Литературное чтение 2 класс
тема: Богатырская сказка
«Сказка про Илью Муромца»
Педагогическая цель: создать условия для формирования умения предполагать, предвосхищать содержание текста произведения по названию раздела и заглавия произведения, выражать свое отношение к героям.
Планируемые результаты образования
Предметные: правильно читать вслух и про себя текст произведения; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; относить произведение к жанру сказки.
Личностные: будут сформированы морально-этические нормы в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: научиться соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; давать оценку собственной и групповой деятельности на уроке.
Познавательные: общеучебные – находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – делать выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулировать свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи; совместно с учителем и одноклассниками договариваться о правилах общения и поведения в школе.
Ход урока
Этапы урока |
Ход урока
|
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
||||
I. Мотивирование к учебной деятельности |
(организационный момент) Приветствие, настрой на работу На экране – гусляр. Слышны гусли. Учитель: -Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы были у нас мир и согласие.
А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе Да на ус наматывали (Объясните значение фразы!) т.е. всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться. |
|
||||
Ι. Актуализация знаний.
Эмоциональное введение в тему
|
Ребята, отгадайте слово: С этой буквой я – травинка, а без этой я – Б……..а?,
- Что же такое – былина? I Ученик: Это – русские народные песенные сказания. Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или в непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель нараспев сказывал: - Вы послушайте – тка, люди добрые, да былину мою, правду - истину!
II Ученик: Первые былины сложились ещё в Киевской Руси. В древности их пели по всей стране. Дольше всего, почти до наших дней, былины сказывались на Севере – в деревнях и сёлах по побережью Белого моря, по берегам северных озёр, там, где … Мхи да болота в поморской стороне, Щелья – каменья в северной стороне, Превысокие леса всё дремучие. Учитель: Особенно много былин сложил народ про богатырей, защищавших Русь.
III Ученик: «Русь» - короткое, в один слог всего- А какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности И навеки осталось с нами …
- Назовите слова, однокоренные этому слову: (русские, Россия, россияне) IV ученик: Читает стих Ивана Никитина «Русь» ………
Учитель: - Откуда и чей ты, славный богатырь? Илья Муромец: - Я – из города, из Мурома, села Карачарово! Учитель: - Догадались, ребята, кто стоит перед вами? (Славный богатырь – Илья Муромец)
Учитель: А пришёл к вам сегодня богатырь неспроста! Хочет проверить Илья, как вы справились с домашним заданием… 1. Проверка домашнего задания. Тест. (проверка с доски, взаимопроверка) Илья Муромец: - Молодцы, ребята! Эдак не переведутся на нашей российской земле славные богатыри, добры молодцы!
2. Работа над картиной В.М. Васнецова «Богатыри» Учитель: - Ребята! А где мы можем увидеть трёх богатырей одновременно? Дети: - На картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Учитель: - Какие чувства у вас вызывает эта картина? Дети: - Чувство гордости за свою страну, Святую Русь, которая рождала таких замечательных героев. Учитель: - Что объединяет этих славных богатырей? Дети: - Они здесь находятся на страже своей Родины, сидят на боевых конях. Учитель: - Фигуры трёх защитников Руси – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича мастер создавал с натурщиков, облачённых в настоящую одежду русских воинов, взятую напрокат из запасников Исторического музея. Фон произведения: высокие холмы, покрытые хвойной растительностью под хмурым облачным небом, молодые ели и густые травы, пересыпанные грудой серых камней. - На картине хорошо видно, что конь каждого богатыря схож характером со своим хозяином. Так, мощный вороной бесстрашного Ильи Муромца косит налитым кровью глазом, белый конь хитрого и обходительного Добрыни чутко принюхивается к ветру, а низкорослая рыжая лошадь удалого Алёши Поповича, который возит с собой в походы гусли, щиплет траву, навострив уши. Всё это создаёт общее торжественное впечатление великодушной, ничего не боящейся силы, способной самостоятельно и по собственной воле надёжно оберегать родную землю от посягательства врагов. - Что интересного вы можете сказать об этой картине? (Художник Виктор Михайлович Васнецов писал её около 20 лет) - Подходит ли музыка, которую вы слушаете к восприятию этой картины? Дети: - Да, ведь это отрывок из II Симфонии Александра Порфирьевича Бородина, которая так и называется «Богатырская». Учитель: - Назовите имя национального героя башкирского народа, который тоже сидит на боевом коне, возвышаясь над рекой Белой у въезда в наш с вами любимый город Уфу! Дети: - Это памятник Салавату Юлаеву, высеченному из камня скульптором – монументалистом Сосланбеком Тавасиевым в 1970 году. 3. Работа со скороговоркой. (У богатырей были быстрые и сильные кони) Учитель: - Как можно назвать предложение, которое вы видите? Дети: Это – скороговорка. Речевая разминка. Учитель: - Сейчас мы с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией. Давайте прочитаем эту скороговорку с
