Урок литературы 5 класс (внеклассное чтение) Славянские мифы.
Оценка 4.7

Урок литературы 5 класс (внеклассное чтение) Славянские мифы.

Оценка 4.7
docx
07.12.2021
Урок литературы 5 класс (внеклассное чтение) Славянские мифы.
Славянские мифы.docx

Урок литературы в 5 классе.

Тема урока: СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ (внеклассное чтение)

Цели деятельности учителя: познакомить с поня­тиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сооб­щить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением сла­вянских мифов; создать благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать мифы разных народов, разнооб­разие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с исто­рией народа; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепри­нятые морально-этические нормы.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; плани­рует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или само­стоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обоб­щения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические выска­зывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I.         Проверка домашнего задания.

II.        Вступительное слово учителя.

Литература - это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» - вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.

Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верова­ний) все народы были язычниками. Язычество — это тоже рели­гия. Дословно язычество – от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.

Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же та­кое миф?

Миф - это греческое слово, означает «предание», «сказание».

Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.

Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохра­нения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сер­геевич Кайсаров (1782-1813 гг.), профессор Дерптского уни­верситета, автор статей и книг о славянской и российской ми­фологии.

III.      Эвристическая беседа.

1.         Что такое миф?

2.         Почему люди складывали мифы?

3.         Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?

4.         О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?

5.         Можно ли миф назвать фантастическим рассказом? Почему?

IV.      Сообщения учащихся о древнеславянских божествах.

Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.

На высшем уровне находятся два праславянских божества (объяснить понятие «праславянский») - Перун и Велес. Боги изображались в виде идолов. Перун - бог всех воздушных явле­ний. Рука его управляла громом и молниями. Велес - бог-покровитель животных и растений.

Чуть ниже другие боги - Сварог и Дажбог. Сварог - бог не­ба, Дажбог - бог огня небесного.

К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, - Род, Гур.

Еще ниже,а следовательно, ближе к Земле, находятся Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.

К низшей мифологии относят духов, животных (домовые* лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).

Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми пре­дыдущими уровнями.

Миф описывался системой двоичных представлений (доля - недоля, весна - зима, счастье - несчастье, чет - нечет, правый - неправый, небо - земля, солнце - луна, белый - черный, старый - молодой, близкий - дальний).

Введение христианства на Руси князем Владимиром поло­жило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не вос­становил. (988 г. н. э. - условная дата начала русской культуры.)

Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному ма­териалу.

V.        Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» из Велесовой книги; об­суждение и анализ ее содержания.

В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он трех до­черей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны бо­гам, и имели разум, все схватывающий.

И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходи­мое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны вы­дать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков».

Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ноче­вать у костра. И увидел в вечерних сумерках, что к нему подъ­езжают три мужа на конях.

И сказали они:

- Здрав будь! Что ищешь ты?

И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.

Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богу- мира имела имя - Древа, а другая - Скрева, а третья - Полева.

Сыновья же Богумира имели имена: Сева и младший - Рус. От них идут северяне и русы.

Три же мужа были, все три - Утренник, Полуденник и Ве­черник.

Вопросы для обсуждения:

1.         Понравилась ли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание?

2.         О чем она? Почему Велесову книгу называют сложным и объемным источником древних знаний?

3.         Сколько детей произошло от Богумира и Славы? Назовите их.

4.         Какие боги для этих героев являлись главными?5.      Какие стояли на самом низком уровне?

6.         Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники от­ражали в них?

7.         Какие факты, даты, приведенные в легенде, совпадают с ис­торическими сведениями и подтверждены подлинностью новго­родских жрецов?

(В XIII в. славяне из-за условий жизни разделились на запад­ную, южную и восточную группы. К группе восточных славян принято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)

VI.      Творческая работа.

Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете.

(На доске вывешиваются рисунки учащихся, создается гале­рея образов.)

Беседа заключительная.

1.         Героями каких произведений в наше время являются на­рисованные вами лешие, домовые, русалки?

2.      Подумайте: что такое сказка?              

3.         Чем отличается миф от сказки?

(Последние вопросы послужат переходом к следующей те­ме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.)

Домашнее задание: попробовать сочинить загадку.

 

Слово учителя:

Издревле обширной и прекрасной была русская земля. Вот как говорилось о ней в отрывке из древней повести:

О! Светло-светлая, красно-украшенная
Земля русская наша! Дивное диво озёра твои,
Потоки бурливые реки, ручьи.
Дубравами частыми славишься ты,
И горы твои высоки и круты,
Холмы зелены и просторны поля,
О славная русская наша земля!
Народам твоим нету счета-числа,
До синего моря ты пролегла,
От венгров до чехов, от чехов до ляхов,
От ляхов до немцев, корел и ятвягов,
А там до болгар, от болгар до буртасов.
Обширна земля - не окинешь и глазом.

