Урок: Математика
Класс: 1класс
Учитель: Казанцева Светлана Владимировна
Дата: 06.04.2015г.
Тема: Величина. Объём. Литр
УМК: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Планируемые результаты:
- учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;
- закрепят понятие «килограмм»;
- отработают вычислительный навык в пределах 10.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый,
По типу: ОНЗ
Технология: проблемно-диалоговая, технология критического мышления
Форма урока: урок - практикум
Цели деятельности учителя: познакомить с новой величиной - ёмкостью и её измерением с помощью литра; обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы; учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной; актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение; развивать логико - математическую речь; воспитывать умение работать в коллективе; развивать внимание.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой.
Коммуникативные: планировать совместную деятельность в группе.
Регулятивные: контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;
Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;
Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровая и литровые банки, трёхлитровая кастрюля, стакан, чашка, разные сосуды литровой ёмкости (бутылки, мензурка, коробка из-под сока), вёдра с водой, практические задания, презентация, интерактивная доска, проектор, ноутбук, нетбуки для учащихся.
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
||||
Самоопределение к учебной деятельности. 1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты 1. Мотивация к деятельности Цель: включить обучающихся в деятельность; создать положительный и эмоциональный настрой
|
Настраивает детей на работу. - Вот звенит для нас звонок – начинается урок. - Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. - Тихо сели. Настраиваемся на урок. - Давайте, создадим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся. - Я желаю вам хорошо потрудиться, преодолеть все препятствия, а в конце урока каждому добиться успеха. Что вам для этого нужно? Каким бы вы хотели, чтобы у нас получился урок? Как вы готовились к уроку? Я надеюсь, что вам эти знания пригодятся. Может благодаря им урок получится познавательным и интересным. Что вы ждёте от урока? С каким настроением вы пришли на занятие? У вас на столах кораблики, которые вы сами сделали. Красный – у меня всё получилось, я активно работал, я собой доволен Жёлтый – я не совсем доволен собой, не всегда был активен, были и ошибки Зелёный – я совсем не доволен собой Постройте прогноз своей работы на уроке. Выберите кораблик и нарисуйте картинку соответствующую вашему настроению (на паруснике рисуем солнышко). Покажем свои кораблики. Я не сомневалась, я в вас верю. - Покажем всем умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими друг к другу.
|
Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие; Повторяют правила поведения на уроке.
|
Коммуникативные УУД -уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им. Регулятивные УУД: самоопределение, саморегуляция. |
||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 2-3 минуты Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика
(технология критического мышления. Учимся задавать вопросы) |
- Ну, а теперь, соблюдая правила, будем активно работать. - Вспомните и ответьте на вопросы: -Как определить массу предметов? - Каким прибором измеряют массу предметов? - С какой единицей измерения массы, мы познакомились на прошлом уроке? - Подумайте и ответьте: что легче килограмм вишни или килограмм картофеля? Работа с нетбуками. Сейчас мы потренируемся в нахождении массы предметов. Работать будем в паре, и проведём самоанализ своей работы. Открываем нетбуки, и работаем с электронным приложением к учебнику. (пока загружается под музыку встаём и хлопаем, отдыхаем) - Сложение и вычитание в пределах 10 - Измерение массы. Килограмм. 2 задание. Договоритесь в паре массу какого предмета вы будете узнавать. Массу надо узнать разными мерками. Проверка. Найдите предмет с такой массой (6кг) Какие гири использовали? Задание 3. Проверка Закрываем нетбуки Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре) - Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу? К какой теме относятся подобные задания? (величина. Килограмм. Состав чисел.) Что мы знаем и умеем по данной теме? (узнавать массу предметов, сравнивать, мы знаем как получается последующее и предыдущее число, мы знаем состав чисел, умеем прибавлять и вычитать в пределах 10) Сегодня у меня на уроке интересный предмет. Попробуйте догадаться задавая вопросы, а я отвечаю да или нет Это мяч Игра «Веселый мяч» (Учитель
кидает мяч и зачитывает высказывания. Ученик, поймавший мяч, его
заканчивает.) 1) Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем. 2)Нам это нужно знать? Приведите примеры. Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре) - Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?
|
Отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке
взвесить весами
килограмм
масса одинаковая |
Познавательные УУД -обобщение |
||||
3.Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде темы урока.
Определение границы знания и незнания технология критического мышления
|
(на интерактивной доске мы можем писать и подчёркивать?) Работа в парах (задания разноуровневые) 1. На карточках слова: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём; - Разбейте слова на группы и подчеркните. Объясните свой выбор.
Проверка: 1. Весы, масса, килограмм. 2. Длина, сантиметр, линейка.
- Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. - Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм. - Какое слово вы не отнесли ни к одной из групп? - Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.) 2. работа с текстом ? я это знаю + новая информация - я это не знаю На уроке математики мы узнали массу своего портфеля. Масса портфеля должна быть не больше 2кг. У нас в классе у двух учениц масса портфеля 2кг, а у остальных больше. Мальчики измерили длину класса рулеткой, а длину парты линейкой. Мы уже знаем единицы измерения см, дм. У нас в классе комнатные цветы растут в горшках. Чтобы насыпать земли в горшок мы узнаем объём горшка.
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
- Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме?
