Урок литературы 2 класс по теме: "Сказка про Илью Муромца"
Оценка 4.9

Урок литературы 2 класс по теме: "Сказка про Илью Муромца"

Оценка 4.9
docx
26.10.2020
Урок литературы 2 класс по теме: "Сказка про Илью Муромца"
Урок литературы во 2 классе.docx

Литературное чтение  2 класс

тема: Богатырская  сказка

«Сказка про Илью Муромца»

 

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения предполагать, предвосхищать содержание текста произведения по названию раздела и заглавия произведения, выражать свое отношение к героям.

 

Планируемые результаты образования

Предметные: правильно читать вслух и про себя текст произведения; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; относить произведение к жанру сказки.

Личностные: будут сформированы морально-этические нормы в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Регулятивные: научиться соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;  давать оценку собственной и групповой деятельности на уроке.

Познавательные: общеучебные – находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – делать выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи; совместно с учителем и одноклассниками договариваться о правилах общения и поведения в школе.

 

 

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Мотивирование к учебной деятельности

(организационный момент)

Приветствие,  настрой на работу

 На экране – гусляр. Слышны гусли.

Учитель:

-Здравствуйте, люди добрые.

 Сядьте на места да послушайте.

Собралися мы с вами на беседу добрую и складную.

Чтобы были у нас мир и согласие.

 

 А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе

 Да на ус наматывали  (Объясните значение фразы!)

т.е. всё внимательно слушали.

Всё, что услышите, может вам пригодиться.

 

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

Эмоциональное введение в тему

 

 

 

Ребята, отгадайте слово:

С этой буквой я – травинка, а без этой я – Б……..а?,

 

- Что же такое – былина?

I Ученик: Это – русские народные песенные сказания.

Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или в непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель нараспев сказывал:

- Вы послушайте – тка, люди добрые, да былину мою, правду  - истину!

 

II Ученик:  Первые былины сложились ещё в Киевской Руси. В древности их пели по всей стране.

Дольше всего, почти до наших дней, былины сказывались на Севере – в деревнях и сёлах по побережью Белого моря, по берегам северных озёр, там, где …

Мхи да болота в поморской стороне,

Щелья – каменья в северной стороне,

Превысокие леса всё дремучие.

Учитель:

Особенно много былин сложил народ про богатырей, защищавших Русь.

 

III Ученик: «Русь» - короткое, в один слог всего-

А какое просторное и загадочное слово!

Оно пришло к нам из седой древности

И навеки осталось с нами …

 

- Назовите слова, однокоренные этому слову:

(русские, Россия, россияне)

IV ученик: Читает стих Ивана Никитина «Русь»

………

 

Учитель:

- Откуда и чей ты, славный богатырь?

Илья Муромец:

- Я – из города, из Мурома, села Карачарово!

Учитель:

- Догадались, ребята, кто стоит перед вами?

(Славный богатырь – Илья Муромец)

 

Учитель:

А пришёл к вам сегодня богатырь неспроста! Хочет проверить Илья, как вы справились с домашним заданием…

1. Проверка домашнего задания.

Тест. (проверка с доски, взаимопроверка)

Илья Муромец:

- Молодцы, ребята! Эдак не переведутся на нашей российской земле славные богатыри, добры молодцы!

 

2. Работа над картиной В.М. Васнецова «Богатыри»

Учитель:

- Ребята! А где мы можем увидеть трёх богатырей одновременно?

Дети:

- На картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Учитель:

- Какие чувства у вас вызывает эта картина?

Дети:

- Чувство гордости за свою страну, Святую Русь, которая рождала таких замечательных героев.

Учитель:

- Что объединяет этих славных богатырей?

 Дети:

- Они здесь  находятся на страже своей Родины, сидят на боевых конях.

Учитель:

- Фигуры трёх защитников Руси – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича мастер создавал с натурщиков, облачённых в настоящую одежду русских воинов, взятую напрокат из запасников Исторического музея. Фон произведения: высокие холмы, покрытые хвойной растительностью под хмурым облачным небом, молодые ели и густые травы, пересыпанные грудой серых камней.

