Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»
Три урока открытия поэзии.
Автор: учитель русского языка и литературы
Крицкая Людмила Ивановна
2020
Урок 1
Тема: Чем отличаются стихи от прозы.
Цель урока: дать понятие о поэзии, определить отличие поэзии от прозы, воспитывать любовь к творчеству
Ход урока
- Знаете ли вы, ребята, чем отличаются стихи от прозы?
Вспомните сказку Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» . помните, как Незнайка сочинял стихи?
- Читать отрывок из сказки или смотреть мультфильм.
После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком.
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А у тебя способности есть? - спросил Цветик.
- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.
- Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое рифма?
- Рифма? Нет, не знаю.
- Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово "палка".
- Селедка, - ответил Незнайка.
- Какая же это рифма: палка - селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка.
- Понял, понял! - закричал Незнайка. - Палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!
- Ну, придумай рифму на слово "пакля", - сказал Цветик.
- Шмакля, - ответил Незнайка.
- Какая шмакля? - удивился Цветик. - Разве есть такое слово?
- А разве нету?
- Конечно, нет.
- Ну, тогда рвакля.
- Что это за рвакля такая? - снова удивился Цветик.
- Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, - объяснил Незнайка.
- Врешь ты все, - сказал Цветик, - такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.
- А если я не могу подобрать другого слова?
- Значит, у тебя нет способностей к поэзии.
- Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, - ответил Незнайка.
- Сейчас, - согласился Цветик.
Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав все это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:
- Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля... - Он долго так бормотал, потом сказал: - Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.
- Ну вот! - обрадовался Незнайка. - Сам задает такие слова, на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный.
- Ну, способный, способный, только отстань! - сказал Цветик. - У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.
- Неужели это так просто? - удивился Незнайка.
- Конечно, просто. Главное - это способности иметь.
Незнайка пришел домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.
Наконец стихи были готовы, и он сказал:
- Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.
- Ну-ка, ну-ка, про что же это стихи? - заинтересовались все.
- Это я про вас сочинил, - признался Незнайка. - Вот сначала стихи про Знайку: Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.
- Что? - закричал Знайка. - Когда это я прыгал через овечку?
- Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы, - объяснил Незнайка.
- Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? - вскипел Знайка.
- Конечно, - ответил Незнайка. - Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть.
- Вот попробуй еще, так узнаешь! - пригрозил Знайка. - Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?
- Вот послушайте про Торопыжку, - сказал Незнайка. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.
- Братцы! - закричал Торопыжка. - Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.
- Да ты не кричи, - ответил Незнайка. - Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.
- Так я же ведь никакого утюга не глотал, ни холодного, ни горячего! - кричал Торопыжка.
- А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться, - ответил Незнайка. - Вот послушай стихи про Авоську: У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка. Авоська подошел к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:
- Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
- Ты ничего не понимаешь в поэзии, - ответил Незнайка. - Это только для рифмы так говорится, что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я еще про Пилюлькина сочинил.
- Братцы! - закричал доктор Пилюлькин. - Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врет про всех?
- Довольно! - закричали все. - Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки.
Только Знайка, Торопыжка и Авоська кричали:
- Пусть читает! Раз он про нас прочитал, так и про других пусть читает.
- Не надо! Мы не хотим! - кричали остальные.
- Ну, раз вы не хотите, то я пойду почитаю соседям, - сказал Незнайка.
- Что? - закричали тут все. - Ты еще пойдешь перед соседями нас срамить? Попробуй только! Можешь тогда и домой не возвращаться.
- Ну ладно, братцы, не буду, - согласился Незнайка. - Только вы уж не сердитесь на меня.
С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов.
- Объясните Незнайке, как пишутся хорошие стихи.
- Можно ли научиться хорошо писать стихи?
- Хорошие стихи у Светика?
- Что такое настоящие стихи? Каковы признаки стихотворной речи?
Рифма, ритм, короткие строки.
- А теперь послушайте стихотворение Н. Матвеевой «Кораблик»
Жил кораблик - веселый и стройный.
Над волнами, как сокол парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.
Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб, и в металл,
Сам повел себя в рейс,
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Сам свой капитан!
Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего,
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.
Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету,
Все ль на месте, -
Все записывал, все проверял...
Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку -
И опять побегут - кто куда...
Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы - сам!
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Сам свой
Капитан!
- Понравилось вам стихотворение? Почему?
- Как изображен кораблик?
Кораблик изображен как живой, как человек, причем веселый непосредственный, умный, независимый, наблюдательный. И вулканы как живые. И другие кораблики.
- Что же главное в стихотворении? Ритм? Рифма?
Конечно, это важно, без них не может быть стихов. Но важнее содержание, чувства, глубина мысли.
