Конструкт урока литературы
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Говорухиной Анастасии Владимировны
студентки 46 группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Дата: 09.11.22
Класс: 1В
Тема урока: Согласный звук [ц], буквы Ц,ц.
Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий
Цель урока: формирование представления учащихся о твердом согласном звуке [ц], букве Цц в процессе практической деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли, мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; проявляют уважительное отношение к родному языку; проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность регулятивных УУД (определять цель учебного задания; понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы; планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя; контролировать свои действия в процессе его выполнения; оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки), познавательных УУД (сравнивать по заданным критериям; работать с информацией, представленной в разных формах, под руководством учителя; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя), коммуникативных УУД (отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению; участвовать в диалоге с учителем и одноклассником; внимательно слушать собеседника, не перебивая его; участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами).
Коррекция: обучающиеся демонстрируют развитие познавательной сферы и речи; готовность к восприятию нового учебного материала.
Предметные: обучающиеся знают характеристику звука [х], [хʼ], выделяют звук [ц] из слов с опорой на схему, характеризуют его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначают буквой; распознают в словах новый звук, читают слоги и слова с изученной буквой; знают произведение К.И. Чуковского «Мойдодыр», умеют выполнять задания к текстам; определяют основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя.
Задачи:
Воспитательная: развивать у обучающихся понимание и освоение социальной роли, воспитывать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; воспитывать уважительное отношение к родному языку; воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
Развивающая: способствовать развитию регулятивных УУД (определять цель учебного задания; понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы; планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя; контролировать свои действия в процессе его выполнения; оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки), познавательных УУД (сравнивать по заданным критериям; работать с информацией, представленной в разных формах, под руководством учителя; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя), коммуникативных УУД (отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению; участвовать в диалоге с учителем и одноклассником; внимательно слушать собеседника, не перебивая его; участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами).
Коррекция: корректировать отклонения в развитии познавательной сферы и речи; подготовить к восприятию нового учебного материала.
Образовательная: закрепить знания о характеристике звука [х], [хʼ], научить выделять звук [ц] из слов с опорой на схему, познакомить с его характеристикой (согласный, глухой, всегда только твёрдый), познакомить с буквой; развить умения распознать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой; познакомить с произведением К.И. Чуковского «Мойдодыр», закрепить умение выполнять задания к текстам; знакомить с основной мыслью прочитанного произведения с помощью учителя.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
● принцип наглядности;
● принцип систематичности и последовательности;
● принцип доступности;
● принцип целостности;
● принцип минимакса;
● принцип деятельности;
● принцип научности;
● принцип психологической комфортности.
Принципы воспитания:
● создание положительного эмоционального подъёма;
● воспитание через взаимодействие.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
По источнику получения знаний:
● словесные: беседа, рассказ, объяснение
● наглядные: демонстрация, организация наблюдения
● практические работы
Методы эмоционального стимулирования:
● создание ситуации успеха
● поощрение
Методы развития познавательного интереса:
● формирование готовности к восприятию
● стимулирование занимательным содержанием
Методы формирования ответственности и обязанности:
● предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
Методы выработки учебных умений и накопление опыта:
● практическая работа
Методы воспитания:
Методы самоопределения личности ребенка:
● рефлексия
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
● поощрение
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование:
Демонстрационное: Презентация по теме «Звук [ц], буквы Ц,ц.»,
Индивидуальное: пенал, тетрадь, учебник, карточки с солнцем и тучкой, карточка «Буква Ц», стихотворение «Мойдодыр»
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) – Текст: непосредственный.
2. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с. — ISBN 978-5-09-031513-5.
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности (2мин.)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (5 мин.)
3. Решение проблемы. (15 мин.)
4. Первичное закрепление. (7 мин.)
5. Физминутка (2мин.)
6. Организация самостоятельной работы. (10 мин.)
7. Информация о домашнем задании. (2 мин)
8. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин.)
