Урок литературы в 5 классе.
Тема урока: СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ (внеклассное чтение)
Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов; создать благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Вступительное слово учителя.
Литература - это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» - вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.
Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество — это тоже религия. Дословно язычество – от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.
Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?
Миф - это греческое слово, означает «предание», «сказание».
Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.
Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782-1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.
III. Эвристическая беседа.
1. Что такое миф?
2. Почему люди складывали мифы?
3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?
4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?
5. Можно ли миф назвать фантастическим рассказом? Почему?
IV. Сообщения учащихся о древнеславянских божествах.
Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.
На высшем уровне находятся два праславянских божества (объяснить понятие «праславянский») - Перун и Велес. Боги изображались в виде идолов. Перун - бог всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Велес - бог-покровитель животных и растений.
Чуть ниже другие боги - Сварог и Дажбог. Сварог - бог неба, Дажбог - бог огня небесного.
К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, - Род, Гур.
Еще ниже,а следовательно, ближе к Земле, находятся Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.
К низшей мифологии относят духов, животных (домовые* лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).
Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.
Миф описывался системой двоичных представлений (доля - недоля, весна - зима, счастье - несчастье, чет - нечет, правый - неправый, небо - земля, солнце - луна, белый - черный, старый - молодой, близкий - дальний).
Введение христианства на Руси князем Владимиром положило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. - условная дата начала русской культуры.)
Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.
V. Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» из Велесовой книги; обсуждение и анализ ее содержания.
В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он трех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий.
И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков».
Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра. И увидел в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях.
И сказали они:
- Здрав будь! Что ищешь ты?
И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.
Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богу- мира имела имя - Древа, а другая - Скрева, а третья - Полева.
Сыновья же Богумира имели имена: Сева и младший - Рус. От них идут северяне и русы.
Три же мужа были, все три - Утренник, Полуденник и Вечерник.
Вопросы для обсуждения:
1. Понравилась ли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание?
2. О чем она? Почему Велесову книгу называют сложным и объемным источником древних знаний?
3. Сколько детей произошло от Богумира и Славы? Назовите их.
4. Какие боги для этих героев являлись главными?5. Какие стояли на самом низком уровне?
6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?
7. Какие факты, даты, приведенные в легенде, совпадают с историческими сведениями и подтверждены подлинностью новгородских жрецов?
(В XIII в. славяне из-за условий жизни разделились на западную, южную и восточную группы. К группе восточных славян принято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)
VI. Творческая работа.
Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете.
(На доске вывешиваются рисунки учащихся, создается галерея образов.)
Беседа заключительная.
1. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые, русалки?
2. Подумайте: что такое сказка?
3. Чем отличается миф от сказки?
(Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.)
Домашнее задание: попробовать сочинить загадку.
Слово учителя:
Издревле обширной и прекрасной была русская земля. Вот как говорилось о ней в отрывке из древней повести:
О! Светло-светлая, красно-украшенная
Земля русская наша! Дивное диво озёра твои,
Потоки бурливые реки, ручьи.
Дубравами частыми славишься ты,
И горы твои высоки и круты,
Холмы зелены и просторны поля,
О славная русская наша земля!
Народам твоим нету счета-числа,
До синего моря ты пролегла,
От венгров до чехов, от чехов до ляхов,
От ляхов до немцев, корел и ятвягов,
А там до болгар, от болгар до буртасов.
Обширна земля - не окинешь и глазом.
Но это наша прародина, считавшаяся восточной землей славянского мира. А славянские народы населяли и север Европы, и запад, и юг.
У разных славянских племен появлялись свои мифы, легенды и предания. Наш урок - о мифах руссов, наших с вами предков.
На Русь письменность пришла в 10 веке вместе с новой верой-христианством. Старая, языческая вера искоренялась, с ней уходили и устные предания славянских народов-мифы.
- Какие вопросы могли интересовать человека древности? (Как появилась земля, вода? Где впервые появился человек? Куда уходит солнце? Что такое молния и гроза? Почему идет дождь?)
