашего класса:

Если звать тебя Занковец,

Имя гордо ты неси,

Развивай свой ум и волю,

Счастье людям всем дари! (слайд №1)

Надеюсь, вы получите сегодня радость от совместного труда. Результат каждого этапа фиксируем в листе достижений.

-самоопределение (Л)

-стремление к успешной совместной деятельности с учителем и сверстниками(Л)

-понимание причин успеха в учёбе(Л)

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии (Р)

 

 

 

 

 

                -мотивация учения (Л)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. (5-6 мин)

1. Речевая разминка

                Тр           а      е     ы         о

                              Стр

                              Встр

2. Выдели интонацией подчёркнутое слово.

Сестрица-сестрица-сестрица (ласково)

Костры-костры-костры   (тревожно)

Копытце-копытце-копытце (загадочно)

3. Читаем хором выразительно. Кто сможет пропеть стихи?

Сказка по лесу идёт-

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка-умница и прелесть,

С нами рядышком живёт.

                         Ух, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки-

Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть,

Ей повсюду путь открыт,

Чтобы снова

Добрый злого

Победил!

Чтобы добрый,

Чтобы злого

        Стать хорошим убедил! ( Ю.П.Мориц)

-Почему мы смогли спеть? (есть ритм и рифма)

-О чём мы сегодня будем говорить? (о сказках) На какие группы делятся сказки? Авторские и народные), ( о животных, бытовые, волшебные)

Назовите особенности волшебных сказок-наличие чуда, волшебства, волшебные помощники, магические числа, магия цвета, испытания героя.

Приведите доказательства.

Выборочное чтение. (волшебные превращения – Иванушка превращается в козлёночка, ведьма в Алёнушку, как оживает от воды Алёнушка; «наряжу тебя в злато-серебро», «три раза перевернулся через голову и обернулся мальчиком»)

Проблемный вопрос.

Ребята, почему автор нашего учебника В.Ю. Свиридова называет  эту сказку поэтической, будто она словно печальная песня поётся. Гипотеза: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка является поэтической сказкой».

 

 

 

 

 

 

 

 

-ситуация успеха от полученных знаний и возможности их применить. (Л)

-возможность работать по заданному алгоритму (Р)

-участие в коллективном выразительном чтении (К)

- возможность ощутить радость коллективной работы (Л)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-анализ объекта, сравнение (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-извлечение нужной информации (П)

-принятие учебной задачи и выполнение задания в соответствии с воспринятой задачей

 

 

 

 

-выявление проблемы (К)

3. Постановка учебной задачи. (2-3 мин)

Какова тема нашего урока?

Лирическая тональность сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цель урока?  Доказать, что народная сказка имеет связь с поэзией.

Как нам доказать истину нашей гипотезы или опровергнуть её?

1.      Вернуться к тексту сказки, прочитать её и найти общие черты с поэзией.

2.      Вспомнить главные особенности  поэзии.

Что нужно исследователю? (пытливый ум, наблюдательность и внимание)

Ищешь трудность – находишь мудрость.

Справишься с малой трудностью и большие будут по плечу.

 

-целеполагание (Р)

--составление плана действий по решению учебных задач (Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

-мотивация учения и смыслообразование (Л)

4.Построение выхода из затруднения.(10-11 мин.)

Вспомним основные особенности жанра поэзии:

Поэзия –                      поэтическая сказка

Рифма

Ритм                                                

Образ (особые слова)                    

Чувства                                            

Задание по группам. (чтение 1 части) 1ряд – наблюдение за ритмичностью. Что такое ритм?

Ритм – чередование каких-либо событий, происходящее с определённой последовательностью, частотой, скорость протекания, совершения чего-либо.

А как может проявиться в речи? (чередованием ударных и безударных слогов)

2ряд –эмоционально-окрашенная лексика (отмечать  эмоционально-окрашенные слова)

Эмоционально-окрашенные слова помогли нарисовать образы доброй, терпеливой, любящей Алёнушки, маленького непослушного любящего Иванушки.

Во 2 части мы видим строчки, расположенные как стихи.

