Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"
Оценка 4.8

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Оценка 4.8
docx
12.01.2020
Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"
Урок литературы по рассказу А. Грина Зеленая лампа.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературы по произведению А. С. Грина «Зеленая лампа»

 

 

 

 

Составила: Пимушкина О. О. (МАОУ «Школа№128»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2019г.

А.С. Грин «Зеленая лампа»

Эпиграф урока. « Все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей». А.Грин.

Детям предлагается рассмотреть два портрета Грина (сравнить их, подумать, почему они различны, рассказать о его жизни, карта страны Гринландии, Пикадилли, театр Дрюри-Лейн, фотографии Лондона 20-х годов).

Музыкальное оформление.

Звучит в записи песня «Алые паруса» (1 куплет).

 – Почему в песне поётся об алых парусах? С каким произведением мы связываем эти слова?

/ Эта песня напоминает нам произведение А.Грина « Алые

паруса». Где алые паруса являются символом надежды./

Эти слова принадлежат Александру Степановичу Гриневскому, но нам он больше известен как Александр Грин. Константин Паустовский писал о нём: « Александр Грин был мастером сюжета и очень тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, о мужестве своих героев, он писал о любви к труду, к своей профессии… Он был человеком светлой мечты».

-Какие первоначальные ассоциации у вас вызвало название рассказа «Зеленая лампа»? 

Из психологии: зелёный цвет – это цвет жизни, всего живого, он радует, приятен для глаза. Источник света – лампа – тоже ассоциируется с жизнью.

- Какая связь между названием и именем самого писателя (Грин, зеленый).

- Почему, как вы думаете, он выбрал себе такой псевдоним (укороченный вариант фамилии, зеленый – цвет надежды).

-Первичное объяснение слова лампа с помощью синквейна.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Варианты детских синквейнов:

Лампа.

Тёплая, уютная.

Светит, привечает, помогает.

Зелёная лампа дарует жизнь.

Радость.

 

Лампа

Большая, яркая

Горит, светит, мелькает

Зеленая лампа ярко светит

Успех

 

Лампа

Зеленая, большая

Светит, подсвечивает, мелькает

Зеленая лампа помогает в пути

Спокойствие

 

Лампа

Зеленая, светящаяся

Горит, светит, мелькает

Освещает дом, путь, в окне

Печаль

 

Лампа

Зеленая, стальная

Греет, светит, горит

Зеленая лампа помогает в пути

Свет

 

Лампа

Зеленая, яркая

горит, мелькает, светит

Зеленая лампа светит в глаза

Свет

Также сказать, что название связано с историей литературы, с именем А.С.Пушкина. В 1818 – 1820 годах в Петербурге был литературный кружок «Зелёная лампа», члены этого кружка собирались в гостиной, где горела лампа под зеленым абажуром, и члены кружка там обсуждали проблемы нравственности и будущее России.

Чтение текста с остановками.

  • Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).

1) Простые вопросы:

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Когда происходят описанные события?

- Назовите действующих лиц.

- В какой момент жизни они описаны?

- Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?

(Хорошо одетые, дорогой ресторан.)

- Что произошло с человеком лет двадцати пяти?

- Как его описал автор?

(Лежащий без движения, плохо одетый)

2) Уточняющие вопросы:

- Что мы можем сказать о позиции автора?

(Автор осуждает богатых за их презрение к бедному.)

- А в чём это выражено?

(В авторских ремарках: брезгливо сказал толстый джентльмен, пробормотал несчастный.)

- Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?

(Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)

- Чем вы объясните такой выбор автора?

(Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)

3) Интерпретационные вопросы:

- Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?

(Скорее, им было скучно.)

- Только ли скука привела их сюда?

(Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.)

- А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?

(Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)

- А толпа по какой причине могла собраться?

- Почему автор так бегло описывает эту сцену?

(Это краткая экспозиция, в которой представлены все герои и обрисовано их социальное положение.)

4) Оценочные вопросы:

- Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.

(“Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)

- Почему вы их считаете ключевыми?

5) Творческие вопросы:

- Как вы думаете, какой “интересный замысел” задумал Стильтон? Что это может быть?

(дети почувствовали, что Стильтон хочет каким-то образом унизить Ива, подшутить над ним)

6) Практические вопросы:

- Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?

Звучали высказывания, что необходимо помогать тем. кто оказался в беде. Но это в идеале. На деле многие проходят мимо. многие ребята рассказали, что прошли мимо, как не печально это звучит. Хотя признали, что это не самое лучшее поведение.

·         Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).

- Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?

- Насколько он не соответствует вашим предположениям?

- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?

- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?

Ученики приняли сторону Ива, стали еще больше ему сочувствовать, но и увидели в нем положительные стороны.

- Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания?

(Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)

- Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?

(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)

- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?

- Почему у Стильтона нет семьи, детей?