- Что мы узнали о герое стихотворения?
Герой стихотворения в действии, в поисках. Он взрослеет, познает мир, хочет сам отвечать за себя, за свои поступки, за свою жизнь.
Только внимательно и вдумчиво читая, можно понять поэзию.
- Прочитаем стихотворение В.А.Рождественского
Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.
Но лишь пройдётся осенью
Других ветров волна,
Срываются, взвиваются
На воздух семена.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
- Как можно озаглавит это стихотворение?
- Как вы поняли, что речь идет об одуванчике
- Что вам помогло это понять?
-Какие чувства переданы в стихотворении?
Удивление, восхищение, любование красотой.
- А теперь прочитаем стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш»
Ландыш
Чернеет лес,
теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
- Какие слова находит автор для описания ландыша?
- Почему кроме радости и удивления в стихотворении звучит грусть?
Слишком хрупка красота.
А вот другое веселое и озорное стихотворение Маршака «Дождь».
Дождь
По небу
голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
-Какие звуки помогают описать дождь?
-Можно ли научиться писать стихи?
Не всякий, кто пишет, станет поэтом, но он обязательно станет настоящим читателем. Писать – трудно, а научиться читать - можно. А поэзия - это чудо, она делает нас красивее, умнее, лучше.
Н.Матвеева
Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине живой,
По-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
На грядке стрельчатого лука,
Который ночью ждал зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я и говорю:
Я зайчик солнечный, дразнящий!
И если кинусь я бежать,
Напрасно зайчик настоящий
Меня старается догнать!
По золотистым кольцам дыма,
По крышам, рощам, парусам
Бегу, привязанный незримо
Лучом восхода к небесам.
И замедляюсь только к ночи,
Когда туманится восток,
Когда становится короче
Луча ослабший поводок.
И тени — чёрные собаки —
Всё чаще дышат за спиной,
Всё удлиняются во мраке,
Всё шибче гонятся за мной...
И должен я остановиться,
И умереть в конце пути,
Чтобы наутро вновь родиться
И нараспев произнести:
Я зайчик солнечный, дрожащий,
Но не от страха я дрожу,
А потому, что я — спешащий:
Всегда навстречу вам спешу!
Я и в самом ружейном дуле
Могу отплясывать, скользя!
Я сесть могу на кончик пули,
Но застрелить меня — нельзя!
И если зимними ветрами
Тебя невзгоды обдадут,
Я появлюсь в оконной раме:
Я зайчик солнечный!
Я тут!
Солнечный зайчик – это взгляд человека, умеющего видеть поэзию в жизни. Поэзия - это новый взгляд на мир, это добро, это радость.
Задание : найдите и приготовьте выразительное чтение понравившихся вам стихотворений.
Урок 2
Тема: Зачем нужна поэзия ?
Есть такая сказка у
Кленицкой. Чтение сказки о человеке-чудаке.
(Е. В. Карсалова «Стихи живые сами говорят» с. 97-98).
Люди называли человека, не похожего на них, чудаком. И только со временем поняли, что это Поэт. Ведь именно поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, учит оберегать цветы и деревья, зверей и птиц, делает человека добрее и красивее, передаёт ему чувства любви и сострадания ко всем живым существам.
Вступительное слово учителя:
- Мы уже много читали, учили стихотворения разных авторов. Мы представляем себе, чем отличаются стихи от прозы. Но для чего, для кого создаются, пишутся стихи? Ведь в обыденной жизни нам и в голову не приходит, разговаривая друг с другом, говорить в рифму! Зачем же нужна поэзия? Что дают стихи? Для того, чтобы лучше это понять, послушаем сказку:
Жил-был город. Дома в нём были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. Так что даже самые давние жители легко могли в них заблудиться. Город был большой, люди в нём жили разные, но каждый, кто приезжал в город и видел его жителей, утверждал, что все они очень похожи, и вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому.
Когда им было холодно или больно, они хмурились и даже плакали. Но никому из них не было грустно, когда солнце закрывалось тяжёлыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно или холодно. Если они видели поскользнувшегося и упавшего человека, они могли засмеяться. Но никто из них не улыбался от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже воробья, озорные лучики солнца, пробивающиеся сквозь густую листву деревьев.