- На картине хорошо видно, что конь каждого богатыря схож характером со своим хозяином. Так, мощный вороной бесстрашного Ильи Муромца косит налитым кровью глазом, белый конь хитрого и обходительного Добрыни чутко принюхивается к ветру, а низкорослая рыжая лошадь удалого Алёши Поповича, который возит с собой в походы гусли, щиплет траву, навострив уши. Всё это создаёт общее торжественное впечатление великодушной, ничего не боящейся силы, способной самостоятельно и по собственной воле надёжно оберегать родную землю от посягательства врагов.

- Что интересного вы можете сказать об этой картине?

(Художник Виктор Михайлович Васнецов писал её около 20 лет)

- Подходит ли музыка, которую вы слушаете к восприятию этой картины?

Дети:

- Да, ведь это отрывок из II Симфонии Александра Порфирьевича Бородина, которая так и называется «Богатырская».

Учитель:

- Назовите имя национального героя башкирского народа, который тоже сидит на боевом коне, возвышаясь над рекой Белой у въезда в наш с вами любимый город Уфу!

Дети:

- Это памятник Салавату Юлаеву, высеченному из камня скульптором – монументалистом  Сосланбеком Тавасиевым в 1970 году.

3. Работа со скороговоркой.

 (У богатырей были быстрые и сильные кони)

Учитель:

- Как можно назвать предложение, которое вы видите?

Дети:

Это – скороговорка.

Речевая разминка.

Учитель:

- Сейчас мы с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией. Давайте прочитаем эту скороговорку с

  • испугом
  • восторгом
  • хвастаясь

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

II. Введение в тему урока.

 

- Что объединяет и былину и скороговорку? (Это жанры устного народного творчества)

- Какие еще виды устного народного творчества вам, ребята, известны?

(пословицы, поговорки, волшебные сказки, потешки, небылицы,

былины)

- Какие пословицы о героях вы знаете?

(Ничего нет краше, чем Родина наша!

Тот герой, кто за Родину горой!

На своей сторонушке рад простой воронушке.

Всякому молодцу сабля-меч к лицу)

 

- Ребята! А нравится ли вам облачение нашего Ильи Муромца? Во что  одеты сказочные богатыри на картине Васнецова?

(Шлемы на Руси ковали из одного металлического листа. Они заканчивались остриём, чтобы в бою соскальзывал вражеский клинок. Иногда к шлему прикрепляли узкую стрелку для защиты носа и кольчужную сетку, закрывающую шею. Боевой одеждой, которая защищала воина от удара, служили кольчатый (кольчуга) и чешуйчатый доспехи из мелких металлических пластин, нашитых на кожаную или суконную рубаху. Масса кольчуги составляла иногда добрый десяток  килограммов. Это если не считать крепких щитов и мечей булатных! Сколько же должно было быть силушки богатырской у славного воина?)

 

Учитель:

- Много перенесла войн и столкновений наша российская земля! Много в нашей истории и трагических страниц. Достаточно вспомнить картину того же В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», написанную им в 1880 году. Сюжет картины взят из знаменитого «Слова о полку Игореве», где русские воины потерпели жестокое поражение в бою.

 

- О чём думали славные герои перед сражением?

(Они вспоминали родных и близких людей, кого в самом деле защищали на поле брани)

- Верно, ведь их ждали с победой домой старенькие отцы - матери, жёны верные, невесты- красавицы, сёстры милые, и дети малые, неразумные.

Учитель:

На картине И.П. Аргунова изображена неизвестная крестьянка в русском костюме. Картина написана в 1784 году. Так выглядели красивые молодые женщины в русских селеньях.

- Что является украшением русской красавицы?

(Кокошник, прикрывающий голову молодой женщины, серьги и т.д.)

- Илья! Хочешь ли ты услышать загадку от настоящей русской красавицы?

