Урок литературы в 10 классе
«Теория Раскольникова – отражение в XX и XXI веках»
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» предоставляет богатейшие возможности для формирования у десятиклассников представления о Достоевском как об уникальной личности, гениальном художнике и великом человеке подчеркивает актуальность духовных исканий писателя для людей, живущих в ХХ и ХХI веках. Предлагаемый урок целесообразен после знакомства с социальными и философскими причинами индивидуалистического бунта Раскольникова. Данный урок имеет огромный воспитательный момент, так как тема очень актуальная в наше время, жестокое и безнравственное, когда молодежь втягивается в криминальную среду, когда телеэкраны пестреют фильмами, где убийцы и грабители являются «положительными героями», своего рода кумирами для подрастающего поколения; время, когда терроризм, разрастаясь по всему миру, вербует новых волонтеров, слепых исполнителей чужой воли. Красной нитью через урок проходят «Божии заповеди», которые утверждают, что их нарушение приводит к наказанию, духовной деградации, гибели.
На первом уроке по теме учащиеся получают групповые задания: подготовить сообщения с мультимедийной презентацией по темам:
1группа – основные положения теории Родиона Раскольникова.
2 группа – основные положения философии Ф. Ницше.
3 группа – теоретические основы фашизма.
4 группа – теории современного неофашизма.
Особое задание получает 5 группа – провести опрос учащихся 8 - 10 классов. Школьникам предлагается ответить на вопрос: «Используете ли вы опыт героев художественных произведений в своей жизни».
Задачи:
образовательные:
- сформировать понятие о теории Раскольникова, ее отражении в XX – XXI веках;
- сформировать понятие о антигуманном звучании философии «Сверхчеловека»;
- сформировать понятие о власти над человеком «теории», ответственности человека за идею, которой он руководствуется, о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей;
- продолжить формирование понятия о христианской направленности творчества Ф.М.Достоевского, его мировом значении;
- сформировать понятие о социально-философском смысле романа, проблеме нравственного выбора;
- продолжить формирование навыков анализа художественного произведения на историко-литературной основе
- продолжить формирование навыков самостоятельного поиска информации в различных источниках;
развивающие:
- продолжить формирование когнитивной, эмоционально-волеврй, ценностно-ориентированной, практико-деятельностной сфер личности;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлечь их в творческую, поисковую работу.
воспитывающие:
- воспитание культуры умственного труда;
- чувство сострадания к ближнему, уважения к гуманным заповедям, сохранения нравственных законов в себе, неприятия насилия во всех его идейных проявлениях;
- воспитание высоконравственной личности.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Методы обучения: исследовательский, эвристический, репродуктивный, творческого чтения.
Оформление: доска с меловыми записями, текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; мультимедийная презентация; видеоклип; раздаточный материал (словарь ).
Силлогизм – (филос.) умозаключение в котором из двух ранее установленных суждений, называемых посылками, получается третье суждение, называемое выводом.
Эсхатология – (истор. религ.) В различных религиях – учение представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о т. наз. загробной жизни
Утопия – 1. Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия. 2. Литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй.
Ход урока
Слайд № 1
I.Организация начала урока
II. Вступительное слово учителя
Слайд № 2
Два дня назад 27 января отмечалась 76-я годовщина прорыва ленинградской блокады.
Слайд № 3
А не так давно в Санкт-Петербурге была осуществлена акция вандалов. Подростки неофашисты осквернили памятники погибшим во время блокады ленинградцам. Нарисовали свастику, а на одном из памятников написали: «Родя, ты был прав!» Новоявленные Раскольниковы возмечтали о новом реванше.
Слайд № 4
Что недопоняли подростки в чудовищной теории о праве на кровь? Почему не услышали они предупреждающее слово писателя? Помнят ли о собственной душе?
На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке. «Теория Раскольникова – отражение в XX – XXI веках».
III. Аналитическая работа
В романе «Преступление и наказание» нет четкого изложения идеи Родиона Раскольникова. Группа учеников получила задание выписать из текста произведения основные положения теории.
Вы слушаете и кратко фиксируете главные положения этой теории.
1. Теория Родиона Раскольникова (отчет 1-й группы).