Но ведь все люди не могут быть одинаковыми. Вот и в этом городе жил один чудак. Это был обыкновенный человек, такой же, как мы с вами. Но жителям города он казался чудаком, потому что мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чём-то с воробьями, мог услышать и даже записать, о чём шелестят между собой деревья. А порой он произносил фразы, которые казались жителям города странными и непонятными, вроде таких:
Не то, что мните вы природа-
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
И был в этом городе большой старый сад. В нём росли деревья, распускались цветы, пели птицы. Но люди не замечали всего этого. Они приходили сюда только потому, что это было полезно-полезно двигаться, полезно дышать воздухом, насыщенным кислородом. И только чудак приходил сюда весной и осенью, зимой и летом, чтобы полюбоваться красотой сада. Стоило ему появиться, как к нему опускали свои ветки деревья, к нему тянулись головки цветов, только для него пели птицы. Ведь чудак замечал то, чего не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом рассказать. И благодарный сад становился ещё прекраснее, открывал человеку свои тайны.
Представьте себе… Сентябрь. Облетают листья. Ночью был первый заморозок. Ещё вчера цвели георгины. А сегодня? Что случилось с ними? Как сказали бы об этом жители города? Они подумали и сказали бы: «Цветы завяли. Надо их вытащить и вскопать клумбы». А наш чудак, посмотрев на цветы, написал
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело.
Дохнул сентябрь. И георгины
Дыханьем ночи обожгло.
- Какие слова в этих строчках вам кажутся необычными, неожиданными?
- «Дохнул сентябрь». Ночью налетел холодный ветер, как будто ледяной великан, дохнул на сад. Заморозок - «и георгины дыханьем ночи обожгло».
- Как вы думаете, почему именно это слово выбрал наш герой?
- Георгины поникли, опустили свои головки, кончики лепестков почернели, как будто обгорели.
Пришла осень, изменилась вся природа вокруг. Наш герой видит, чувствует это новое и читает стихи./Звучит начало поэмы «Листопад». Анализ стихотворения/.
Проходят дни, месяцы. Наступает зима. Мороз сковывает землю, закрывает её белым пологом. Деревья в лесу стоят «по колено», а то и «по пояс» в снегу. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, ещё более холодит её, и снег ярко блестит под его лучами./Звучит стихотворение «Чародейкою Зимою». Анализ стихотворения/.
Наш чудак тоже любовался красотой зимней природы. Но ждал самого лучшего времени года, когда она проснётся под лучами солнца. И видел то, чего не видели другие люди. Чуткой душой он ощущал малейшие изменения в природе, раньше других чувствовал приближение весны. /Звучит стихотворение «Ещё земли печален вид». Анализ стихотворения/.
Видите, как прекрасна природа в любое время года! И чудаку, который умел видеть её красоту, радоваться ей, она каждый день открывала что-то новое. Чудак хорошо знал жизнь птицы и зверя, умел понять горе и радость любого живого существа, потому что чувствовал их горе и радость, как свои.
Вот какие стихи рождались у чудака, когда он бродил по городу, когда вспоминал виденное и слышанное раньше. Его стихи слушали деревья в саду, звери и птицы.
А люди не хотели слушать и понимать их. Но ведь человеку очень трудно живется, когда его не понимают, когда он одинок. И чудак ушёл из города. Он ушёл искать людей, близких ему, которые видели и понимали прекрасное. Ему было очень больно покидать сад, и он ушёл, даже не попрощавшись с ним. А сад ждал своего друга. Без него повяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал. Жители города не могли понять, отчего это происходит. Но вот один из них вспомнил, что сад начал погибать тогда, когда ушёл из города чудак. И тогда эти люди кинулись разыскивать его и сказали: «Погибает наш сад. Верни нам его». Чудаку было очень жаль своего друга-сад, и он вернулся. Он вошёл в умирающий сад и… случилось чудо. Он шёл, и на глазах изумлённых жителей города оживали цветы и деревья, начали петь птицы. И тогда люди увидели, как прекрасен их сад. Поняли они и того, кто вернул им красоту и радость. Они больше никогда не будут называть его чудаком. А будут называть его как? Поэтом. Ведь это поэзия учит людей видеть красоту окружающей природы, открывает им души других людей, цветов и деревьев, зверей и птиц, делает человека добрее и красивее, передаёт ему чувства любви и сострадания ко всем живым существам. И когда люди поняли, зачем нужна поэзия, они полюбили стихи чудака и других поэтов. И когда жители города гуляли по своему саду, который стал ещё гуще и был прекрасен в любое время года, они часто вспоминали эти стихи
Давайте и мы с вами вспомним и почитаем ваши любимые стихи о природе.
До конца урока дети читают стихи
-Зачем же нужны стихи?
Стихи создают картины природы, самой жизни, ее многообразия и рождают в нашей душе самые прекрасные чувства.
Домашнее задание: попробуйте написать стихотворение о природе.
Литература: Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. - М.:, «Просвещение», 1990г., с.96-105.
Урок 3
Тема: Чудо поэтического слова.
Проверка домашнего задания.
Слово учителя:
Одна из великих загадок поэзии -слово. Надо учиться чувствовать и понимать художественное слово.
