Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.
Оценка 4.7

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Оценка 4.7
ppt
21.01.2020
Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.
Творческая судьба Татьяны Толстой.ppt

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Творческая судьба Т. Н. Толстой

ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Автор :Гизатулина О.И.- учитель русского языка и литературы Колледж КиИТ, г.Гулистан, Узбекистан

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Цели:

познакомить с ярким представителем современной постмодернистской поэтики;
пробудить интерес к современным жанрам литературы;
помочь понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности посредством изучения творчества Татьяны Толстой;

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Русская писательница. Родилась 3 мая 1951 в Ленинграде.
Отец – академик-филолог Никита Толстой,
деды – писатель Алексей Толстой и переводчик Михаил Лозинский.
В 1974 окончила отделение классической филологии филфака ЛГУ, после чего переехала в Москву. До 1983 работала в Главной редакции Восточной литературы при издательстве «Наука».

ТОЛСТАЯ
ТАТЬЯНА
НИКИТИЧНА

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.


Активно печататься начала при советской власти. Первая публикация – рассказ «На золотом крыльце сидели…» появился в журнале «Аврора» в 1983. Как критик дебютировала в том же году статьей «Клеем и ножницами.»

В середине 1980-х написала и опубликовала в периодической печати около 20 рассказов (Факир, Круг, Потеря, Милая Шура, Река Оккервиль и др.) и повесть «Сюжет». В 1988 тринадцать из них вышли отдельной книгой: « На золотом крыльце сидели…».

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно. Одни упрекали ее в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие, напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все произведения написаны по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных читательских кругах того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого писателя. Герои ее прозы в основном – простые «городские чудики» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние Шкловского и Тынянова, с одной стороны, и Ремизова – с другой. Она сталкивает слова из различных семантических слоев языка, как правило, смотрит на своих героев «остраненно», разворачивает сюжет подобно кинематографическим кадрам… Но если у Шкловского и Тынянова «избыточные» слова использовались для того, чтобы дать предмету как можно более точное, исчерпывающее определение, а Ремизова обращение к архаическим пластам языка приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая, используя разработанные ими методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует то, что Вяч.Курицын назвал «хищным цинизмом глазомера». Андрей Немзер так высказался о ее ранних рассказах: «„Эстетизм" Толстой был важнее ее „морализма"».

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

В 1990 году уезжает преподавать русскую литературу в США, где проводит по несколько месяцев в году почти все последующее десятилетие. В 1991 ведет колонку «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», входит в состав редколлегии журнала «Столица». Появляются переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и др. языки.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.


В 1997 отдельной книгой (Любишь – не любишь) в Москве переиздаются ее рассказы, в 1998 – книга Сестры, написанная совместно с сестрой Натальей.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

В 2000–2001 выходит новый роман Толстой Кысь – о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов, их сексуальность подчеркнуто груба и первобытна.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Русскоязычные критики отнеслись к новой Толстой по-разному.

В начале 2000-х переиздаются ее рассказы (Река Оккервиль, 2000, Ночь, 2001), сборник «Сестры», выходит в свет книга, включившая произведения Татьяны и Натальи Толстых (День. Разное, 2001), сборник публицистики Татьяны Толстой «День». Личное (2001) и ее книга Изюм (2002).

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.


Публицистика Толстой также вызывает противоречивые отзывы.

В 2001 Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза», в том же году – престижную премию «Триумф».

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.


С 2002 является соведущей (вместе со сценаристкой Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия».

Издания: На золотом крыльце сидели. Рассказы. М., «Советский писатель», 1987; Любишь – не любишь. Рассказы. М., «Олма-Пресс», 1997; Река Оккервиль. Рассказы. М., «Подкова», 2000; Кысь. Роман. «Подкова», 2000; «Иностранка», 2001; Ночь. Рассказы. М., «Подкова», 2001; Личное. М., «Подкова», 2001.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Татьяна Никитична Толстая прочно и уверенно занимает своё место на российском литературном Олимпе, являясь ярчайшим представителем современной постмодернистской поэтики

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Библиография: Сборники: На золотом крыльце сидели (1987) Любишь — не любишь (1997) Сёстры (в соавторстве с Наталией Толстой) (1998) Река Оккервиль (1999) Двое (в соавторстве с Наталией Толстой) (2001) День. Личное (2001)

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Ночь (2001) Изюм (2002) Круг (2003) Белые стены (2004) Женский день (2006) Не кысь (2007) Река (2007) Кысь. Зверотур. Рассказы (2009) Роман: Кысь (2000)

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Вывод:

Творчество Татьяны Толстой часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева, Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова
Ия Гурамовна Зумбулидзе в своём исследовании «„Женская проза“ в контексте современной литературы» писала, что «творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определённых черт реализма, модернизма и постмодернизма».

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Приметы творчества

Важнейшие художественные приёмы постмодернизма: гротеск, ирония, оксюморон.
Важнейший знак: интертекстуальность, цитатность.
Задача: интерпретация наследия классиков.
Предложение читателю: опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции.

Модернистская традиция
1910-1920-х гг.

Русская классическая традиция

ПОЭТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА

21

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Урок литературы. Творческая судьба Татьяны Толстой.

Использованные источники

http://www.vokrug.tv/person/show/tatyana_tolstaya/
http://tzlzik.united-market.ru/a16875/
http://slovesnik5.ucoz.com/blog/?page20
http://maximus43.livejournal.com
http://illustrators.ru/illustrations/14300
http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=919809&tagid=6537
http://tfile.org/books/89150/details/
http://blogrostova.ru/tag/chto-pochitat
http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/stihi/479104.html

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020