Урок: Математика

  • docx
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок - математики -аттестация.docx

Урок: Математика

Класс: 1класс 

Учитель: Казанцева Светлана Владимировна

Дата: 06.04.2015г.

Тема: Величина. Объём. Литр

УМК: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Планируемые результаты:

-  учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;

-  закрепят понятие «килограмм»;

- отработают вычислительный навык в пределах 10.

Методы обучения:  исследовательский, частично-поисковый,

По типу: ОНЗ

Технология: проблемно-диалоговая, технология критического мышления

Форма урока: урок -  практикум

Цели деятельности учителя: познакомить с новой величиной - ёмкостью и её измерением с помощью литра; обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы;  учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной;  актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение; развивать логико - математическую речь; воспитывать умение работать в коллективе; развивать внимание.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой.

Коммуникативные: планировать совместную деятельность в группе.

Регулятивные: контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;

Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровая и литровые банки, трёхлитровая кастрюля, стакан, чашка, разные сосуды литровой ёмкости (бутылки, мензурка, коробка из-под сока), вёдра с водой, практические задания, презентация, интерактивная доска, проектор, ноутбук, нетбуки для учащихся.

 

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

 

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Самоопределение к учебной деятельности.

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

1.    Мотивация к деятельности

Цель:

включить обучающихся в деятельность; создать положительный и эмоциональный настрой

 

Настраивает детей на работу.

- Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

- Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

- Тихо сели. Настраиваемся на урок.

- Давайте, создадим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся. - Я желаю вам хорошо потрудиться, преодолеть все препятствия, а  в конце урока каждому добиться успеха. Что вам для этого нужно?

Каким бы вы хотели, чтобы у нас получился урок?

Как вы готовились к уроку? Я надеюсь, что вам эти знания пригодятся. Может благодаря им урок получится познавательным и интересным. Что вы ждёте от урока?  С каким настроением вы пришли на занятие?

У вас на столах кораблики, которые вы сами сделали.

Красный – у меня всё получилось, я  активно работал, я собой доволен

Жёлтый – я не совсем доволен собой, не всегда был активен, были и ошибки

Зелёный – я совсем не доволен собой

Постройте прогноз своей работы на уроке. Выберите кораблик и нарисуйте картинку соответствующую вашему настроению (на паруснике рисуем солнышко). Покажем свои кораблики.

Я не сомневалась, я в вас верю.

- Покажем всем умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими друг к другу.

 

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие;

Повторяют правила поведения на уроке.

 

Коммуникативные УУД

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.

Регулятивные УУД:

самоопределение,

саморегуляция.

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 2-3 минуты

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(технология критического мышления. Учимся задавать вопросы)

- Ну, а теперь, соблюдая правила, будем активно работать.

- Вспомните и  ответьте на вопросы:

-Как определить массу предметов?

- Каким прибором измеряют массу предметов?

 - С какой единицей измерения массы, мы познакомились на прошлом уроке?

    - Подумайте и ответьте: что легче килограмм вишни или килограмм картофеля?

Работа с нетбуками.

Сейчас мы потренируемся в нахождении массы предметов.

Работать будем в паре, и проведём самоанализ своей работы. Открываем нетбуки, и работаем с электронным приложением к учебнику.

(пока загружается под музыку встаём и хлопаем, отдыхаем)

- Сложение и вычитание в пределах 10

- Измерение массы. Килограмм. 2 задание. Договоритесь в паре массу какого предмета вы будете узнавать. Массу надо узнать разными мерками. Проверка.

Найдите предмет с такой массой (6кг)

Какие гири использовали?

Задание 3. Проверка

Закрываем нетбуки

Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)

- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?

К какой теме относятся подобные задания?

(величина. Килограмм. Состав чисел.)

Что мы знаем и умеем по данной теме?

(узнавать массу предметов, сравнивать, мы знаем как получается последующее и предыдущее число, мы знаем состав чисел, умеем прибавлять и вычитать в пределах 10)

Сегодня у меня на уроке интересный предмет.

Попробуйте догадаться задавая вопросы, а я отвечаю да или нет

Это мяч

Игра «Веселый мяч» (Учитель кидает мяч и зачитывает высказывания. Ученик, поймавший мяч, его заканчивает.)

- Если карандаш длиннее ручки, то ручка…
- Если арбуз легче дыни, то дыня…
- Если дом выше дерева, то дерево…
- Если стол шире скамейки, то скамейка…
- Если папа старше мамы, то мама…
- Если суп горячее чая, то чай…
- Если ночь короче дня, то день…
- Если ведро больше стакана, то стакан…
Учащиеся по очереди договаривают высказывание

1) Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем.                                                          2)Нам это нужно знать? Приведите примеры.   

Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)

- Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке

 

взвесить

весами

 

килограмм

 

масса одинаковая

Познавательные УУД

-обобщение

3.Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение границы знания и незнания

технология критического мышления

 

(на интерактивной доске мы можем писать и подчёркивать?)

Работа в парах (задания разноуровневые)

1. На карточках  слова: весы,  длина,  сантиметр,   линейка, масса,  килограмм, объём;

- Разбейте слова на группы и подчеркните. Объясните свой выбор.

 

Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.

                   2. Длина, сантиметр, линейка.

 

 - Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.

 - Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм.

- Какое слово вы не отнесли ни к одной из групп?

- Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)

2. работа с текстом

? я это знаю

+ новая информация

- я это не знаю

На уроке математики мы узнали массу своего портфеля.

Масса портфеля должна быть не больше 2кг.

У нас в классе у двух учениц масса портфеля 2кг, а у остальных больше.

Мальчики измерили длину класса рулеткой, а длину парты линейкой. Мы уже знаем единицы измерения см, дм.