1. Что такое "объем". 2. Можно ли сравнить объем 3. Как измерить объем. 4. Каковы единицы измерения объема.
- Чем мы сейчас занимались? (Планировали свою деятельность)
Создаёт условия для формирования цели урока. Подводит к вопросу: какой единицей измеряют жидкость? Проводит практическую работу с использованием наглядности. Помогает учащимся сформулировать тему и цель урока.
Перед детьми на столе находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд учитель налил 3 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости. - Ребята, посмотрите внимательно на стол. - Что вы видите? - Какие задания можно придумать с этими сосудами?
Как сравнить количество воды в этих сосудах? -Чего мы ещё не знаем? -Так какая же цель у нашего урока? Что нового мы должны узнать? -Вот это мы сейчас и исследуем. |
Дают всевозможные ответы. Активно участвуют в практической работе, поддерживая диалог с учителем. Под руководством учителя формулируют тему и цель урока.
Разные сосуды с водой. - Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. - Сколько всего воды во всех сосудах. - А можно выяснить, где воды больше, а где меньше? Нужна мерка. Как измерить жидкость? Узнать её количество? |
Личностные УУД - проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные УУД -уметь высказывать своё предположение; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные УУД -участие в коллективном обсуждении проблемы; -умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД - анализировать, синтезировать, сравнивать информацию. |
||||
Поиск решения проблемы
Цель: ознакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра |
Учитель берёт в руки стакан с водой. - Что у меня в стакане? - Какая она? Учитель выливает часть воды на стол или на пол и спрашивает, что произошло с водой? - Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? - Приведите примеры ёмкостей. - Посмотрите на столе у меня пакет из-под молока, пачка сока и банка. У этих емкостей есть одинаковый признак, по которому эти сосуды совпадают. Отгадайте этот признак.
- Этот признак называется емкостью или объемом и измеряется он в литрах. Слово «литр» сокращённо пишут так: л, 3л, 7л. (на доске) - Запишем в нашей тетради. - Сформулируем тему нашего урока. - Где вы встречали эту единицу измерения? - Измерим ёмкости, выливая из них воду литровыми банками. - Какой можно сделать вывод?
- А теперь эти же ёмкости наполним водой по-другому: кастрюлю банкой, а банку стаканами.
- Почему так произошло? - Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов? |
вода жидкая
Она растеклась, потому что жидкая.
Ёмкости. стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр.
предположения детей (помещается одинаковое количество жидкости)
Литр В магазине, на автозаправке. (СЛАЙД)
- Кажется, что емкости по размеру разные, а вмещают одинаковое количество воды. - Получается, что кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество воды, а теперь - разное.
- Измерять одинаковой меркой, а не разной. |
Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы.
|
||||
Динамическая пауза |
- Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, обозначает длину - вы шагаете, а если обозначает объём, то вы приседаете. Будьте внимательны! (СЛАЙД) 4 см, 8кг, 5л, Зсм, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л. |
|
|
||||
Воспроизведение нового знания
Цель: включение нового знания в систему знаний. |
1. Устный счет. СЛАЙД 9л -...= 3л ...л +2л = 8л ..л - 4л = 4л 4л + 3л - 5л =...л 7л - 6л =...л 6л - 5л + 8л =...л
- Решите задачу: Миша принёс для поливки огорода 3 ведра воды, а Петя - 5 вёдер. Сколько вёдер воды они принесли вместе? - Какая единица измерения встретилась в этой задаче?
2. Решение задачи из учебника с.38, №3
3. Организует работу в группах. 1. Налей воду в стакан до краёв и перелей в чашку. Что ты замечаешь? Сравни по объёму чашку и стакан. Сделай записи. Ч С С Ч
2. Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Сравни по объёму банки а и б. (по рисунку)
3. В одну банку входит 3 л воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 2 л? Как отмерить 4 л? Проверка работы. (2 группа на СЛАЙДЕ) |
Работают в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, выдвигают своё решение, приходят к единому мнению. Представители групп озвучивают свой вариант решения.
Оформление схемы и решения задачи в тетради.
Самостоятельно решают задачи и делают необходимые записи. |
Познавательные УУД -самостоятельное создание способов решения проблемных задач. Регулятивные УУД - саморегуляция
Коммуникативные УУД - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: самооценивание. |
||||
Рефлексия деятельности. Цель: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - оценить собственную деятельность; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. |
Что сегодня на уроке мы нового узнали? - Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина? - Что такое ёмкость? - А в природе существуют «ёмкости» для воды? - А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? Почему? - Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это как? Домашнее задание: Предлагаю дома вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться исследованием. Необходимо измерить, сколько стаканов в литровой банке, в бидоне, в кастрюле. Посмотрите, какие у вас получатся результаты, это очень интересно. И выполнить задания на с.16 в тетради на печатной основе. А теперь, возьмите модель бумажного кораблика, который лежит у вас на парте, приклейте к нему флажок: красный – если вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием, зелёный - если было немного трудно и не всё понятно, синий – было очень трудно и всё непонятно. - Приклеили? Пустим кораблики на воду, в наши ёмкости с водой, пусть поплавают, а мы полюбуемся. |
как измерить количество жидкости
сосуд, куда наливают жидкость водоёмы
|
Познавательные УУД -контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.