Но это наша прародина, считавшаяся восточной землей славянского мира. А славянские народы населяли и север Европы, и запад, и юг.

У разных славянских племен появлялись свои мифы, легенды и предания. Наш урок - о мифах руссов, наших с вами предков.

На Русь письменность пришла в 10 веке вместе с новой верой-христианством. Старая, языческая вера искоренялась, с ней уходили и устные предания славянских народов-мифы.

- Какие вопросы могли интересовать человека древности? (Как появилась земля, вода? Где впервые появился человек? Куда уходит солнце? Что такое молния и гроза? Почему идет дождь?)

- Да. Вы правы, много вопросов интересовало древних славян. Объяснение многих явлений в природе, событий в жизни человека, наши предки передавали в устной форме в виде сказок, легенд и мифов. А что такое миф?

1. Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.

2. Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.

Сегодня вы познакомитесь с мифами славян, узнаете имена славянских богов, сможете оценить работу каждой группы или отдельного участника группы. (Ребята одной группы сидят вокруг одной парты, на парте стоит указатель с названием группы)

Сейчас каждая группа представит свой проект о героях славянской мифологии, а остальные делают записи в тетрадях, записывая имена богов, их дела.

(Каждая группа делилась на информационную подгруппу (2 ученика) и творческую (3-4 ученика), начинается защита мини-проекта каждой группы)

Группа “Начало”

Информационная подгруппа:

Сварог – один из первобогов. Повелитель огненной стихии. Творец всего сущего. Отец ряда богов: Перуна, Даждьбога и Семаргла.

Всесильный бог Сварог создал три царства: Небеса, Землю и Подземный мир. Небеса разделил он на два неба. Первое небо-владение самого Сварога, и хранятся там все запасы воды земной. Второе небо - твердый синий купол, который опирается на края Земли. Сварог напоил Землю водой, ожила и зацвела земля. Затем неутомимый Сварог сотворил прекрасную заоблачную райскую страну Ирий - сад. Растёт там Древо жизни, соединяющее небо, землю и подземный мир. Выросло Древо жизни из семени железного дуба, в котором заключены все земные стихии: вода, огонь и воздух. Родники живой и мертвой воды поят корни дерева. Ствол стремится к небу. Гнездятся на кроне Древа и сокол быстрый, и соловей голосистый, и Див, что ведает судьбу человеческую. Окружил Сварог прекрасную страну Ирий - сад необъятной водой, что зовется Океан-море, а в самой середке лежит остров Буян. Четырехликий, смотрит Сварог сразу на все четыре стороны света, зрит, как управляют всем поставленные им боги, как чтут богов люди.

Творческая группа представляет рисунки к прозвучавшему рассказу мифа.

Вопросы к классу:

- О чём повествует рассказанный миф? Как называли славяне рай? В каких произведениях устного народного творчества говорится о мертвой и живой воде? Какую роль выполняет мертвая и живая вода в мифе?

- Чей из представленных рисунков больше соответствует вашему видению бога Сварога?

Группа “Добрый Даждьбог”

Информационная подгруппа:

Лик Даждьбога (или Дажьбога), повелителя Белого Света и Природы, светел и неуловим, как небесное сияние. Прислуживает Дажьбогу маленький старичок Время. По приказу своего владыки посылает он на землю троих богатырей - Утро, Полдень и Вечер. Круглый год стоят на страже витязи, следят, чтобы день не забывал сменить ночь. Сам Дажьбог серебряным ключом замыкает зиму, а золотым отмыкает лето. От его воли зависит, расцветет ли Древо жизни. Чтобы пришло лето теплое, посылает Дажьбог птицу весеннюю на конец белого света, в золотое царство, где живут его дети: бог солнца Хорс и солнцева сестра Заря.

(Вступает творческая группа, мини-инсценировка)

Зовет птица весенняя:

- Заря-зоренька утренняя, солнцева сестра, снаряди свою серебряную лодочку, возьми весло золотое, разбуди солнце ясное!

Тут и люди принимаются взывать к птице-посланнице божьей:

- Пташечка-ключница,
Вылети с заморья,
Вынеси два ключа.
Два ключа заветных!
Замкни зиму холодную,
Отомкни лето, лето теплое!

И откликается Дажьбог на мольбы людей, велит запрягать белых коней, посылает своего сына Хорса. И дети поторапливают солнце:

- Солнышко-ведрышко, вставай с печи.
Гляди в печь -
Не пора ли блины печь?

Выглядывает солнце. Оживает земля. Расцветает древо жизни.