- Как вы думаете, легко ли это?
- Можно научиться читать и понимать стихи?
Давайте попробуем поработать с текстами стихотворений.
Чтение и анализ стихотворений.
А.Толстой
«Вот уж снег последний в поле тает»
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Грустно жить тебе, мой друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…
<1856>
- О чём писал Алексей Толстой? (О природе)
- Алексей Толстой очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве.
- Давайте вместе с автором окунёмся в мир весенней природы.
Чтение стихотворения учителем.:
- Каким настроением оно проникнуто?
Учащиеся делятся впечатлениями о прослушанном стихотворении (радость, восторг, веселье, легкость).
Самостоятельное чтение стихотворения.
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, рассказывают о том, что они увидели, услышали и почувствовали.
Продолжите опорные слова:
Я вижу…
Я слышу…
Я чувствую…
Нарисуйте словесную картинку по теме
1. Снег тает в поле.
2. Кувшинчик расцветает.
3. Журавли зовут друг друга.
4. Юный лес в зелёном наряде.
5. Всё радуется весне и поёт.
Актуализация знаний о выразительных средствах языка.
- Что помогло увидеть, услышать, почувствовать?
- Какие же выразительные средства использовал автор?
- Прочитайте первую строчку.
Вот уж снег последний в поле тает.
- Найдите эпитет. (Последний) Эпитет – последний.
Теплый пар восходит от земли.
- Какой эпитет использовал автор во второй строке? (Теплый) Эпитет – тёплый.
- Каким цветом может быть пар? (Белый, розовый, прозрачный)
- Что значит «восходит»? (Поднимается) Почему такое слово? (Торжественно)
- Как поднимается? (Величаво, красиво)
- Какое отношение автора выражено в этих словах?
И кувшинчик синий расцветает.
- О каком кувшинчике говорит поэт? ( Первоцвет, подснежник, сон-трава – самый прекрасный сказочный цветок на земле; еще растаял не весь снег, а он уже поднялся сквозь прошлогоднюю листву).
- Почему «кувшинчик», а не «кувшин»? (Маленький, хрупкий)
- Почему «кувшинчик»? (Он будет помогать бабочкам, пчелкам, другим обитателям леса – напоит их, будет служить домом).
- Каким выразительным средством является слово «кувшинчик»?
Вывод: слово «кувшинчик» не относится к известным изобразительным средствам (олицетворении, сравнение, эпитет). Учитель знакомит с новым выразительным средством: метафора.
Метафора- кувшинчик.
И зовут друг друга журавли.
- Куда зовут журавли друг друга? (Домой).
- Чем является слово «зовут»? (Олицетворение). Олицетворение – зовут.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
- Юный лес – он какой? (Молодой, с нежными молодыми листочками).
- Кто может быть молодым?
- Какое это выразительное средство?
«В зеленый дым» - что имеет ввиду автор?
- Какую грозу показал поэт? (Теплых – эпитет). Эпитет – тёплый.
- Почему? (Она нужна лесу, листочкам, которые должны раскрыться; сделать это может ветер, который принесет гроза).
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет.
- Что слышите?
- Какая слышится песня: грустная или веселая? (Веселая, радостная, жизнелюбивая)
- Найдите олицетворения. Олицетворения – дыханием согрето, любит, поёт
Сделаем вывод : в чем же заключается чудо поэтического слова?
Учитель:
Чувство безграничной любви к родной природе нашло самое яркое отражение в поэзии Алексея Толстого. Каждый, кто знаком с лирикой поэта, знает всю роскошь поэтических красок, которыми он умеет изображать родной ландшафт. Эта чуткость к природе сообщает поэту своеобразное ясновидение, открывает ему путь к постижению сокровенных тайн мироздания. Эта поэтическая работа — гимн наступающей весне.«Вот уж снег последний в поле тает»; царство снега закончилось. От земли восходит тёплый пар. Все признаки весны налицо: расцветает синий кувшинчик, воркуют прилетевшие журавли, юный лес надел зелёную мантию… «Всё вокруг согрето дыханием весны».
Как натура истинно художественная, А.Толстой искренно и сильно любил родную природу и глубоко понимал ее красоту.
Редкая по своей силе любовь и способность чувствовать мельчайшие, незаметные для другого детали, настолько проявлялись в Толстом, что он, по его словам, убегал из чада столичной жизни, чтобы в течение довольно длительного периода пропадать в глуши лесов.
Работа в группах:
Анализ стихотворений: И.Бунин «Листопад», Ф,Тютчев» Чародейкою – зимою», Ф,Тютчев «Еще земли печален вид», А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила».
Выступления учащихся.
Домашнее задание: выучить одно стихотворение.