Макет доски:
Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр» |
Тема «Звук [ц], буквы Ц,ц.» |
Девятое ноября. Классная работа. |
Ход урока:
Этапы урока |
Образовательные задачи |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формы организации деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля |
Планируемый результат |
1. Мотивация к учебной деятельности |
Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. |
Методы обучения: 1. Методы эмоционального стимулирования: •создание ситуации успеха. 2.Методы развития познавательного интереса: •формирование готовности к восприятию |
- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Владимировна, сегодня урок литературы проведу у вас я. - Проверим готовность, на парте у вас лежит тетрадь, учебник, дневник и пенал. Кто готов – присаживайтесь. - Помним про посадку, спина прямая, ноги стоят ровно на полу. - Ребята, у вас на столах у каждого лежат по 2 картинки, солнышко – означает, что у вас хорошее настроение, а тучка – что вы пришли на урок с плохим настроением. Пожалуйста, выберите картинку и покажите, какое у вас сейчас настроение. - Я вижу, что у многих хорошее настроение, я надеюсь, что на протяжении всего урока оно таким у вас и останется, а у кого плохое настроение, то оно обязательно изменится. - Я рада всех вас видеть, и думаю, что нам пора начинать наш интересный урок. |
Приветствие Готовность к уроку
Посадка
Показывают соответствующую настроению карточку
|
Ф И |
Презентация Карточки для определения настроения |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
|
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. |
Актуализировать знания с прошлого урока, совместно с обучающимися. Постановка темы, цели урока |
Методы обучения: 1. По источнику получения знаний: •словесные: беседа 2.Методы развития познавательного интереса: •стимулирование занимательным содержанием |
- Для начала вспомним, с каким звуком вы познакомились на прошлом уроке? - Кто может назвать характеристику звука [х]? - Молодец! Катя, назови характеристику звука [хʼ]. - Ребята, если вы согласны – покажите класс. - Отлично! - А вы любите загадки? Сейчас я вам их загадаю, а вы попытайтесь отгадать и попробуйте догадаться с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся.
На окнах зеленеют, Круглый год цветут.»
«Явился в жёлтой шубке, Прощайте две скорлупки.»
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад. – Ищет в речке лягушат.
– Вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь? – Правильно, мы сегодня будем изучать звук Ц. - Значит как будет звучать тема урока? - Тема нашего урока: Звук [ц], буквы Ц,ц. - Как думаете, какую цель мы можем перед собой поставить? - Цель: познакомиться со звуком [ц] и буквами Ц,ц - Мы с вами знаем тему урока, цель, которую должны достигнуть, я предлагаю начать нашу работу. |
Звук [х], [хʼ]
[х]-твёрдый, парный, глухой, непарный [хʼ] – мягкий, парный, глухой, непарный
Цветы
Цыплёнок
Цапля
Звук [ц]
Звук [ц]
Цель: познакомиться со звуком [ц] и буквами Ц,ц |
Ф |
Презентация |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность регулятивных УУД (понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы; планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя), коммуникативных УУД (участвовать в диалоге с учителем; внимательно слушать собеседника, не перебивая его). Коррекция: обучающиеся демонстрируют готовность к восприятию нового учебного материала. Предметные: обучающиеся знают характеристику звука [х], [хʼ] |
3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу
|
Сформулировать тему и задачи урока. Найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации |
Методы обучения: 1. По источнику получения знаний: •словесные: беседа, объяснение •наглядные: демонстрация 2.Методы эмоционального стимулирования: •создание ситуации успеха •поощрение 3.Методы развития познавательного интереса: •стимулирование занимательным содержанием. |
- Перед тем, как мы начнём, выполним артикуляционную гимнастику. «Месим тесто» Улыбнуться, пошлепать языком между
