Урок литературы в 4 классе
Тема: Басни: Л. Толстой «Царь и слоны» и В.Шебзухов «Слон и пятеро слепых».
Задание 1. Что такое басня?
Ба́сня — литературный жанр. Часто в конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — мораль. Цель басни - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
Задание 2. Отгадайте загадку:
Лопоухая гора
На четырёх брёвнах идёт.
Пятое бревно на носу несёт.
Можно погладить и покататься,
Его нам можно не стесняться.
Большой и сильный очень зверь,
В его размеры ты поверь.
Есть уши большие и хвост небольшой,
И точно мы знаем, что он-то не злой.
Задание 3. Назовите слова-ассоциации с отгадкой.
Задание 4. Знакомство с текстом.
Басня «Царь и слоны».
Один индийский царь велел собрать всех слепых и, когда они пришли, велел им показать своих слонов. Слепые пошли и стали щупать слонов.
Потом царь позвал слепых к себе и спросил: «Каковы мои слоны»? Один слепой сказал: «Слоны твои похожи на столбы». Этот слепой щупал ……………. Другой слепой сказал: «Они похожи на веники». Этот щупал ………….. Тот, что щупал живот, сказал:
«Слоны похожи на кучу земли». Тот, что щупал ……….., сказал:
«Они похожи на стену». Тот, что щупал ………, сказал:
«Они похожи на гору». Тот, что щупал ………., сказал:
«Они похожи на платки». Тот, что щупал …….., сказал:
«Они похожи на рога». Тот, что щупал …………., сказал:
«Они похожи на
толстую верёвку». И все слепые стали спорить и ссориться.
Задание 5. Ответьте на вопросы.
1. Какая главная мысль басни, рассказа Льва Толстого "Царь и слоны"?
2. Чему учит басня Льва Толстого "Царь и слоны"?
3 Рассмотрите нижнюю иллюстрацию и найдите несоответствия текста и рисунка.
Задание 6. Объясните смысл фразеологизмов.
Делать из мухи слона -
Слон в посудной лавке -
Доволен, как слон -
Задание 7.
Как вы думаете, для чего слону нужны большие уши?
А) Чтобы лучше слышать.
Б) Чтобы избавляться от излишков тепла и обмахиваться.
В) Для красоты.
Г) Для подтверждения высокого статуса в стаде.
Задание 8. Придумайте своё окончание басни. _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 9. «Слон и пятеро слепых» Владимир Шебзухов
С верёвкой пятеро слепых,
С одной — на всех, на пятерых,
Шагали что-то бормоча,
Касаясь ближнего плеча…
Шагающих окликнул зрячий:
«Слон вас раздавит, не иначе!
Пред вами встал он на пути…
Гиганта—стоит обойти!»
Один слепой нащупал хобот,
Что у него вдруг вызвал хохот.
— Нас раздавить, КАНАТУ, сложно,
Что назван был «Гигантом» ложно!..
Нащупав хвост рукою ловкой,
Другой назвал слона — ВЕРЁВКОЙ…
Живот потрогав, третий — «Верно!
«Слон» — ПРЕОГРОМНАЯ ЦИСТЕРНА!»
Сказал четвёртый, гладя ноги,
Что «Слон»— КОЛОННЫ НА ДОРОГЕ!
А уши названы — «ДОБРОМ»
Коль оказался «Слон»— КОВРОМ!
Порою в том беда учёного —
Цвет чёрный, отличив от белого,
А белый, отличив от чёрного —
Не видит в чёрно-белом — ЦЕЛОГО!
Задание 8.
- Как называется нравоучение в басне?
- О чём говорит мораль этой басни?
- Чем похожи и чем отличаются обе басни?
- Можно ли отнести мораль этой басни к первой басне?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.