- Что вы поняли из высказываний Родиона Раскольникова о его теории? (чтение записей)
- Что противопоставлено навязчивой идее Родиона Раскольникова в романе? (вера, путь очищения и возрождения через раскаяние, христианские заповеди, озвученные Соней Мармеладовой)
Достоевский одним из первых в мировой литературе дал точный диагноз и суровый нравственный приговор идеям, будоражившим общество XIX века, все чаще и чаще утверждавшего, что христианство устарело. Федор Михайлович понял, что за внешне привлекательные, математически выверенные и абсолютно неопровержимые силлогизмы приходится порой расплачиваться кровью, кровью большой и к тому же не своей, а чужой. Немецкий философ Фридрих Ницше почти одновременно с Достоевским создает свою теорию «Сверхчеловека».
2. Философия Ницше (отчет 2-й группы).
- В чем сходство и в чем различие теории Раскольникова и Ницше? (главное отличие – отказ от Бога «Бог умер»)
- Сто лет тому назад казалось, что человечество пойдет по стопам жюльверновских героев в прекрасную, насыщенную техникой даль. Писания же Ницше редким знатокам казались эсхатологической антиутопией, которая никогда «не сбудется, потому что не сбудется никогда». Увы, пророчества Ницше начали катастрофически быстро сбываться после смерти мыслителя, во многом определив течение XX-го столетия.
3. Теоретические основы фашизма (отчет 3-й группы).
- Определяем сходство и различие с теорией Раскольникова. (высшая раса; к гармонии через уничтожение низших рас, главное отличие – отказ от Бога)
- Человечество получило кровавый урок, заплатив за свое исцеление не кровью вымышленной старухи-процентщицы, а кровью 70 миллионов живых людей. В XXI веке страшный урок забыт, и как результат новое распространение фашизма – неофашизм. О чем «проповедуют» современные нацисты
4. Современный неофашизм (отчет 4-й группы).
- Определим сходство и различие с теорией Раскольникова. (Бог не существует, а если он есть, то его следует уничтожить; Бог евреев нам не нужен)
- Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока. Что недопоняли подростки в чудовищной теории о праве на кровь? К чему приводит человечество каждая из теорий?
Слайд № 5
- Почему из века в век человечество повторяет одни и те же ошибки, наступая на «грабли» теории «сверхчеловека»?
- Достоевский был и продолжает оставаться самым читаемым автором, как в России, так и за рубежом. Почему же не слышат люди предупреждающее слово писателя?
5. Опрос школьников 8-10 классов (отчет 5-й группы).
- Не это ли путь к возникновению новых идей «Сверхчеловека». Путь, когда люди забывают о собственной душе.
- Какие основные заповеди нарушены в теориях, рассмотренных нами сегодня?
Слайд № 6
10 заповедей – моральный кодекс человека
1. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
2. Не сотвори себе кумира… Не поклоняйся и не служи им…
3. Не произноси имени Бога твоего напрасно…
4. Почитай отца твоего и мать твою…
5. Не убивай.
6. Не прелюбодействуй.
7. Не кради.
8. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
9. Не желай дома ближнего твоего; не желай… ничего, что у ближнего твоего.
10. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои. А день седьмой – субботу Господу Богу твоему…
(обсуждение)
IV. Заключительное слово учителя
- 9 февраля (28 января по ст. ст.) исполнится 129 лет со дня смерти величайшего духовного провидца, русского писателя Федора Михайловича Достоевского.
Но и через 139 лет после смерти Федора Достоевского не сняты с повестки дня основополагающие вопросы личности и цивилизации, поставленные им с великой нравственной силой.
Слайд № 7(видео)
- Как вы думаете, почему в видеоряде оказались кадры не только о преступлениях нацистов Второй Мировой войны, но и снимки трагедии в Беслане, сентябрьской трагедии в США?
Слайд № 8
- И прав Чингиз Айтматов «В сегодняшнем мире…тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму».
Достоевский был первым мыслителем Нового времени, который ревизовал ставшую канонической общеевропейскую идею свободы как самоцели и сформулировал откровение, смысл которого понят Европой лишь на исходе ХХв.: «Начав с неограниченной свободы, я завершаю неограниченным деспотизмом».
Один древний философ однажды сказал: «Если твое величие станет причиной слез хотя бы одного человека, откажись от задуманного».
V. Домашнее задание.
Написать эссе по одному из основных вопросов урока.
- Закончить урок я хочу словами неизвестного поэта, который, как мне кажется, дал самый верный ответ на вечный вопрос «для чего живет человек».
Слайд № 9
Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорблённых
И согревать, и насыщать
Увечных, слабых и бездомных.
Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, бороться с ложью
И сеять в братские сердца
Одну святую правду Божью.
И правда в том, чтобы любить
Любить без меры, без предела
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
Сборник духовной поэзии Воронеж, 1990. Без автора (27).
Слайд № 10
Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.