губами – "пя-пя-пя-пя-пя...". «Чашечка» Улыбнуться. «Дудочка» С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) «Орешки» Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики – "орешки". «Качели» Улыбнуться. - Молодцы! - [ц] – это имя звука. А каждое имя надо произносить чётко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука. - Произнесите звук [ц]. - Звук гласный или согласный? Почему? - Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ц]. Наше горлышко спит или работает? – Если горлышко спит, значит звук [ц] какой? – А ещё я вам открою секрет, что этот звук всегда твёрдый. – Итак, подведём итог. - Кто может назвать полную характеристику звука? - Верно! Звук [ц] согласный, твёрдый, непарный, глухой, непарный. - Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ц], слог со звуком [ц], слово со звуком [ц]. - Катя, повтори, что будем делать. Молодец! А, Д, Ц, И, Ц, К, Р, Ц. - Теперь в слогах: На, Цу, До, Зи, Ац, Цы Цапля, аист, ведро, яйцо, цыплёнок, роза, цветок, буквы, цифры. - У каждого звука есть буква. У звука [ц], какая буква? - Ребята, а на что похожа буква Ц? *показываю букву* Вот такая буква Ц: С коготочком на конце. Как кошачья лапка. - Сейчас мы пропишем с вами букву Ц в воздухе. - Приготовьте указательные пальцы. Ведём сверху прямую, затем делаем закругление и ведём прямую вверх, теперь опускаем вниз и делаем крючок. - Молодцы! - А теперь напишите букву Ц на столе. - Отлично - Ребята, сейчас я предлагаю выполнить задание в паре. Но сначала вспомним правила работы. Кто может назвать как мы работаем в паре? - Молодцы! - У вас на партах лежат карточки со словами, вам нужно найти в каждом слове букву Ц и определить её место: в начале, в середине, в конце. - Аня, повтори, что вам нужно сделать? - Спасибо, можете приступать, на работу у вас есть 3 минуты. Кто готов – глаза на меня. - Вижу многие выполнили, теперь проверим. Первое слово – певец, первая пара, смогли найти букву Ц, где она стоит? -У кого также – хлопните 1 раз. Молодцы! *по аналогии спрашиваю все слова* - Поднимите руки у кого всё правильно? Отлично! - Сейчас ещё раз все вместе хором прочитаем эти слова, четко проговаривая букву Ц. - Молодцы! |
Выполняют артикуляционную гимнастику
Губы, язык, зубы
Губы улыбаются, зубы видны и язык за верхними зубами Согласный Он не поётся и во рту появляется преграда зубы и язык Горлышко спит Звук [ц] глухой
Звук [ц] согласный, твёрдый, непарный глухой, непарный.
Игра
Повторяет
Ответы детей
Прописываем букву в воздухе, затем на столе
Слушать друг друга, выполнять работу вместе, не ругаться, договариваться
Выполняют задание в паре.
Певец, царь, молодцы, цапля, медведица, лестница, цыпленок, рыцарь Поднимают
Читают слова |
Ф И П |
Презентация Карточки с заданием |
ОК СК ВК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли, мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; понимают смысл нравственно-этических понятий на основе беседы о пословицах, проявляют уважительное отношение к родному языку; проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность регулятивных УУД (определять цель учебного задания; понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы; планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя; контролировать свои действия в процессе его выполнения; оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки), познавательных УУД (сравнивать по заданным критериям; работать с информацией, представленной в разных формах, под руководством учителя; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;), коммуникативных УУД (отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению; участвовать в диалоге с учителем и одноклассником; внимательно слушать собеседника, не перебивая его; участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами). Коррекция: обучающиеся демонстрируют развитие познавательной сферы и речи; готовность к восприятию нового учебного материала. Предметные: обучающиеся знают характеристику звука [х], [хʼ], выделяют звук [ц] из слов с опорой на схему, характеризуют его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначают буквой; распознают в словах новый звук, читают слоги и слова с изученной буквой; |
4.Физминутка. |
снять физическое и умственное напряжение обучающихся |
Методы обучения: 1.Методы развития познавательного интереса: •формирование готовности к восприятию Методы воспитания: 1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: •поощрение |
- Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте из-за парт, так чтобы не мешать никому. Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы слушайте внимательно и повторяйте. Озорной цыпленок жил, Головой весь день крутил. Влево, вправо повернул, Ножку левую согнул, потом правую поднял А затем на обе встал. Начал крыльями махать Поднимать и опускать. Вверх, вниз, вверх, вниз. Наклонился влево, вправо. Хорошо на свете, право! Клювиком почистил пух И скорей за парту – плюх! |
Выполняют физминутку
|
Ф И |
Презентация |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
|