Вот
уж снег последний в поле тает
Тёплый
пар восходит от земли,
И
кувшинчик синий расцветает,
И
зовут друг друга журавли.
Пейзажная зарисовка Алексея Константиновича Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» в финале становится исповедью лирического героя.
Стихотворение написано в 1856 году. Его автору в это пору исполнилось 39 лет, он находится на придворной службе, флигель-адъютант. Однако службой он тяготится и несколько лет спустя выйдет в отставку. А. Толстой публикует поэзию и прозу, пробует свои силы в качестве драматурга, совершает крымское путешествие, наконец, влюблен. Впрочем, брак этот устроится не сразу, а после преодоления многочисленных препятствий. В этот же период поэт опасно заболел тифом, ухаживая за друзьями, подхватившими ту же болезнь. По жанру пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы, рифмы открытые и закрытые. Интонация переменная: сперва сердечная, светлая, затем жалобная. Лирический герой – сам автор. В 1 четверостишии поэт рисует наступление весны. Лексика стихотворения нейтральная, живая, местами возвышенная. Образы классические: тающий снег на полях, пар от земли, готовой к пахоте, нежные колокольчики проглядывают то тут, то там, возвращаются журавли. «Лес в зеленый дым одетый»: метафора, подчеркивающая любование поэта открывшейся перед его взором извечной картиной пробуждения природы. Во 2 строфе – несколько олицетворений: одетый лес ждет, весны дыханием, все любит и поет. Кажется, что герой присоединяется к ликующей природе. Вот и небо «ясно и прозрачно», а звезды светлы. Однако в 4 строфе появляются первые разочарованные ноты с риторическим вопросом: в душе мрачно, на сердце тяжело? Внутренняя дисгармония разрушает идиллию пейзажа. Наконец, прямое обращение: грустно жить тебе. Своего собеседника он называет «другом». Из контекста становится ясно, что обращаться он может как к собственной душе, так и к женщине: отлетела б ты. Отчаяние наводит мысли о бессмысленности жизни и весны. «Родному краю»: возможно двоякое толкование. Край загробного мира или действительно сызмальства любимые места, всегда напитывающие душу надеждой. Предпосылки такого состояния души следует искать в биографии А. Толстого. Избранница его сердца замужем, но в браке несчастлива. Полюбив графа А. Толстого, она пытается уйти, однако муж затягивает дело с разводом. Восстает против этих скандальных отношений и мать поэта, мнением и спокойствием которой он так дорожил. Только ее смерть позволила этой паре воссоединиться.
В черновике стихотворения А. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» сохранилось финальное четверостишие, снятое при публикации. В нем влюбленные вместе покидают жестокий мир, надеясь встретиться в вечности.
Всматриваясь в духовный облик А.Толстого, нельзя не заметить в нем громадного врождённого поэтического таланта, потребности претворять в художественные образы воспринятые от внешнего мира впечатления и свои сокровенные чувства и думы.
Как натура истинно художественная, А.Толстой искренно и сильно любил родную природу и глубоко понимал ее красоту. Редкая по своей силе любовь и способность чувствовать мельчайшие, незаметные для другого детали, настолько проявлялись в Толстом, что он, по его словам, убегал из чада столичной жизни, чтобы в течение довольно длительного периода пропадать в глуши лесов.
Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» написано Алексеем Константиновичем Толстым в 1856 году.
С одной стороны, эта поэтическая работа — гимн наступающей весне.
«Вот уж снег последний в поле тает»; царство снега закончилось. От земли восходит тёплый пар. Все признаки весны налицо: расцветает синий кувшинчик, воркуют прилетевшие журавли, юный лес надел зелёную мантию… «Всё вокруг согрето дыханием весны».
Вот
уж снег последний в поле тает
Тёплый
пар восходит от земли,
И
кувшинчик синий расцветает,
И
зовут друг друга журавли.
В разные периоды своего творчества восприятие природы Алексеем Толстым менялось. На этапе 1850-1860 годов, когда написано это стихотворение, отношение к природе можно назвать как «восторженное».
Юный
лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых
гроз нетерпеливо ждёт;
Всё
весны дыханием согрето,
Всё
кругом и любит и поёт;
Для читателя первая часть стихотворения является простой и доступной. «Что? Снег. Какой? Последний (Тёмный. Грязный). Что делает? Тает». «Пар тёплый восходит». «Кувшинчик синий расцветает». «Лес юный ждёт».
Утром
небо ясно и прозрачно,
Ночью
звёзды светят так светло;
Отчего
ж в душе твоей так мрачно
И
зачем на сердце тяжело?
Поэт обращает наше внимание на красоту весеннего неба. Необычно оно и утром и ночью. Утром небо ясно и прозрачно, а ночью звёзды на нём невероятно светлы.