|
Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
|
||||
II. Введение в тему урока.
|
- Что объединяет и былину и скороговорку? (Это жанры устного народного творчества) - Какие еще виды устного народного творчества вам, ребята, известны? (пословицы, поговорки, волшебные сказки, потешки, небылицы, былины) - Какие пословицы о героях вы знаете? (Ничего нет краше, чем Родина наша! Тот герой, кто за Родину горой! На своей сторонушке рад простой воронушке. Всякому молодцу сабля-меч к лицу)
- Ребята! А нравится ли вам облачение нашего Ильи Муромца? Во что одеты сказочные богатыри на картине Васнецова? (Шлемы на Руси ковали из одного металлического листа. Они заканчивались остриём, чтобы в бою соскальзывал вражеский клинок. Иногда к шлему прикрепляли узкую стрелку для защиты носа и кольчужную сетку, закрывающую шею. Боевой одеждой, которая защищала воина от удара, служили кольчатый (кольчуга) и чешуйчатый доспехи из мелких металлических пластин, нашитых на кожаную или суконную рубаху. Масса кольчуги составляла иногда добрый десяток килограммов. Это если не считать крепких щитов и мечей булатных! Сколько же должно было быть силушки богатырской у славного воина?)
Учитель: - Много перенесла войн и столкновений наша российская земля! Много в нашей истории и трагических страниц. Достаточно вспомнить картину того же В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», написанную им в 1880 году. Сюжет картины взят из знаменитого «Слова о полку Игореве», где русские воины потерпели жестокое поражение в бою.
- О чём думали славные герои перед сражением? (Они вспоминали родных и близких людей, кого в самом деле защищали на поле брани) - Верно, ведь их ждали с победой домой старенькие отцы - матери, жёны верные, невесты- красавицы, сёстры милые, и дети малые, неразумные. Учитель: На картине И.П. Аргунова изображена неизвестная крестьянка в русском костюме. Картина написана в 1784 году. Так выглядели красивые молодые женщины в русских селеньях. - Что является украшением русской красавицы? (Кокошник, прикрывающий голову молодой женщины, серьги и т.д.) - Илья! Хочешь ли ты услышать загадку от настоящей русской красавицы? Загадка (читает ученица в сарафане и кокошнике): - Мочили, колотили, рвали, крутили, на стол положили? (Это – вышитая руками рукодельницы льняная скатерть, которую берегли для особого случая и накрывали на стол, встречая воина – победителя в ратном бою.) Учитель: - Ребята! Славный богатырь поведал мне, что неспокойно что-то стало у нас на западных границах, пора ему собирать товарищей и разведать, откуда злой ветер свищет. Давайте сядем на скакунов и проводим Илью Муромца, покуда наши кони не устанут! Физкультминутка: От топота копыт пыль по полю летит! (Дети встают, имитируя езду на лошадях, произносят скороговорку)
|
|
||||
III. Определим тему урока и поставим задачи.
|
Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца». 1. Работа с текстом до чтения. (Антипация) Учитель: – Над каким произведением мы начинаем работать? (Над сказкой про Илью Муромца) А где мы до этого встречались с богатырями? ( В былинах.) – Что мы будем читать? (сказку, отрывок) – Вспомните название раздела. ( Сказочные богатыри) – Какое отношение имеет сказка к богатырям? Что можно предположить? (Это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими.) Кто сформулирует тему и цель нашего урока? Цель нашего урока – подвести вас к изучению богатырской сказки и узнать её жанровые особенности. Учитель: Ввиду того, что урок у нас – сокращённый, работать над сказкой вы начнёте дома. А сейчас вы узнаете что-то очень важное и особенное про нашего Илью Муромца. Наверняка и ваши родители почерпнут для себя что-то интересное из того, что вы сейчас прочитаете! Чтение учеников об Илье Муромце на распечатанных цветных слайдах (слайдовая презентация) В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» – с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю. Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать.
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание.
|
||||
ΙΙΙ. Итог Рефлексия |
Работа в группе – Итак, мы знаем теперь, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, которую нам предложено прочитать, называется сказкой? – Что в прочитанной истории правдиво? 1.Заполнить таблицу
2. Ребята! Случился казус! Уезжал от нас Илья Муромец, да впопыхах не заметил, что конь-то его прихрамывать стал! Потерял конь подкову золотую! А без неё не одержать Илье победу над коварным врагом! Давайте соберём волшебные монетки, чтобы нашла золотая подкова своего хозяина! (учитель предлагает детям бумажные «монетки») - Предлагаю вам, друзья, оценить этот урок. Если он вам понравился, опустите золотую монетку, понравился не очень – опустите серебряный рубль, ну а если вам совсем не понравился этот урок, опустите бронзовый пятачок.
|
|
||||
ΙV. Домашнее задание.
|
Прочитать сказку. Узнать, кто такой Аника – воин.
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.