- Да. Вы правы, много вопросов интересовало древних славян. Объяснение многих явлений в природе, событий в жизни человека, наши предки передавали в устной форме в виде сказок, легенд и мифов. А что такое миф?
1. Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.
2. Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.
Сегодня вы познакомитесь с мифами славян, узнаете имена славянских богов, сможете оценить работу каждой группы или отдельного участника группы. (Ребята одной группы сидят вокруг одной парты, на парте стоит указатель с названием группы)
Сейчас каждая группа представит свой проект о героях славянской мифологии, а остальные делают записи в тетрадях, записывая имена богов, их дела.
(Каждая группа делилась на информационную подгруппу (2 ученика) и творческую (3-4 ученика), начинается защита мини-проекта каждой группы)
Группа “Начало”
Информационная подгруппа:
Сварог – один из первобогов. Повелитель огненной стихии. Творец всего сущего. Отец ряда богов: Перуна, Даждьбога и Семаргла.
Всесильный бог Сварог создал три царства: Небеса, Землю и Подземный мир. Небеса разделил он на два неба. Первое небо-владение самого Сварога, и хранятся там все запасы воды земной. Второе небо - твердый синий купол, который опирается на края Земли. Сварог напоил Землю водой, ожила и зацвела земля. Затем неутомимый Сварог сотворил прекрасную заоблачную райскую страну Ирий - сад. Растёт там Древо жизни, соединяющее небо, землю и подземный мир. Выросло Древо жизни из семени железного дуба, в котором заключены все земные стихии: вода, огонь и воздух. Родники живой и мертвой воды поят корни дерева. Ствол стремится к небу. Гнездятся на кроне Древа и сокол быстрый, и соловей голосистый, и Див, что ведает судьбу человеческую. Окружил Сварог прекрасную страну Ирий - сад необъятной водой, что зовется Океан-море, а в самой середке лежит остров Буян. Четырехликий, смотрит Сварог сразу на все четыре стороны света, зрит, как управляют всем поставленные им боги, как чтут богов люди.
Творческая группа представляет рисунки к прозвучавшему рассказу мифа.
Вопросы к классу:
- О чём повествует рассказанный миф? Как называли славяне рай? В каких произведениях устного народного творчества говорится о мертвой и живой воде? Какую роль выполняет мертвая и живая вода в мифе?
- Чей из представленных рисунков больше соответствует вашему видению бога Сварога?
Группа “Добрый Даждьбог”
Информационная подгруппа:
Лик Даждьбога (или Дажьбога), повелителя Белого Света и Природы, светел и неуловим, как небесное сияние. Прислуживает Дажьбогу маленький старичок Время. По приказу своего владыки посылает он на землю троих богатырей - Утро, Полдень и Вечер. Круглый год стоят на страже витязи, следят, чтобы день не забывал сменить ночь. Сам Дажьбог серебряным ключом замыкает зиму, а золотым отмыкает лето. От его воли зависит, расцветет ли Древо жизни. Чтобы пришло лето теплое, посылает Дажьбог птицу весеннюю на конец белого света, в золотое царство, где живут его дети: бог солнца Хорс и солнцева сестра Заря.
(Вступает творческая группа, мини-инсценировка)
Зовет птица весенняя:
- Заря-зоренька утренняя, солнцева сестра, снаряди свою серебряную лодочку, возьми весло золотое, разбуди солнце ясное!
Тут и люди принимаются взывать к птице-посланнице божьей:
- Пташечка-ключница,
Вылети с заморья,
Вынеси два ключа.
Два ключа заветных!
Замкни зиму холодную,
Отомкни лето, лето теплое!
И откликается Дажьбог на мольбы людей, велит запрягать белых коней, посылает своего сына Хорса. И дети поторапливают солнце:
- Солнышко-ведрышко, вставай с печи.
Гляди в печь -
Не пора ли блины печь?
Выглядывает солнце. Оживает земля. Расцветает древо жизни.