С другой стороны, это стихотворение — продолжение интимно-лирической темы, поднятой и в других произведениях А.Толстого. Развитие темы представлено на фоне весеннего пейзажа. Как и в других поэтических работах, в этом стихотворении Алексей Толстой прибегает к методу параллелизма (связи природных и душевных явлений).
Описывая природу, Толстой всегда показывает впечатление, производимое ею на человека. Радуется природа — радуется и человек. Тишина и грусть разлиты в природе — грустно становится и на душе человека. Иногда зрелище ликующей природы ещё сильнее оттеняет печаль в человеческом сердце. Наслаждаясь красотой природы, особенно весенней, расцветающей, часто испытывается мучительное чувство при воспоминании о том, что прошло и никогда не вернётся.
Грустно
жить тебе, о друг, я знаю,
И
понятна мне твоя печаль:
Отлетела
б ты к родному краю
И
земной весны тебе не жаль…
Весна дарит чудеса: любовь и радость, вдохновение и надежды. Но, перечитывая строки этого произведения, понимаешь, что так бывает не всегда…
Какие средства художественной выразительности использует в произведении автор?
Эпитеты: снег последний, пар теплый, лес юный, дым зеленый.
Олицетворение: «И зовут друг друга журавли» (зовут)
Чувство безграничной любви к родной природе нашло самое яркое отражение в поэзии Алексея Толстого. Каждый, кто знаком с лирикой поэта, знает всю роскошь поэтических красок, которыми он умеет изображать родной ландшафт. Эта чуткость к природе сообщает поэту своеобразное ясновидение, открывает ему путь к постижению сокровенных тайн мироздания.
Будучи от человеком чутким, А.Толстой, точно эолова арфа, отзывался на всякое впечатление в природе и в жизни, воспринимая его всеми фибрами своей души.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Рада возможности вместе с вами прожить ещё один урок литературного чтения, который позволяет «слушать музыку, музыку слов». А слово — это ключ, открывающий сердца (гласит китайская пословица). Думаю, что в этом мы сегодня с вами еще раз убедимся.
- Весна – удивительное время года. Весенняя природа привлекает и манит, пробуждает людей творить.
приёмы.
5) Знакомство с автором стихотворения.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта…
- О чём писал Алексей Толстой? (О природе)
- Алексей Толстой очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве.
- Давайте вместе с автором окунёмся в мир весенней природы.
Я хочу подарить вам слово великого поэта 19 века А. К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…».
IV. Работа по теме урока.
Первичное восприятие стихотворения. Проверка первичного восприятия.
1) Просмотр видеоролика.
2) Чтение стихотворения учителем.
- Послушайте стихотворение А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…» и ответьте на вопрос:
- Каким настроением оно проникнуто?
Учащиеся делятся впечатлениями о прослушанном стихотворении (радость, восторг, веселье, легкость).
3) Выполнение задания 2 по маршрутному листу (приложение 1) и словарю настроений.
- Используя маршрутный лист и словарь настроений, определите настроение стихотворения.
Задание 2.
- Каким настроением оно проникнуто? Обведите буквы с правильным ответом.
А) Радость.
Б) Грусть.
В) Восторг.
4) Самостоятельное чтение стихотворения.
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение,
рассказывают о том, что они увидели, услышали и почувствовали.
Учащиеся высказывают свои мысли: с чем-то соглашаются или не соглашаются.
- Прочитайте самостоятельно, продолжите опорные слова:
Я вижу…
Я слышу…
Я чувствую…
5) Выполнение коллажа: соотнесение картинок (опорных конструкций) (приложение 2) и предложений. Работа в группах.
Задание для группы.
- Ребята «нарисовали» картины. Какие они получились?
Соотнесение картинок (опорных конструкций) и предложений.
1. Снег тает в поле.
2. Кувшинчик расцветает.
3. Журавли зовут друг друга.
4. Юный лес в зелёном наряде.
5. Всё радуется весне и поёт.
Проверка выполнения выполнения коллажа.
Физкультминутка
6) Актуализация знаний о выразительных средствах языка.
Работа в парах. Восстановление порядка.
- Что помогло увидеть, услышать, почувствовать?
- Какие же выразительные средства использовал автор?
Проверка осуществляется по словарику к уроку, который есть у каждого ученика. (Приложение 2.)
Анализ изобразительных средств. Учащиеся находят изобразительные средства, высказывают свои мысли. Организация учебного диалога.
7) Словарная работа.
- Прочитайте первую строчку.
Вот уж снег последний в поле тает.
- Найдите эпитет. (Последний) Эпитет – последний.
Теплый пар восходит от земли.
- Какой эпитет использовал автор во второй строке? (Теплый) Эпитет – тёплый.
- Каким цветом может быть пар? (Белый, розовый, прозрачный)
- Что значит «восходит»? (Поднимается)
- Как поднимается? (Величаво, красиво)
- Какое отношение автора выражено в этих словах?
И кувшинчик синий расцветает.
- О каком кувшинчике говорит поэт? ( Первоцвет, подснежник, сон-трава – самый прекрасный сказочный цветок на земле; еще растаял не весь снег, а он уже поднялся сквозь прошлогоднюю листву).
- Почему «кувшинчик», а не «кувшин»? (Маленький, хрупкий)
- Почему «кувшинчик»? (Он будет помогать бабочкам, пчелкам, другим обитателям леса – напоит их, будет служить домом).
- Каким выразительным средством является слово «кувшинчик»?
Вывод: слово «кувшинчик» не относится к известным изобразительным средствам (олицетворении, сравнение, эпитет). Учитель знакомит с новым выразительным средством: метафора.
Метафора- кувшинчик.
И зовут друг друга журавли.
- Куда зовут журавли друг друга? (Домой).
- Чем является слово «зовут»? (Олицетворение). Олицетворение – зовут.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
- Юный лес – он какой? (Молодой, с нежными молодыми листочками).
- Кто может быть молодым?
- Какое это выразительное средство?
«В зеленый дым» - что имеет ввиду автор?
- Какую грозу показал поэт? (Теплых – эпитет). Эпитет – тёплый.
- Почему? (Она нужна лесу, листочкам, которые должны раскрыться; сделать это может ветер, который принесет гроза).
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет.
- Что слышите?
- Какая слышится песня: грустная или веселая? (Веселая, радостная, жизнелюбивая)
- Найдите олицетворения. Олицетворения – дыханием согрето,любит, поёт.
Гимнастика для глаз.
V. Закрепление полученных знаний
1) Исследовательская работа.
Выполнение задания 3 по маршрутному листу (приложение 1).
Работа в группах.
- Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание:
Задание для 1 группы.
Подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет весны. (Синий, зелёный).
Задание для 2 группы.
Подчеркните слова, которые помогают увидеть признаки весны. (Снег тает, теплый пар восходит от земли, кувшинчик расцветает, журавли зовут друг друга, лес зелёный, тёплые грозы, согрето дыханием, всё поёт).
Задание для 3 группы.
Подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет весны (одной линией), а слова, которые помогают услышать звуки весны (двумя линиями).
- Много ли в стихотворении красок?
- Да.
- Почему же мы почувствовали весну? Чего же в стихотворениях Толстого больше? (Звуков).
2) Анализ изобразительных средств (продолжение).
Работа с литературными загадками.
Учащиеся высказывают свои мысли, доказывают.
- Внимательный читатель сможет разгадать загадки, которые «спрятал» поэт в своем стихотворении.
Загадка первая.
- О каком месяце весны говорит автор? Почему?
(Конец апреля - начало мая – время появления подснежников).
Загадка вторая.
- Какое время суток показал А. Толстой? Почему? (Утро – восходит пар.)
Загадка третья.
- Только картины природы, такой прекрасный пейзаж мы видим?
- Кто скрывается за этой картиной? (Человек – он часть природы, мы ее дети. Человек тоже поет о весне.)
- Почему? (Мы ждем журчанья ручейков, плеска воды, птичьего перезвона, мечтаем о том, чтобы вдохнуть глоток свежего, чистого воздуха.)
3) Выполнение задания 4 по маршрутному листу (приложение 1).
- Найдите в маршрутном листе задание 4.
Прочитайте его.
Учащиеся читают задания на маршрутных листах.
Мы определили в тексте стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает..» средства художественной выразительности, которые передают звуки весны.
После чтения этого стихотворения можно ли определить:
А) Алексей Толстой любит весну. (Почему?)
Б) Алексей Толстой не любит весну. (Почему?)
В) Настроение стихотворения зависит от настроения поэта.
4) Выразительное чтение стихотворения.
Учащиеся отмечают:
прочитано стихотворение,
нарисованы картины,
найдены выразительные средства.
Все это поможет прочитать стихотворение выразительно.
- Загадки разгаданы. Что еще нами сделано?
- Чему это поможет?
- Что можете выполнить самостоятельно?
- Приготовьте выразительное чтение самостоятельно.
- Кто готов подарить свое чтение всем?
- Что помогло прочитать выразительно?
Читают 2-3 учащихся.
После чтения заслушиваются оценки учащихся (по желанию).
Так легко ли быть поэтом?
VI. Подведение итогов урока.
- Заканчивается урок. Он был сегодня полезным для вас?
- Чему научились?
Заслушивается несколько учащихся.