Учитель:

- Ребята, как звали бога Солнца? (Хорс) Одни считают, что бог солнца у славян был Ярило, другие – Даждьбог, третьи называют Световида. Наиболее известен Даждьбог: дающий, податель земных благ. Он дал человеку главное: солнце, тепло, свет, смену дня и ночи, времен года – все то, что мы называем “весь белый свет”. А собственно бог солнца – это Хорс. От древних слов хоро, коло, обозначавших круг, знак солнца, образуются слова хоровод, колесо. Хорсу посвящены два крупных языческих праздника: летнего солнцестояния в июне, когда с горы скатывали тележное колесо, что символизировало откат солнца на зиму, и зимнего солнцестояния в декабре, когда чествовали Коляду.

 

Группа “Бог Велес - помощик и защитник”

Информационная группа:

Бог предков Велес сторожит счастье людское, бережет скот, его считают покровителем охотников. В дань ему оставляют на полях несколько колосков - несжатую полоску ржи “велесу на бородку”, - говорят пахари. И Велес платит за это сполна. Не таит, не прячет он свои сокровища, а богатство его велико. Ведь каждое растение корнем под землю уходит, питается растительной силой из владений подземного бога. В древности на Руси ведали о вещей силе Велеса. Праздники зимних святок накануне Нового года посвящались богу Велесу. А славу Велесу, покровителю мудрости, дарующему избранным умение понимать язык птиц и зверей, пели вещие певцы, гусляры. Древнего певца Бояна люди называли Велесовым внуком.

Творческая группа представляет творческие работы: фигурки зверей и птиц из природного материала.

Вопросы:

- Как вы объясните выражение “понимать язык птиц и зверей”? Разве птицы и звери разговаривают?

- Как вы считаете, почему поделки из природного материала, птицы и животные, рождают в нас чувства трепета и умиления?

Группа “Перун - бог-громовик”

На море на Океане, на острове Буяне стоит дуб, спит под ним грозный бог Перун. Кудри у него серебряные, усы золотые, борода тучей по небу разметалась Рядом с ним спит его жена, богиня лета и молодости Додола. Подкрался тут к дождевой деве Огненный Змей -Змиулан. Похитил он прекрасную Додолу. И, вместе с ней пропала живительная влага, выпил воду у земли коварный Змиулан. Проснулся бог Перун, тут же громыхнул гром гремящий. В руках держит Перун пылающий меч и огненную палицу. Испугался Змиулан гнева Перуна и спрятался в корнях старого дуба. Но метнул бог-громовик стрелу огненную и расщепил дерево, а увертливый Змиулан затиснулся под огромный камень-валун. Но настиг его грозный Перун, истерзал молниями, и выпустил Змиулан Додолу. Ожила Земля, ответила живым дыханием молодой зелени. Неспроста древние славяне в засушливые дни водили “додолу”, девушку, украшенную травами и цветами, испрашивая у богини дождя.

Творческая группа представляет общий рисунок “Бой Перуна с Змиуланом”.

Вопрос к классу: Ребята, а как вы бы изобразили бой Перуна с Змиуланом?

Учитель: Огромная свита из родственников и помощников, по верованиям древних славян, сопровождает Перуна: это Гром, Молния (тетушка Маланьица), Град, Дождь, четыре ветра (в соответствии с четырьмя сторонами света). Отсюда день Перуна – четверг. И поныне существуют выражения: “после дождичка в четверг”, “чистый четверг”. Какие ещё герои встречаются в славянских мифах? (Русалки, лешие, домовые, кикиморы, болотницы). Послушайте отрывок из книги П.И. Мельникова-Печерского “В лесах”.

В светлую летнюю ночь сидит болотница одна-одинешенька и нежится на свете ясного месяца... и чуть завидит человека, зачнет прельщать его, манить в свои бесовские объятья... Ее черные волосы небрежно раскинуты по спине и по плечам, убраны осокой и незабудками, а тело все голое, но бледное, прозрачное, полувоздушное. И блестит оно и сквозит перед лучами месяца... Из себя болотница такая красавица, какой не найдешь в крещеном миру, ни в сказке сказать, ни пером описать. Глаза - ровно те незабудки, что рассеяны по чарусе, длинные, пушистые ресницы, тонкие, как уголь, черные брови... только губы бледноваты, и ни в лице, ни в полной, наливной груди, ни во всем стройном стане ее нет ни кровинки. А сидит она в белоснежном цветке кувшинчика с котел величиною... Хитрит, окаянная, обмануть, обвести хочется ей человека - села в тот чудный цветок спрятать гусиные свои ноги с черными перепонками. Только завидит болотница человека - старого или малого - это все равно, - тотчас зачнет сладким тихим голосом, да таково жалобно, ровно сквозь слезы молить - просить вынуть ее из болота, вывести на белый свет, показать ей красно солнышко, которого сроду она не видывала. А сама разводит руками, закидывает назад голову, манит к себе на пышные перси того человека, обещает ему и тысячи неслыханных наслаждений, и груды золота, и горы жемчуга перекатного... Но горе тому, кто соблазнится на нечистую красоту, кто поверит льстивым словам болотницы: один шаг ступит по чарусе, и она уже возле него: обвив беднягу белоснежными прозрачными руками, тихо опустится с ним в бездонную пропасть болотной пучины...

