Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») И.А. Гончаров « Мильон терзаний»
Оценка 4.7

Урок литературы в 9 классе Тема урока: «Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») И.А. Гончаров « Мильон терзаний»

Оценка 4.7
Документация
docx
русская литература
01.12.2021
Урок литературы  в 9 классе Тема урока: «Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») И.А. Гончаров  « Мильон терзаний»
Урок литературы в 9 классе.docx

Урок литературы  в 9 классе

Тема урока: «Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») И.А. Гончаров  « Мильон терзаний»

Цели урока:

образовательные: закрепить знания, полученные учениками; сформировать общее представление о комедии; продолжить формирование навыков анализа художественного произведения;

развивающие:  развивать навыки делового партнерского общения; умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и  одноклассниками – вступать в диалог, задавать вопросы,  выдвигать и отстаивать свою точку зрения;   навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи.

воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию толерантности; воспитывать умение слушать других;

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

I. Работа с раздаточным материалом «Полемика вокруг Чацкого».

Раздаточный материал.

Полемика вокруг Чацкого         

Задание: Образ Чацкого вызвал целую полемику в критике. Познакомьтесь с высказываниями русских писателей и критиков о главном герое комедии «Горя от ума». Какая точка зрения, на ваш взгляд, близка авторской позиции? Докажите это, пользуясь текстом произведения. Запишите выбранную вами цитату в тетрадь.

А.С. Пушкин:  «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен... В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо?  Ответ:  Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и  напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду звать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми...»

П.А. Катенин:  «...в Чацком все достоинства и нет порока, но, по мнению моему, он говорит много, бранит все и проповедует некстати».

П.А Вяземский:  «Сам герой комедии, молодой Чацкий, похож на Стародума. Благородство правил его почтенно; но способность, с которою он ех-аЬгuрtо проповедует на каждый попавшийся ему текст, нередко утомительна. Слушающие его речи точно могут применить к себе название комедии, говоря: «Горе от ума»! Ум, каков у Чацкого, не есть завидный ни для себя, ни для других. В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного».

М.А. Дмитриев: «Г-н Грибоедов хотел представить умного и образованного человека, который не нравится обществу людей не образованных... Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову; естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе... Чацкий... есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее... Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы... представлен менее всех рассудительным».

О.М. Сомов: «Грибоедов долженствовал бы сделать из Чацкого то, что французы называют un raisonneur,  самое скучное и тяжелое лицо в комедии... Г. Грибоедов вовсе не имел намерения выставлять в Чацком лицо идеальное... Он представил в лице Чацкого умного и доброго молодого человека, но вовсе не свободного от слабостей: их в нем две... заносчивость и нетерпеливость. Чацкий сам очень хорошо понимает.., что, говоря невеждам о невежестве и предрассудках и порочным о их пороках, он только напрасно теряет речи; но в ту минуту, когда предрассудки трогают его, так сказать, за живое, он не в силах владеть своим молчанием: негодование против воли вызывает у него поток слов, колких, но справедливых... Таков вообще характер людей пылких, и сей характер схвачен г. Грибоедовым с удивительной верностию».

В.Г. Белинский: «Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком?.. Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе — только не от ума, а от умничанья... мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека, в противоречии с обществом, и вышло Бог знает что».

А.П. Григорьев: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы.., честная и деятельная натура, при том еще натура борца».

А.М. Скабичевский: «Чацкий — это яркое олицетворение современников Грибоедова... Чацкий был именно из тех безрассудных проповедников, которые являлись первыми провозвестниками новых идей, готовы бывают проповедовать даже и тогда, когда их никто не слушает, как это и вышло с Чацким на балу у Фамусова».

II. Выступление учащегося на тему «Кто же Чацкий — победитель или побежденный?»

(Проверка домашнего задания.)

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ

С точки зрения общественного конфликта невозможно дать однозначного ответа на вопрос, победитель Чацкий или побежденный.

С одной стороны, Чацкий побежденный: он объявлен в обществе сумасшедшим.

С другой стороны, Чацкого можно считать в какой-то степени победителем:

— он нарушает покой фамусовского мира, его благопристойность, ведь «все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю»

— сдернута маска Молчалина; его судьба пока неопределенна, но на какое-то время этот герой тоже потерял равновесие;

— наступило «прозрение» Софии;

— некогда монолитное фамусовское общество «века минувшего» обнаружило «среди своих» непримиримого  противника, отличающегося от них не только «инакомыслием» но и «инакоповедением»;

— победа Чацкого уже в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века (деталь Лиза переводит стрелки часов в доме Фамусова — с появлением Чацкого начинается отсчет нового времени в комедии).

На сцене Чацкий одинок, однако есть внесценические персонажи, свидетельствующие о наличии у главного героя единомышленников (двоюродный брат Скалозуба, племянник Тугоуховской, профессора педагогического университета), так раскрывается авторская позиция: уверенность Грибоедова в грядущей победе Чацкого.

III. Слово учителя.

«Мильон терзаний» — так назвал И.А. Гончаров критический этюд о комедии «Горе от ума». Свой «мильон терзаний» получают главные герои пьесы Грибоедова: Чацкий и София... Кому более сочувствует автор, о чьей судьбе сокрушается читатель — все это спорно и будет спорно всегда, пока будет волновать умы и сердца удивительная, загадочная комедия, где столько же смешного, сколько и горестного. А Чацкому снова остается в утешение только дорога.

Что принесет дорога? Новую любовь? Новое разочарование? Гибель? Неведомо. Каждый читатель волен по-своему представить будущее Чацкого. Одно, пожалуй, несомненно: финал комедии предрекал новые странствия и герою, и автору. Это редкое, загадочное свойство высокой литературы — предсказывать события истории.

IV. Домашнее задание.

1.Написать  сочинение

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

1. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова»

2. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

З. Два патриотизма в комедии (спор Чацкого и Фамусова о Москве).

4. «София начертана не ясно...» (А.С. Пушкин)

5. Любовь в понимании Чацкого и Софии.

6. Смешон или страшен Молчалин?

7. «..Вечно острая, жгучая сатира» (И.А. Гончаров)

8. «Горе от ума» — комедия или драма?

9. Читая комедию Грибоедова... (эссе)

2. Повторить выученные ранее наизусть стихотворения А.С. Пушкина ( «Пущину», «Зимнее утро», отрывки из поэм и сказок)


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

П.А. Катенин: «...в Чацком все достоинства и нет порока, но, по мнению моему, он говорит много, бранит все и проповедует некстати»

П.А. Катенин: «...в Чацком все достоинства и нет порока, но, по мнению моему, он говорит много, бранит все и проповедует некстати»

А.П. Григорьев: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы

А.П. Григорьев: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы

Грибоедова в грядущей победе Чацкого

Грибоедова в грядущей победе Чацкого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2021