Учитель:
- Ребята, как звали бога Солнца? (Хорс) Одни считают, что бог солнца у славян был Ярило, другие – Даждьбог, третьи называют Световида. Наиболее известен Даждьбог: дающий, податель земных благ. Он дал человеку главное: солнце, тепло, свет, смену дня и ночи, времен года – все то, что мы называем “весь белый свет”. А собственно бог солнца – это Хорс. От древних слов хоро, коло, обозначавших круг, знак солнца, образуются слова хоровод, колесо. Хорсу посвящены два крупных языческих праздника: летнего солнцестояния в июне, когда с горы скатывали тележное колесо, что символизировало откат солнца на зиму, и зимнего солнцестояния в декабре, когда чествовали Коляду.
Группа “Бог Велес - помощик и защитник”
Информационная группа:
Бог предков Велес сторожит счастье людское, бережет скот, его считают покровителем охотников. В дань ему оставляют на полях несколько колосков - несжатую полоску ржи “велесу на бородку”, - говорят пахари. И Велес платит за это сполна. Не таит, не прячет он свои сокровища, а богатство его велико. Ведь каждое растение корнем под землю уходит, питается растительной силой из владений подземного бога. В древности на Руси ведали о вещей силе Велеса. Праздники зимних святок накануне Нового года посвящались богу Велесу. А славу Велесу, покровителю мудрости, дарующему избранным умение понимать язык птиц и зверей, пели вещие певцы, гусляры. Древнего певца Бояна люди называли Велесовым внуком.
Творческая группа представляет творческие работы: фигурки зверей и птиц из природного материала.
Вопросы:
- Как вы объясните выражение “понимать язык птиц и зверей”? Разве птицы и звери разговаривают?
- Как вы считаете, почему поделки из природного материала, птицы и животные, рождают в нас чувства трепета и умиления?
Группа “Перун - бог-громовик”
На море на Океане, на острове Буяне стоит дуб, спит под ним грозный бог Перун. Кудри у него серебряные, усы золотые, борода тучей по небу разметалась Рядом с ним спит его жена, богиня лета и молодости Додола. Подкрался тут к дождевой деве Огненный Змей -Змиулан. Похитил он прекрасную Додолу. И, вместе с ней пропала живительная влага, выпил воду у земли коварный Змиулан. Проснулся бог Перун, тут же громыхнул гром гремящий. В руках держит Перун пылающий меч и огненную палицу. Испугался Змиулан гнева Перуна и спрятался в корнях старого дуба. Но метнул бог-громовик стрелу огненную и расщепил дерево, а увертливый Змиулан затиснулся под огромный камень-валун. Но настиг его грозный Перун, истерзал молниями, и выпустил Змиулан Додолу. Ожила Земля, ответила живым дыханием молодой зелени. Неспроста древние славяне в засушливые дни водили “додолу”, девушку, украшенную травами и цветами, испрашивая у богини дождя.
Творческая группа представляет общий рисунок “Бой Перуна с Змиуланом”.
Вопрос к классу: Ребята, а как вы бы изобразили бой Перуна с Змиуланом?
Учитель: Огромная свита из родственников и помощников, по верованиям древних славян, сопровождает Перуна: это Гром, Молния (тетушка Маланьица), Град, Дождь, четыре ветра (в соответствии с четырьмя сторонами света). Отсюда день Перуна – четверг. И поныне существуют выражения: “после дождичка в четверг”, “чистый четверг”. Какие ещё герои встречаются в славянских мифах? (Русалки, лешие, домовые, кикиморы, болотницы). Послушайте отрывок из книги П.И. Мельникова-Печерского “В лесах”.
