Урок литературы сказочные героини
Оценка 4.9

Урок литературы сказочные героини

Оценка 4.9
docx
13.09.2021
Урок литературы сказочные героини
03.03.2021 урок героини сказок.docx

МБУК г. Шахты «ЦБС»

ЦГДБ им. Н. К. Крупской

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

 

Сказочные героини: женские образы в русских народных сказках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главный библиограф

Доронина Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

   Цели: Обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;

-развивать мышление, воображение, интерес, внимание;

-воспитывать любовь к сказкам и к чтению.

- Активизировать детское чтение;

- Организовать досуг учащихся.

 

Оборудование:

мультимедио, презентация.

 

 

Ход урока:

 

Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит диплом «Знаток сказок». 

Беседа по сказкам. Сказки любят  и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит  доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных,  бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо! 

                             

Понятие волшебной сказки в русском устном народном творчестве.

 

Волшебная сказка, пожалуй, наиболее прекрасный вид устной народной художественной прозы. Она пронизана стремлением к возвышенному и идеальному. Что же мы можем назвать именно волшебной сказкой, если существуют и бытовые сказки, и сказки о животных? Даже при поверхностном анализе волшебные сказки можно отличить по характерным чертам - сюжеты, мотивы, персонажи и композиция.

 

Первое, что приходит в голову, когда мы говорим о волшебной сказке, -- это её сюжеты. Действительно, такие сказки, как сказка о трех царствах -- медном, серебряном и золотом, о Финисте ясном соколе, о царевне-лягушке, о семи Симеонах, обладающих каждый каким-нибудь волшебным искусством и добывающих царевну, о жар-птице, о змееборцах и многие другие, несомненно, представляют собой волшебные сказки. В двух словах об основной части сюжетов волшебной сказки можно сказать так: герой из мира людей (явь) обретает некую задачу или проблему и отправляется в другой мир (навь, мир чудесный, сказочный, находящийся «за гранью»). И там с помощью героев данного мира решает свои проблемы и выполняет задачи. Чёткое разделение двух миров выделил ещё В.Я. Пропп в своём труде «Морфология волшебной сказки».

 

В таком же смысле можно говорить о мотивах волшебной сказки. Совершенно очевидно, что такие мотивы, как постройка за одну ночь волшебного дворца, мотив невидимого помощника героя, мотив перелета героя в иное царство на орле или ковре-самолете и многие другие -- типичные для волшебной сказки мотивы.

 

Персонажи в волшебных сказках - всегда персонажи двух миров: явь и навь, причём в обоих мирах присутствуют и мужские и женские образы. Герои обычно чётко делятся на положительных и отрицательных, в мире яви - имеют человеческие черты (искреннее благородство, патриотизм, или даже небольшой ум, но любовь и близость к природе (вроде Ивана-дурачка), или диаметрально противоположно - жадность, недалёкость, алчность), а герои нави - такие же магические силы соответственно. Я думаю, исходя из этого, можно в какой-то степени говорить о чудесной природе всех персонажей в волшебных сказках. Устойчивость характеров персонажей является одной из особенностей русских народных волшебных сказок.

 

И, наконец, о композиции. По В.Я Проппу, волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

 

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств или волшебных помощников.

 

В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

 

Развитие сюжета -- это поиск потерянного или недостающего.

 

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения -- разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

 

Развязка -- это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» -- то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

 

 

1. Классификация женских образов в русских волшебных сказках

 

Женские образы занимают важное место в типологии персонажей волшебной сказки. Сначала рассмотрим положительных героев: этот типологический класс включает в себя три категории: «богатырши-воительницы», «мудрые девы», «сироты» или «падчерицы». Каждый из трех типов персонажей обладает некими постоянными характеристиками, которые не зависят от изменений сюжета. Такой постоянной характеристикой может служить имя, индивидуальный, семейный, социальный и пространственный статус.

 

Имя. Имя очень важно и часто определяется действиями персонажа, часто содержит оценочные характеристики. В зависимости от того, кем является та или иная героиня, меняется и форма ее имени. (Елена Прекрасная, если речь о красавице-царевне, Аленушка, если крестьянская девочка; Марья-Моревна, если смелая дева-воин, Марья-царевна, если царская дочь, Марьюшка, или просто Машенька, если крестьянская девочка; Василиса, если мудрая дева, Василисушка, если девочка - сиротка).

 

Этимология большинства сказочных женских имен восходит к древности, к времени, когда прозвища соответствовали каким-нибудь особенностям характера, внешнего облика или рода занятий, позволяющим выделить некие отличительные черты, например: Богатырка Синеглазка, Настасья - золотая коса, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Крошечка-Хаврошечка.

 

Также в имени фиксируется семейное положение персонажа (Солнцева сестра, Падчерица) его сословный статус (Марья-Царевна,), его духовные (Василиса Премудрая) и внешние качества (Красота Ненаглядная, Елена Прекрасная, Замарашка). Некоторые могут принимать внешне безобразный вид, превратившись в животное, окаменев, почернев, став жертвой козней сказочного злодея, (например, «Царевна-лягушка»). Но неприглядный внешний облик - контрастирующая оболочка необычайной внутренней красоты, душевной силы, благородства, что обнаруживается при испытаниях героини в дальнейшем.