- Что рисовало вам ваше воображение во время прослушивания этого отрывка? Какие чувства вы испытывали?

 

Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Работа какой группы вам понравилась?

- Как вы оцениваете свою работу в группе и на уроке? Что ты узнал о себе, работая в группе?

- Как вы считаете, помогают ли нам славянские мифы проникнуться уважением к нашим предкам-славянам, любовью к своей стране? (Учащиеся обмениваются мнениями).

Мифы дают нам ощущение родины, предоставляют нам возможность почувствовать свою самобытность. Каждый из нас - личность, а вместе мы - народ, Родина.

Домашнее задание (на выбор):

1. Приготовить иллюстрацию к славянским мифам.

Миф древних славян о солнце – Мифы

В мифах древних славян, как и у других народов, отражались их представления о мире и человеке, природе и космосе. Различные явления природы, стихии обожествлялись людьми и находили свое воплощение в прекрасных поэтических мифах. Образ Солнца — один из самых прославленных и любимых в славянской мифологии. Ведь именно его горячие и радостные лучи дарят жизнь всему на земле. В народном мифе повествуется, как «вечно юный, вечно радостный светлый Яр» вырвал Мать-Землю из мрака и стужи, полюбил ее, и от этой любви она «разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами».

Под горячим Ярилиным взором заполнилось небо птицами, земля — лесными и полевыми зверями, «в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись насекомые, Мушки да мошки». Но вот появился на цветущей Земле «любимый земнородный сын» — человек. Удар Ярила-отца золотой вожжой зародил в человеке ум, позволил слышать богов, и отвечать им, чего не могли делать ни звери, ни птицы, ни растения.

Как здорово ощущать себя сыном самого Солнца! Как хочется, чтобы люди помнили о том, что Ярило-отец даровал им ум для добрых и радостных дел, а не для войн, ссор и мелочных интриг. 2 вариант Мифология древних славян складывалась из их верований и представлений об окружающем мире: человеке, природе, космосе. Как и другие народы, славяне обожествляли и одухотворяли природу, то есть верили в то, что все кругом живет, чувствует, понимает, имеет свои желания, борется за свое существование.

Особо почитали славяне бога солнца Ярила, который покровительствовал расцвету природы, любви, плодородию. В народном мифе Ярило описывается как «вечно юный, вечно радостный светлый» бог. Это именно он пробудил Мать — Сыру-Землю от мертвого сна, дал жизнь растениям, животным, морям и рекам:«от жарких его поцелуев разукрасилась (Земля) злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками… из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери...

 В результате пылкой любви Отца-Ярила и Матери-Земли родился человек. И любящий отец преподнес своему чаду неоценимый подарок — ум: «… ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился». Человек не только стал понимать громовую речь отца, но и отвечал ему «вещим словом, речью крылатой» и был признан всеми обитателями Земли царем и владыкой природы.

Как видно из мифа, древние славяне связывали с богом солнца Ярилой происхождение человека, а также всех земных тварей и растений. И это действительно так! Ведь на планете, не обогреваемой солнечными лучами, никогда бы не смогла зародиться жизнь.


 

Урок литературы в 5 классе.

Урок литературы в 5 классе.

Назовите верховного бога древних греков

Назовите верховного бога древних греков

Три же мужа были, все три - Утренник,

Три же мужа были, все три - Утренник,

Но это наша прародина, считавшаяся восточной землей славянского мира

Но это наша прародина, считавшаяся восточной землей славянского мира

О чём повествует рассказанный миф?

О чём повествует рассказанный миф?

Бог предков Велес сторожит счастье людское, бережет скот, его считают покровителем охотников

Бог предков Велес сторожит счастье людское, бережет скот, его считают покровителем охотников

А сидит она в белоснежном цветке кувшинчика с котел величиною

А сидит она в белоснежном цветке кувшинчика с котел величиною

Как и другие народы, славяне обожествляли и одухотворяли природу, то есть верили в то, что все кругом живет, чувствует, понимает, имеет свои желания, борется за…

Как и другие народы, славяне обожествляли и одухотворяли природу, то есть верили в то, что все кругом живет, чувствует, понимает, имеет свои желания, борется за…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021