 (чтение причитаний – хором) Вывод: ритм создаётся ударным вторым слогом.

(Песня козленочка):

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят маня зарезати. )

 - Есть ли здесь рифма, как в песне?

Тогда почему она звучит напевно? ( Здесь непривычный порядок слов, прилагательные стоят последними в строчке. )

 - Такой прием в литературе называется «инверсия». Он характерен для русских народных сказок. Проведем эксперимент. Изменим порядок слов так, чтобы он стал свойственным обыденной речи. Что заметили? (Исчезла напевность).

Вывод: ритм создаётся ударным вторым слогом.

 

 

 

-анализ объектов (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-удержание учебной задачи (Р)

 

5. Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так подтвердилась ли наша гипотеза о том, что сказку можно назвать поэтической или печальной песней.

 - Почему? (Много несчастий преследует брата и сестру. )

 - Давайте перечислим, какие несчастья их преследуют? 

 - Что же им помогло выдержать все испытания? (терпение, любовь и преданность близких людей)

 - Именно эта сказка вдохновила художника Виктора Васнецова на написание картины «Аленушка». (появляется картина)

 

 

 

6.Самостоятельная работа (4-5 мин)

 

Рассмотрите репродукцию.

 - Почему Аленушка такая печальная и задумчивая? - Как удалось художнику изобразить ее беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у нее распущены, смотрит на темную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон. )

 

 - Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет?

Работа в парах

1ряд (литераторы)– найти эпизод или слова из сказки, соответствующие картине. Что роднит сказку и картину?

2 ряд (художники)-анализ изобразительных средств.

Почему Алёнушка кажется нам такой трогательной? Как художник изображает воду, небо, лес? Какое настроение создают светлые тонкие деревца на фоне тёмного ельника?

 - Как вы думаете, какое настроение у Аленушки? (Очень грустное. )

 - Что в картине усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, темная вода, темный лес и одежды неяркие, блеклые. )

 - Почему художник выбрал осень?

 - А почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды? Кто самый догадливый? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке. )

 - Что же роднит картину и сказку?

Почему изображена вода?

 ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке.

 

7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.)

Выберите среди пословиц те, которые на ваш взгляд подходят к теме нашего урока.

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде не тонет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Вся семья вместе так и душа на месте.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Чему учит сказка?

1. Не оставлять друг друга в беде;

 2. Любить друг друга;

3. Слушать старших.



 

8. Рефлексия деятельности.

Достигли ли мы  сегодня поставленных задач? Что у нас получилось лучше всего? Почему? Пригодятся ли эти знания в жизни?  Заполни лист самооценки

Какого уровня тебе удалось достичь в своей работе? (зелёный цвет –всё получилось, жёлтый –нужно ещё поработать, красный – я сегодня собой недоволен)

 Каким получился результат работы группы? Выбери место на шкале и нарисуй флажок.

|__________|___________|__________|___________| 

1                   2                     3                  4                     5                    

 5 —всё получилось замечательно;

4 —получилось хорошо;

3 —можно было сделать лучше;

 2 —получилось не очень хорошо; 1 –не получилось

 

-умение выделять и формулировать познавательную цель(П)

 

 

 

 

-нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания (К)

_самоопределение, стремление к успешности в учебной деятельности (Л)

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока. Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица

Тема урока. Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица

Ход урока. Этап урока

Ход урока. Этап урока

Это что за хоровод? Это сказок хоровод!

Это что за хоровод? Это сказок хоровод!

Ребята, почему автор нашего учебника

Ребята, почему автор нашего учебника

А как может проявиться в речи? (чередованием ударных и безударных слогов) 2ряд –эмоционально-окрашенная лексика (отмечать эмоционально-окрашенные слова)

А как может проявиться в речи? (чередованием ударных и безударных слогов) 2ряд –эмоционально-окрашенная лексика (отмечать эмоционально-окрашенные слова)

П) -удержание учебной задачи (Р) 5

П) -удержание учебной задачи (Р) 5

Самостоятельная работа (4-5 мин)

Самостоятельная работа (4-5 мин)

Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке

Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке

Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин

Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2022