5. Организация контроля и самоконтроля |
проверить уровень освоения пройденного материала
|
Методы обучения: 1.По источнику получения знаний: •словесные: беседа, объяснение •наглядные: демонстрация 2.Методы развития познавательного интереса: •стимулирование занимательным содержанием Методы воспитания: 1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: •поощрение |
- Ребята, сегодня мы с вами не только узнали новый звук и букву, но и познакомимся со сказкой Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр». - Посмотрите на название, как думаете о чем будет эта сказка? - У вас на парте лежит текст, придвиньте его к себе. - Сейчас я буду читать произведение, а вы внимательно слушайте, после прочтения мы будем отвечать на вопросы. *Читаем сказку* - Что вы можете сказать об этом произведении? Какие персонажи присутствуют? - Что показалось особенно интересным? смешным? - Что необычного вы узнали из этого произведения? - Совпали ли наши предположения (до начала чтения) с содержанием произведения? - Какую главную мысль хотел донести до нас автор? - Главная мысль сказки заключается в том, что необходимо следить за личной гигиеной и всегда быть чистым. Сказка учит быть чистоплотными, соблюдать личную гигиену и следить за своим внешним видом. - А вы соблюдаете гигиену? Как? - Молодцы!
|
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей |
Ф И |
Стих «Мойдодыр» Презентация |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к родному языку; проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность регулятивных УУД (определять цель учебного задания; контролировать свои действия в процессе его выполнения), познавательных УУД (сравнивать по заданным критериям; работать с информацией, представленной в разных формах, под руководством учителя; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя), коммуникативных УУД (отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению; участвовать в диалоге с учителем и одноклассником; внимательно слушать собеседника, не перебивая его). Коррекция: обучающиеся демонстрируют развитие познавательной сферы и речи; готовность к восприятию нового учебного материала. Предметные: обучающиеся знают произведение К.И. Чуковского «Мойдодыр», умеют выполнять задания к текстам; определяют основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя. |
7.Домашнее задание |
дать информацию и инструктаж по домашнему заданию. |
Метод обучения: Методы формирования ответственности и обязанности: •предъявление педагогических требований |
- Сейчас открываем дневники, записываем домашнее задание. - Выразительное чтение стихотворения «Мойдодыр» - Есть ли вопросы? |
Запись домашнего задания |
Ф И |
Дневник Презентация |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли, формирование личностного смысла учения |
8.Рефлексия учебной деятельности.
|
инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Методы обучения: 1.Методы эмоционального стимулирования: •создание ситуации успеха •поощрение Методы воспитания: 1.Методы самоопределения личности ребенка: •рефлексия 2.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: •поощрение |
- Наш урок подошел к концу. С каким звуком познакомились? Какой он? - Что особенно запомнилось на уроке? - Какие задания было интересно выполнять? -Какую цель мы ставили на уроке? - Смогли мы достигнуть этой цели? Что для этого делали? - С каким стихотворением мы познакомились? - Сейчас я предлагаю вернуться к нашим карточкам с солнцем и тучкой. Покажите солнце, если у вас хорошее настроение, на уроке вам было интересно, и вы смогли справиться со всеми заданиями, покажите тучку, если у вас невеселое настроение, на уроке вам было трудно, но вы смогли справиться с трудностями? - Молодцы! Я вижу, что у многих настроение очень хорошее. - Я хочу поблагодарить вас за урок, в особенности благодарю Витю за активность, Надю за внимательность, Женю за то, что помогал своим одноклассникам. Вы все сегодня хорошо поработали. - Спасибо вам, урок окончен. |
Звук [ц] Согласный, твёрдый, глухой Ответы детей Цель: познакомиться со звуком [ц] и буквами Ц,ц Выполняли задания Мойдодыр Показывают карточки |
Ф И |
Презентация Карточки для рефлексии |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли, формирование личностного смысла учения; проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность коммуникативных УУД (отвечать и задавать вопросы; участвовать в диалоге с учителем и одноклассником; внимательно слушать собеседника, не перебивая его).
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.