У нас в классе комнатные цветы растут в горшках. Чтобы насыпать земли в горшок мы узнаем объём горшка.

 

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

величина

 

объем

 
                             ?      

 


- Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме?

 

1. Что такое "объем".

2. Можно ли сравнить объем

3. Как измерить объем.

4. Каковы единицы измерения объема.

 

- Чем мы сейчас занимались?

(Планировали свою деятельность)

 

 

 

Создаёт условия для формирования цели урока.

Подводит к вопросу: какой единицей измеряют жидкость?

Проводит практическую работу с использованием наглядности.

Помогает учащимся сформулировать тему и цель урока.

 

Перед детьми на столе находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд учитель налил 3 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости.

- Ребята, посмотрите внимательно на стол.

- Что вы видите?

- Какие задания можно придумать с этими сосудами?

 

 

Как сравнить количество воды в этих сосудах?

-Чего мы ещё не знаем?

-Так какая же цель у нашего урока? Что нового мы должны узнать?

-Вот это мы сейчас и исследуем.

Дают всевозможные ответы.

Активно участвуют в практической работе, поддерживая диалог с учителем.

Под руководством учителя формулируют тему и цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

Разные сосуды с водой.

- Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.

- Сколько всего воды во всех сосудах.

- А можно выяснить, где воды больше, а где меньше?

Нужна мерка.

Как измерить жидкость? Узнать её количество?

Личностные УУД

- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные УУД

-уметь высказывать своё предположение;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

-умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД

- анализировать, синтезировать, сравнивать информацию.

Поиск решения проблемы

 

Цель: ознакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением  с помощью литра

Учитель берёт в руки стакан с водой.

- Что у меня в стакане?

- Какая она?

Учитель выливает часть воды на стол или на пол и спрашивает, что произошло с водой?

-  Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась?

-  Приведите примеры ёмкостей.

- Посмотрите на столе у меня пакет из-под молока, пачка сока и банка. У этих емкостей есть одинаковый признак, по которому эти сосуды совпадают. Отгадайте этот признак.

 

- Этот признак называется емкостью или объемом  и измеряется он в литрах. Слово «литр» сокращённо пишут так: л, 3л, 7л. (на доске)

- Запишем в нашей тетради.

- Сформулируем тему нашего урока.

- Где вы встречали эту единицу измерения?

- Измерим ёмкости, выливая из них воду литровыми банками.

- Какой можно сделать вывод?

 

- А теперь эти же ёмкости наполним водой по-другому: кастрюлю банкой, а банку стаканами.

 

- Почему так произошло?

- Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов?

 

вода

жидкая

 

Она растеклась, потому что жидкая.

 

Ёмкости.

стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр.

 

 

 

предположения детей

(помещается одинаковое количество жидкости)

 

 

 

 

Литр

В магазине, на автозаправке. (СЛАЙД)

 

 

- Кажется, что емкости по размеру разные, а вмещают одинаковое  количество воды.

- Получается, что кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество  воды, а теперь - разное.

 

 - Измерять одинаковой меркой, а не разной.

Коммуникативные:

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 

Познавательные:

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

формулирование проблемы.

 

Динамическая пауза

- Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, обозначает длину - вы шагаете, а если обозначает объём, то вы приседаете.

Будьте внимательны! (СЛАЙД)

4 см, 8кг, 5л, Зсм, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л.

 

 

 

Воспроизведение нового знания

 

 

Цель: включение нового знания в систему знаний.

1. Устный счет.

СЛАЙД

9л -...= 3л                            ...л +2л = 8л

 ..л - 4л = 4л                     4л + 3л - 5л =...л            7л - 6л =...л                      6л - 5л + 8л =...л

 

- Решите задачу:

Миша принёс для поливки огорода 3 ведра воды, а Петя - 5 вёдер. Сколько вёдер воды они принесли вместе?

- Какая единица измерения встретилась в этой задаче?

 

2. Решение задачи из учебника с.38, №3

 

3. Организует работу в группах.

1. Налей воду в стакан до краёв и перелей в чашку. Что ты замечаешь? Сравни по объёму чашку и стакан. Сделай записи.

Ч   С               С    Ч

 

2. Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Сравни по объёму банки а и б. (по рисунку)

 

3. В одну банку входит 3 л воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 2 л? Как отмерить 4 л?

Проверка работы. (2 группа на СЛАЙДЕ)

Работают в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, выдвигают своё решение, приходят к  единому мнению. Представители групп озвучивают свой вариант решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление схемы и решения задачи в тетради.

 

Самостоятельно решают задачи и делают необходимые записи.

Познавательные УУД

-самостоятельное создание способов решения проблемных задач.

Регулятивные УУД

- саморегуляция

 

Коммуникативные УУД

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

Личностные:

самооценивание.

Рефлексия деятельности.

Цель: 

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;           

- оценить собственную деятельность;           

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Что сегодня на уроке мы нового узнали?

 - Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина?

- Что такое ёмкость?

- А в природе существуют «ёмкости» для воды?

- А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? Почему?

- Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это  как?

Домашнее задание:

Предлагаю дома вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться исследованием. Необходимо измерить, сколько стаканов в литровой банке, в бидоне, в кастрюле.

Посмотрите, какие у вас получатся результаты, это очень интересно. И выполнить задания на с.16 в тетради на печатной основе.

А теперь, возьмите модель бумажного кораблика, который лежит у вас на парте, приклейте к нему флажок: красный – если вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием, зелёный -  если было немного трудно и не всё понятно, синий – было очень трудно и всё непонятно.

- Приклеили? Пустим кораблики на воду, в наши ёмкости с водой, пусть поплавают, а мы полюбуемся.

как измерить количество жидкости

 

 

сосуд, куда наливают жидкость

водоёмы

 

 

 

 

Познавательные УУД

-контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности.