Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».
Оценка 4.9

Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».
М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к исто¬рии. Кавказ в жизни поэта.Ис¬тория создания поэмы.docx

26.11                                                                Урок №22    лит.8 кл.

Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к исто­рии. Кавказ в жизни поэта.Ис­тория создания поэмы «Мцыри».

Методическая цель : изучить  «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; оказать многогранность натуры поэта,познакомить учащихся с историей создания поэмы”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения;развивать  речь учащихся, их эстетический  вкус, навыки исследования, выразительного чтения, анализа текста художественного произведения;воспитывать любовь к русской классической поэзии,  к родному краю.

Планируемые предметные результаты: знать осн. факты жизни и тв-ва поэта, историю создания, содержание поэмы, особенности сюжета, историческую основу.

Оборудование: иллюстрации к произведению, презентация,карточки с заданиями; текст.

                                                                                  Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

                                                                                   Я посвящаю снова стих небрежный…

                                                                                                                     М.Ю. Лермонтов

                                                                     Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности.

Обращение к эпиграфу.

1.Слово учителя. Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля таинственным образом связанная с судьбой поэта. (слайд 1)

Образ Кавказа появляется в произведениях  Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.

III. Тема и целеполагание .

IV. Работа по теме урока.

1.Выступления учащихся.

1 ученик. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал вместе с бабушкой. когда Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Она трижды возила внука на воды лечиться. Было это в 1818, 1820 и 1825годах. Уже первая поездка из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет.

2 ученик. Позднее впечатления от поездок на воды вылились в такие замечательные строки (ученик читает наизусть):

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной;

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере, в стране тебе чужой,

Я сердцем твой – всегда и всюду твой.

 

Еще ребенком, робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников Аллы.

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы,

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был – товарищ их воздушный.

 

Лермонтов говорит о детских впечатлениях от пребывания на Кавказе? Так когда же родилась его любовь к этим местам?

2 ученик. Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле - это было место его службы, а точнее, ссылки. Первый раз он был сослан в 1837 году за стихотворение "Смерть поэта", посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли.

 ученик. Хотя я судьбой на заре моих дней,

            О южные горы, отторгнут от вас,

            Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

            Как сладкую песню отчизны моей,

            Люблю я Кавказ.

           

            В младенческих летах я мать потерял.

            Но мнилось, что в розовый вечера час

            Та степь повторяла мне памятный глас.

            За это люблю я вершины тех скал,

            Люблю я Кавказ.

           

            Я счастлив был с вами, ущелия гор,

            Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

            Там видел я пару божественных глаз;

            И сердце лепечет, воспомня тот взор:

            Люблю я Кавказ.

 "Кавказ", 1830

 

 

Учитель . М.Ю. Лермонтов был не только талантливым поэтом, но и одаренным художником. Много зарисовок сделано Лермонтовым во время его ссылки на Кавказ в 1837 году. Среди них замечательный пейзаж Крестовой горы. "Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем его отъезде на Кавказ..." (Надпись рукою Ф.Одоевского на оборотной стороне картины "Крестовая гора") (Слайд 6-7)

3 ученик. В январе 1838 года Лермонтов после года службы на Кавказе возвращается в Петербург. В середине июня 1840 года Лермонтов вновь появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный), на сей раз за дуэль с Эрнестом де Барантом. Он принимает участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта А.В. Галафеева. После ряда небольших стычек, 11 июля, состоялся бой при реке Валерик. В "Журнале военных действий" отмечено: "Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием..." В стихотворении "Я к вам пишу случайно; право..." Лермонтов описал этот поход и бойца Валерика. (Слайд 8-9)

…Что  нужды? здешние полки

народ испытанный… «В штыки,

Дружнее! – раздалось за нами.

Кровь загорелася в груди!

Все офицеры впереди…

Верхом помчался на завалы

кто не успел спрыгнуть с коня…

«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы,

В приклады» - и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть…

(И зной и битвы утомили

Меня), но мутная волна

была тепла, была красна.

8 ученик. В январе 1841 года Лермонтову был выдан отпускной билет на два месяца, и он отправился в Петербург. В конце апреля, не дождавшись отставки, Лермонтов покидает столицу и едет в СтавропольС того дня, когда Лермонтов переступил порог небольшого домика на краю города, у подножия Машука, прошло уже полтора столетия. С тех пор в ничем не примечательном, небольшом, покрытом камышовой кровлей домике вместе с поэтом поселилось бессмертие. (Слайд 10-11)

 

2.Слово учителя.  15 июля 1841 года стало черным днем для ценителей литературы, ведь не стало еще одного замечательного поэта, но остались его прекрасные творения. Многие из них – гимн любви к Кавказу, его горам и ущельям, шумным речным потокам, воинскому братству.

Я видел горные хребты,

            Причудливые, как мечты,

            Когда в час утренней зари

            Курилися, как алтари,

            Их выси в небе голубом,

            И облачко за облачком,

            Покинув тайный свой ночлег,

            К востоку направляло бег-

            Как будто белый караван

            Залетных птиц из дальних стран!

            Вдали я видел сквозь туман,

            В снегах, горящих как алмаз,

   Седой, незыблемый Кавказ...

Вот мы и подошли к еще одному «кавказскому» произведению – поэме «Мцыри».

4 . Рассказ подготовленного ученика об истории возникновения замысла поэмы «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, изучал местные сказания, видоизменившие поэму «Демон», он наткнулся в Мцхете ... (демонстрация фотоснимка полуразрушенного монастыря в Мцхете) на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упраздненного близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым во время экспедиции. генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старому монаху».

Кавказская поездка Лермонтова в 1837 году, несомненно, многое предопределила в истории создания «Мцыри». В тексте поэмы есть следы знакомства Лермонтова с кавказскими легендами, с народной песней о тигре и юноше, с поэмой Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

5. Слово учителя.

«Мцыри» – романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды во время Кавказской войны и воспитанном в чужом ему обществе.

– С помощью словаря литературоведческих терминов вспомним, что такое поэма, определим понятие «романтизм.     (Поэмалиро-эпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.

Романтизм – творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального мира и их противоборство как основы развития событий. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.)

– Отметим в тетрадях, что поэма создавалась в 1838–1839 гг., за два года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.

Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
М.Ю.Лермонтов “Мцыри”

6.Аналитич.беседа

– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

Вывешивается портрет Мцыри

– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?

7.Сюжет и композиция поэмы.

  – В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.)
– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Каков сюжет поэмы?
– В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.

(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)

Вывод: таким образом композиция рамочная

– Как вы думаете, почему повествование передано герою?

(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).

Ж) Лексическая работа.

– Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

 

– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции.

Б) Аналитическая беседа.

(Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.

V.Итог урока. Рефлексия. А) Цифровой диктант        Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?                            Да – 1             Нет -0

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.   Да – 1                  Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1                      Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:

В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

 VI.Домашнее задание: Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

раскрыть значение слова свобода по словарю.

Ответить на вопросы: --Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.
Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020