(Его жизнь – это шутки над людьми, лишённые доброты и смысла)

- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?

(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)

- “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, - пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон?

(Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)

- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?

- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?

(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)

- Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?

Равнодушен к бедам других.

 

- Как дальше будут разворачиваться события?

 

Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона.

 

- Выскажите свои предположения и аргументируйте их.

- Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?

- Какую судьбу Стильтону приготовили?

 

Большинство учеников высказали предположение, что такого человека как Стильтон, должно непременно ожидать наказание. А Джон Ив заслуживает награды за свои страдания. Некоторые точно предсказали, что судьба двух героев станет прямо противоположной.

 

Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).

 

- Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.

- Какие версии не нашли своего отражения? Почему?

- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?

(Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)

- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?

(Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.)

- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?

(Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)

- За что наказан Стильтон?

(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)

- Почему Джон Ив смог добиться многого?

Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)

- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?

(Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)

- Где же момент истины? В чём его суть?

(Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.)

 

Обратить внимание на точную дату написания рассказа. / 11 июля 1930 года./

- Он создан в очень тяжелое для автора время: безденежье, отказы в редакциях, поиски квартиры, полуголодное существование, болезнь.

В рассказе удивляет сила человеческого духа, писатель не заболел пессимизмом, а его рассказ пронизан верой в человека.

Еще раз обращаем внимание на портрет писателя.

 

- В чём особенность композиции рассказа?

(Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.)

 

- Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?

(Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.)

- Какова тема рассказа?

(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего)

- Какова идея?

(Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.)

- Каковы жанровые особенности рассказа А. Грина?

(Это рассказ-притча. В нём есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.)

- Вернёмся к названию рассказа. В чём его особенность?

(Название имеет метафорический смысл. “Зелёная лампа” - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.)

 

Возвращение к синквейну.

- Как бы вы сейчас составили синквейн “Зелёная лампа”? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили?

·         Лампа

·         Зелёная, настоящая.

·         Светит, греет, обнадёживает.

·         Лампа, озаряющая темноту ночи!

·         Маяк!

 

 

Лампа

Ведет, зовет, утешает

Лампа светит в одиноком окне

Ориентир

 

Лампа

Тёплая, уютная.

Светит, привечает, помогает.

Зелёная лампа дарует жизнь.

Радость.

 

 

 

А теперь, ребята, скажите, все ли можно купить за деньги? Может быть, существует такая сторона человеческой жизни, которая исключает всякие деньги. Что же важнее для человеческой души? Материальное положение или духовное богатство? Можно ли купить дружбу, любовь?

 

Ребята, посмотрите на эти иллюстрации картин известных художников. Можете ли вы сказать, какова их цена? (СИКСТИНСКАЯ МАДОННА Рафаэль Санти, ДЕВЯТЫЙ ВАЛ Айвазовский Иван, АЛЕНУШКА Васнецов Виктор, Борис Ольшанский Берегиня).

 

Звучит фонограмма. Бетховен «Лунная соната» ( фрагмент записи).

Сколько времени люди слушают музыку Бетховена, Моцарта, Чайковского и других великих композиторов и восхищаются этой красотой. Такая музыка не может оставить никого равнодушным. То, что человек чувствует, слушая эту мелодию, нельзя купить ни за какие деньги.

 

- А как вы считаете, рассказ этот актуален в наше время?

/ - Да. В наше время встречаются люди жестокие эгоистичные, равнодушные к окружающей жизни, к людям, которые живут рядом с ними./

 

Итак, подводим итог.

В рассказе « Зеленая лампа» мы видим, как побеждают равнодушие, прощение, благородство чувств и мыслей, поднятое до простоты и ясности поступка, реальной помощи человеку. А.Грин ведет читателей к пониманию общечеловеческих ценностей. Ему хотелось видеть людей лучше, ему рисовался идеал гармоничного человека, свободной личности с богатой духовной жизнью, с развитым чувством прекрасного, с уважением к внутреннему миру других, умеющих прощать, понимать, сострадать. Каждый писатель немножко провидец, и Грин, наверное, предчувствовал, что всегда в нашем обществе будут люди, такие как Стильтон и такие как Джон Ив. И он нас предупреждает: не материальные блага главным являются для человека, мы погибнем, если превратимся в Стильтонов. Только такие, как Джон Ив, и спасают мир.

«Прочитаешь « Зелёную лампу» Грина, и « ляжет на душу добро», - сказала Бэла Ахмадулина.

 

Давайте еще раз послушаем песню, с которой мы начали урок. Давайте же верить в чудеса, надеется только на лучшее, и тогда у нас все получится.

- Я благодарю вас за урок и ставлю следующие оценки…

 

Д / з. В чем же смысл заглавия рассказа? Случайно ли А.Грин назвал его «Зелёная лампа»?

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"

Урок литературы по рассказу А. Грина "Зеленая лампа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2020