 

Индивидуальный статус. Категория живой/мертвый. Часто временная смерть эквивалентна сну (спящая царевна), а сон дан как временная смерть : «как долго я спала». Смерть или сон наступает в результате действий отрицательного героя и/или артефактов: (сонного зелья, булавки, иглы, отравы, заговоренного яблока, и т.д.) Напротив, здоровье воплощается в таких предметах, как (молодильные яблоки, чудесные ягоды или груши, пыль с чудесной мельницы; волчье, медвежье и львиное молоко).

 

Категория истинный/преображенный связана с многочисленными формами изменения облика, к которому либо прибегает сам персонаж, либо изменения происходят в результате действия вредителя. «Красны девицы принесли волшебный ковер: разостлали по полу, ударились о тот ковер и сделались голубками, встрепенулись и улетели в окошко.» Форм преображения очень много. Например, часто герою приходится распознать нужный ему объект среди множества таких же. Объяснить этот мотив можно основываясь на древних представлениях о том, что в ином царстве искомый не имеет своего индивидуального облика. Существует и иное объяснение, которое мы находим у В.Я. Проппа: «Задача узнать искомого среди равных встречается не только в шаманской практике, она встречается еще как свадебный обряд и Категория мудрый/глупый. В рамках этой оппозиции можно говорить о таком мотиве русских сказок, как, например, «трудные задачи», стоящие в связи со сватовством, с целью испытать претендента. Признаки сильный/слабый параллельны в некотором отношении мудрости/глупости, определяя свойства не духовной, а физической силы. Эти признаки воплощаются в таких женских персонажах, как богатырка, Царь-девица. Такие образы встречаются в сказках не часто. Образы воинственных дев сходны с образами других волшебных женщин, поскольку Царь-девица является не только могучей поляницей, обладательницей огромной физической силы, но и обладательницей силы сверхъестественной.

 

В основном, эти категории диктуют правила поведения персонажей, их включенность в сказочное действие, влияние, которое они оказывают на сюжет. сюжетный сказочный волшебный женский

 

Семейный статус. Четко фиксируется в традиционных формулах типа: «Коли стар человек - будь мне батюшкой, а старушка - будь мне матушкой; коли млад человек - будь сердечный друг, а красная девица - будь родная сестра». Мать, сестра, дочь, невеста, жена -- это и есть основные женские персонажи волшебной сказки. С точки зрения задач описания персонажей важно выяснить, какими признаками, влияющими на сюжет обладают: дочь, падчерица, сирота, жена, невеста, чтобы понять, почему тот или иной персонаж способен выступать в той или иной роли. Нередко именно родственные отношения определяют основные повороты волшебной сказки. Даже являясь сверхъестественным существом, персонаж может наделяться признаками семейного статуса.

 

Брачные отношения между сверхъестественными существами и человеком оказываются «правильными», когда соискателем является человек. Такой брак предстает как желанный, нормальный, хотя часто герой подвергается трудным испытаниям со стороны демонической невесты и ее родственников (в первую очередь отца), стремящихся уничтожить претендента. Когда же демоническое существо насильственно похищает женщину, вступает с ней в брак по взаимному согласию или с помощью обмана, такая ситуация рассматривается сказкой как конфликтная.

 

Социальный статус. К этой характеристике отнесены признаки сословной принадлежности. В большинстве сказок волшебные женщины выступают в роли богатых и именитых невест - царевен или королевен. Одни из них носят собственные имена, другие имен не имеют и просто называются «царевна», «королевна», «царская дочь», «сиротка».Категория богатый/бедный служит вариантом высокого или низкого статуса. Существенной роли это не играет, но если героиней является бедная сиротка из крестьянской семьи, то в сказке не идет речи о магических заданиях, героиню, прошедшую испытания ждет награда в виде материальных ценностей. Часто счастливый конец сказок о падчерице (например, «Морозко»)заключается в том, что она получает «богатое приданое» или выходит замуж за «богатого».

 

Пространственный статус. Для сюжетной схемы волшебной сказки очень важно, к какому миру принадлежит персонаж. «В некотором царстве» - фраза вступления, характерная для русских волшебных сказок, указывает на пространственную неопределенность, она как бы подчеркивает, что действие совершается вне реального времени и пространства. «Тридесятое царство» выступает в волшебной сказке как закрытое пространство, обязательно сделан упор на его локальность. Оно отделено от отцовского дома непроходимым лесом, морем, огненной рекой. В зависимости от того, к какому сказочному пространству принадлежит женский персонаж, развитие сюжета будет происходить в соответствующем направлении. Если вещая жена или невеста, локализованная в «тридевятом царстве», то сказочное повествование будет определяться ее поиском. Если же героиня локализована в реальном мире, то она, как правило, и будет являться основным действующим лицом.

