26.11 Урок №22 лит.8 кл.
Тема: М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни поэта.История создания поэмы «Мцыри».
Методическая цель : изучить «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; оказать многогранность натуры поэта,познакомить учащихся с историей создания поэмы”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения;развивать речь учащихся, их эстетический вкус, навыки исследования, выразительного чтения, анализа текста художественного произведения;воспитывать любовь к русской классической поэзии, к родному краю.
Планируемые предметные результаты: знать осн. факты жизни и тв-ва поэта, историю создания, содержание поэмы, особенности сюжета, историческую основу.
Оборудование: иллюстрации к произведению, презентация,карточки с заданиями; текст.
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный…
М.Ю. Лермонтов
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности.
Обращение к эпиграфу.
1.Слово учителя. Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля таинственным образом связанная с судьбой поэта. (слайд 1)
Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.
III. Тема и целеполагание .
IV. Работа по теме урока.
1.Выступления учащихся.
1 ученик. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал вместе с бабушкой. когда Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Она трижды возила внука на воды лечиться. Было это в 1818, 1820 и 1825годах. Уже первая поездка из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет.
2 ученик. Позднее впечатления от поездок на воды вылились в такие замечательные строки (ученик читает наизусть):
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.
Еще ребенком, робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников Аллы.
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы,
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был – товарищ их воздушный.
Лермонтов говорит о детских впечатлениях от пребывания на Кавказе? Так когда же родилась его любовь к этим местам?
2 ученик. Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле - это было место его службы, а точнее, ссылки. Первый раз он был сослан в 1837 году за стихотворение "Смерть поэта", посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли.
ученик. Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.
"Кавказ", 1830
Учитель . М.Ю. Лермонтов был не только талантливым поэтом, но и одаренным художником. Много зарисовок сделано Лермонтовым во время его ссылки на Кавказ в 1837 году. Среди них замечательный пейзаж Крестовой горы. "Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем его отъезде на Кавказ..." (Надпись рукою Ф.Одоевского на оборотной стороне картины "Крестовая гора") (Слайд 6-7)
3 ученик. В январе 1838 года Лермонтов после года службы на Кавказе возвращается в Петербург. В середине июня 1840 года Лермонтов вновь появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный), на сей раз за дуэль с Эрнестом де Барантом. Он принимает участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта А.В. Галафеева. После ряда небольших стычек, 11 июля, состоялся бой при реке Валерик. В "Журнале военных действий" отмечено: "Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием..." В стихотворении "Я к вам пишу случайно; право..." Лермонтов описал этот поход и бойца Валерика. (Слайд 8-9)
…Что нужды? здешние полки
народ испытанный… «В штыки,
Дружнее! – раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди…
Верхом помчался на завалы
кто не успел спрыгнуть с коня…
«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы,
В приклады» - и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битвы утомили
Меня), но мутная волна
была тепла, была красна.
8 ученик. В январе 1841 года Лермонтову был выдан отпускной билет на два месяца, и он отправился в Петербург. В конце апреля, не дождавшись отставки, Лермонтов покидает столицу и едет в СтавропольС того дня, когда Лермонтов переступил порог небольшого домика на краю города, у подножия Машука, прошло уже полтора столетия. С тех пор в ничем не примечательном, небольшом, покрытом камышовой кровлей домике вместе с поэтом поселилось бессмертие. (Слайд 10-11)
2.Слово учителя. 15 июля 1841 года стало черным днем для ценителей литературы, ведь не стало еще одного замечательного поэта, но остались его прекрасные творения. Многие из них – гимн любви к Кавказу, его горам и ущельям, шумным речным потокам, воинскому братству.
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег-
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ...
– Вот мы и подошли к еще одному «кавказскому» произведению – поэме «Мцыри».
4 . Рассказ подготовленного ученика об истории возникновения замысла поэмы «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, изучал местные сказания, видоизменившие поэму «Демон», он наткнулся в Мцхете ... (демонстрация фотоснимка полуразрушенного монастыря в Мцхете) на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упраздненного близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым во время экспедиции. генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старому монаху».
Кавказская поездка Лермонтова в 1837 году, несомненно, многое предопределила в истории создания «Мцыри». В тексте поэмы есть следы знакомства Лермонтова с кавказскими легендами, с народной песней о тигре и юноше, с поэмой Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
5. Слово учителя.
«Мцыри» – романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды во время Кавказской войны и воспитанном в чужом ему обществе.
– С помощью словаря литературоведческих терминов вспомним, что такое поэма, определим понятие «романтизм. (Поэма – лиро-эпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.
Романтизм – творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального мира и их противоборство как основы развития событий. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.)
– Отметим в тетрадях, что поэма создавалась в 1838–1839 гг., за два года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.
Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.
Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать.
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
М.Ю.Лермонтов “Мцыри”
6.Аналитич.беседа
– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?
Вывешивается портрет Мцыри
– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?
7.Сюжет и композиция поэмы.
– В поэме 26 маленьких глав. Зачем же
Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши
уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда
он был на свободе.)
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.)
– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан,
зачем живет.
– Каков сюжет поэмы?
– В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте
определим, как построена поэма.
(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)
Вывод: таким образом композиция рамочная
– Как вы думаете, почему повествование передано герою?
(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).
Ж) Лексическая работа.
– Определите лексическое значение слова “исповедь”.
Слово “исповедь” имеет следующее значение:
1. покаяние в грехах перед священником; откровенное
признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.
– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции.
Б) Аналитическая беседа.
(Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.
С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.
Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.
V.Итог урока. Рефлексия. А) Цифровой диктант Согласны ли вы, что:
1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя? Да – 1 Нет -0
2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя. Да – 1 Нет – 0
3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только
через общение с природой.
Да – 1 Нет – 0
– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.
Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:
В какой степени и чем был полезен для тебя урок?
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Какое задание урока понравилось тебе больше всего?
VI.Домашнее задание: Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.
раскрыть значение слова свобода по словарю.
Ответить на вопросы: --Какова цель побега Мцыри?
(Выписать цитаты в тетрадь.)
Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.
Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении
своего героя.
Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.