Загадка

(читает ученица в сарафане и кокошнике):

- Мочили, колотили, рвали, крутили, на стол положили?

(Это – вышитая руками рукодельницы льняная скатерть, которую берегли для особого случая и  накрывали на стол, встречая воина – победителя в ратном бою.)

Учитель:

- Ребята! Славный богатырь поведал мне, что неспокойно что-то стало у нас на западных границах, пора ему собирать товарищей и разведать, откуда злой ветер свищет. Давайте сядем на скакунов и проводим Илью Муромца, покуда наши кони не устанут!

Физкультминутка:

От топота копыт пыль по полю летит!

(Дети встают, имитируя езду на лошадях, произносят скороговорку)

 

 

III. Определим тему урока и поставим задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца».

1.     Работа с текстом до чтения. (Антипация)

Учитель:

– Над каким произведением мы начинаем работать?

(Над сказкой про Илью Муромца)

А где мы до этого встречались с богатырями? ( В былинах.)

– Что мы будем читать? (сказку, отрывок)

– Вспомните название раздела. ( Сказочные богатыри)

– Какое отношение имеет сказка к богатырям? Что можно предположить?  

(Это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими.)

Кто сформулирует тему и цель нашего урока?

Цель нашего урока – подвести вас к изучению богатырской сказки и узнать её жанровые особенности.

Учитель:

Ввиду того, что урок у нас – сокращённый, работать над сказкой вы начнёте дома. А сейчас вы узнаете что-то очень важное и особенное про нашего Илью Муромца. Наверняка и ваши родители почерпнут для себя что-то интересное из того, что вы сейчас прочитаете!

Чтение учеников об Илье Муромце на распечатанных цветных слайдах

(слайдовая презентация)

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин.

«…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» – с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов.

За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома».

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.

Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать.

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

 

ΙΙΙ. Итог

Рефлексия

Работа в группе

– Итак, мы знаем теперь, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, которую нам предложено прочитать, называется сказкой?

– Что в прочитанной истории правдиво?

1.Заполнить таблицу

Что правдиво?

Что вымысел?

 

 

 

2. Ребята! Случился казус! Уезжал от нас Илья Муромец, да впопыхах не заметил, что конь-то его прихрамывать стал! Потерял конь подкову золотую! А без неё не одержать Илье победу над коварным врагом! Давайте соберём волшебные монетки, чтобы нашла золотая подкова своего хозяина! (учитель предлагает детям бумажные «монетки»)

- Предлагаю вам, друзья, оценить этот урок. Если он вам понравился, опустите золотую монетку, понравился не очень – опустите серебряный рубль, ну а если вам совсем не понравился этот урок, опустите бронзовый пятачок.

 

 

ΙV. Домашнее задание.

 

Прочитать сказку.

Узнать, кто такой Аника – воин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Литературное чтение 2 класс тема:

Литературное чтение 2 класс тема:

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Белого моря, по берегам северных озёр, там, где …

Белого моря, по берегам северных озёр, там, где …

Молодцы, ребята! Эдак не переведутся на нашей российской земле славные богатыри, добры молодцы! 2

Молодцы, ребята! Эдак не переведутся на нашей российской земле славные богатыри, добры молодцы! 2

Алёши Поповича, который возит с собой в походы гусли, щиплет траву, навострив уши

Алёши Поповича, который возит с собой в походы гусли, щиплет траву, навострив уши

Давайте прочитаем эту скороговорку с испугом восторгом хвастаясь

Давайте прочитаем эту скороговорку с испугом восторгом хвастаясь

Достаточно вспомнить картину того же

Достаточно вспомнить картину того же

Дети встают, имитируя езду на лошадях, произносят скороговорку)

Дети встают, имитируя езду на лошадях, произносят скороговорку)

Работа с текстом «Сказки про Илью

Работа с текстом «Сказки про Илью

Итог Рефлексия Работа в группе –

Итог Рефлексия Работа в группе –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2020