 

Отдельная категория женских образов - отрицательный персонаж, некая ведьма. Её характеристики - мудрость, волшебная сила, иногда справедливость злобность, жестокость, коварство, уродливость. Образ, олицетворяет темные силы, некое абсолютное зло. Но в некоторых случаях этот образ является положительным и выступает в качестве союзника главного героя, помогающего мудрыми советами. Обычно такой советчицей является Баба Яга. Она же - самая могущественная из ведьм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания викторины к уроку:

I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки?  (ответить на вопросы). 

*Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

*Жилище Бабы Яги? (избушка)

*Имя мальчика, которого  унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

*Второе название скатерти (самобранка)

*Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)

*Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)

*Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)

*Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

*Кого старик  неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)

*Имя главного героя  сказки «По щучьему веленью» (Емеля)

*Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

*Сколько голов у Горыныча? (три)

*Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)

*Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

*Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

*Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла). 

*Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

*Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

 Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»). 

- От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).     

-Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных?  (Снежная Королева).

- Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).

- Кто из животных пострадал,  ловя рыбу из пруда? (Волк).

- Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба). 

- В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка). 

 

2 конкурс (Чей это портрет?)

- « Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого,

 И жених сыскался ей –

Королевич Елисей»  (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

- Родилась в цветке прелестном 

Труден к счастью её путь 

Каждый видно догадался

Как её зовут (Дюймовочка)

-  Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

- Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем (Жар-птица)

- Побежала она за подружками,

Вскочила в огонь

И потянулась вверх легким паром,

Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).

- Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит нас досыта.

Что сама собой она,

Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)

-  Летела стрела, попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная). 

- Жила – была девочка

Имя забыла она свое давно

Так как однажды ей бабушка подарила  шапочку

И все стали её звать … (Красная шапочка).

-  Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала  в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку.

( Золушка).

3 конкурс « Кто прислал телеграмму»

(Командам раздаются подготовленные телеграммы. Игроки должны назвать героя, произведение, автора)

*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка» Андерсен)

*Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой.(Отец. «Аленький цветочек»)

*Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)

*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)

*Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)

*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)

*Все закончилось благополучно.  Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)

*Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите! (Муха-Цокотуха из сказки  К. Чуковского Муха-Цокотуха»)

 

Весёлая минутка. Игра «Птицы»

Вы должны хлопнуть в ладоши, когда с чем-то не согласны.

1.Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи …

2.Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаечки, стрижи.

3.Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны!

 

4 конкурс

Чтобы навести окончательный порядок  в сказках, нужно правильно ответить на вопросы.

1. Из какого предмета у Золушки была карета? (из тыквы). 2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).

3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).

4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).

 5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).

 6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом). 7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).

8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»). 9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая).

10. Что было в корзинке у  Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).

11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).

12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).

13.На чем ездил Емеля? (на печи).

14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).

15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).

 

5 конкурс «Дальше, дальше…»

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

 

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы).

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -Москва: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

 

2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.

3. Золотые сказки: [для чтения взрослыми детям] / Братья Гримм, Г. Х. Андерсен, Э. Т. А. Гофман, Ш. Перро. – Москва, Эксмо.- 2011. - 62, [3] с. : ил. ; 22 см. - (Волшебный мир сказки).

 

4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

 

5. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. - Ленинград: Наука, 1974. - 255 с.

 

6. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3-х тт. Серия: Лит. памятники. - Москва: Наука, 1984-1985

 

7. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. - Москва: Лабиринт, 1998. - 345 с.


 

МБУК г. Шахты «ЦБС» ЦГДБ им

МБУК г. Шахты «ЦБС» ЦГДБ им

Цели: Обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок; -развивать мышление, воображение, интерес, внимание; -воспитывать любовь к сказкам и к чтению

Цели: Обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок; -развивать мышление, воображение, интерес, внимание; -воспитывать любовь к сказкам и к чтению

И там с помощью героев данного мира решает свои проблемы и выполняет задачи

И там с помощью героев данного мира решает свои проблемы и выполняет задачи

Классификация женских образов в русских волшебных сказках

Классификация женских образов в русских волшебных сказках

Категория истинный/преображенный связана с многочисленными формами изменения облика, к которому либо прибегает сам персонаж, либо изменения происходят в результате действия вредителя

Категория истинный/преображенный связана с многочисленными формами изменения облика, к которому либо прибегает сам персонаж, либо изменения происходят в результате действия вредителя

Социальный статус. К этой характеристике отнесены признаки сословной принадлежности

Социальный статус. К этой характеристике отнесены признаки сословной принадлежности

Задания викторины к уроку: I этап

Задания викторины к уроку: I этап

Каждый видно догадался Как её зовут (Дюймовочка) -

Каждый видно догадался Как её зовут (Дюймовочка) -

Все закончилось благополучно.

Все закончилось благополучно.

Вопросы для первой команды: 1

Вопросы для первой команды: 1

В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя) 16

В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя) 16
Скачать файл