Урок литературы в 9 классе
Тема урока: «Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») И.А. Гончаров « Мильон терзаний»
Цели урока:
образовательные: закрепить знания, полученные учениками; сформировать общее представление о комедии; продолжить формирование навыков анализа художественного произведения;
развивающие: развивать навыки делового партнерского общения; умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками – вступать в диалог, задавать вопросы, выдвигать и отстаивать свою точку зрения; навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи.
воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию толерантности; воспитывать умение слушать других;
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.
I. Работа с раздаточным материалом «Полемика вокруг Чацкого».
Раздаточный материал.
Полемика вокруг Чацкого
Задание: Образ Чацкого вызвал целую полемику в критике. Познакомьтесь с высказываниями русских писателей и критиков о главном герое комедии «Горя от ума». Какая точка зрения, на ваш взгляд, близка авторской позиции? Докажите это, пользуясь текстом произведения. Запишите выбранную вами цитату в тетрадь.
А.С. Пушкин: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен... В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду звать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми...»
П.А. Катенин: «...в Чацком все достоинства и нет порока, но, по мнению моему, он говорит много, бранит все и проповедует некстати».
П.А Вяземский: «Сам герой комедии, молодой Чацкий, похож на Стародума. Благородство правил его почтенно; но способность, с которою он ех-аЬгuрtо проповедует на каждый попавшийся ему текст, нередко утомительна. Слушающие его речи точно могут применить к себе название комедии, говоря: «Горе от ума»! Ум, каков у Чацкого, не есть завидный ни для себя, ни для других. В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного».
М.А. Дмитриев: «Г-н Грибоедов хотел представить умного и образованного человека, который не нравится обществу людей не образованных... Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову; естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе... Чацкий... есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее... Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы... представлен менее всех рассудительным».
О.М. Сомов: «Грибоедов долженствовал бы сделать из Чацкого то, что французы называют un raisonneur, самое скучное и тяжелое лицо в комедии... Г. Грибоедов вовсе не имел намерения выставлять в Чацком лицо идеальное... Он представил в лице Чацкого умного и доброго молодого человека, но вовсе не свободного от слабостей: их в нем две... заносчивость и нетерпеливость. Чацкий сам очень хорошо понимает.., что, говоря невеждам о невежестве и предрассудках и порочным о их пороках, он только напрасно теряет речи; но в ту минуту, когда предрассудки трогают его, так сказать, за живое, он не в силах владеть своим молчанием: негодование против воли вызывает у него поток слов, колких, но справедливых... Таков вообще характер людей пылких, и сей характер схвачен г. Грибоедовым с удивительной верностию».
В.Г. Белинский: «Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком?.. Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе — только не от ума, а от умничанья... мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека, в противоречии с обществом, и вышло Бог знает что».
А.П. Григорьев: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы.., честная и деятельная натура, при том еще натура борца».
А.М. Скабичевский: «Чацкий — это яркое олицетворение современников Грибоедова... Чацкий был именно из тех безрассудных проповедников, которые являлись первыми провозвестниками новых идей, готовы бывают проповедовать даже и тогда, когда их никто не слушает, как это и вышло с Чацким на балу у Фамусова».
II. Выступление учащегося на тему «Кто же Чацкий — победитель или побежденный?»
(Проверка домашнего задания.)
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ
С точки зрения общественного конфликта невозможно дать однозначного ответа на вопрос, победитель Чацкий или побежденный.
С одной стороны, Чацкий побежденный: он объявлен в обществе сумасшедшим.
С другой стороны, Чацкого можно считать в какой-то степени победителем:
— он нарушает покой фамусовского мира, его благопристойность, ведь «все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю»
— сдернута маска Молчалина; его судьба пока неопределенна, но на какое-то время этот герой тоже потерял равновесие;
— наступило «прозрение» Софии;
— некогда монолитное фамусовское общество «века минувшего» обнаружило «среди своих» непримиримого противника, отличающегося от них не только «инакомыслием» но и «инакоповедением»;
— победа Чацкого уже в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века (деталь Лиза переводит стрелки часов в доме Фамусова — с появлением Чацкого начинается отсчет нового времени в комедии).
На сцене Чацкий одинок, однако есть внесценические персонажи, свидетельствующие о наличии у главного героя единомышленников (двоюродный брат Скалозуба, племянник Тугоуховской, профессора педагогического университета), так раскрывается авторская позиция: уверенность Грибоедова в грядущей победе Чацкого.
III. Слово учителя.
«Мильон терзаний» — так назвал И.А. Гончаров критический этюд о комедии «Горе от ума». Свой «мильон терзаний» получают главные герои пьесы Грибоедова: Чацкий и София... Кому более сочувствует автор, о чьей судьбе сокрушается читатель — все это спорно и будет спорно всегда, пока будет волновать умы и сердца удивительная, загадочная комедия, где столько же смешного, сколько и горестного. А Чацкому снова остается в утешение только дорога.
Что принесет дорога? Новую любовь? Новое разочарование? Гибель? Неведомо. Каждый читатель волен по-своему представить будущее Чацкого. Одно, пожалуй, несомненно: финал комедии предрекал новые странствия и герою, и автору. Это редкое, загадочное свойство высокой литературы — предсказывать события истории.
IV. Домашнее задание.
1.Написать сочинение
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:
1. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова»
2. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
З. Два патриотизма в комедии (спор Чацкого и Фамусова о Москве).
4. «София начертана не ясно...» (А.С. Пушкин)
5. Любовь в понимании Чацкого и Софии.
6. Смешон или страшен Молчалин?
7. «..Вечно острая, жгучая сатира» (И.А. Гончаров)
8. «Горе от ума» — комедия или драма?
9. Читая комедию Грибоедова... (эссе)
2. Повторить выученные ранее наизусть стихотворения А.С. Пушкина ( «Пущину», «Зимнее утро», отрывки из поэм и сказок)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.