В светлую летнюю ночь сидит болотница одна-одинешенька и нежится на свете ясного месяца... и чуть завидит человека, зачнет прельщать его, манить в свои бесовские объятья... Ее черные волосы небрежно раскинуты по спине и по плечам, убраны осокой и незабудками, а тело все голое, но бледное, прозрачное, полувоздушное. И блестит оно и сквозит перед лучами месяца... Из себя болотница такая красавица, какой не найдешь в крещеном миру, ни в сказке сказать, ни пером описать. Глаза - ровно те незабудки, что рассеяны по чарусе, длинные, пушистые ресницы, тонкие, как уголь, черные брови... только губы бледноваты, и ни в лице, ни в полной, наливной груди, ни во всем стройном стане ее нет ни кровинки. А сидит она в белоснежном цветке кувшинчика с котел величиною... Хитрит, окаянная, обмануть, обвести хочется ей человека - села в тот чудный цветок спрятать гусиные свои ноги с черными перепонками. Только завидит болотница человека - старого или малого - это все равно, - тотчас зачнет сладким тихим голосом, да таково жалобно, ровно сквозь слезы молить - просить вынуть ее из болота, вывести на белый свет, показать ей красно солнышко, которого сроду она не видывала. А сама разводит руками, закидывает назад голову, манит к себе на пышные перси того человека, обещает ему и тысячи неслыханных наслаждений, и груды золота, и горы жемчуга перекатного... Но горе тому, кто соблазнится на нечистую красоту, кто поверит льстивым словам болотницы: один шаг ступит по чарусе, и она уже возле него: обвив беднягу белоснежными прозрачными руками, тихо опустится с ним в бездонную пропасть болотной пучины...
- Что рисовало вам ваше воображение во время прослушивания этого отрывка? Какие чувства вы испытывали?
Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Работа какой группы вам понравилась?
- Как вы оцениваете свою работу в группе и на уроке? Что ты узнал о себе, работая в группе?
- Как вы считаете, помогают ли нам славянские мифы проникнуться уважением к нашим предкам-славянам, любовью к своей стране? (Учащиеся обмениваются мнениями).
Мифы дают нам ощущение родины, предоставляют нам возможность почувствовать свою самобытность. Каждый из нас - личность, а вместе мы - народ, Родина.
Домашнее задание (на выбор):
1. Приготовить иллюстрацию к славянским мифам.
Миф древних славян о солнце – Мифы
В мифах древних славян, как и у других народов, отражались их представления о мире и человеке, природе и космосе. Различные явления природы, стихии обожествлялись людьми и находили свое воплощение в прекрасных поэтических мифах. Образ Солнца — один из самых прославленных и любимых в славянской мифологии. Ведь именно его горячие и радостные лучи дарят жизнь всему на земле. В народном мифе повествуется, как «вечно юный, вечно радостный светлый Яр» вырвал Мать-Землю из мрака и стужи, полюбил ее, и от этой любви она «разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами».
Под горячим Ярилиным взором заполнилось небо птицами, земля — лесными и полевыми зверями, «в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись насекомые, Мушки да мошки». Но вот появился на цветущей Земле «любимый земнородный сын» — человек. Удар Ярила-отца золотой вожжой зародил в человеке ум, позволил слышать богов, и отвечать им, чего не могли делать ни звери, ни птицы, ни растения.
Как здорово ощущать себя сыном самого Солнца! Как хочется, чтобы люди помнили о том, что Ярило-отец даровал им ум для добрых и радостных дел, а не для войн, ссор и мелочных интриг. 2 вариант Мифология древних славян складывалась из их верований и представлений об окружающем мире: человеке, природе, космосе. Как и другие народы, славяне обожествляли и одухотворяли природу, то есть верили в то, что все кругом живет, чувствует, понимает, имеет свои желания, борется за свое существование.
Особо почитали славяне бога солнца Ярила, который покровительствовал расцвету природы, любви, плодородию. В народном мифе Ярило описывается как «вечно юный, вечно радостный светлый» бог. Это именно он пробудил Мать — Сыру-Землю от мертвого сна, дал жизнь растениям, животным, морям и рекам:«от жарких его поцелуев разукрасилась (Земля) злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками… из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери...
В результате пылкой любви Отца-Ярила и Матери-Земли родился человек. И любящий отец преподнес своему чаду неоценимый подарок — ум: «… ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился». Человек не только стал понимать громовую речь отца, но и отвечал ему «вещим словом, речью крылатой» и был признан всеми обитателями Земли царем и владыкой природы.
Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех земных тварей и растений. И это действительно так! Ведь на планете, не обогреваемой солнечными лучами, никогда бы не смогла зародиться жизнь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.