Самооценка и содержательная рефлексия.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание. Домашнее задание (с комментарием учителя).
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
Домашнее задание на выбор:
- стихотворение или рассказ о весне;
- выполнить рисунок к стихотворению;
- выучить стихотворение наизусть.
VIII. Эмоциональная рефлексия.
-Музыка, живопись и художественное слово открывают нам красоту мира и помогают:
В одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
Прекрасен и хрупок этот мир. (Слайд 5)
Он ждет от каждого из нас любви и заботы.
- Возьмите подснежник (Приложение 3.), если вам было интересно на уроке, у вас хорошее настроение, то поместите его в букет на доске. Спасибо за урок!
Приложение 1
Маршрутный лист
Задание 1 для группы.
Композитор или художник больше поможет нам почувствовать весну? Обведите буквы с правильным ответом.
А) Композитор, потому что…
Б) Художник, потому что…
Задание 2 для группы. Настроение стихотворения.
Каким настроением оно проникнуто? Обведите буквы с правильным ответом.
А) Радость.
Б) Грусть.
В) Восторг.
Задание 3 для литературоведов.
Задание для 1 группы.
Подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет весны. (Синий, зелёный)
Задание для 2 группы.
Подчеркните слова, которые помогают увидеть признаки весны. (Снег тает, теплый пар восходит от земли, кувшинчик расцветает, журавли зовут друг друга, лес зелёный, тёплые грозы, согрето дыханием, всё поёт) Задание для 3 группы.
Подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет весны (одной линией), а слова, которые помогают услышать звуки весны (двумя линиями).
Задание 4 для группы. Отношение автора к весне.
После чтения этого стихотворения можно ли определить:
А) Алексей Толстой любит весну. (Почему?)
Б) Алексей Толстой не любит весну. (Почему?)
В) Настроение стихотворения зависит от настроения поэта.
А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает». Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» написано Алексеем Константиновичем Толстым. Это очень красивое творение искусства, стихотворение про весну. Автор образно описывает приход весны и изменения природы, связанные с этим явлением.
Цветообраз. Читая это произведение, смотря на эти картинки, в моей голове невольно представляется палитра красок, ведь это стихотворение про весну, а весна – яркое, разноцветное время года. Вот такой цветообраз представляется мне: в 1-ом четверостишии: белый (снег), синий (кувшинка ); во 2-ом: зеленый (лес); в 3-ем: голубой (небо), темно-синий (ночное небо), желтый (звезды); и в 4-ом: серый (печаль).
Помимо красок, также слышатся звуки. Помимо красок, также слышатся звуки. Например, 3-я строка: «И кувшинчик синий расцветает…». Обратите внимание на текст. Кувшинки расцветают на воде, и я словно слышу бульканье воды. В 4-ой строке: «И зовут друг друга журавли…» мы слышим песни журавлей. Во 2-ой строфе слышатся звуки природы, животных.
Анализ произведения. Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» написано в 1856 году. Автором является Алексей Константинович Толстой. У А. К. Толстого был врожденный поэтический талант. Он очень сильно любил природу. Редкая по своей силе любовь и способность чувствовать мельчайшие, незаметные для другого детали очень проявлялись в Толстом. В данной поэтической работе имеются явные признаки весны: последний снег тает, от земли восходит теплый пар, расцветает кувшинчик, прилетают птицы… Т. е. все кругом «согрето дыханием весны».
Изобразительно-выразительные средства. Для того, чтобы сделать стихотворение еще более выразительным, автор использовал разные средства. При помощи эпитета «последний снег» автор дает нам понять, что это ранняя весна, когда только начинает таять снег. Также имеются и другие эпитеты, такие, как: «теплый пар», «кувшинчик синий», «юный лес», «зеленый дым» , «теплых гроз», «к родному краю», «земной весны». Имеются такие метафоры, как «юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт», «всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит и поёт». Олицетворения: «и зовут друг друга журавли», «юный лес ждет гроз». Здесь имеется антитеза – противопоставляется радостный приход весны (все кругом и любит и поет) с печальным состоянием супруги Алексея Толстого.
Размер стиха и способ рифмовки. Стихотворение написано пятистопным хореем с пиррихием. Здесь рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки: тает – расцветает, земли – журавли; одетый – согрето, ждет – поет; прозрачно – мрачно, светло – тяжело; знаю – краю, печаль – жаль. Каждая строка состоит из 9-10 слогов.
Вывод. Итак, мы делаем вывод: 1. Половина стихотворения посвящена описанию весны, природы. При помощи различных средств языка автор описывает нам ее. 2. Другую половину стихотворения автор посвятил своему близкому, родному человеку, рисуя словами грустную картину, душевные переживания любимого человека.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.